дополнительная общеобразовательная программа ( кружок ) : Юный эколог .
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы |
|
2. | Пояснительная записка |
|
3. | Учебно-тематический план |
|
4. | Содержание изучаемого курса |
|
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы |
|
6. | Список литературы |
|
7 | Приложения |
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) |
Руководитель программы | Едунова Валентина Александровна, воспитатель I кв. категории |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад №79» |
Адрес организации исполнителя | Саранск, ул. Пушкина, д.6 |
Цель программы | Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. |
Направленность программы | Познавательно-исследовательская |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Модифицированная программа дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Ø овладение основами экологической культуры; Ø владение правилами поведения в природе; Ø знание о единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к ней, знание об особенностях природы родного края . |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы «Юный эколог» – экологическая. Данная программа расширяет представления детей 4-5 лет об основах экологической культуры.
2. Новизна программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
3. Актуальность программы.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования исследовательская деятельность получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития.
В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый исследователь мира (Н. Н. Поддъяков).
Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех; взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Природа и человек. Когда-то эти понятия в сознании человека были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, экологической совести является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
4. Отличительные особенности программы.
За основу была взята программа С.Н. Николаевой. Отличительной особенностью данной программы является то, что она является формированием начал экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
5. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она целенаправленна на воспитание поколения с эксцентрическим восприятием мира, и, причем с раннего детства.
6. Цель программы.
Формирование начал экологической культуры личности; воспитание гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающей мир; формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней; осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
7. Задачи программы.
1. Образовательные (обучающие):
- расширять и обобщать знания детей о мире природы.
2. Развивающие:
- развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.
3. Воспитательные:
- формировать экологическую культуру ребенка.
8. Возраст детей. 4-5 лет
9. Сроки реализации.1 год
10. Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность 20 минут. Проводятся в форме игры, предметной беседы, экологической сказки, практической деятельности, творческой работы.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе; освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности;
- Использование знаний основ экологии в первичной исследовательской деятельности;
- Понимание взаимосвязи между живыми существами и окружающей их природной средой, взаимодействия человека и природы .
12. Форма подведения итогов.
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Куда исчезают насекомые | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
2 | Зачем нужна вода | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
3 | Птицы | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
4 | Перелетные птицы | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
5 | У природы нет плохой погоды | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
6 | Знакомство детей растениями | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
7 | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин | |
8 | Мусор на нашей планете | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
9 | Почему белые медведи не живут в лесу? | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
10 | Целевая прогулка на территорию д\с | 1 | 20 мин | 20 мин |
|
11 | Слепые землекопы | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
12 | Сравнение рыб и лягушек | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
13 | Влаголюбивые и засухоустойчивые растения | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
14 | Опыт «Почему дерево не падает», «Как через корень по стволу поднимается вода» | 1 | 20 мин |
| 20 мин |
15 | Беседа о лесе | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
16 | Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
17 | Целевая прогулка по территории детского сада | 1 | 20 мин | 20 мин |
|
18 | Волк и лиса - лесные хищники | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
19 | Зимние гости | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
20 | Изготовление модели «Этажи леса | 1 | 20 мин | - | 20 мин |
21 | Весна, на улице весна | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
22 | Панно из сушеных листьев | 1 | 20 мин |
| 20 мин |
23 | Изготовление книжки по рассказу «Невидимые весы» | 1 | 20 мин |
| 20 мин |
24 | Посадка лука | 1 | 20 мин |
| 20 мин |
25 | Пересадка и перевалка комнатных растений | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
26 | Как размножаются комнатные растения | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
27 | Подготовка к празднованию Дня Земли | 1 | 20 мин | 20 мин |
|
28 | Высадка цветочной рассады на клумбы | 1 | 20 мин |
| 20 мин |
29 | Изготовление панно «Пустыня» | 1 | 20 мин |
| 20 мин |
30 | Целевая прогулка по территории детского сада | 1 | 20 мин | 20 мин |
|
31 | викторина «Мы - друзья природы» | 1 | 20 мин | 20 мин |
|
32 |
|
|
|
|
|
| Итого:31 занятие
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, проведение поисково-исследовательской деятельности (проведение опытов, экспериментов), экскурсий.
