Свойства бумаги
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия + дополнительные материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной области «Познание» в старшей группе.

Тема: Свойства бумаги.

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах. 

Программные задачи:

  • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
  • Формировать и поддерживать интерес детей к миру природы, удовлетворять детскую любознательность.
  • Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
  • Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги (впитывает воду, мнется, режется, горит).
  • Развивать словесно-логическое мышление, воображение и творчество.

Материалы и оборудование:

  • бумага;
  • «цветочки» из бумаги, в середине божьи коровки;
  • ножницы, клей, ёмкости с водой, спички, железный колпачок для гашения огня;
  • картинки, иллюстрирующие выводы;
  • сводная таблица свойств бумаги.

Ход занятия.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости – работники нашего детского сада. Давайте с ними поздороваемся.

Дети. Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас!

Воспитатель. На гостей вы посмотрели?

А теперь тихонько сели!

Почемучка. Здравствуйте, ребята! А вот и я! Помните меня?

Воспитатель. Здравствуй, Почемучка!

Почемучка. А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…

Воспитатель. Стой-стой-стой! Опять ты заладил свои «Почему?» да «Почему?»! Лучше скажи: ты к нам в гости или по делу?

Почемучка. Конечно, по делу! Мне опять дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!

Воспитатель. Ну что, ребята, поможем Почемучке ещё раз?

Дети. Да!

Воспитатель. Что у тебя на этот раз?

 Почемучка. Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала новую загадку! Сложную – пресложную! И тогда узнаете, что нужно изучить!

Воспитатель. Ну что ж, загадывай свою загадку!

Почемучка. Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!

Отгадка: бумага

Ну вот! Опять вы всё отгадали!  А знаете ли вы, зачем нужна бумага? Что из неё делают? Вот у вас в группе есть предметы из бумаги? Назовите их!

Дети называют изделия из бумаги.

Почемучка. Тогда, может, вы сможете и назвать, какие свойства имеет бумага?

Воспитатель. Так сразу назвать, может, и не сумеем, зато мы можем эти свойства определить!

Почемучка. Ну и как вы это узнаете?

Дети. Проведём опыты.

Почемучка. А где их проводят?

Дети. В лаборатории.

Воспитатель. Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги?

Почемучка. Конечно! Пойдёмте быстрее!

Воспитатель. Подожди. Прежде чем мы отправимся в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности! Итак, ребята, перед тем, как зайти в лабораторию, нужно…

Дети. Надеть халаты!

Почемучка. А почему?

Дети. Чтобы не испачкать свою одежду и чтобы не занести пыль и микробов.

Воспитатель. В лаборатории нельзя…

Дети. Бегать, драться, баловаться, шуметь, брать без спросу.

Воспитатель. В лаборатории нужно…

Дети. Слушать воспитателя и выполнять задания.

Воспитатель. Молодцы! Итак, отправляемся!

Физминутка. По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До доски мы добежим.

Стоп. Немножко отдохнем.

Дальше мы пешком пойдем.

Дети надевают халаты и подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат по 3 листа бумаги, ножницы, клей. Перед каждым стоит мисочка с водой.

Воспитатель. Итак, ребята, вы садитесь за столы, а ты, Почемучка, устраивайся повыше, чтобы тебе всё было видно.

Опыт 1. Дети рассматривают бумагу и называют её признаки: гладкая, тонкая, цветная, лёгкая.

Опыт 2. Предложить детям сложить красный лист бумаги в несколько раз. Вывод: бумагу можно сложить.

Опыт 3. Розовый лист разрезать ножницами пополам. Вывод: бумагу можно разрезать.

Опыт 4. Одну половинку розового листа разорвать. Вывод: бумага рвётся, а значит, она непрочная.

Опыт 5. Попробовать приклеить оторванный кусочек на место. Вывод: бумагу можно склеить.

Опыт 3. Вторую половинку розового листа бумаги мнут. Вывод: бумага мнётся.

Опыт 6. Нужно подбросить квадратики белой бумаги вверх. Вывод: бумага летает, а значит, она лёгкая.

Опыт 7. Кусочки белой бумаги опускают в миску с водой. Вывод: бумага впитывает воду и, намокая, тонет.

Воспитатель. Следующий опыт мы проведём в секретной лаборатории. А поскольку вы уже немного устали, то перед таким ответственным заданием нужно немного размяться.

Физминутка. По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем.

И опять пешком пойдем.

На столе – спички, лист бумаги, железный колпачок для гашения огня.

Воспитатель. Этот опыт – огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и сделайте вывод. Но для начала вспомните, как нужно себя вести во время работы с огнём.

Дети. Сидеть спокойно, наблюдать, не дуть на огонь. А в конце огонь потушить.

Воспитатель. Молодцы. Итак, приступаем.

Опыт 8. Воспитатель поджигает бумагу. Вывод: бумага горит.

После каждого опыта дети находят картинку, иллюстрирующую вывод, и крепят её на доску.

