Методическая разработка с элементами опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Марсианину о воде»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка с элементами опытно-экспериментальной деятельности на тему "Марсианину о воде". Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в совместной познавательно-исследовательской деятельности со взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodcheskaya_razratotka_zanyatiya_marsianinu_o_vode.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №92 комбинированного вида Невского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка с элементами
опытно-экспериментальной деятельности
для детей старшей группы «Марсианину о воде»
Разработала:
воспитатель
Олифир А.А.
Санкт-Петербург
2022
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей в
совместной познавательно-исследовательской деятельности с взрослым.
Закрепление знаний о круговороте воды в природе.
Задачи:
Образовательные:
• Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность
анализировать.
• Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов.
• Закреплять знания детей о явлении природы - круговорот воды в природе, расширять и укреплять знания о свойствах воды и её пользе для всего живого на Земле
• Активизировать словарный запас детей родственными словами: водоём, водохранилище, водовоз, водяной, водолаз, подводный, водопровод, водоросли, водоворот, наводнение, водопад.
• Формировать партнерские отношения у детей в процессе исследовательской деятельности.
Развивающие:
• Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно-следственные связи.
• Развивать детскую инициативу, активность по изучению свойств предметов, явлений.
• Развивать мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
• Продолжать развивать наблюдательность и любознательность.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
• Воспитывать чувство эмпатии к родной природе, аккуратность при проведении экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься, желание оказывать помощь.
• Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.
Методы: Наглядный метод (занятия, беседы с детьми, игры,
показ способа действий, наблюдение, эксперименты, демонстрация
опытов, глобус, алгоритмы символизирующие (у воды нет формы, свойства воды, вода-растворитель, способность воды отражать предметы);
Словесный метод (объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, вопросы, художественное слово);
Практический метод: (индивидуально-дифференцированный подход (в процессе опыта)
рассказ педагога - беседа);
Игровой метод (дидактическая игра, упражнения, физкультминутка);
Методы эмоциональной заинтересованности (сюрпризный момент – письмо от Всезнайки).
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: проводить несложные опыты с водой. Продолжать развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного типа (экспериментирование, создание
проблемных ситуаций).
Социально - коммуникативное развитие: умение работать в группе, учитывать мнения партнера, отстаивать собственную точку зрения, доказывать свою правоту
Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли. Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.
Физическое развитие: накапливать и обогащать двигательный опыт детей
Художественно – эстетическое развитие: приобщать к музыкальному искусству.
Речевое развитие: Формировать устную речь, активизировать словарный запас и навыки речевого общения с окружающими.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская,
коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, её роль в жизни человека.
2. Проведение опытов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций по теме: «Вода».
4. Использование дидактических игр о воде: «Какой бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5.Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой, вовремя прогулок.
7. Презентация «Про воду»
Материалы: письмо от Всезнайки; глобус; аудиоматериалы из звучанием воды в ручье, моря, водопада, дождя, реки; картинки с изображением живых и неживых существ (медуза, человек, божья коровка, дерево, цветок ромашки, белка, тарелка, одежда); плакат с изображением большой капли к речевой игре «Назови слова – родственники», картинки к игре (водоём, водохранилище, водовоз, водяной, водолаз, подводный, водопровод, водоросли, водоворот, наводнение, водопад); емкости с водой, соль, песок, камушки, колба, разные ёмкости, резиновая перчатка, предметы одинакового размера, но из разного материала (мелкие камушки, дерево, монета, пенопласт); магнитный стенд «Круговорот воды в природе»; книга-капелька, картинки для изготовления книги; конструктор лего, мешочек.
Ход занятия
I. Организационная часть
1. Психологическое наставление на успех:
Улыбнитесь друг-другу, мысленно пожелайте успехов на целый день. Для того чтобы выполнить все задания на занятии, будьте старательными и внимательными.
Наши задачи такие:
Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а рассуждать.
Дружно задания все выполнять!
2. Письмо от Всезнайки
Воспитатель: дети, сегодня я получила письмо от друга нашей группы –Всезнайки. Он сообщает, что недавно ему пришлось познакомится с марсианином, который прилетел с планеты «Загорье». Эта планета совсем не похожая на нашу планету Земля, ведь на ней нет растений, животных, только огромные горы и нескончаемые пустыни. Всезнайка объяснил инопланетянину, что это может быть из-за того, что на «Загорье» совсем нет воды. Марсианина очень заинтересовало это слово, ведь н услышал его впервые, поэтому захотел узнать, что такое вода, что она может делать и для чего нужна на Земле.
