Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуги "Юныйэколог". Срок освоения 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 57
Программа обсуждена на
педагогическом совете № _______
протокол № ___от________20__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Юный эколог»
(экологическая направленность)
Срок освоения: 1 год
Составитель: Бондаренко И.А.
г. Калининград 2017 г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
1.1. Направление программы……………………………………………………………………3
1.2. Актуальность, педагогическая целостность программы………………………………...4
1.3. Цель и задачи программы…………………………………………………………………..4
1.4. Возраст детей участвующих в реализации программы …………………………………5
1.5. Сроки реализации, формы и режим занятий …………………………...............................5
1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности ………………...6
1.7. Формы подведения итогов реализации программы……………………………………...7
2. Учебно-тематический план…………………………………………………………………...8
3. Содержание программы………………………………………………………………………8
4. Методическое обеспечение………………………………………………………………… 9
5. Список литературы…………………………………………………………………………..10
1. Пояснительная записка
Программа кружка «Юный эколог» основана на парциальной программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» для детей старшего возраста от 5 до7лет.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несёт ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребёнка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребёнку определённые знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели
1.1. Направление программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог» реализуется в рамках экологической направленности. Программа ориентирована на 1 год обучения.
1.2. Актуальность, педагогическая целостность программы
Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Причинами создания рабочей программы « Юный эколог» стали:
- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
- желание родителей,
- работа со способными детьми.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опыт.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы: воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе.
Задачи:
1. Приобщать детей к экологической культуре.
2. Формировать основы экологического миропонимания.
3. Способствовать формированию, расширению и углублению представлений
дошкольников о природе.
4. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).
5. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы.
1.4. Возраст детей участвующих в реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Юный эколог» составляет 6-7 лет (подготовительная группа). Это дети, посещающие МАДОУ д/с № 57. Набор в группу носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей (законных представителей).
1.5. Сроки реализации, формы и режим занятий
Дополнительная образовательная программа «Юный эколог» со сроком освоения 1 год реализуется с детьми от 6 до 7 лет.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю во вторую половину дня, с октября по июнь.
Продолжительность занятия 25-30 минут.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов.
Форма проведения занятия:
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Методы проведения:
-рассматривание картин;
-демонстрация фильмов;
-труд в природе;
-коллективный труд;
-индивидуальные поручения.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность.
Форма организации детей на занятии: подгруппа детей 8-10 человек.
1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;
- понимать ценность природных объектов.
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми.
1.7. Формы подведения итогов реализации программы
1.Открытые занятия 2 раза в год.
2.Выставки детских работ.
3.Участие в конкурсах различного уровня.
2. Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество занятий | |||
теория | практика | всего | |||
1. | Раздел: Что изучает экология? Как стать юным экологом | 6 | |||
1.1. | Тема: Я и природа. | 2 | 1 | 3 | |
1.2. | Тема: Защитники природы. | 3 | 3 | ||
2. | Раздел: Человек и неживая природа 18 | 18 | |||
2.1. | Тема: Без воды нам не прожить | 3 | 1 | 4 | |
2.2. | Тема: Воздух вокруг нас | 2 | 2 | 4 | |
2.3. | Тема: Солнце - большая звезда | 2 | 1 | 3 | |
2.4 | Тема: Богатства Земли (почва, глина, песок, камни) | 3 | 4 | 7 | |
3. | Раздел: Многообразие растительного и животного мира | 12 | |||
3.1. | Тема: Растительный мир | 3 | 1 | 4 | |
3.2. | Тема: Животный мир | 4 | 4 | ||
3.3. | Тема: Лес в жизни человека | 4 | 4 | ||
Итого | 26 | 10 | 36 |
3. Содержание программы
№ | Месяц | Тема | Программное содержание | |||
Что изучает экология? Как стать юным экологом | ||||||
1 | Сентябрь | «Экология» | Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. | |||
2 | Сентябрь | «Мы друзья природы» | Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить доброму и бережному отношению на природе. | |||
3 | Сентябрь | «Сиреневый бал природы» | Совершенствовать знания о природе, обогащать музыкальные впечатления детей. Воспитывать любовь к русской национальной культуре. | |||
Человек и неживая природа | ||||||
4 | Сентябрь | «Где живут капли воды в детском саду» | Закрепить знания детей, для чего нужна человеку вода. О её значимости и пользе. Экскурсия по детскому саду. | |||
5 | Октябрь | «Послушная водичка» | Продолжать знакомить со свойствами воды. Развивать любознательность, смекалку, наблюдательность. | |||
6 | Октябрь | «Вода - кровь земли» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру занятие. | |||
7 | Октябрь | «Ходит капелька по кругу» | Закрепить знания о воде. Создать праздничное настроение. Формировать у детей представления о природных взаимосвязях. | |||
8 | Октябрь | «Воздух вокруг нас» | Дать детям представление о воздухе через опыты. Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | |||
9 | Ноябрь | «Этот удивительный воздух» | Расширить представления о воздухе, о способах его обнаружения, учить устанавливать причинно - следственные связи. | |||
10 | Ноябрь | «Вот труба, над нею дым» | Роль воздуха в жизни человека, причина его загрязнения. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха. | |||
11 | Ноябрь | «Где же пятый океан» | Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | |||
12 | Ноябрь | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» | Познакомить с явлением солнечных лучей на чёрный и белый цвет. Развивать наблюдательность и смекалку. | |||
13 | Декабрь | «Солнце в жизни растений и животных» | Расширить кругозор знаний детей о влиянии солнца на живые организмы. | |||
14 | Декабрь | «От чего происходит смена дня и ночи» | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве. Совершенствовать представление детей о времени и частях суток. | |||
15 | Декабрь | «Песок и глина - наши помощники» | Дать представления о свойствах песка и глины. О том, как человек использует их. Научить лепить из глины элементарные предметы. Формировать понятие о том, что песок и глина - это полезные ископаемые. | |||
16 | Декабрь | «Удивительная глина» | Учить детей использовать природные материалы в жизни, быту. Воспитывать бережное отношение к объектам из неживой природы и сделанным их них предметам. | |||
17 | Январь | «Что у нас под ногами» | Дать представление о разнообразии камней в природе. Камни - орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, альпинарии). Драгоценные камни и украшения. | |||
18 | Январь | «Земля - наша кормилица» | Дать представление о том, что почва верхний слой Земли. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной). | |||
19 | Январь | «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почвы. Фиксировать результаты исследований. | |||
20 | Январь | «Знакомство с подземным царством» | Продолжать знакомить с подземными обитателями. С особенностями строения червяка и других подземных обитателей. Показать их приспособленность. | |||
21 | Февраль | «Значение почвы в жизни растений» | Формировать знания детей о том, что без почвы нет растениям жизни. Воспитывать бережное отношение к почве. | |||
Многообразие растительного и животного мира | ||||||
22 | Февраль | «Не уставайте удивляться» | Заинтересовать детей открытием тайн и загадок природы. Учить видеть необычное и прекрасное в привычном. И на первый взгляд не приметном. | |||
23 | Февраль | «Зелёная аптека» | Дать представление о целительных свойствах зелёных растений. Познакомить с некоторыми из них. | |||
24 | Февраль | «Растения под нашей защитой» | Формировать познавательный интерес к миру растений, чувства ответственности за сохранение зелёного наряда планеты. | |||
25 | Март | «Комнатные растения» | Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни в земле. | |||
26 | Март | «Где живут обитатели природы» | Познакомить детей с разнообразием домов - сред обитания живых организмов с зависимостью от условий существования от поведения человека. | |||
27 | Март | «Учитесь жалеть и беречь» | Пробудить чувства сострадания и жалости к обитателям природы попавшим в беду. Учить отделять истинную жалось от ложной. | |||
28 | Март | «О чём поют птицы» | Развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам, умение вслушиваться в их звуковые сигналы. | |||
29 | Апрель | «Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим» | Воспитывать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным. Раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных. | |||
30 | Апрель | «В гостях у зелёного друга» | Вызвать интерес детей к защите и изучению растений. Беседа игра - викторина о растениях. | |||
31 | Апрель | «Что растёт в лесу и кто живёт в лесу» | Расширять представление детей о лесе, его обитателях и растениях. | |||
32 | Апрель | «Кто главный в лесу» | Формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг у друга. Уточнить представления о том, что главное звено в лесу - растения. | |||
33 | Май | «Лес в жизни человека» | Углубить и обобщить представление детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. | |||
34 | Май | «Заповеди юных защитников природы» | Закрепить знания о правилах поведения - запретах и предписаниях в природном окружении. | |||
35 | Май | «Природа просит защиты» | Приобщать детей к миру природы, к пониманию её универсальной ценности в жизни каждого человека. Защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме. | |||
36 | Май | «Природа и человек» | Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что при- рода - основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материал лучше тех, что созданы природой. |
4. Методическое обеспечение
∙ Мультимедийное оборудование;
∙ Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
∙ Фигурки с домашними и дикими животными;
∙ Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
∙ Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
∙ Гербарий растений;
∙ Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
∙ Кормушка для птиц;
∙ Глина, песок, земля, камни;
∙ Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.).
5. Список литературы
1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-190с.
2. Борисенко М.Г., Лукина Н. А. Грамматика в играх и картинках –С Пб.: Паритет, 2005г.
3.Воробьёва В.М. Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы», Архангельск, 1999-61с.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А.. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО, 2005г.
5. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2006 г.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 56с.
7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. - 128 с.
8. Николаева С.Н. Юный эколог. - М,.: Мозаика – синтез, 2010 г.
9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995 г.
10. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада. – М.: Мозаика – синтез, 2010 г.
11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., исп. И доп. – М.:АРТИ,2008.- 64с. (Развитие и воспитание дошкольника).
12. Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно - экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. ТОО фирма «ЛИНКА- ПРЕСС», 1998.
13. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. илл.
14. Рыжова Н.А Волшебница-вода. [Текст] / Н.А. Рыжова.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
15. Федосеева П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Подготовительная группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
16. Федосеева П. Г. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Подготовительная группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-528594-1416678506.jpg)
дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа
Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/25/picture-778762-1556205297.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный художник" (Нетрадиционное рисование)
Программа по нетрадиционному рисованию...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1068849-1539345863.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные исследователи»
Дополнительная общеобразовательная программаЕстественнонаучной направленности«Юные исследователи»Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации: 1 год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/12/picture-1174060-1570866699.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"для детей 4-5 лет
Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-324718-1453145012.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"
В программе «Юный эколог» представлена система работы по формированию экологической культуры детей 3-7 лет. В процессе совместной деятельности у детей формируется представление о живой и н...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/19/picture-1225898-1676754326.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
Экологическое воспитание — одно из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного по...