Дополнительная общеобразовательная программа по экологии "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру
Дополнительная общеобразовательная программа по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_24-25.doc | 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
(МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек»)
УТВЕРЖДЕНО:
ПРИНЯТО: И.о директора МДОАУ црр- д/с
Педагогическим советом «Аленький цветочек»
протокол №1 от «29» августа 2024 года Н.С. Вансович
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [Номер сертификата 1] Владелец [Владелец сертификата 1] Действителен с [ДатаС 1] по [ДатаПо 1] |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юный эколог»
на 2024-2025 год
Направленность программы: познавательная
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок освоения программы: сентябрь 2024г. – май 2025г.
Уровень программы: ознакомительный
Разработчик: Чайникова Наталья Александровна, воспитатель
Введено в действие приказом
от 29.08.2024 г. № 349-од
Пыть-Ях, 2024 год
СОДЕРЖАНИЕ | стр | |
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи по реализации Программы | 3 |
1.3. | Основные принципы и положения Программы | 4 |
1.4. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики | 5 |
1.5. | Планируемые результаты освоения программы | 5 |
1.6. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 5 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями экологического развития ребенка | 6 |
2.2. | Формы, способы, методы и средства реализации Программы | 6 |
2.3. | Содержание психолого – педагогической работы | 6 |
2.3.1. | Содержание экологического образования детей 5 – 6 лет | 6 |
2.3.2. | Содержание экологического образования детей 6 – 7 лет | 9 |
2.4. | Особенности взаимодействия детского сада с семьей | 16 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 17 |
3.1. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 17 |
3.2. | Материально-технического обеспечения Программы | 19 |
3.3. | Методические материалы и средства обучения | 19 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | ||
Приложение 1. Педагогическая диагностика | 20 | |
Приложение 2. Комплексно-тематическое планирование по экологическому воспитанию с детьми от 5 до 6 лет | 21 | |
Приложение 3. Комплексно-тематическое планирование по экологическому воспитанию с детьми от 6 до 7 лет | 23 | |
Приложение 4. Методические материалы и средства обучения | 25 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом с Образовательной Программой дошкольного образования МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек» (далее - ООП) и на основе парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Программа разработана на 2 года, для детей 5-7 лет, определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и обеспечивает развитие личности воспитанников в различных видах общения и деятельности с учетом из возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, окружающим их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Программа рассчитана на два года обучения.
Занятия в старшей группе проводятся 1 раз в неделю – 36 занятий в год. В подготовительной группе - 1 раз в неделю - 36 занятий в год.
Продолжительность каждого занятия составляет в старшей группе – до 25 минут, в подготовительной к школе группе не более 30 минут.
- Цель и задачи по реализации Программы
Цель: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
- на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Развивающие:
- развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
- развитие умений наблюдать за живыми объектами неживой природы;
- привлечение внимания к окружающей природе, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразия его красок и форм;
- формирование навыков рационального природоиспользования;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
- Основные принципы и положения Программы
Основные принципы реализуются, опираясь на научные концепции программы:
- обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
- реализует принцип возрастного соответствия — предлагает содержания и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости - соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности — решает поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»;
- объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
- построена на принципах позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- обеспечивает преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;
- реализует принцип индивидуализации дошкольного образования, что означает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей;
- базируется на личностно-ориентированном взаимодействии взрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности;
- предусматривает учет региональной специфики и варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- реализует принцип открытости дошкольного образования;
- предусматривает эффективное взаимодействие с семьями воспитанников;
- использует преимущества сетевого взаимодействия с местным сообществом;
- предусматривает создание современной информационно-образовательной среды организации предлагает механизм профессионального и личностного роста педагогов, работающих по программе.
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Цели и задачи Программы реализуются не только в рамках ООД, но и при проведении режимных моментов – как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.
Данные в Программе рекомендации по распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач.
Организованная образовательная деятельность проводится подгруппами, продолжительность соответствует нормам действующего СанПиНа. В середине ООД проводятся физкультурные минутки.
- Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года обучения по Программе (к 6 годам) дети будут знать:
- названия и различать травянистые и комнатные растения, деревья и кустарники;
- об основных органах (частях) растения и их функциях;
- о зимующих и перелетных птицах.
Будут иметь представления:
- о стадиях роста растения, сезонных изменениях у растений;
- о среде обитания, особенностях питания птиц;
- о речных и аквариумных рыбах;
- о зимовье зверей;
- об уходе за животными
Будут уметь:
- устанавливать связи между внешним видом животных и средой обитания;
- называть и различать насекомых.
