Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайна в воде»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дружинина Мария Дмитриевна

Тема: «Тайна в воде»

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма организации: групповая

Методы и приёмы:  игровой, беседа, диалог для ввода в занятие, для создания положительного эмоционального фона.  «Мозговой штурм» для активации мыслительных операций, развитие ассоциативных связей. Ассоциативный метод. Шифровка свойства воды зрительными образами. Показ-объяснение. Работа в парах. Экспериментирование.

Средства:

Наглядные: саквояж,  шляпа, бутылки с холодной водой -2шт., бутылки с теплой водой – 8 шт.,  магнитная доска,  мольберт, карточки с изображением  этапов проведения эксперимента;  заготовка страница книги.

схема  «правила  поведения при экспериментировании». Цветной кристалл.

Раздаточный материал: контейнер с холодной водой- 4 шт., маленькие ёмкости для воды- 7 шт., краски гуашь- 7 шт.,  кисточки- 7 шт., воронки- 4 шт., подносы- 4 шт., салфетки- полотенца- 7 шт.,  фартуки детские- 6 шт., взрослый фартук -1 шт., трафареты «виды облаков» - 7 шт., дипломы для участников и наградные значки- 6 шт.

Музыкальные: музыкальный фрагмент «открытие коробки».

Технические средства: телефон.

 

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению.

 

Цель: повышение мотивации детей к познавательной деятельности в процессе экспериментирования с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_tayna_v_vode.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 45

Колпинского района города Санкт-Петербурга

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста

по познавательно-исследовательской деятельности

на тему: «Тайна в воде»

Составила: воспитатель I кв. категории

Дружинина М.Д.

г. Санкт-Петербург

2023 г

Тема: «Тайна в воде»

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма организации: групповая

Методы и приёмы:  игровой, беседа, диалог для ввода в занятие, для создания положительного эмоционального фона.  «Мозговой штурм» для активации мыслительных операций, развитие ассоциативных связей. Ассоциативный метод. Шифровка свойства воды зрительными образами. Показ-объяснение. Работа в парах. Экспериментирование.

Средства:

Наглядные: саквояж,  шляпа, бутылки с холодной водой -2шт., бутылки с теплой водой – 8 шт.,  магнитная доска,  мольберт, карточки с изображением  этапов проведения эксперимента;  заготовка страница книги.

схема  «правила  поведения при экспериментировании». Цветной кристалл.

Раздаточный материал: контейнер с холодной водой- 4 шт., маленькие ёмкости для воды- 7 шт., краски гуашь- 7 шт.,  кисточки- 7 шт., воронки- 4 шт., подносы- 4 шт., салфетки- полотенца- 7 шт.,  фартуки детские- 6 шт., взрослый фартук -1 шт., трафареты «виды облаков» - 7 шт., дипломы для участников и наградные значки- 6 шт.

Музыкальные: музыкальный фрагмент «открытие коробки».

Технические средства: телефон.

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению.

Цель: повышение мотивации детей к познавательной деятельности в процессе экспериментирования с водой.

   

Задачи:

Образовательная:

  1. закреплять знания детей о свойствах воды (отсутствие цвета и запаха; отсутствие вкуса; отсутствие

          собственной формы; прозрачность; вода может растворять вещества);

  1. знакомить с новым свойством воды (движение теплой и холодной воды);

Развивающая:  

  1. развивать наблюдательность, внимание, познавательную активность детей путём включения их в  

проблемные ситуации;

  1. развивать связную речь с опорой на таблицу;
  2. побуждать детей высказывать суждения полным предложением;
  3. развивать навыки проведения опытов;
  4. способствовать развитию у детей координации движений;
  5. развивать коммуникативные умения и навыки;
  6. формировать умение точно и согласовано выполнять полученные инструкции;

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы, понять их

         суть;

  1. воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе,  умение выслушивать друг

         друга;

  1. воспитывать у детей навыки рефлексии, способность к самоанализу, осмыслению, оценке собственной

         деятельности;

  1. воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.