2. «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижных игр, динамических пауз.
3. «Художественно-эстетическое развитие». Музыкальная деятельность. Слушание и исполнение музыкальных произведений, пение птиц, журчание реки, шум леса и т.д.
4. Изобразительная деятельность. Выполнение работ из природного материала, рисование объектов, увиденных в природе.
5. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, закличек, примет, пословиц о природе), заучивание стихотворений о природе, чтение рассказов о природе, животных, птица
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Юный эколог»
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Количество | Методы и приёмы |
| Октябрь |
|
|
|
|
1 |
| Куда исчезают насекомые | Дать детям представление о том, что куда исчезают насекомые, что они делают зимой, разнообразие и польза насекомых. Воспитывать в детях желание беречь родную природу, изучать её, правильно с ней обращаться | 1 | Занятие проводится в форме рассказа-беседы воспитателя с детьми. |
2 |
| Зачем нужна вода | Продолжать воспитывать в детях желание беречь родную природу, делать для неё что-то приятное, использовать воду по назначению. | 1 | 1. Изучение воды на опытах 2. Рассмотреть рисунки. |
3 |
| Птицы | Дать детям представление о разнообразии птиц, научить различать их по характерным. Беречь гнезда – их дома. Сберегая их «дом» - условия, в которых они живут, мы сбережём живые существа. Учить детей слушать чтение познавательной книги, правильно понимать её содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать у детей наблюдательность, внимание. | 1 | 1. рассказ воспитателя о птицах 2. Чтение рассказа «Удивительная прогулка» 3. беседа по содержанию |
4 |
| Перелетные птицы | Продолжать учить разнообразие птиц, дать понять зачем они улетают | 1 | 1. Вспомнить птиц 2. Показ воспитателем рисунки перелетных 3. Работа детей. |
| Ноябрь |
|
|
|
|
5 |
| У природы нет плохой погоды | Рассказать детям зачем меняется погода, зачем меняются времена года | 1 | 1.Рассказ о погодах, о временах года 2. Беседа воспитателя с детьми |
6 |
| Знакомство детей растениями | Уточнить виды растений, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения – живые существа. У них есть потребность в определённых условиях. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду | 1 | Беседа с детьми Посадить цветы ( астры) наблюдать за ними |
7 |
| Показать знания детей о животном мире; развивать логическое мышление; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. | 1 | Беседа с детьми | |
8 |
| Мусор на нашей планете | Рассказать как мусор влияет на природу, изготовление и одноразовых ложек поделку | 2 | Беседа с детьми Изготовление цветка из ложек |
| Декабрь |
|
|
|
|
9 |
| Почему белые медведи не живут в лесу? | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни; как белые медведи приспособлены к жизни на Севере. Подвести детей к пониманию зависимости внешнего облика, образа жизни и среды обитания | 1 | 1. Чтение рассказа из книги «Почему белые медведи не живут в лесу». Беседа по содержанию 2. Выявление мест на глобусе, карте, где обитают белые медведи |
10 |
| Целевая прогулка на территорию д\с | Воспитывать в детях наблюдательность, учить замечать признаки настоящего времени года, умение любоваться красотой осенней природы | 1 | 1. рассматривание совместно с воспитателем. 2. беседы с детьми 3. Самостоятельные наблюдения детей |
11 |
| Слепые землекопы | Закрепить представление детей о кротах. Расширить их знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. | 1 | 1. Вспомнить с детьми, что они уже знают о кротах. 2. Чтение рассказа «Слепые землекопы». Беседа по содержанию. |
| Январь |
|
|
|
|
12 |
| Сравнение рыб и лягушек | Формировать обобщённое представление: рыбы – водные обитатели, лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстро плавающие животные. | 1 | 1. Беседа с детьми о том, кого можно назвать водными обитателями 2. Наблюдения за рыбами в аквариуме 3. Беседа о лягушке, её приспособленности к воде и воздуху 4. И\у «Чем лягушки и рыбы похожи (отличаются)» |
13 |
| Влаголюбивые и засухоустойчивые растения | Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге, приспособленности растений к влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к определённой категории | 1 | 1. Беседа о том, какие условия необходимы растениям для их хорошего роста 2. рассказ воспитателя о том, что разные растения имеют разную потребность в воде. 3. Как по внешнему виду определить засухоустойчивое или влаголюбивое растение. |