Воспитатель. А теперь, ребята, нам пора возвращаться обратно в группу. Снимайте халаты и аккуратно вешайте их на спинки стульчиков. И идём домой.

Дети проходят на ковёр. Воспитатель следом вносит Почемучку.

Почемучка. Ой, ребята, как же это, всё-таки, здорово: экспериментировать!

Воспитатель. Ну что, Почемучка, ты запомнил все рассмотренные свойства бумаги?

Почемучка. Ой! Мне так понравилось наблюдать за вашими действиями, что я совсем не слушал, что вы потом говорили…

Воспитатель. Ай-ай-ай! Ребята, давайте напомним Почемучке, какие же свойства бумаги мы с вами рассмотрели.

Дети, опираясь на таблицу, проговаривают сделанные выводы.

Почемучка. Ура! Я запомнил! Ребята, вы такие молодцы, что мне очень захотелось сделать вам подарок. У меня есть волшебные цветы, которые сейчас спят, но если вы опустите их в воду, то цветы проснутся, и вы увидите, кто в них живёт. Эти цветы я оставлю воспитателю, и скажу ей на ушко волшебные слова, без которых ничего не получится. Когда мы с вами снова встретимся, вы расскажете, кто прятался в ваших цветах. А теперь мне пора. Спасибо вам за помощь! До свидания!

Воспитатель. До свидания, Почемучка, приходи к нам ещё!

 



Предварительный просмотр:

Свойства бумаги

                        вид бумаги

операция

салфетка

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=134395356-01-72&n=21

писчая

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=39360214-37-72&n=21

обёрточная

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=429748248-41-72&n=21

альбомная

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=197086371-43-72&n=21

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=132795162-13-72&n=21 

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=384290790-65-72&n=21

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=300929558-07-72&n=21

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=486300168-00-72&n=21

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=532410363-23-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=68897371-57-72&n=21

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=197572604-57-72&n=21 

Свойства бумаги

    http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=92023645-03-72&n=21

      http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=384290790-65-72&n=21

    http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=300929558-07-72&n=21

   http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=84396096-00-72&n=21

   http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=532410363-23-72&n=21

   http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=68897371-57-72&n=21

     http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=76740648-10-72&n=21

   http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=312941618-13-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=92023645-03-72&n=21

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=384290790-65-72&n=21

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=300929558-07-72&n=21

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=84396096-00-72&n=21

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=532410363-23-72&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=68897371-57-72&n=21

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=76740648-10-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=312941618-13-72&n=21



Предварительный просмотр:

Кто придумал и изобрёл бумагу

   История бумаги началась много столетий назад. Считается даже, что этому ремеслу столько же лет, сколько и мастерству прядения и ткачества.      Материалы для письма на протяжении нескольких веков претерпели значительные изменения.

Изначально древние люди  выполняли письмена на  камне. Это объяснялось его доступностью. Однако, определенные трудности в использовании (невозможность быстрой записи, сложность в обработке) привели к вынужденному отказу от него как от материала для письма.

Следующим этапом на пути преобразования письменного материала было использование глины - легкодоступного, повсеместно встречающегося природного материала. Мягкость и податливость глины позволяли использовать в качестве инструмента тонкую заостренную палочку. Высушенная и обожженная на огне плитка становилась твердой, как камень, и хранилась на протяжении длительного времени.

На Руси  самым распространенным материалом для письма была береста – наружная часть берёзовой коры, это был самый дешёвый и доступный материал. 

В Египте материалом для письма был папирус, достоинствами которого были мягкость и гибкость. Для его производства брали стебель одноименного растения (папируса), резали его на тонкие ленты, которые складывались вместе и сушились вместе под прессом. Ленты склеивались между собой в одно полотно, которое затем высушивали на солнце и разглаживали свиным зубом. Его охотно покупали в соседних странах.  Из папирусных свитков создавались целые библиотеки. На папирусных свитках писали заострённой палочкой, обмакивая её в краску.

Во втором веке до н.э. в Малой Азии развилось крупное ремесленное производство нового письменного материала - пергамента. Для изготовления пергамента использовалась кожа с теленка, козленка или барашка. 

Первый опыт в производстве бумаги принадлежит китайцам. Ручное изготовление бумаги освоили в Китае почти 2000 лет назад. Бумагу изготавливали из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки.

В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности.

От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру.

Бумага собственного производства в России появилась в середине 16 века при Иване Грозном. Мощный толчок к развитию бумажного производства в России дал Пётр Первый.  Для поощрения бумажного производства в России он запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу. По указу Петра было построено несколько бумажных предприятий под Москвой и Петербургом.

Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена русскими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 году пущена в работу на Петергофской бумажной фабрике.



Предварительный просмотр:

Изготовление бумаги

Первый этап процесса изготовления бумаги состоит в снятии коры с дерева с последующим измельчением древесины. Затем измельченная древесина подвергается химической обработке при высоких температуре и давлении, в результате чего образуется жидкая смесь древесных волокон. Эти волокна всплывают в варочном котле и представляют собой темно-коричневую пульпу. Впоследствии эта пульпа отбеливается.