Этапы (последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Этап 1. Мотивационно-ориентировочный.

 

Входит воспитатель в костюме волшебницы и приветствует детей: Доброе  утро дети!  Меня зовут волшебница Мари.  Я прибыла к вам из школы волшебства и науки. Я смотрю, к вам сегодня много гостей пожаловало! Давайте же поздороваемся с ними, как подобает воспитанным мальчикам и девочкам.  

В нашей Школе волшебства и науки  учатся  самые любопытные и любознательные дети.  Поэтому я пришла к вам! Приглашаю вас стать воспитанниками нашей школы волшебства! Хотите?  А поможет нам в этом моя волшебная шляпа.

Бамбара- чуфара,

Тулики – кысь!

(имя ребенка) вокруг себя обернись

И в волшебников превратись!

Теперь вы не просто дети, а юные волшебники!

Спасибо моя Волшебная Шляпа,  полежи, отдохни немного.

( воспитатель кладет шляпу на стол)

А еще у меня есть саквояж.  Он хранит в себе много тайн. Отгадайте, чью тайну он сегодня хочет открыть вам.

Слушайте и повторяйте за мной.

Динамическая пауза:

Стала твердою вода.
Превратилась в лед она.
Да, в природе так бывает,
И водица замерзает.
Если нам нагреть водицу?
То водица испарится!
Так бывает! Облака,
Это бывшая вода!
А как в небе охладится,
Станет дождиком водица.
Если сильно замерзает,
Снегом с облаков слетает.

Догадались, чью же тайну? 

Бамбара- чуфара,

Тулики – кысь!

Саквояж мой отворись!

Приветствует детей, ведет диалог с детьми

Держит шляпу над головой ребенка и говорит волшебные слова

Читает стихотворение и показывает движения.

Вовлекает детей в обсуждение

Свободно располагаются в группе.

Дети оборачиваются вокруг себя

Повторяют движения по желанию

Высказывают предположения, выдвигают гипотезы.

Эмоциональная готовность к совместной деятельности и  формирование начального интереса к познавательной мотивации.

 

Активизация произвольного внимания, переключение на совместную деятельность.

Предупреждение утомления, создание положительных эмоций и повышение интереса к совместной деятельности

Актуализация знаний детей, планирование деятельности.

Что же это? (Вода). Саквояж хочет поделиться тайной воды! А еще он любит, когда волшебники отвечают  полными предложениям. Постараетесь?

Вы знаете что-нибудь  про воду? Она какая? (Что с водой можно делать? Возможно ли в воде что-нибудь спрятать?

А я сейчас попробую. С помощью заклинания спрячу цветной кристалл  в бутылке. (Бросить в бутылку цветной кристалл)

Бамбара- чуфара,

Тулики – кус!

Кристалл- невидимус !

Странно, вы его видите? Как вы думаете, почему не получилось спрятать кристалл в воде?

Дааа, спрятать кристалл в воде не получилось, зато вода сама умеет превращаться. А кто мне подскажет, во что вода может превратиться?

Достает бутылку с водой

Задает вопросы.

Показывает фокус с исчезновение кристалла в бутылке с водой

Рассматривают бутылку с водой.

Рассказывают о  свойствах воды.

Высказываются полными предложениями.

Формирование начального представления по заданной теме.

Удивить появлением кристалла из пустой руки.

Проблемно - поисковый этап

А откуда идет дождь и снег?

Вы знаете как же вода  попадает наверх, в тучу?

Может нам допрыгнуть да неба, достать тучу и разглядеть ее? Сможете это сделать? Давайте попробуем (Прыгаем)   Что же делать? Я же волшебница, хотите, я научу вас делать свои тучи? Для этого нам нужно  отправиться в  волшебную лабораторию.

Бамбара- чуфара,

Тулики – кысь!

В волшебной лаборатории окажись!

Задает вопросы.

Создает проблемную ситуацию

Предлагают варианты.

Отвечают на вопросы.

Двигаются за воспитателем в лабораторию.

