«Бумага и свойства бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Полищук Ольга Анатольевна

Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_28.11.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – «Детский сад №179 «Рябинушка»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 179 «Рябинушка»)

Конспект НОД по экспериментированию

в подготовительной группе

«Бумага и свойства бумаги»

Воспитатель: Полищук О.А.

Барнаул 2021

Конспект опытно- исследовательской деятельности «Бумага и свойства бумаги»

Цель: Познакомить детей с основными свойствами бумаги.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.

 Учить детей делать выводы по окончании каждого опыта.
Развивать речь и память детей.
Воспитывать аккуратность.
Знать правила безопасности с бумагой.

Материалы и оборудование:  коллекция образцов бумаги, вода, блюдца, карандаш, ножницы, ткань, ватные палочки, подсолнечное масло, копировальная бумага.

Ход занятия:

Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о том, что находится всегда рядом с нами, но мы иногда даже не задумываемся о том, с каким трудом она появляется.
А вот, что это, отгадайте загадку:
-Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт, там след кладёт.
Правильно! Это бумага.

Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии (показ предметов) и ещё много- много другого. 
В древние времена бумаги у людей не было, но люди хотели писать, рисовать и делали они это, высекая на камнях (показ иллюстраций), это было трудно и люди стали делать глиняные дощечки, на которых царапали острыми палочками, но это было долго. И люди (показ иллюстраций) стали писать на берёзовой коре (бересте). (показ иллюстраций). 
Но вот постепенно, спустя много лет, люди научились изготавливать бумагу.
-А почему из бумаги не делают одежду? Мебель? Транспорт? 
Да, потому что бумага не прочная, не надёжная, тонкая.
И сейчас мы это проверим, проведём интересные исследования.

№1,  схема волнистые линии- бумага мнется.

Опыт №1 "Бумага мнется"

-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете , почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

-Значит делаем вывод- таблица: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? ( +,- полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.(+,-)

2, схема рванная бумага.

 Опыт №2 "Бумага рвется"

Возьмите ткань и попробуйте порвать.  Бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага,  (дети договаривают) тем легче она рвётся,   заносим наши данные в таблицу.

Второе свойство бумаги - бумага рвется(-) .

Карточка №3,  схема ножницы.

Опыт 3 "Бумага режется"

-Как думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?

Вывод:  картон толще чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. (+,-)

№4, схема капля воды.

Опыт 4 "Бумага намокает"

-Этот  значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.

-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

Карточка №5,  схема растительное масло.

Опыт №5, "Бумага впитывает масло"

-Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

-Дети: бумага впитывает масло.

-Куда поставим значок и какой сделаем вывод?

Вывод: масло пропитывает бумагу.(+)

№ 6 схема нота.

Опыт №6"Бумага издает звук" 

-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод при смятии, трении - бумага издает звук.(+)

№ 7  схема спички перечеркнуто.

Опыт №9 "Бумага горит "

-Как вы думаете , что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.

-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы.- Правильно, бумага загорится.

-А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным

А теперь я возьму комок мятой бумаги и покажу вам очень опасный опыт. Я подожгу этот комок бумаги. Что произошло? (показ).
Бумага очень быстро сгорела. Значит, она горит, и это грозит пожаром, поэтому детям спички брать нельзя. 

Я хочу с вами поиграть в одну игру. Называется она «Найди семь отличий» Я вам показываю две открытки, а вы должны сказать мне отличаются они друг от друга или нет.

Дети: Предлагают варианты ответов.

Воспитатель: Правильно, ребята, отличий здесь нет! Они одинаковые! Посмотрите у меня этих открыток не две, а гораздо больше, и все они одинаковые. Сейчас я вам расскажу для чего нам нужно столько много одинаковых открыток. Эти открытки не поздравительные, а пригласительные. Они нужны людям для того, чтобы приглашать своих друзей на разные события, например на День рождения. Друзей может быть много и приглашений тоже понадобиться много. Эти открытки напечатаны в типографии с помощью специальных станков, которые заправлены чернилами разных цветов. Типография – это место где печатают газеты, журналы и в том числе и открытки. Но можно изготовить такие приглашения своими руками. У каждого из нас один раз в году бывает День рождения, и сегодня я вас научу как можно сделать пригласительные открытки для всех ваших друзей.

- А как вы думаете, что нам помогло бы сделать это быстрее?

Если кто-то из детей имеет представление о копировальной бумаге и говорит о том, что можно ее использовать, то воспитатель уточняет представления остальных детей, тем самым вызывая желание познакомится с ее свойствами.

Воспитатель: А кто из вас уже пользовался такой бумагой?

Дети: могут сказать, на работе у родителей и т. п.

Воспитатель: А для чего она нужна?

Дети: Чтобы сделать много приглашений, чтобы получить копию.

Воспитатель: Давайте попробуем перевести рисунок с помощью этой копировальной бумаги. Нам понадобиться карандаш, копирка и белая бумага.

Дети пробуют получить копии. У одних ребят получились одинаковые приглашения на разных листах, а у других ребят – на обеих сторонах одного листа. (у ребят в ходе работы возникает вопрос «Почему так вышло?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на копирку. Видите одна сторона у нее - «жирная», с краской, а другая – матовая. Как вы

Думаете, какой стороной нужно положить копирку на тот лист, на который переводится рисунок? Почему?

После обсуждения дети снова готовят приглашения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению детей со свойствами бумаги во II- младшей группе

Познакомить детей со свойствами бумаги;Мнется, рвется, шуршит, размокает.     Развивать у детей тактильную чувствительность     Обогащать и активировать с...

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы «Знакомство со свойствами бумаги и ткани»

Конспект  НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы "ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ БУМАГИ И ТКАНИ"...

Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"

Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....

Конспект НОД по экспериментированию с бумагой «Знакомство со свойствами бумаги»

НОД по экспериментированию расширяет и уточняет знания детей о свойствах бумаги....

Экспериментирование с бумагой «Свойства бумаги»

Расширение и уточнение знаний детей о свойствах бумаги....

Конспект НОД «Свойства бумаги» «Секреты обыкновенной бумаги»

Развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге. Формирование умение  детей проводить опыты и эксперименты с бумагой....