14 |
| Опыт «Почему дерево не падает», «Как через корень по стволу поднимается вода» | Формировать у детей представления о значении корневой системы в жизни растений; дать детям представление о роли корней в жизни растений. Учить делать выводы. | 1 | 1. Демонстрация: как с помощью корней закрепляется дерево в почве. Выводы 2. Демонстрация с помощью марли: как вода поднимается вверх по стволу дерева |
15 |
| Беседа о лесе | Уточнить и расширить представление детей о лесе. Лес – это общий дом для животных и птиц. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках | 1 | 1. Приход в гости старичка-лесовичка. Беседа о том, что дети знают о лесе. 2. Сообщение гостя о том, какие бывают леса. 3. Загадывание загадок о грибах 4. Рассматривание картин о лесе. |
| Февраль |
|
|
|
|
16 |
| Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу |
| 1 | 1. Предложить детям рассказать гостю-зайчику о том, как живут звери в лесу зимой 2. Работа с моделью маскировки животных 3. Работа с моделью «Этажи леса» |
17 |
| Целевая прогулка по территории детского сада | Развивать у детей наблюдательность, внимание. Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе. Воспитывать желание любоваться красотой природы. Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты. | 1 | 1. Наблюдение за погодой, определение её состояния 2. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли. В группе сделать зарисовки наблюдений за погодой . |
18 |
| Волк и лиса - лесные хищники | Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно. Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных | 1 | 1. Рассматривание картин о лисе, составление рассказа (то же самое о волке) 2. Выяснение вопроса, почему лиса и волк хищники 3. Работа с моделью «Этажи леса» |
19 |
| Зимние гости | Уточник представление детей о зимующих птицах, о их образе жизни | 1 | Рассматривание картин с птицами Приготовить для них корм |
| Март |
|
|
|
|
20 |
| Изготовление модели «Этажи леса | Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы. Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится | 1 | 1. Совместно с детьми наклеить изображения растений, которые можно встретить в лесу 2. ----- животных |
21 |
| Весна, на улице весна | Учить детей по признакам отличать времена года. | 1 | Беседа с детьми |
22 |
| Панно из сушеных листьев | Учить детей при изготовлении картины использовать природный материал. Воспитывать желание любоваться красотой созданного. | 1 | 1. Рассматривание готовых картин из природного материала 2. Показ способов изготовления 3. работа детьми по созданию картин |
23 |
| Изготовление книжки по рассказу «Невидимые весы» | Уточнить знания детей о пищевой зависимости лесных обитателей. Совершенствовать изобразительные умения детей. | 1 | 1. Рассматривание пищевых цепочек. 2. Вспомнить рассказ «Невидимые весы» 3. Изготовление книги детьми |
| Апрель |
|
|
|
|
24 |
| Посадка лука | Уточнить представления детей о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук, если создать благоприятные условия; пользу лука для людей. | 1 | 1. Рассмотреть луковицы 2. Обсудить условия, при которых из них будет расти зелёный лук. 3. Зарисовка состояния луковиц. |
25 |
| Пересадка и перевалка комнатных растений | Упражнять детей в пересадке растений, уточнить части растений, условия хорошего роста растений | 1 | 1. Беседа с детьми о том, что растения необходимо пересаживать 2. Привлечение детей к пересадке растений. 3. В процессе работы уточнить части растений, условия хорошего роста. |
26 |
| Как размножаются комнатные растения | Уточнить с детьми признаки живых организмов; что растения живые, они могут размножаться. Познакомить детей, что растения можно размножать с помощью деления корневища, отростков, деток, деления листьев. | 1 | 1. Рассмотреть растения 2. Сообщение воспитателя о том, как могут размножаться растения. 3. Привлечь детей к размножению растений |
27 |
| Подготовка к празднованию Дня Земли | Воспитывать в детях любовь ко всему живому, желание помогать растениям и животным | 1 | 1. Беседы с детьми о «доме» животных и растений, о том, кто поддерживает чистоту и уют в «доме». 2. Совместная разработка правил и рекомендаций по созданию благоприятных условий для растений и животных |
| Май |
|
|
|
|
28 |
| Высадка цветочной рассады на клумбы | Упражнять детей в посадке рассады на клумбе, прививать любовь к земле, желание сделать окружающую обстановку красивее. | 1 | 1. Подготовка места для посадки 2. Рассматривание рассады, определение частей растения. 3. Показ способа посадки рассады |
29 |
| Изготовление панно «Пустыня» | Уточнить погодные условия на юге, кто проживает из зверей там, какие растения произрастают; чем южные животные отличаются от животных, живущих в средней полосе. | 1 | 1. Рассматривание иллюстраций, картин. 2. Рисование животных пустыни, растений. 3. Изготовление панно. |
30 |
| Целевая прогулка по территории детского сада | Развивать у детей наблюдательность, внимание. Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе. Воспитывать желание любоваться красотой природы. Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты. | 1 | 1. Наблюдение за погодой, определение её состояния 2. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли. В группе сделать зарисовки наблюдений за погодой . |
31 |
| викторина «Мы - друзья природы» | Открытое занятие с детьми |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | |
2. | Пояснительная записка | |
3. | Учебно-тематический план | |
4. | Содержание изучаемого курса | |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | |
6. | Список литературы | |
7 | Приложения |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Юный эколог» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) |
Руководитель программы | Едунова Валентина Александровна, воспитатель I кв. категории |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад №79» |
Адрес организации исполнителя | Саранск, ул. Пушкина, д.6 |
Цель программы | Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. |
Направленность программы | Познавательно-исследовательская |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Модифицированная программа дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы «Юный эколог» – экологическая. Данная программа расширяет представления детей 4-5 лет об основах экологической культуры.
2. Новизна программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
3. Актуальность программы.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования исследовательская деятельность получила новый толчок в развитии. ФГОС требует от нас создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития.
В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый исследователь мира (Н. Н. Поддъяков).
Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех; взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Природа и человек. Когда-то эти понятия в сознании человека были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, экологической совести является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
4. Отличительные особенности программы.
За основу была взята программа С.Н. Николаевой. Отличительной особенностью данной программы является то, что она является формированием начал экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
5. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она целенаправленна на воспитание поколения с эксцентрическим восприятием мира, и, причем с раннего детства.
6. Цель программы.
Формирование начал экологической культуры личности; воспитание гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающей мир; формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней; осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
7. Задачи программы.
1. Образовательные (обучающие):
- расширять и обобщать знания детей о мире природы.
2. Развивающие:
- развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи.
3. Воспитательные:
- формировать экологическую культуру ребенка.
8. Возраст детей. 4-5 лет
9. Сроки реализации.1 год
10. Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность 20 минут. Проводятся в форме игры, предметной беседы, экологической сказки, практической деятельности, творческой работы.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе; освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности;
- Использование знаний основ экологии в первичной исследовательской деятельности;
- Понимание взаимосвязи между живыми существами и окружающей их природной средой, взаимодействия человека и природы .
12. Форма подведения итогов.
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Куда исчезают насекомые | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
2 | Зачем нужна вода | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
3 | Птицы | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
4 | Перелетные птицы | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
5 | У природы нет плохой погоды | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
6 | Знакомство детей растениями | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
7 | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин | |
8 | Мусор на нашей планете | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
9 | Почему белые медведи не живут в лесу? | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
10 | Целевая прогулка на территорию д\с | 1 | 20 мин | 20 мин | |
11 | Слепые землекопы | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
12 | Сравнение рыб и лягушек | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
13 | Влаголюбивые и засухоустойчивые растения | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
14 | Опыт «Почему дерево не падает», «Как через корень по стволу поднимается вода» | 1 | 20 мин | 20 мин | |
15 | Беседа о лесе | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
16 | Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
17 | Целевая прогулка по территории детского сада | 1 | 20 мин | 20 мин | |
18 | Волк и лиса - лесные хищники | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
19 | Зимние гости | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
20 | Изготовление модели «Этажи леса | 1 | 20 мин | - | 20 мин |
21 | Весна, на улице весна | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
22 | Панно из сушеных листьев | 1 | 20 мин | 20 мин | |
23 | Изготовление книжки по рассказу «Невидимые весы» | 1 | 20 мин | 20 мин | |
24 | Посадка лука | 1 | 20 мин | 20 мин | |
25 | Пересадка и перевалка комнатных растений | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
26 | Как размножаются комнатные растения | 1 | 20 мин | 10 мин | 10 мин |
27 | Подготовка к празднованию Дня Земли | 1 | 20 мин | 20 мин | |
28 | Высадка цветочной рассады на клумбы | 1 | 20 мин | 20 мин | |
29 | Изготовление панно «Пустыня» | 1 | 20 мин | 20 мин | |
30 | Целевая прогулка по территории детского сада | 1 | 20 мин | 20 мин | |
31 | викторина «Мы - друзья природы» | 1 | 20 мин | 20 мин | |
32 | |||||
Итого:31 занятие |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, проведение поисково-исследовательской деятельности (проведение опытов, экспериментов), экскурсий.
2. «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижных игр, динамических пауз.
3. «Художественно-эстетическое развитие». Музыкальная деятельность. Слушание и исполнение музыкальных произведений, пение птиц, журчание реки, шум леса и т.д.
4. Изобразительная деятельность. Выполнение работ из природного материала, рисование объектов, увиденных в природе.
5. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, закличек, примет, пословиц о природе), заучивание стихотворений о природе, чтение рассказов о природе, животных, птица
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Юный эколог»
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Количество | Методы и приёмы |
Октябрь | |||||
1 | Куда исчезают насекомые | Дать детям представление о том, что куда исчезают насекомые, что они делают зимой, разнообразие и польза насекомых. Воспитывать в детях желание беречь родную природу, изучать её, правильно с ней обращаться | 1 | Занятие проводится в форме рассказа-беседы воспитателя с детьми. | |
2 | Зачем нужна вода | Продолжать воспитывать в детях желание беречь родную природу, делать для неё что-то приятное, использовать воду по назначению. | 1 | 1. Изучение воды на опытах 2. Рассмотреть рисунки. | |
3 | Птицы | Дать детям представление о разнообразии птиц, научить различать их по характерным. Беречь гнезда – их дома. Сберегая их «дом» - условия, в которых они живут, мы сбережём живые существа. Учить детей слушать чтение познавательной книги, правильно понимать её содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать у детей наблюдательность, внимание. | 1 | 1. рассказ воспитателя о птицах 2. Чтение рассказа «Удивительная прогулка» 3. беседа по содержанию | |
4 | Перелетные птицы | Продолжать учить разнообразие птиц, дать понять зачем они улетают | 1 | 1. Вспомнить птиц 2. Показ воспитателем рисунки перелетных 3. Работа детей. | |
Ноябрь | |||||
5 | У природы нет плохой погоды | Рассказать детям зачем меняется погода, зачем меняются времена года | 1 | 1.Рассказ о погодах, о временах года 2. Беседа воспитателя с детьми | |
6 | Знакомство детей растениями | Уточнить виды растений, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения – живые существа. У них есть потребность в определённых условиях. Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду | 1 | Беседа с детьми Посадить цветы ( астры) наблюдать за ними | |
7 | Показать знания детей о животном мире; развивать логическое мышление; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. | 1 | Беседа с детьми | ||
8 | Мусор на нашей планете | Рассказать как мусор влияет на природу, изготовление и одноразовых ложек поделку | 2 | Беседа с детьми Изготовление цветка из ложек | |
Декабрь | |||||
9 | Почему белые медведи не живут в лесу? | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни; как белые медведи приспособлены к жизни на Севере. Подвести детей к пониманию зависимости внешнего облика, образа жизни и среды обитания | 1 | 1. Чтение рассказа из книги «Почему белые медведи не живут в лесу». Беседа по содержанию 2. Выявление мест на глобусе, карте, где обитают белые медведи | |
10 | Целевая прогулка на территорию д\с | Воспитывать в детях наблюдательность, учить замечать признаки настоящего времени года, умение любоваться красотой осенней природы | 1 | 1. рассматривание совместно с воспитателем. 2. беседы с детьми 3. Самостоятельные наблюдения детей | |
11 | Слепые землекопы | Закрепить представление детей о кротах. Расширить их знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. | 1 | 1. Вспомнить с детьми, что они уже знают о кротах. 2. Чтение рассказа «Слепые землекопы». Беседа по содержанию. | |
Январь | |||||
12 | Сравнение рыб и лягушек | Формировать обобщённое представление: рыбы – водные обитатели, лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстро плавающие животные. | 1 | 1. Беседа с детьми о том, кого можно назвать водными обитателями 2. Наблюдения за рыбами в аквариуме 3. Беседа о лягушке, её приспособленности к воде и воздуху 4. И\у «Чем лягушки и рыбы похожи (отличаются)» | |
13 | Влаголюбивые и засухоустойчивые растения | Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге, приспособленности растений к влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к определённой категории | 1 | 1. Беседа о том, какие условия необходимы растениям для их хорошего роста 2. рассказ воспитателя о том, что разные растения имеют разную потребность в воде. 3. Как по внешнему виду определить засухоустойчивое или влаголюбивое растение. | |
14 | Опыт «Почему дерево не падает», «Как через корень по стволу поднимается вода» | Формировать у детей представления о значении корневой системы в жизни растений; дать детям представление о роли корней в жизни растений. Учить делать выводы. | 1 | 1. Демонстрация: как с помощью корней закрепляется дерево в почве. Выводы 2. Демонстрация с помощью марли: как вода поднимается вверх по стволу дерева | |
15 | Беседа о лесе | Уточнить и расширить представление детей о лесе. Лес – это общий дом для животных и птиц. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках | 1 | 1. Приход в гости старичка-лесовичка. Беседа о том, что дети знают о лесе. 2. Сообщение гостя о том, какие бывают леса. 3. Загадывание загадок о грибах 4. Рассматривание картин о лесе. | |
Февраль | |||||
16 | Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу | 1 | 1. Предложить детям рассказать гостю-зайчику о том, как живут звери в лесу зимой 2. Работа с моделью маскировки животных 3. Работа с моделью «Этажи леса» | ||
17 | Целевая прогулка по территории детского сада | Развивать у детей наблюдательность, внимание. Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе. Воспитывать желание любоваться красотой природы. Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты. | 1 | 1. Наблюдение за погодой, определение её состояния 2. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли. В группе сделать зарисовки наблюдений за погодой . | |
18 | Волк и лиса - лесные хищники | Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно. Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных | 1 | 1. Рассматривание картин о лисе, составление рассказа (то же самое о волке) 2. Выяснение вопроса, почему лиса и волк хищники 3. Работа с моделью «Этажи леса» | |
19 | Зимние гости | Уточник представление детей о зимующих птицах, о их образе жизни | 1 | Рассматривание картин с птицами Приготовить для них корм | |