Постановка проблемы

Проявление готовности к совместной деятельности, интереса к предстоящей деятельности.

Как и в любой лаборатории, здесь нужно следовать правилам.

- Перед началом работы надеть волшебную мантию.

-Внимательно слушать главного волшебника.

-Сначала посмотри, потом повтори.  

-Не пробовать на вкус, не тереть глаза.  

-Соблюдать осторожность!

В лаборатории вы будете работать в парах. При необходимости помогайте друг другу. Давайте заглянем в саквояж, может там еще что-то есть.

Бамбара- чуфара,

Тулики – кысь!

Саквояж мой отворись!

Использует наглядное информационное средство: схема «правила  поведения при экспериментировании».

Проговаривает правила с показом движений.

Эмоционально включает в действия. Поддерживает интерес.

Вспоминают правила и повторяют движения по образцу.

Делятся на пары.  

Уточнение правил безопасности в ходе экспериментирования.

Этап 2. Практический.

О, и вновь вода.  Посмотрите, вода в бутылках одинаковая? Закройте глаза и протяните руки. Потрогайте  бутылку с водой, и запомните, что вы почувствовали. Какая вода в бутылках?

Так вот наша тайна, как же вода поднимается наверх,  как раз связана с этим состояние воды. Взаимодействие теплой и холодной воды  помогут нам ее раскрыть.

 Проходите в лабораторию.  Здесь вас ждёт настоящее волшебство! Надевайте  волшебные мантии. Присаживайтесь аккуратно за стол.  Помните,  что волшебникам и волшебницам  подобает сидеть красиво, с ровными спинами и ноги вместе.

Перед тем как мы начнем создавать тучу,  возьмите трафареты двумя руками и посмотрите, из каких облаков она может получиться.

Зрительная гимнастика.

Мы посмотрим высоко, мы посмотрим низко.

Мы посмотрим далеко, мы  посмотрим близко.

Справа слева присмотрись и соседу улыбнись.

Рассмотрели облака, теперь можно приступать к чудесам.

Посмотрите, что перед вами лежит.  Контейнер с водой на двоих, какая вода в контейнере? Поднос на двоих. Остальные инструменты каждому. На подносе лежит кисточка для набора краски, краска для окрашивания воды,  воронка для переливания окрашенной воды, и пустая маленькая бутылочка.

Вспомните, что для создания тучи, нам понадобиться теплая и холодная вода. У вас все необходимое есть? Чего не хватает?  

Бамбара- чуфара,

Тулики – кысь!

Теплой водой саквояж - поделись!

 Благодарю тебя! Теперь мы с вами можем продолжить создавать тучу!

 Возьмите в руки бутылку с водой потрогайте ее. Скажите, какая в ней вода? Откройте бутылку, наберите на кисточку краску и опустить ее в бутылку с водой.  Что произошло с водой? Теперь нужно перелить окрашенную воду в пустую бутылку. Как нам это сделать, чтобы не пролить воду? Переливаем  аккуратно. Теперь берём маленькую бутылочку удобной рукой,  пальцами  за горлышко, и медленно ставим  на дно контейнера с холодной водой, и вытаскиваем руку. А главное говорим волшебные слова:

Бамбара- чуфара,

Тулики – кысь!

Туча получись!

Теперь смотрите что происходит!

Рассмотрите, куда движется окрашенная  теплая вода? Что получается наверху? А почему же  синяя  вода поднимается  вверх?  Вы трогали руками бутылку, какая была вода?

ТАК ВОТ ОНА ТАЙНА ВОДЫ! Только теплая вода поднимается  вверх, и у вас получается тучка! Так и в природе происходит, когда солнце нагревает воду, она превращается в пар и поднимается вверх, образуя  облако,  а  высоко в  небе облака собираются в тучу, вода в ней  остывает и холодная вода опускается дождем или снегом вниз.  

Посмотрите, а что сейчас с вашей тучей происходит? На какое природное явление это похоже?  Вы  настоящие волшебники вы сделали дождь!