К концу второго года обучения по Программе (к 7 годам) дети будут знать:
- о многообразии мира насекомых;
- названия, место произрастания и различия травянистых и комнатных растений, деревьев и кустарников;
- о стадиях роста растения, сезонных изменениях у растений;
- об основных органах (частях) растения, их функциях росте и развитии растения;
- о разновидностях зимующих и перелетных птиц.
- о среде обитания, особенностях питания птиц;
- о речных и аквариумных рыбах;
- о потребностях и среде обитания животных, их видовых особенностях;
- об уходе за животными:
- о здоровье человека, здоровом образе жизни.
Будут уметь:
- устанавливать связи между внешним видом животных и средой обитания;
- ухаживать за растениями.
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по данной рабочей Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.
Педагогическая диагностика
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год - в начале (сентябрь), в конце года (май) (Приложение 1).
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями экологического развития ребенка
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Программа дополняет содержание образовательной области
«Познавательное развитие» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и имеет интеграцию с такими образовательными областями, как «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
- Содержание психолого – педагогической работы
Организованная образовательная деятельность строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей. При организации образовательной деятельности обеспечивается единство обучающих, развивающих и воспитательных задач. Поставленные задачи решаются, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному
«минимуму».
- Содержание экологического образования детей 5 – 6 лет Как заполнять календарь природы?
Программное содержание. Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивать интерес к наблюдениям за природой.
Овощи и фрукты на нашем столе.
Программное содержание. Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить готовить салат.
Растения в нашем уголке природы.
Программное содержание. Уточнить представления детей о 4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений – засухоустойчивые растения запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их следует поливать редко; растения с тонкими, мягкими листьями не запасают влагу, их надо поливать часто – через день; осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме; в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры.
Корова и коза – домашние животные
Программное содержание. Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено).
Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме
Программное содержание. Дать детям представления о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство; осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь отъедается, подыскивает место для берлоги, поздней осенью залегает в нее, белка делает запасы орехов, желудей, грибов). Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме.
Лошадь и овца – домашние животные
Программное содержание. Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные (живут вместе с человеком, не боятся его; используются в хозяйстве; человек заботится о них, создает все условия для их жизни: строит специальные помещения – конюшню, овчарню, ухаживает за ними, кормит и заготавливает корм впрок, сушит сено); закреплять представление о том, что корова и коза – домашние животные.
Станем юными защитниками природы
Программное содержание. Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели.
Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса проводят зиму в лесу Программное содержание. Дать детям представление о том, что в лесу живут
разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному
приспособлены к жизни в это время (медведь спит в берлоге; заяц питается корой деревьев, отыскивает стога сена, которые люди запасли на зиму для скота, имеет белую маскировочную окраску шерсти, быстро бегает, петляет, спасаясь от хищников (лисы, волка, совы), в этом ему помогают чуткие уши, раскосые глаза, способность делать большие прыжки и затаиваться; белка питается запасами растительной пищи, которые сделала осенью (грибы, желуди, орехи, семена шишек), имеет маскировочную серую, серо-голубоватую окраску густой шерсти, которая спасает ее от холода и делает менее заметной в кронах хвойных деревьев, в морозы белка подолгу не выходит из дупла, где спит, укрывшись пушистым хвостом; самый опасный враг белки – куница, которая, как и белка, быстро бегает по деревьям; лиса охотится на зайцев, выслеживая их по следам, подстерегает мышей; ей помогают чуткие нос и уши, способность незаметно подкрадываться, затаиваться).
Лес – это дом для многих жильцов.
Программное содержание. Дать детям первоначальное представление о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; главные в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живет множество животных – там они находят пищу могут прятаться, строить гнезда и убежища.
Что за зверь!
Программное содержание. Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты.
Как люди помогают лесным обитателям
Программное содержание. Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.
Прошла зима холодная
Программное содержание. Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, так как день короткий, небо чаще всего пасмурное. Растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему – медведь и еж спят, заяц и лось кормятся корой и ветками, белка – своими запасами); развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов); побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности.
Наши четвероногие друзья.
Программное содержание. Формировать у детей представления о том, что собака - умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах – для охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для розыска правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.
Сравним кошку с собакой.
