«Бумага и свойства бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_28.11.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – «Детский сад №179 «Рябинушка»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 179 «Рябинушка»)
Конспект НОД по экспериментированию
в подготовительной группе
«Бумага и свойства бумаги»
Воспитатель: Полищук О.А.
Барнаул 2021
Конспект опытно- исследовательской деятельности «Бумага и свойства бумаги»
Цель: Познакомить детей с основными свойствами бумаги.
Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.
Учить детей делать выводы по окончании каждого опыта.
Развивать речь и память детей.
Воспитывать аккуратность.
Знать правила безопасности с бумагой.
Материалы и оборудование: коллекция образцов бумаги, вода, блюдца, карандаш, ножницы, ткань, ватные палочки, подсолнечное масло, копировальная бумага.
Ход занятия:
Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о том, что находится всегда рядом с нами, но мы иногда даже не задумываемся о том, с каким трудом она появляется.
А вот, что это, отгадайте загадку:
-Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт, там след кладёт.
Правильно! Это бумага.
Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, фотографии (показ предметов) и ещё много- много другого.
В древние времена бумаги у людей не было, но люди хотели писать, рисовать и делали они это, высекая на камнях (показ иллюстраций), это было трудно и люди стали делать глиняные дощечки, на которых царапали острыми палочками, но это было долго. И люди (показ иллюстраций) стали писать на берёзовой коре (бересте). (показ иллюстраций).
Но вот постепенно, спустя много лет, люди научились изготавливать бумагу.
-А почему из бумаги не делают одежду? Мебель? Транспорт?
Да, потому что бумага не прочная, не надёжная, тонкая.
И сейчас мы это проверим, проведём интересные исследования.
№1, схема волнистые линии- бумага мнется.
Опыт №1 "Бумага мнется"
-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете , почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
-Значит делаем вывод- таблица: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? ( +,- полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.(+,-)
№2, схема рванная бумага.
Опыт №2 "Бумага рвется"
Возьмите ткань и попробуйте порвать. Бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся, заносим наши данные в таблицу.
Второе свойство бумаги - бумага рвется(-) .
Карточка №3, схема ножницы.
Опыт 3 "Бумага режется"
-Как думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?
Вывод: картон толще чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. (+,-)
№4, схема капля воды.
Опыт 4 "Бумага намокает"
-Этот значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.
-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)
Карточка №5, схема растительное масло.
Опыт №5, "Бумага впитывает масло"
-Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?
-Дети: бумага впитывает масло.
-Куда поставим значок и какой сделаем вывод?
Вывод: масло пропитывает бумагу.(+)
№ 6 схема нота.
Опыт №6"Бумага издает звук"
-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.
Вывод при смятии, трении - бумага издает звук.(+)
№ 7 схема спички перечеркнуто.
Опыт №9 "Бумага горит "
-Как вы думаете , что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.
-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы.- Правильно, бумага загорится.
-А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным
А теперь я возьму комок мятой бумаги и покажу вам очень опасный опыт. Я подожгу этот комок бумаги. Что произошло? (показ).
Бумага очень быстро сгорела. Значит, она горит, и это грозит пожаром, поэтому детям спички брать нельзя.
Я хочу с вами поиграть в одну игру. Называется она «Найди семь отличий» Я вам показываю две открытки, а вы должны сказать мне отличаются они друг от друга или нет.
Дети: Предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Правильно, ребята, отличий здесь нет! Они одинаковые! Посмотрите у меня этих открыток не две, а гораздо больше, и все они одинаковые. Сейчас я вам расскажу для чего нам нужно столько много одинаковых открыток. Эти открытки не поздравительные, а пригласительные. Они нужны людям для того, чтобы приглашать своих друзей на разные события, например на День рождения. Друзей может быть много и приглашений тоже понадобиться много. Эти открытки напечатаны в типографии с помощью специальных станков, которые заправлены чернилами разных цветов. Типография – это место где печатают газеты, журналы и в том числе и открытки. Но можно изготовить такие приглашения своими руками. У каждого из нас один раз в году бывает День рождения, и сегодня я вас научу как можно сделать пригласительные открытки для всех ваших друзей.
- А как вы думаете, что нам помогло бы сделать это быстрее?
Если кто-то из детей имеет представление о копировальной бумаге и говорит о том, что можно ее использовать, то воспитатель уточняет представления остальных детей, тем самым вызывая желание познакомится с ее свойствами.
Воспитатель: А кто из вас уже пользовался такой бумагой?
Дети: могут сказать, на работе у родителей и т. п.
Воспитатель: А для чего она нужна?
Дети: Чтобы сделать много приглашений, чтобы получить копию.
Воспитатель: Давайте попробуем перевести рисунок с помощью этой копировальной бумаги. Нам понадобиться карандаш, копирка и белая бумага.
Дети пробуют получить копии. У одних ребят получились одинаковые приглашения на разных листах, а у других ребят – на обеих сторонах одного листа. (у ребят в ходе работы возникает вопрос «Почему так вышло?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на копирку. Видите одна сторона у нее - «жирная», с краской, а другая – матовая. Как вы
Думаете, какой стороной нужно положить копирку на тот лист, на который переводится рисунок? Почему?
После обсуждения дети снова готовят приглашения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению детей со свойствами бумаги во II- младшей группе
Познакомить детей со свойствами бумаги;Мнется, рвется, шуршит, размокает. Развивать у детей тактильную чувствительность Обогащать и активировать с...
Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы «Знакомство со свойствами бумаги и ткани»
Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы "ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ БУМАГИ И ТКАНИ"...
Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"
Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....
Конспект НОД по экспериментированию с бумагой «Знакомство со свойствами бумаги»
НОД по экспериментированию расширяет и уточняет знания детей о свойствах бумаги....
Экспериментирование с бумагой «Свойства бумаги»
Расширение и уточнение знаний детей о свойствах бумаги....
Конспект НОД «Свойства бумаги» «Секреты обыкновенной бумаги»
Развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге. Формирование умение детей проводить опыты и эксперименты с бумагой....