Вы запомнили, КАК создать тучу?  Сможете повторить это снова? Предлагаю создать инструкцию по изготовлению тучи. Я добавлю ее в Волшебную книгу открытий. Так вы сможете поделиться вашим открытием с другими волшебниками, что бы и они  смогли  это повторить.

Аккуратно складывайте все на поднос, бутылки из контейнера не доставайте. Выходите из-за стола, снимайте волшебную мантию,

при необходимости помогите друг другу.

Следуйте за мной, перемещаемся к волшебной книге.

Бамбара- чуфара,

Тулики – кысь!

Книга волшебства появись.

На страницах книги есть только рисунки. Возьмите и  рассмотрите их.  Что на них изображено?

При создании тучи, что вы сначала  делали? Помести карточку на страницу книги.

Как ты думаешь, что было следующее?

Что вы сделали с тёплой водой?

Куда стала двигаться вода?  

Теперь из этих рисунков  составим инструкцию по созданию тучи.

Передает  детям бутылки с холодной и теплой водой.

Проведение зрительной гимнастики

Перечисляет инструменты для проведения эксперимента

Задает вопросы.

Поддерживает интерес.

Достает бутылки с теплой водой и саквояжа. Раздает детям.

Инструктаж участников эксперимента о порядке его проведения.

Контроль за соблюдением порядка проведения опыта.

Уделяет внимание, поддержку, поощрение, необходимую помощь каждому ребенку.

Перемещается с детьми на ковер

Раздает наглядные, информационные средства для фиксации эксперимента.

Побуждает к рассказыванию выставляемой карточки соответственно ее изображению

Подходят к столу, надевают фартуки.

Занимают места за столами для самостоятельной деятельности.

Выполняют движения глазами в соответствии с текстом.

Самостоятельно проделывают опыт с теплой водой.  

Наблюдают, рассматривают движение теплой воды в большом контейнере.

В ходе обсуждения  приходят к выводу.

Дети убирают рабочее место, переходят на ковер.

Проговаривают этапы проведения опыта.

Выставляют по очереди карточки-схемы на магнитную доску.  

Проявление готовности к парной деятельности

Совершенствование движений глазами в различных направлениях из разных исходных положений.

Получение опытным путем  новой информации по заданной теме, применение ее на практике.

 Умение анализировать, делать выводы.

Зафиксировать в памяти детей результаты экспериментирования.

Этап 3. Рефлексивный.

Получение обратной связи. Выявление степени удовлетворенности детей деятельностью.

Друзья мои! Вам было интересно? А вот моя волшебная шляпа что-то совсем заскучала.  Кто хочет поделиться с ней своими впечатлениями?

…что нового ты узнал?

…что тебя удивило?

…что тебе понравилось?

…что тебе запомнилось?

…чему сегодня научился?

…что было самым интересным?

Мои волшебные друзья! Мне было тоже очень интересно с вами, но мне пора возвращаться в школу волшебства и науки. А на прощанье мы с Волшебным саквояжем,  хотим сделать вам сюрприз.

Бамбара- чуфара,

Тулики – кысь!

Саквояж мой отворись!

В память о нашей встрече, я вручаю вам сертификаты и значки юных волшебников! (Вручение сертификатов)

До новых встреч!

Побуждает  детей к высказыванию своих впечатлений.

Благодарит детей и прощается с ними и  гостями.

Осмысливание результатов  собственной деятельности и других.

Высказывание своего отношения к проведенному эксперименту.

Произносят волшебные слова.

Анализ и обобщение полученных результатов.

 Поддержание благоприятного эмоционального настроя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

В материале представлены основные этапы занятия, обозначены задачи , описано содержание деятельности педагога и детей на каждом этапе....

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

В материале представлены основные этапы занятия, обозначены задачи , описано содержание деятельности педагога и детей на каждом этапе....

Технологическая карта занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Чудеса магнита"

Образовательные области: познавательно развитиеФорма : игровая, познавательно-исследовательская деятельность.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавател...