Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуги "Юныйэколог". Срок освоения 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopy.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 57
Программа обсуждена на
педагогическом совете № _______
протокол № ___от________20__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Юный эколог»
(экологическая направленность)
Срок освоения: 1 год
Составитель: Бондаренко И.А.
г. Калининград 2017 г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
1.1. Направление программы……………………………………………………………………3
1.2. Актуальность, педагогическая целостность программы………………………………...4
1.3. Цель и задачи программы…………………………………………………………………..4
1.4. Возраст детей участвующих в реализации программы …………………………………5
1.5. Сроки реализации, формы и режим занятий …………………………...............................5
1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности ………………...6
1.7. Формы подведения итогов реализации программы……………………………………...7
2. Учебно-тематический план…………………………………………………………………...8
3. Содержание программы………………………………………………………………………8
4. Методическое обеспечение………………………………………………………………… 9
5. Список литературы…………………………………………………………………………..10
1. Пояснительная записка
Программа кружка «Юный эколог» основана на парциальной программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» для детей старшего возраста от 5 до7лет.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несёт ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребёнка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребёнку определённые знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели
1.1. Направление программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог» реализуется в рамках экологической направленности. Программа ориентирована на 1 год обучения.
1.2. Актуальность, педагогическая целостность программы
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Причинами создания рабочей программы « Юный эколог» стали:
- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
- желание родителей,
- работа со способными детьми.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опыт.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы: воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе.
Задачи:
1. Приобщать детей к экологической культуре.
2. Формировать основы экологического миропонимания.
3. Способствовать формированию, расширению и углублению представлений
дошкольников о природе.
4. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).
5. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы.
1.4. Возраст детей участвующих в реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Юный эколог» составляет 6-7 лет (подготовительная группа). Это дети, посещающие МАДОУ д/с № 57. Набор в группу носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей (законных представителей).
1.5. Сроки реализации, формы и режим занятий
Дополнительная образовательная программа «Юный эколог» со сроком освоения 1 год реализуется с детьми от 6 до 7 лет.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю во вторую половину дня, с октября по июнь.
Продолжительность занятия 25-30 минут.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов.
Форма проведения занятия:
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность.
Форма организации детей на занятии: подгруппа детей 8-10 человек.
1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;
- понимать ценность природных объектов.
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми.
1.7. Формы подведения итогов реализации программы
1.Открытые занятия 2 раза в год.
2.Выставки детских работ.
3.Участие в конкурсах различного уровня.
2. Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество занятий | |||
теория | практика | всего | |||
1. | Раздел: Что изучает экология? Как стать юным экологом | 6 | |||
1.1. | Тема: Я и природа. | 2 | 1 | 3 | |
1.2. | Тема: Защитники природы. | 3 | 3 | ||
2. | Раздел: Человек и неживая природа 18 | 18 | |||
2.1. | Тема: Без воды нам не прожить | 3 | 1 | 4 | |
2.2. | Тема: Воздух вокруг нас | 2 | 2 | 4 | |
2.3. | Тема: Солнце - большая звезда | 2 | 1 | 3 | |
2.4 | Тема: Богатства Земли (почва, глина, песок, камни) | 3 | 4 | 7 | |
3. | Раздел: Многообразие растительного и животного мира | 12 | |||
3.1. | Тема: Растительный мир | 3 | 1 | 4 | |
3.2. | Тема: Животный мир | 4 | 4 | ||
3.3. | Тема: Лес в жизни человека | 4 | 4 | ||
Итого | 26 | 10 | 36 |
3. Содержание программы
№ | Месяц | Тема | Программное содержание | |||
Что изучает экология? Как стать юным экологом | ||||||
1 | Сентябрь | «Экология» | Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | |||
2 | Сентябрь | «Мы друзья природы» | Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить доброму и бережному отношению на природе. | |||
3 | Сентябрь | «Сиреневый бал природы» | Совершенствовать знания о природе, обогащать музыкальные впечатления детей. Воспитывать любовь к русской национальной культуре. | |||
Человек и неживая природа | ||||||
4 | Сентябрь | «Где живут капли воды в детском саду» | Закрепить знания детей, для чего нужна человеку вода. О её значимости и пользе. Экскурсия по детскому саду. | |||
5 | Октябрь | «Послушная водичка» | Продолжать знакомить со свойствами воды. Развивать любознательность, смекалку, наблюдательность. | |||
6 | Октябрь | «Вода - кровь земли» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру занятие. | |||
7 | Октябрь | «Ходит капелька по кругу» | Закрепить знания о воде. Создать праздничное настроение. Формировать у детей представления о природных взаимосвязях. | |||
8 | Октябрь | «Воздух вокруг нас» | Дать детям представление о воздухе через опыты. Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | |||
9 | Ноябрь | «Этот удивительный воздух» | Расширить представления о воздухе, о способах его обнаружения, учить устанавливать причинно - следственные связи. | |||
10 | Ноябрь | «Вот труба, над нею дым» | Роль воздуха в жизни человека, причина его загрязнения. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха. | |||
11 | Ноябрь | «Где же пятый океан» | Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | |||
12 | Ноябрь | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» | Познакомить с явлением солнечных лучей на чёрный и белый цвет. Развивать наблюдательность и смекалку. | |||
13 | Декабрь | «Солнце в жизни растений и животных» | Расширить кругозор знаний детей о влиянии солнца на живые организмы. | |||
14 | Декабрь | «От чего происходит смена дня и ночи» | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве. Совершенствовать представление детей о времени и частях суток. | |||
15 | Декабрь | «Песок и глина - наши помощники» | Дать представления о свойствах песка и глины. О том, как человек использует их. Научить лепить из глины элементарные предметы. Формировать понятие о том, что песок и глина - это полезные ископаемые. | |||
16 | Декабрь | «Удивительная глина» | Учить детей использовать природные материалы в жизни, быту. Воспитывать бережное отношение к объектам из неживой природы и сделанным их них предметам. | |||
17 | Январь | «Что у нас под ногами» | Дать представление о разнообразии камней в природе. Камни - орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, альпинарии). Драгоценные камни и украшения. | |||
18 | Январь | «Земля - наша кормилица» | Дать представление о том, что почва верхний слой Земли. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной). | |||
19 | Январь | «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почвы. Фиксировать результаты исследований. | |||
20 | Январь | «Знакомство с подземным царством» | Продолжать знакомить с подземными обитателями. С особенностями строения червяка и других подземных обитателей. Показать их приспособленность. | |||
21 | Февраль | «Значение почвы в жизни растений» | Формировать знания детей о том, что без почвы нет растениям жизни. Воспитывать бережное отношение к почве. | |||
Многообразие растительного и животного мира | ||||||
22 | Февраль | «Не уставайте удивляться» | Заинтересовать детей открытием тайн и загадок природы. Учить видеть необычное и прекрасное в привычном. И на первый взгляд не приметном. | |||
23 | Февраль | «Зелёная аптека» | Дать представление о целительных свойствах зелёных растений. Познакомить с некоторыми из них. | |||
24 | Февраль | «Растения под нашей защитой» | Формировать познавательный интерес к миру растений, чувства ответственности за сохранение зелёного наряда планеты. | |||
25 | Март | «Комнатные растения» | Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни в земле. | |||
26 | Март | «Где живут обитатели природы» | Познакомить детей с разнообразием домов - сред обитания живых организмов с зависимостью от условий существования от поведения человека. | |||
27 | Март | «Учитесь жалеть и беречь» | Пробудить чувства сострадания и жалости к обитателям природы попавшим в беду. Учить отделять истинную жалось от ложной. | |||
28 | Март | «О чём поют птицы» | Развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам, умение вслушиваться в их звуковые сигналы. | |||
29 | Апрель | «Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим» | Воспитывать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным. Раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных. | |||
30 | Апрель | «В гостях у зелёного друга» | Вызвать интерес детей к защите и изучению растений. Беседа игра - викторина о растениях. | |||
31 | Апрель | «Что растёт в лесу и кто живёт в лесу» | Расширять представление детей о лесе, его обитателях и растениях. | |||
32 | Апрель | «Кто главный в лесу» | Формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг у друга. Уточнить представления о том, что главное звено в лесу - растения. | |||
33 | Май | «Лес в жизни человека» | Углубить и обобщить представление детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. | |||
34 | Май | «Заповеди юных защитников природы» | Закрепить знания о правилах поведения - запретах и предписаниях в природном окружении. | |||
35 | Май | «Природа просит защиты» | Приобщать детей к миру природы, к пониманию её универсальной ценности в жизни каждого человека. Защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме. | |||
36 | Май | «Природа и человек» | Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что при- рода - основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материал лучше тех, что созданы природой. |
4. Методическое обеспечение
∙ Мультимедийное оборудование;
∙ Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
∙ Фигурки с домашними и дикими животными;
∙ Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
∙ Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
∙ Гербарий растений;
∙ Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
∙ Кормушка для птиц;
∙ Глина, песок, земля, камни;
∙ Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.).
5. Список литературы
1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-190с.
2. Борисенко М.Г., Лукина Н. А. Грамматика в играх и картинках –С Пб.: Паритет, 2005г.
3.Воробьёва В.М. Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы», Архангельск, 1999-61с.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А.. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО, 2005г.
5. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2006 г.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 56с.
7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. - 128 с.
8. Николаева С.Н. Юный эколог. - М,.: Мозаика – синтез, 2010 г.
9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995 г.
10. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада. – М.: Мозаика – синтез, 2010 г.
11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., исп. И доп. – М.:АРТИ,2008.- 64с. (Развитие и воспитание дошкольника).
12. Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно - экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. ТОО фирма «ЛИНКА- ПРЕСС», 1998.
13. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. илл.
14. Рыжова Н.А Волшебница-вода. [Текст] / Н.А. Рыжова.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
15. Федосеева П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Подготовительная группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
16. Федосеева П. Г. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Подготовительная группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа
Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный лыжник"
Старший дошкольный возраст...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный художник" (Нетрадиционное рисование)
Программа по нетрадиционному рисованию...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные исследователи»
Дополнительная общеобразовательная программаЕстественнонаучной направленности«Юные исследователи»Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"для детей 4-5 лет
Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"
В программе «Юный эколог» представлена система работы по формированию экологической культуры детей 3-7 лет. В процессе совместной деятельности у детей формируется представление о живой и н...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
Экологическое воспитание — одно из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного по...