Всезнайка знает, что вы очень любознательные дети, поэтому обращается к вам за помощью рассказать марсианину все, что вы знаете о воде. Поэтому давайте вместе, дружно поработаем и отправим видеозапись с нашего занятия Всезнайке и марсианину.
II.Основная часть.
1.Упражнение «Что такое вода?»
Воспитатель: Ребята, а давайте поразмышляем: что же такое вода? (ответы детей) Воспитатель демонстрирует глобус. Дети, что это? (ответы детей). Верно, глобус. Глобус- это модель нашей планеты Земля. Рассмотрим его. Какие цвета мы видим на нём? (Ответы детей: голубой, желтый, зеленый, коричневый). А какой цвет преобладает? (голубой). Что обозначают этим цветом (правильные ответы: воду, моря, океаны, реки, озера,) А каким цветом обозначают сушу? (коричневым) Чего больше на Земле воды или суши? (воды)
2.Дидактическая игра «Песни воды»
Воспитатель: Дети, хочу вам предложить прослушать звуки воды в природе и отгадать, что так звучит. Обязательно дослушайте до конца, поднимите руку и дайте ответь. (Дети слушают аудио материал со звучанием воды в ручье, море, водопада, дождя) Как выдумаете, что так звучит?
3. Игра «Кому нужна вода?»
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Дети, а кому и зачем, необходима вода? Чтобы разобраться в этом, предлагаю поиграть в игру «Кому нужна вода?» (Дети выбирают картинки с изображением тех, кому для существования нужна вода. Ответы комментируют) Вывод: вода нужна всем живым существам чтобы жить, предметам неживой природы нужна чтобы их мыть, содержать в чистоте.
4. Речевая игра «Назови слова-родственники».
Воспитатель: А знаете ли вы, друзья что у слова «вода» есть много слов родственников, которые очень похожи на это слово, но имеют разные значения. (воспитатель предлагает детям подобрать родственные слова, при этом демонстрирует соответственные картинки).
- Как назовем воду ласково? (водичка)
- Река, озеро, пруд, море – это …(водоём)
- Место, где накапливается и сохраняется много воды называется (водохранилище)
- Как называется транспорт, который развозит питьевую воду? (водовоз)
-Какой пистолет стреляет водой? (водяной)
-Корабль, лодка, паром – какой вид транспорта? (водный)
-Название лодки, которая плавает под водой? (подводная)
-Человек, который погружается под воду в специальном костюме и снаряжении? (водолаз)
-Растения, которые растут в аквариуме? (водоросли)
-Как вода попадает к нам в дом? (водопровод)
-Дух, обитающий в воде, хозяин вод? (водяной)
- Как называется место в реке, море в котором течения образуют вращательное движение? (водоворот)
- Как называется затопление территории большими объемами воды? (наводнение)
5. Работа в лаборатории «Что может делать вода?»
Воспитатель: А сейчас, девочки и мальчики, я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. Здесь мы исследуем свойства воды.
Воспитатель: Сегодня с помощью опытов мы продемонстрируем инопланетному гостю, какие свойства имеет вода. Скажите, какие правила нужно соблюдать в лаборатории во
время проведения опытов, отвечаем на вопросы полным предложением
(ответы детей: во время проведения опытов не мешать друг другу, не
вертеться; быть очень внимательным и аккуратным; никогда не нюхать
незнакомое вещество, не пробовать его на вкус).
Работать будем в группах. У меня есть волшебный мешочек с разноцветным лего, он поможет нам распределиться на три группы ( I- зелёная, II-красная, III-жёлтая). Пожалуйста, по очереди доставайте из мешочка лего и подходите к столу, цвет которого вы выбрали.
Для каждой группы на столе лежат алгоритмы опытов и необходимое оборудование.
I группа – (зелёная) должна выяснить все ли вещества растворяются в воде;
II группа (красная) определит имеет ли вода форму;
III группа (жёлтая) выяснит все ли предметы тонут в воде.
I группа.
Опыт.
Предположение: Вода растворяет все вещества.
Ход опыта.
Высыпать в стакан с водой ложку соли и размешать.
(аналогично операции произвести с песком и камушками)
Вывод: есть вещества, которые растворяются в воде, но есть вещества, которые не растворяются в воде.
II группа
Опыт.
Предположение: Вода имеет форму.
Ход опыта.
Взять резиновую перчатку, аккуратно наполнить её водою с ёмкости. Наблюдаем, что вода приобрела форму перчатки. Сделать такие же действия с другими ёмкостями (колба, банка ..) Сделать вывод
Вывод: Вода меняет форму, значит предположение не подтвердилось.
