Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру
В программе «Юный эколог» представлена система работы по формированию экологической культуры детей 3-7 лет. В процессе совместной деятельности у детей формируется представление о живой и неживой природе; деятельности человека в природе.
Программой предусмотрено взаимодействие с семьей, которое проходит через консультации, беседы, информации в уголке для родителей, а также совместную деятельность детей и родителей (конкурсы, акции, выполнение проектов).
В основе моей работы лежит игровая мотивация. Благодаря заданной игровой мотивации происходит непосредственное объединение детей для совместной деятельности. В этой деятельности ребенок учится любить и уважать все живое: цветок, лягушку, птицу и защищать их.
Программа «Юный эколог» предназначена для родителей, педагогов дошкольных образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_yunyy_ekolog.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный эколог»
для детей 3-7 лет
на 2021 - 2022 уч. год
Автор: Шаранова О.Н
2021 год
- Целевой раздел.
Пояснительная записка
« То, что нам дарит наша земля и родная природа – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, - всё это бесценное достояние нашего народа. И мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но должны и понимать, что за ежедневной суетой, нынешней, непростой и не у всех счастливой жизни, очень важно всё это беречь и хранить».
Л.А. Владимирская.
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование нравственно - патриотической личности. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Костромская область является одним из уникальнейших регионов России по разнообразию своего географического положения, видов растительного и животного мира. Уникальность природных ресурсов имеет ценность для настоящего и будущего состояния всего региона. Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться. В свою очередь, воспитание любви к природе родного края является составляющей патриотического воспитания детей.Поэтому я решила работать над патриотическим воспитанием дошкольников через экологическое воспитание.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Заложить любовь к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Исходя из этого, я считаю, что проблема изучения и охраны природы не теряет своей актуальности.
Программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.
Программа «Юный эколог»построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана надетей 3-7 лет.
Программа «Юный эколог» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме совместной деятельности в вечерние часы, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Новизна программы «Юный эколог» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у дошкольников способности к целевому, причинному- следственному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. В ходе реализации программы используется ИКТ, технология проектной и исследовательской деятельности.
В целях решения поставленных задач, я взяла за основу взаимодействия с детьми и родителями парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог».С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно – правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности».
В «Концепции устойчивого развития России» (утверждена Указом президента РФ от 2000 года)выделен раздел «Экологическое образование». В нем особо подчёркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.
Реализация программы «Юный эколог» позволит сформировать эстетическое отношение к окружающему миру, расширить знания детей о природе родного края, бережно обращаться с ней. У малышей сформируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определённые свойства, группировать их.Система контроля проводится два раза в год (в начале и конце года). На основе бесед и наблюдений составляется диагностическая карта. Такое построение образовательного процесса помогает ребенку лучше понять и осознать окружающий мир в целом, выяснить свое место в этом мире и определить влияние человека на окружающую среду.
Цель
Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически – деятельностного отношения к окружающей среде.
Задачи
- Расширять представления о живой и неживой природе,
- Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережного отношения к ней
- Расширять представления о правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях
- Учить детей моделировать и конструировать из природного материала.
Принципы:
- природосообразности;- учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки,возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности. Педагогический процесс строится в соответствии возрастным особенностям воспитанников. Опирается на зону ближайшего развития.
- Сочетания научности и доступности материала, учитывающейприоритет ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Материал даётся в игровой форме с использованием определённых методов и приёмов.
- Интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразной деятельности детей
- Систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации
- Наглядности, который просматривается при проведений наблюдений и реализуется при помощи специальных пособий и развивающей среды.
- Экологизации - каждый объект рассматривается с точки зрения взаимосвязи и взаимовлияния
Экологическое воспитание необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологийпозволит увлечь ребенка:
- Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
- Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
- Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
- Проблемное обучение побуждает детей к мыслительному процессу для поиска решения поставленной задачи. Дети занимаются самостоятельным поиском информации, используют исследовательскую деятельность и др..
Формы организации:
Любая программа предполагает выбор форм работы с детьми. В педагогическую деятельность при этом включаются:
- Познавательные беседы развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события
- Оформление экологических уголков. Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал, групповая комната, холл.
- Интерактивные занятия. По форме проведения занятия представляют собой «игры – путешествия» или «игры – открытия»
- Экскурсии – одно из основных средств развития эмоционального и нравственного отношения к природе; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.
- Экологические праздники – это дни которые наполнены радостью, весельем.
- Практические работы, опыты
- Работа с родителями. Совместные переживания взрослых и детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка
Планируемые результаты:
- Освоение детьми представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире,
- Проявление познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережного отношения к ней
- совершенствование представлений о правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях
- Освоение детей моделировать и конструировать из природного материала.
Механизм определения результатов деятельности по реализации Программы (Приложение 1)
- Содержательный раздел.
В основу программы положена система знаний по ознакомлению детей с природой родного края. Содержание программы определено в тематическом плане.