На следующем этапе специальные мельницы отбивают волокна и отделяют их друг от друга. Этот процесс в значительной степени влияет на степень изогнутости производимой бумаги, ее непрозрачность, рыхлость и жесткость. На этом этапе в массу добавляются наполнители и химикаты, которые также оказывают влияние как на внешний вид бумаги, так и на ее физические свойства. Они в наибольшей степени определяют отражающую способность бумаги, что в свою очередь определяет ее сорт.

На этом этапе пульпа содержит 99,5% воды и готова для поступления в бумагоделательную машину. Она поступает в машину, проходит через узкие трубки, поступает в камеру с повышенным давлением (головной бокс), которая отвечает за равномерное распределение пульпы на движущемся транспортере, представляющем собой сетку с мелкими ячейками. Та сторона бумаги, которая прижимается к сетке транспортера, называется проволочной стороной и отличается от противоположной стороны, называемой войлочной, рядом характеристик, включая направление прогиба и гладкость.

На протяжении следующих 6 - 10 метров движения внутри бумагоделательной машины из бумаги вытекает около 10% влаги, волокна начинают выдерживать свой вес. Таким образом, эти волокна уже становятся бумагой. Остальная влага будет удалена из этой бумаги откачиванием и прессовкой. Проклейка Теперь бумага входит в сухую часть бумагоделательной машины и движется через последовательно расположенные подогреваемые паром барабаны, которые продолжают удалять из нее влагу. На этом этапе бумага проклеивается. Проклейка необходима для закрепления поверхностных волокон и упрочнения бумаги. Проклейка в значительной степени влияет на пригодность бумаги для ксерографической печати. Если бумага не будет хорошо проклеена, отделяющиеся от ее поверхности волокна будут загрязнять принтер или копировальный аппарат и станут причиной других проблем, которые сделают более частыми вызовы специалистов по техническому обслуживанию.

Во второй сушильной секции бумагоделательной машины содержание влаги в бумаге доводится до окончательного уровня. Это чрезвычайно важный этап процесса, так как бумага со слишком высоким содержанием влаги имеет тенденцию к скручиванию, а слишком сухая бумага будет легко накапливать статический заряд, в результате чего возникнут проблемы с ее подачей и послепечатной обработкой, например, с укладкой. Даже такое небольшое отклонение значения влажности бумаги от составляющего 4,5% идеального значения как 1% может привести к проблемам при работе.

Резка и упаковка

Только что изготовленная бумага выходит из бумагоделательной машины и на некоторое время наматывается на огромные валы, которые могут иметь вес до 15 т. Эта свободная начальная намотка необходима для того, чтобы успеть за быстрым выходом бумаги из машины, а также для того, чтобы бумага остыла и приняла свой окончательный размер. Затем бумага перематывается более плотно на меньшие валы и режется устройством для продольной резки на полосы стандартной ширины.

Устройства для продольной резки обеспечивают высококачественный срез, с которого не сыплется пыль и который не ломается. Качество такого среза лучше, чем при резке гильотинным резаком, имеющимся в большинстве типографий.

Получившиеся в результате продольной резки рулоны поступают в автоматическое устройство, режущее полосы на листы

Производство бумаги

         Но как же делают бумагу в наши дни?  Чтобы это узнать, нам надо отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса бревна - в основном сосновые и ело вые. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.  Затем щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, ку да наливают кислоту. Очищенная и разва ренная древесина отбеливается, дробится на отдельные волокна и, превратившись в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.  Кашица выливается на сетку бумагоде лательной машины. Она натянута на два вала и все время вращается, как привод ной ремень, перенося бумажную кашицу вперед. Теперь она напоминает рыхлую сы рую ленту.  Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжима ют воду, другие, обогреваемые изнутри па ром, высушивают ее, третьи полируют. На конец ровная белая лента выходит из ма шины и наматывается в огромный рулон. Потом эти рулоны отправляют в типогра фии или режут на листы, а потом сшивают в тетради.  Так, переходя из машины в машину, дере во превращается в белую и чистую бумагу.

Бумагу делают на специальных комбинатах, Они так и называются-целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Брёвна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят  в машине-дробилке. Крошку, которая получилась перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она и идёт на изготовление бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению детей со свойствами бумаги во II- младшей группе

Познакомить детей со свойствами бумаги;Мнется, рвется, шуршит, размокает.     Развивать у детей тактильную чувствительность     Обогащать и активировать с...

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы «Знакомство со свойствами бумаги и ткани»

Конспект  НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы "ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ БУМАГИ И ТКАНИ"...

Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"

Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....

Конспект НОД по экспериментированию с бумагой «Знакомство со свойствами бумаги»

НОД по экспериментированию расширяет и уточняет знания детей о свойствах бумаги....

Экспериментирование с бумагой «Свойства бумаги»

Расширение и уточнение знаний детей о свойствах бумаги....

Конспект НОД «Свойства бумаги» «Секреты обыкновенной бумаги»

Развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге. Формирование умение  детей проводить опыты и эксперименты с бумагой....