III группа
Опыт
Предположение: Легкие предметы плавают, тяжёлые тонут.
Ход опыта
В прозрачную посуду, используя условную мерку, опустить 2-3 предмета одинаковой формы и объёма, но с разного материала (дерево, стекла, пластмасса, бумаги, ткани, воска), используя последовательные действия. Учить детей объяснять поведение этих предметов в воде. Почему некоторые плавают на поверхности, другие тонут.
Вывод: легкие предметы плавают, тяжелые тонут. Предположение верное.
Проследить, чтобы каждая группа выполнила опыт. При необходимости оказать помощь. Кто у вас докладчик? Какое было задание? (У нас было задания выяснить-…)
6.Физкультминутка.
Воспитатель: Плодотворно поработали, а теперь время отдохнуть. Как говорят у нас «Делу время, а потехе час». Выходите все на коврик.
«Что там чудится в тумане?»
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
Дети садятся на стулья в полукруг перед мольбертом.
7. Повествование сказки «Откуда берется вода?» (Круговорот воды в природе).
Воспитатель: А сейчас, мы расскажем марсианину сказку о пути капли в природе. Это явление называется «Круговорот воды в природе» (Дети рассказывают сказку по картинкам)
Жила была маленькая капля. Она и её сестрёнки-капелька сидели на большой туче, весело смеялись и болтали.
С каждым днем туча становилась всё больше и больше, пока в одну замечательную минуту не пролилась дождем на землю.
«До встречи!»-только и успела прокричать Капелька своим сестрёнкам, потому что летела уже на землю.
Ручеёк, весело журча, нёс нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Здесь Капелька была удивлена ещё больше…Никогда в своей жизни она не видела так много воды!
Всё было ей новым и интересным! Увидев маленьких утят, плавающих в пруду, она подумала: «а это кто? Нужно обязательно с ними познакомится!.. Но не успела, так как мгновенно пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами преобразовалась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз, а плавно подымалась вверх к облакам. «Я лечу!»- шёпотом подумала Капелька.
Когда она была очень далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладней. «Мне кажется, я снова превращаюсь в водяную каплю…»- подумала Капелька.
В это время рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с огромным удовольствием к ней присоединилась. Облако состояло с многих других мелких капель, которые наперебой рассказывали сестренкам о том, какие необыкновенные приключения они пережили на земле.
Воспитатель: Молодцы ребята, очень познавательная сказка. Марсианину она поможет разобраться, как происходит круговорот воды в природе. А что еще вы можете сказать о воде?
(Выходят дети и читают стихотворение)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться.
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить.
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому, воду надо беречь и охранять.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, наше видео занятие подходит к завершению. Давайте подытожим, о чём мы сегодня говорили, что вы для себя узнали нового и интересного? Что запомнилось? Почему? А теперь я вам предлагаю изготовить книгу в виде капли, на страницах которой мы разместим все полученные знания о воде и отправим эту книгу вместе с видео марсианину.
Изготовление книги детьми. Всё что изображено на страницах книги дети комментируют и объясняют (свойства воды, состояния, где можно встретить воду в природе, кому нужна вода, как человек использует воду, кругооборот воды в природе, загрязнение воды). Воспитатель: Дети, вы такие молодцы! Сегодня мы вспомнили, узнали и поделились знаниями о воде с инопланетным другом Всезнайки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект методической разработки организации непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Составление сказки: «Приключения Тыквы на улицах города»» (по ознакомлению с правилами дорожного движения)
Методическая разработка организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению и закреплению правил дорожного движения....
Методическая разработка по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада
Методическая разработка по познавательно- исследовательской деятельности ("Познавательное развитие") "Воздух"...
Методическая разработка: конспекты непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка:конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Военная техника Великой Отечественной Войны»
Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам для проведения непосредственно образовательной деятельности и памятных мероприятиях в Год памяти и славы в честь 75-й годовщины Победы советско...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"
Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...
Методическая разработка: Примерное планирование совместной деятельности для детей старше-подготовительного к школе возраста с лёгкой умственной отсталостью по формированию представлений о живой природе.
Система занятий по возможным лексическим темама для детей страше-подготовительного возраста с умственной отсталостью....
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Тратим разумно, сберегаем, экономим»
Финансовая грамотность ребенка – это образование экономической направленности, формирующее основы финансовой культуры. Основы финансовой грамотности можно начинать изучать в дошкольном возрасте....