Тематическое планирование содержит двараздела:
- «Неживая природа»;
- «Живая природа»;
- Растительный мир
- Животный мир
- Человек и природа
Тематический план работы в младшей группе
Месяц | Тема | Задачи | Материал |
Неживая природа | |||
сентябрь |
Маршрут по экологической тропе | Знакомство со временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Воспитывать любовь к природе. | Иллюстрации с изображением времени года «Осень», с осенними явлениями, осенние листья разных деревьев Сказочный герой «Экосова» |
| знакомить детей с элементарными свойствами песка: влажный-формуется; сухой-сыплется.Продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, тонут в воде, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок. | Ёмкости с песком, лупы, салфетки, поднос, лейка с водой, сказочный герой «Экосова» Наборы камней, сосуды с водой, лупы, салфетки, молоток ИКТ презентация «Какие бывают камни» | |
Живая природа | |||
Растительный мир | |||
октябрь |
Участие в конкурсе «Дары природы | Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. познакомить с основными видами овощей и фруктов.развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей. «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) | Плакат «дерево, кустарники», иллюстрации с изображением деревьев, гербарий листьев Муляжи фруктов, овощей, иллюстрации растений в осенний период Дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
Животный мир | |||
октябрь |
| учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; | Альбом с разными поделками из овощей, фруктов, цветов Иллюстрации, рассказы по теме ИКТ фильм «Осенние заботы животных» |
ноябрь |
| Познакомить с домашними животными и их детенышами. Воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять о них заботу развивать интерес к правилам безопасного поведения; объяснить, что контакты с животными иногда могут быть опасны; Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных; | Иллюстрации с изображением домашних животных, игрушка - кошка, мячик, использование презентации.лист бумаги в форме круга, емкости с разной краской, влажные салфетки. картинки леса АЗ, лиса, заяц, волк, медведь, мышь; модели «Дикие звери»- хвост, лапы, морда, шерсть; клей |
Природа и человек | |||
декабрь |
| Привлечь внимание детей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников. расширение представлений о хвойных деревьях, о значении их в жизни человека | Иллюстрации, книги, ИКТ презентация «Хвойные деревья» |
Неживая природа | |||
декабрь |
| Формировать представление о временахгода: зима; связях между временами года и погодой | |
декабрь |
| закрепить представления детей о некоторых свойствах воды: жидкая, может течь, бывает холодной, тёплой.прозрачная, может окрашиваться в любой цвет познакомить детей с элементарными свойствами снега: холодный, состоит из снежинок; в тепле тает, превращается в воду продолжать знакомить детей со свойствами воды: превращение в лёд (сосульку), в тепле тает и снова превращается в воду. | Картина: «Дети зимой», карточки - зимние и летние явления. Д/и «Кто где живет? », листочки с изображением животных и их жилища, маркеры по количеству детей;Картина «кормушка», картинки с зернами, Силуэты птиц зимующие: воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь. Ёмкость со снегом, сосульки, изображение на картинах снега, льда |
Живая природа | |||
Растительный мир | |||
январь |
| Расширять представления детей о зимнем изменении в жизни растений Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями. Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком | ИКТ Фильм о зимней природе, иллюстрации с изображением комнатных растений, комнатные растения 3 видов Луковицы, ёмкость для посадки лука |
Животный мир | |||
февраль |
| Расширять представления о зимующих птицах. Развивать интерес, желание мастерить и развешивать кормушки для птиц. | Иллюстрации птиц, разный вид корма |
Человек и природа | |||
февраль |
| Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой | Материал к экспериментам, дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
Неживая природа | |||
март |
| Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой Формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко - наступило утро; на небе месяц и звезды - наступила ночь Дать представления детям о ветре. Формировать представления детей о свойствах воздуха | Иллюстрации, заготовки запретных знаков, краски, кисти ИКТ презентация «Что такое ветер?» |
Живая природа | |||
Растительный мир | |||
апрель |
(проект «Цветочный калейдоскоп»)
| Воспитать у детей положительное отношение к природе; дать некоторые знания об обитателях леса; Формировать бережное отношение к природе. Наблюдать за первыми цветущими культурными растениями (тюльпаны, нар циссы). Воспитывать чувство прекрасного Познакомить детей с цветами Костромской области, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать для чего нужны корень и стебель цветка | плакат «Строение цветка», карточки ухода за комнатными растениями; карточки-схемы: тепло, воздух, вода, питание |
Животный мир | |||
май |
| Воспитывать интерес к жизни насекомых, бережное отношение к окружающему миру. Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты. | Иллюстрации с изображением насекомых, маски, игрушки насекомые, материал для изготовления муляжей |
Человек и природа | |||
май |
| Расширять представления детей о диких животных, обитателях рек, деревьях, характерных для данной местности.. Воспитывать любовь к родному краю, бережному отношению к природе. | иллюстрации с изображением деревьев, шапочки для игры «Рыбы», фигурки животных леса, конверты с разрезными картинками |
Заключение.
Представленная мной программа помогает реализовать ряд основных положений образования дошкольников. В процессе деятельности дети проявляют любознательность и интерес к познанию мира природы родного края, большинство из детей проявляют желание более глубоко изучить природу родного края, их поведение в окружающей среде более осознанное и адекватное. Несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.
Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеобразовательная программа ( кружок ) : Юный эколог .
СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программы 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание изучаемого курса 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной прогр...
дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа
Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуги "Юныйэколог". Срок освоения 1 год....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"для детей 4-5 лет
Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...
Дополнительная Общеобразовательная Программа Социально-педагогической направленности "Юные экологи"
Программа отражает образовательные потребности воспитанников и ихродителей (законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка социально – педагогической направленности "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"
laquo;Юный эколог» — это рабочая программа, которая имеет эколого-биологическую направленность. Она составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:Федеральный закон от 29...