Программное содержание. Уточнить представления детей о кошке как домашнем животном (живет вместе с человеком, ловит мышей, радует человека своим присутствием; хозяин заботится о ней; кошка – независимое, умное, чистоплотное животное, любит хозяина, если он хорошо с ней обращается; кошку нельзя заставлять делать то, чего она не хочет; с молодой кошкой можно играть. Кошка отличается от собаки: она по-другому ведет себя и по-другому общается с хозяином).
Весна в жизни лесных зверей
Программное содержание. Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи).
Бережно относимся к бумаге
Программное содержание. Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна: она идет на изготовление книг, газет, альбомов, тетрадей, обоев; толстая бумага (картон) используется для изготовления различных коробок и упаковки предметов; надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги.
Как человек охраняет природу
Программное содержание. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой, любого уровня (российской, региональной), рассказать, что есть охраняемые растения и животные; их осталось мало и они могут исчезнуть совсем; показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.
Весна кончается – лето начинается»
Программное содержание. Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, при таянии снега и льда образуется много воды, поэтому оживают все растения и животные; распускаются листья, цветы, растут молодые побеги, оживают насекомые, просыпаются животные, которые были в спячке, возвращаются перелетные птицы, которые вьют гнезда, выводят потомство; весна – красивое время года,поэтому про весну поэты написали много стихотворений, художники создали замечательные картины).
Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 5 – 6 лет представлено в приложении 2.
- Содержание экологического образования детей 6 – 7 лет Экология в картинках
Программное содержание. Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом – условия, в которых они живут, – мы сбережем живые существа.
Планета Земля в опасности!
Программное содержание. Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды, есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Таких материков шесть: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях Программное содержание. Дать детям представление о том, что лягушки – это
обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, озера, болота. Лягушки хорошо приспособлены передвигаться как по земле, так и в воде. У них короткое компактное тело обтекаемой формы, голая, покрытая слизью кожа, длинные складывающиеся задние ноги, между пальцами которых есть перепонки, короткие передние ноги. Такое строение позволяет им легко плавать в воде, а по земле передвигаться прыжками. На голове у лягушки выпуклые глаза, ноздри, большой рот, в котором длинный липкий язык. Уши прикрыты барабанными перепонками, они незаметны. У лягушки маскировочная окраска кожи: на земле, в траве еесовсем не видно, если она затаилась. Лягушки питаются мошками, комарами: из воды или из травы они следят за их полетом, а потом «выстреливают» языком. Их можно встретить в теплое время года. С наступлением холодов они зарываются в иле на дне пруда, где и проводят всю зиму. Оживают весной с наступлением тепла, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик, который потом превращается в лягушонка.
Где зимуют лягушки?
Программное содержание. Закреплять представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания, передвижения, появления новых лягушек, образе жизни в разные сезоны. Показать приспособленность лягушек к жизни в разных температурных условиях.
Простые и ценные камни в природе
Программное содержание. Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.). Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках и морях, поэтому их называют речными и морскими; их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие – такими их сделали морские волны; камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений. Дать первое представление о ценных
камнях, которые применяются для украшения построек, изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши,браслеты и пр.).
Почему белые медведи не живут в лесу?
Программное содержание. Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни (крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана; у медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой).Белые медведи приспособлены к жизни в суровых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап, – она спасает их от мороза; белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать ее. Белый медведь занесен в Красную книгу находится под охраной государства.
Беседа о кроте
Программное содержание. Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни (короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами).
Слепые землекопы
Программное содержание. Закреплять представления детей о кротах. Расширять знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни.
Сравнение рыб и лягушек.
Программное содержание. Формировать обобщенные представления: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстроплавающие животные; вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому.
Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения
Программное содержание. Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям (с мягкими, тонкими листьями) требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые еще и опрыскивать; другие растения (с плотными, толстыми листьями, стеблями) засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев – это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию.
Поливать комнатные растения надо по-разному, в соответствии с их потребностями во влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.
Что человек делает из глины?
Программное содержание. Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Дать представление об изготовлении
кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой – дымковской, филимоновской.
Беседа об осени
Программное содержание. Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года (заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.); растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края). Учить по значкам и рисункам календаря описывать события природы.
Через добрые дела можно стать юным экологом
Программное содержание. Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.
Сохраним елку - красавицу наших лесов.
Программное содержание. Уточнить и расширить представление детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев. Лес – это общий дом для растений и животных. Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т.д.) Закреплять отличительные признаки лиственных деревьев. Воспитывать интерес к жизни леса. Учить бережно относиться к лесу, растущим деревьям. Воспитывать желание защищать природу. Воспитывать любовь к труду, доводить начатое дело до конца.
Беседа о лесе
Программное содержание. Уточнять и расширять представление детей о лесе. (в лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, рысь, куница), животные, которые питаются растениями или насекомыми (лось, заяц, белка, лесная мышь, еж, лягушка, ящерица), лесные птицы (сорока, соловей, сова, синица, дятел, клест), насекомые(муравьи, жуки, гусеницы, комары). Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные. Смешанные – в них растут лиственные и хвойные деревья. Бывают березовые, дубовые рощи, сосновый бор, тайга. Лес по-разному выглядит в разное время года. Он, всегда красив, поэтому многие художники любят рисовать лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.
Чем ель не похожа на другие деревья?
Программное содержание. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель – хвойное дерево.
Солнце, Земля и другие планеты
Программное содержание. Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. (Солнце – это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое
количество тепла и света. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем идет Венера, потом наша Земля, далее Марс и другие планеты. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник – это планета Луна, которая вращается вокруг Земли.)
Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу
Программное содержание. Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. (Белка питается орехами, грибами, желудями, из своих запасов потрошит шишки. Заяц обгладывает кору деревьев, отыскивает стога сена. Лось поедает ветки деревьев. Эти животные живут на разных этажах леса – там, где они находят пищу. У них есть враги – хищные звери: лиса, волк, куница. Животные по-разному спасаются от них: быстро убегают, маскируются, прячутся. Все они хорошо приспособлены к жизни в лесу в зимнее время: заяц имеет острые зубы, белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться; белка живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазать по деревьям, делать большие прыжки; лось очень крупный, высокий, имеет длинные ноги, сильные копыта, достает ветки деревьев, легко ходит по глубокому снегу, может быстро бежать, ударять копытом.) Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.
Занятие «Сравнение белого и бурого медведей
Программное содержание. Уточнять и расширять представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним. Учить сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения – устанавливать сначала различия, затем сходство.
Земля – живая планета
Программное содержание. Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. На ней есть жизнь (растения, животные, человек), потому что на планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам. Земля
– это дом для всех людей, его надо любить, не разрушать, содержать в чистоте. На Земле разные условия, но везде есть жизнь: в Арктике и Антарктике (территории, прилегающие к Северному и Южному полюсам) очень холодно – растений там нет, из животных приспособились жить белые медведи, тюлени, пингвины. Люди постоянно здесь не живут, на некоторое время сюда приезжают исследователи для изучения погоды и природы. На Земле есть пустыни – там очень жарко, засушливо, жить трудно – растений мало, все они колючие, из животных там приспособились жить верблюды, черепахи, ящерицы. На Земле много водного пространства (океанов и морей) – там обитают киты, разные виды рыб, человек не живет под водой, но спускается в морские глубины для исследования. На суше есть большие пространства, покрытые лесами, – там, среди деревьев живут разные животные. Люди живут на суше в разных местах, но там, где есть пресная (питьевая) вода. Такой разнообразной жизни нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.)
Цепочки в лесу
Программное содержание. Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
Кто главный в лесу?
Программное содержание. Уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды.
Волк и лиса – лесные хищники
Программное содержание. Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. (Живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно. Поэтому волк и лиса называются хищниками, их боятся все мелкие животные: зайцы, мыши, кроты, белки. Волк крупнее лисы, очень вынослив, может нападать на больших животных (оленя, лося). Зимой хищникам голодно, они подходят к жилищу человека, нападают на домашних животных. Зимой волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, а днем спят на снегу в чаще леса.) Формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи (чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость (могут по 2—3 дня голодать, долго выслеживать добычу)); характерном для них особом поведении (лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы; волк может подолгу гнаться за добычей, у него длинные сильные ноги). Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.
Пройдет зима холодная…
Программное содержание. Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий (тепла, воды, света). Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям. Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи.
Что мы знаем о птицах.
Программное содержание. Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.)
Сравнение домашних и диких животных
Программное содержание. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких – они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут
хорошо защитить себя от врагов. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях).
Сравнение кроликов и зайцев
Программное содержание. Уточнить представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. Уточнить признаки домашних и диких животных.
Когда животных в природе становится много или мало?
Программное содержание. Уточнить представления детей о том, как создаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке чаще всего происходит от резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе.
Зеленая служба «Айболита» – весенний уход за комнатными растениями Программное содержание. Учить детей определять по внешним
особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения; их можно узнать по внешним признакам: светлая яркая окраска листьев выдает светолюбивые растения, темная- теневыносливые; растения с тонкими мягкими листьями любят много влаги, растения с толстыми листьями и стеблями запасают ее и могут долго обходиться без воды; слабые, давно не цветущие растения нуждаются в питательной почве, их надо пересадить.
Лес в жизни человека
Программное содержание. Уточнить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. (В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, лесными запахами, красотой природы. От леса человек много получает для своего хозяйства: грибы, ягоды, орехи, древесину, пушнину. Из древесины делают разные предметы, мебель, дома и бумагу. Каждый человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.)
Земля, с днем рождения тебя!
Программное содержание. Уточнение представлений о земле, об условиях жизни на ней растений, животных, человека. Развитие эмоционально положительного отношения к планете как своему дому.
Мой родной край: заповедные места и памятники природы
Программное содержание. Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.
Как черепахи живут в природе?
Программное содержание. Уточнить представления детей об особенностях жизни черепах в уголке природы. Познакомить с местом обитания и жизнью черепахи в естественных природных условиях (степях, пустынях), приспособленностью в питании, защите от врагов, перенесении жары и холода,
выведении потомства.
Кому нужна вода?
Программное содержание. Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. (Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько-соленая, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.) Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха (кислый дождь вреден всем: земле, растениям, животным и людям).
Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером.
Программное содержание. Уточнить представления детей: о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей; об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое сложилось усилиями людей (воспитателей и детей). Упражнять в устанавливании цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов.
Море бывает в беде
Программное содержание. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет представлено в приложении 2.
- Особенности взаимодействия детского сада с семьей
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. А успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.
Работа по взаимодействию с родителями реализовывается исходя из следующих принципов:
- целенаправленности - ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;
- адресности - учета образовательных потребностей родителей;
- доступности - учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал;
- индивидуализации - преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;
- участия заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде
«педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Работа с родителями осуществляется по четырем направлениям:
- информационно-аналитическое;
- досуговое;
- познавательное;
- наглядно-информационное.
Формы работы с семьями: родительские собрания (общие и групповые), конференции, консультации, беседы, дни открытых дверей, папки-передвижки, совместный досуг.
Методы и приемы работы с родителями:
- анкетирование;
- тестирование;
- экспресс-опрос;
- использование компьютерных технологий (презентации, оформление сайта ДОУ, отзывы родителей на сайте);
- индивидуальные беседы;
- практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.
Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей в вопросе экологического воспитания дошкольников, на укрепление взаимодействия дошкольной организации и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков.
Важнейшим условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
Отличительной особенностью методики экологического образования детей дошкольного возраста является необходимость обеспечить непосредственные контакты детей с объектами природы, организовать живое общение с растениями и животными в процессе ознакомления с ними. Для эффективности осуществляемой экологической работы с детьми большое значение имеет создание «экологического пространства» в детском саду.
«Экологические пространства» в детском саду используются в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников.
К развивающей предметно - пространственной среде дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие компоненты:
- центры природы по группам;
- кабинет экологии с экологической лабораторией;
- цветники;
- огород.
Центры природы по группам, особенность которых - непосредственная близость к детям, что позволяет педагогам организовать различную их деятельность
на протяжении всего учебного года. В центрах природы дети знакомятся с комнатными растениями, там созданы мини – лаборатории, дети играют в различные дидактические игры, альбомы и книги по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д.
Кабинет экологии – предназначен для проведения занятий экологического характера, организованных для детей. В кабинете экологии сосредоточены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе, способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменений в природе, позитивном воздействии человека на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния. Также представлен материал о природе родного края.
Материал Программы реализуется через разные виды практической деятельности: выращивание растений, зимнюю подкормку птиц, ведение календарей природы, проведение опытов, изготовление книг о природе, участие в подготовке и проведении акций.
В кабинете расположена лаборатория, предназначенная для детской исследовательской деятельности. В центре экспериментирования собраны оборудование для опытно-экспериментальной работы (колбы, мензурки, пробирки и т.д.), разнообразные коллекции (минералов, почв, камней и т.д.), природный материал (ракушки, шишки, и т.п.), а также результаты поисковой - исследовательской деятельности всей группы или отдельного ребенка. Особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами живой и неживой природы, окружающего мира. Именно метод проектов позволяет не пресекать исследовательскую деятельность дошкольников, а активно помогать детям, развивать их творческие способности, пробуждать любознательность, активность, инициативность. Метод проектов в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду способствует умственному развитию дошкольников, помогает сформировать у них знания об окружающем мире, развивает их познавательную активность. Вся деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. В ходе реализации проектов дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои рассказы и сказки. Огромная мотивация для практической деятельности детей служит совместная деятельность с родителями.
Территория участка детского сада разнообразна и красива. Она хорошо озеленена. По всему периметру посажены деревья и кустарники, которые создают зеленый щит, защищающий внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра, выхлопных газов автомобилей, т.е. хорошую среду для пребывания детей.
На территории много цветников. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно влияют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. В озеленении территории принимают активное участие родители воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Они сажают деревья и кустарники, выращивают рассаду цветов для дальнейшей посадки в цветники ДОУ.
Четкое соблюдение экологического подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды позволяет детям видеть и осознавать следующее:
- неразрывную связь живых организмов с внешней средой;
- морфофункциональную приспособленность живых организмов с определенным элементам среды обитания;
- появление нового живого организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
- специфику живого организма (растительного), его отличия от неживого предмета;
- многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия их со средой.
Грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы. Помогает формировать познавательное отношение к ней и обеспечит ценностное отношение ко всему живому.
- Материально-технического обеспечения Программы
Кабинет по экологическому воспитанию оборудован современной мебелью. Мебель соответствует росту и возрасту детей. Наличие игрового и дидактического материала способствует организации продуктивной и творческой деятельности детей (сюжетные, настольно-печатные, развивающие игры, игры для сенсорного развития и развития тонкой моторики рук, игры и оборудование для развития основных движений).
Все оборудование безопасное, эстетически привлекательное и развивающее.
- Методические материалы и средства обучения
Программа имеет обстоятельное методическое обеспечение, в том числе опубликованные разработки по созданию эколого-педагогической среды в ДОУ, а также конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп. Программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников, так как основное внимание в ней уделяется природным объектам, находящимся в непосредственном окружении ребенка, при этом педагоги одновременно обучаются на курсах повышения квалификации.
Программа «Юный эколог» имеет обстоятельное обеспечение для взрослых, желающих повысить свою компетентность в вопросах методики экологического воспитания детей и для их работы с дошкольниками. Причем обеспечение разного типа — методическое и технологическое. В ряде методических пособий описаны создание развивающей среды в дошкольном учреждении, экологический подход к содержанию растений и животных. Ряд пособий — это технологии экологического воспитания детей всех возрастов (от младшей группы до подготовительной), содержат готовое планирование и подробное описание экологических мероприятий с детьми. Все технологии построены на разных видах деятельности, чаще всего
совместной деятельности воспитателя с детьми (наблюдение и его моделирование в календаре, создание и поддержание условий для объектов, чтение природоведческой познавательной литературы и коллективное изготовление самодельных книг, проведение акций и др.).
Приложение 1
Педагогическая диагностика по экологическому воспитанию (5-6 лет)
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Владеет навыками безопасного поведения в природе | Определяет характерные признаки для каждого времени года | Владеет знаниями о деревьях | Называет и различает диких и домашних животных | Владеет знаниями о зимующих и перелетных пицах | Владеет представлениями о стадиях роста растений | Различает и называет насекомых | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Педагогическая диагностика по экологическому воспитанию (6-7 лет)
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Определяет характерные признаки для каждого времени года | Определяет основные органы (части) растений | Устанавливает связь между видом животного и средой его обитания | Различает объекты живой и неживой природы | Владеет знаниями о деревьях кустарниках, их строении | Владеет знаниями о зимующих и перелетных пицах, их строении и о месте их обитания | Владеет знаниями о значении солнца, воздуха и воды для всего живого на Земле | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
16 - 21 баллов – высокий уровень
8 - 15 баллов – средний уровень
1 - 7 баллов – низкий уровень
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по экологическому воспитанию:
1балл – ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2балла – при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3балла – задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
Приложение 2
Комплексно - тематическое планирование по экологическому воспитанию
с детьми от 5 до 6 лет
№ | Тема | Цель занятия |
1 | «Планета Земля в опасности» | Формировать представление о том, что планета Земля – это громадный мир. |
2 | «Животные леса осенью» | Формировать представления о том, что лес – это среда обитания диких животных. |
3 | «Водоем и его «обитатели» | Формировать представление о природном водоеме, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения. |
4 | «Подземные жители» | Формировать представления детей об подземных животных. |
5 | «Овощи и фрукты на нашем столе» | Формировать знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности). |
6 | «Такие разные растения» | Формировать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. |
7 | «Человек часть живой природы» | Формировать представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов. |
8 | «Осень золотая» | Формировать у детей обобщенное представление об осени. |
9 | «Птицы разных стран» | Формировать умение детей различать птиц. |
10 | «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме» | Развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей от лета к зиме. |
11 | «Уходит осень золотая» | Формировать представление детей об осени, когда все в природе меняется. |
12 | «Жизнь хомяка в природе» | Формировать представление детей о том, что степь – место обитания хомяка. |
13 | «Зимующие птицы» | Формировать знания детей о животных, приспособленных к обитанию в воздушной среде. |
14 | «Станем юными защитниками природы» | Формировать умение детей отличать хорошие, добрые поступки о иных. |
15 | «Как лесные звери проводят зиму в лесу» | Формировать представление детей о том, что в лесу живут разные животные, и что зима для всех – трудное время года. |
16 | «Животные – наши помощники» | Познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком. |
17 | «Как увидеть воздух. Как услышать воздух?» | Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. |
18 | «Что такое природа. Живая и неживая природа» | Формировать представление детей о взаимодействии живой и неживой природы. |
19 | «Камни, песок» | Формировать представление детей о том, как человек использует в своей жизни песок, камни. |
20 | «Лес – это дом для многих жильцов» | Формировать у детей первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных. |
21 | «Как люди помогают лесным обитателям» | Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время. |
22 | «Глаза - зеркало души» | Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое) |
23 | «Сравнение кошки и собаки» | Формировать представление детей о кошке и собаке. |
24 | «Прошла зима холодная» | Формировать у детей представление о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни животных и растений. |
25 | «Как люди заботятся о своем здоровье весной» | Формировать представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; |
26 | «Весна в жизни лесных зверей» | Формировать представление детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время года. |
27 | «Птицы весной» | Формировать у детей представление о птицах. Расширять знания об особенностях внешнего вида, повадкой птиц. |
28 | «Русское поле» | Формировать представление детей о том, что такое злаки и из чего пекут хлеб. |
29 | «Береги деревянные предметы» | Формировать представление детей о том, что дерево является важным строительным материалом. |
30 | «Как человек охраняет природу» | Формировать представление у детей о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить. |
31 | «День земли» (развлечение) | Закрепить представление детей о том, что наша Земля – это горы, леса, реки, моря, люди, животные. |
32 | «Бережно относимся к бумаге» | Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; развивать умение изготавливать из бумаги альбомы, книги. |
33 | «Весенние заботы птиц» | Формировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. |
34 | «Первые цветы на участке» | Познакомить детей с тем, что оба растения (мать-и-мачеха, одуванчик) лекарственные полезные травы. |
35 | «Строим экологический город» | Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на земле. |
36 | «Весна кончается – лето начинается» | Обобщить представление детей о весне, как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни. |
Приложение 3
Комплексно - тематическое планирование по экологическому воспитанию
с детьми от 6 до 7 лет
№ | Тема | Цель занятия |
1 | «Ранняя осень» | Закрепить представление детей о золотом периоде осени. |
2 | «Планета Земля в опасности» | Формировать представление о том, что планета Земля – это громадный мир. |
3 | «Обитатели водоемов» | Формировать представление о природном водоеме. |
4 | «Подземные жители» | Формировать представления детей об подземных животных. |
5 | «Такие разные лягушки» | Закреплять представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания. |
6 | «Перелетные птицы» | Формировать знание детей о животных, приспособленных к обитанию в воздушной среде. |
7 | Сравнение белого и бурового медведей | Развивать умение рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. |
8 | «Грибными дорожками» | Формировать знания детей о лесных грибах. Выделять группы съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением гриба. |
9 | «Птицы перелетные и зимующие» | Формировать знания детей о животных, приспособленных к обитанию в воздушной среде. |
10 | «Природа Югры» | Дать детям знания о природе родного края. |
11 | «Сравнение песка, глины и камней» | Уточнить представление детей о свойствах песка, глины и камней. |
12 | «Комплексное занятие «Беседа об осени» | Формировать у детей умение самостоятельно выявлять признаки осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи. |
13 | «Через добрые дела станем юными экологами»» | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. |
14 | «Комплексное занятие «Беседа о лесе» | Воспитывать у детей интерес к жизни леса, бережное отношение. |
15 | «Сохраним елку-красавицу наших лесов»» | Воспитывать желание по доброму относиться к природе, умение сочувствовать, сопереживать. |
16 | «Солнце, земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении солнечной системы. |
17 | «Колыбельная из двух слов» | Формировать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце. |
18 | «Она нужней нам, чем еда и называется вода» | Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами воды. |
19 | «Птицы – наши братья» | Систематизировать знания о зимующих птицах. |
20 | «Познакомьтесь: невидимка» | Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. |
21 | «Ходит капелька по кругу» | Продолжать формировать представление детей об основных свойствах воды. |
22 | «Как белка, заяц, лисица и медведь проводят зиму в лесу» | Формировать представление детей о том, что в лесу живут разные животные, и что зима для всех – трудное время года. |
23 | «Кто главный в лесу? Живые цепочки» | Уточнить представление о лесе, его растениях и обитателях, формировать представление о их пищевой зависимости друг от друга. |
24 | «Комплексное занятие «Пройдет зима холодная»» | Формировать у детей представление о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни животных и растений в природе. |
25 | «Сравнение домашних и диких животных» | Уточнить представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. |
26 | «Как черепахи живут в природе» | Уточнить представления детей об особенностях жизни черепах. |
27 | «Викторина о лесе» | Формирование знания детей о лесе и его обитателях. |
28 | «Мировой океан» | Воспитывать бережное отношение к природе, ярче почувствовать красоту родной Земли. |
29 | «Зеленая служба» Айболита – весенний уход за комнатными растениями» | Формировать умение у детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние. |
30 | «Лес в жизни человека» | Формировать и расширять представление детей о лесе. Развивать у детей интерес к жизни леса. |
31 | «Земля, с днем рождения тебя!» (развлечение) | Формировать представление детей о жизни на Земле: |
32 | «Солнце – источник тепла и света» | Формировать представление детей о том, что Солнце является источником света и тепла. |
33 | «Птичий город на деревьях» | Формировать знания детей об изменении жизни птиц весной, устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. |
34 | «Знатоки природы» (викторина) | Формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру. |
35 | «Море бывает в беде» | Формировать представление детей о море, его разных состояниях, его обитателях. |
36 | «Веселое лето» | Обобщить и систематизировать представление о лете. |
Приложение 4.
Методические материалы и средства обучения
Методические пособия для педагогов:
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020.
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020.
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020.
Игры: Настольно – печатные: «Я живу в Югре», «Профессии», «Времена года», «Наши чувства и эмоции», «Знаю все профессии», «Зоологическое домино»
Дидактические игры по возрастам в соответствии с пособиями: «Собери картинку из частей», «С чем нельзя в лес ходить?», «Прошлое и настоящее города»,
«Чей силуэт?», «Путешествие по городу», «Отдели перелетных птиц от зимующих»,
«С какой ветки детки?», «Живая и неживая природа», «Кто где живет».
Атрибуты для ООД: игрушки для сюрпризов (мягкие, вязаные, резиновые), природный материал, предметные и сюжетные картинки по темам, сюжетные картины, корзинки плетеные (береста), наглядные пособия, демонстрационный материал.
Слайдовые презентации: Животные ХМАО, Правила безопасности в природе, Правила пожарной безопасности, КВН «Родной край» (животные и растения ХМАО), Наши спутники и друзья, Уголок природы, Деревья и кустарники, Лекарственные растения, Экскурсии детей, Цветущие растения, Животные и растения, Нам водичка добрый друг, Ледяные постройки.
Используемые средства обучения:
- Технические: компьютер, экран, проектор.
- Учебно- наглядные: плакаты, схемы, таблицы, модели, материалы по уходу за растениями и животными, муляжи, календари природы, «Панорама добрых дел»
- Электронные ресурсы
Список литературы
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»,
- Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
- Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
- Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
- Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
- Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
- Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
- Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
- Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеобразовательная программа ( кружок ) : Юный эколог .
СОДЕРЖАНИЕ 1.Паспорт программы 2.Пояснительная записка 3.Учебно-тематический план 4.Содержание изучаемого курса 5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной прогр...
дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа
Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
Рабочая программа по дополнительной образовательной услуги "Юныйэколог". Срок освоения 1 год....
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"для детей 4-5 лет
Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....
Дополнительная Общеобразовательная Программа Социально-педагогической направленности "Юные экологи"
Программа отражает образовательные потребности воспитанников и ихродителей (законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в...
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"
В программе «Юный эколог» представлена система работы по формированию экологической культуры детей 3-7 лет. В процессе совместной деятельности у детей формируется представление о живой и н...
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММАестественнонаучной направленности«Юный эколог»Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...