Март | |||||
20 | Изготовление модели «Этажи леса | Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы. Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится | 1 | 1. Совместно с детьми наклеить изображения растений, которые можно встретить в лесу 2. ----- животных | |
21 | Весна, на улице весна | Учить детей по признакам отличать времена года. | 1 | Беседа с детьми | |
22 | Панно из сушеных листьев | Учить детей при изготовлении картины использовать природный материал. Воспитывать желание любоваться красотой созданного. | 1 | 1. Рассматривание готовых картин из природного материала 2. Показ способов изготовления 3. работа детьми по созданию картин | |
23 | Изготовление книжки по рассказу «Невидимые весы» | Уточнить знания детей о пищевой зависимости лесных обитателей. Совершенствовать изобразительные умения детей. | 1 | 1. Рассматривание пищевых цепочек. 2. Вспомнить рассказ «Невидимые весы» 3. Изготовление книги детьми | |
Апрель | |||||
24 | Посадка лука | Уточнить представления детей о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук, если создать благоприятные условия; пользу лука для людей. | 1 | 1. Рассмотреть луковицы 2. Обсудить условия, при которых из них будет расти зелёный лук. 3. Зарисовка состояния луковиц. | |
25 | Пересадка и перевалка комнатных растений | Упражнять детей в пересадке растений, уточнить части растений, условия хорошего роста растений | 1 | 1. Беседа с детьми о том, что растения необходимо пересаживать 2. Привлечение детей к пересадке растений. 3. В процессе работы уточнить части растений, условия хорошего роста. | |
26 | Как размножаются комнатные растения | Уточнить с детьми признаки живых организмов; что растения живые, они могут размножаться. Познакомить детей, что растения можно размножать с помощью деления корневища, отростков, деток, деления листьев. | 1 | 1. Рассмотреть растения 2. Сообщение воспитателя о том, как могут размножаться растения. 3. Привлечь детей к размножению растений | |
27 | Подготовка к празднованию Дня Земли | Воспитывать в детях любовь ко всему живому, желание помогать растениям и животным | 1 | 1. Беседы с детьми о «доме» животных и растений, о том, кто поддерживает чистоту и уют в «доме». 2. Совместная разработка правил и рекомендаций по созданию благоприятных условий для растений и животных | |
Май | |||||
28 | Высадка цветочной рассады на клумбы | Упражнять детей в посадке рассады на клумбе, прививать любовь к земле, желание сделать окружающую обстановку красивее. | 1 | 1. Подготовка места для посадки 2. Рассматривание рассады, определение частей растения. 3. Показ способа посадки рассады | |
29 | Изготовление панно «Пустыня» | Уточнить погодные условия на юге, кто проживает из зверей там, какие растения произрастают; чем южные животные отличаются от животных, живущих в средней полосе. | 1 | 1. Рассматривание иллюстраций, картин. 2. Рисование животных пустыни, растений. 3. Изготовление панно. | |
30 | Целевая прогулка по территории детского сада | Развивать у детей наблюдательность, внимание. Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе. Воспитывать желание любоваться красотой природы. Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты. | 1 | 1. Наблюдение за погодой, определение её состояния 2. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли. В группе сделать зарисовки наблюдений за погодой . | |
31 | викторина «Мы - друзья природы» | Открытое занятие с детьми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа
Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуги "Юныйэколог". Срок освоения 1 год....
Дополнительная общеобразовательная программа кружок "Страна чудес"
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Страна чудес» разработана в соответствии с Федеральным Законом Россий...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"для детей 4-5 лет
Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....
Дополнительная Общеобразовательная Программа Социально-педагогической направленности "Юные экологи"
Программа отражает образовательные потребности воспитанников и ихродителей (законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"
В программе «Юный эколог» представлена система работы по формированию экологической культуры детей 3-7 лет. В процессе совместной деятельности у детей формируется представление о живой и н...
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская юных художников»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития...