Конспект ООД "Русская народная игрушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
«Русская народная игрушка»
Цель:
- Знакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
- Дать детям некоторые сведения о промысле, показать процесс создание и росписи изделий
- Воспитать уважение и гордость за свой народ
Задачи:
- Развивать у детей интерес к предметам народного искусства
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость
- Выделять средства выразительности, элементов узора
- Развивать художественное творчество в процессе восприятия предметов декоративного искусства
Предварительная работа
- Рассматривание картин с изображением работ дымковских мастеров, мастеров по изготовлению семеновских матрешек
- Знакомство с элементами узора, цвета на занятии по рисованию
- Чтение стихов и потешек о народных умельцах, о матрешках
Материал: иллюстрация с изображением японского монаха иллюстрации и картины с изображением матрешек и дымковских игрушек, матрешки, дымковские игрушки, иллюстрации дымковских игрушек, силуэты матрешек, гуашь, кисти, баночки для воды.
Непосредственно образовательная деятельность
Перед началом звучит русская народная мелодия, дети входят в группу
Загадка:
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка!
Что же это за подружки? (матрешка)
Восп.: А хотите я расскажу вам сказку о том, как родилась эта красивая игрушка, которую матрешкой назвали.
Воспитатель рассказывает
В некотором царстве, в нашем государстве жил-был богатый и мудрый купец (человек, который продает и покупает).
Однажды отправился он торговать за горы и долины, за синие моря-океаны, в дальние заморские страны. И приехал он в страну восходящего солнца – Японию. Удачно торговал он соболями, да куницами, жемчугом и другим красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку – монаха, сделанного из дерева, да не простого, только дотронешься до игрушки, она качается. Поблагодарил купец за знатную игрушку и опять через моря-океаны, горы и леса возвратился в Россию, в своё царство-государство. Как приехал, перво-наперво побежал он к известному в его деревне мастеру-игрушечнику и показал ему затейливую игрушку из заморских стран. Да и говорит мастеру: «Можешь ли ты сделать для наших ребятишек такую красоту?». Мастер отвечает: «Отчего не сделать. Сделать то можно, да больно уж чудная она, да и непонятна будет нашим ребятишкам». Попросил купец мастера сделать к утру японского монаха и ушел. А тут в избу прибежала мастерова дочка – Матрена, с любимым другом петушком.
Воспитатель показывает иллюстрацию куклы в народном костюме и игрушечного петушка
Посмотрела Матрена на японского монаха, залюбовалась, и стала играть. А мастер смотрит на дочку и думает: «Скоро у моей Матрены именины, дай-ка я сделаю ей подарочек». И стал точить из дерева куколку. Выточил, да и расписал: платочек, сарафанчик – как у Матренушки, весь расписной в цветочек. Одну куколку для Матрены сделала, другую для купца.
Пришел рано утром купец– смотрит – что за чудо: маленькая девочка, как живая, глазки блестят, бровки тонкие, губки алые, щечки румяные (дети рассматривают матрешку).
Залюбовался купец работой Мастера и заказал ему 100 таких Матрен. Прибежала утром Матренушка, да так и ахнула – себя узнала. Поцеловала отца и скорей подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к Мастеру. Все просят такую же Матренушку. Всем сделал по куколке Мастер, а сам задумался. Вон сколько у Матрены подруг, дай-ка сделаю разных кукол и всех в одну положу. Будет матрешка с секретом. Выточил он большую куклу, потом по-меньше, и еще по-меньше…»
Воспитатель вынимает и показывает детям матрешек
Восп.: И расписал мастер их нарядными, красивыми. Дети, а кто знает, как звали мастера? (Семенов)
Восп.: А знаете, почему? (жил он в деревне Семенов, где все носили фамилию Семенов)
В честь кого куклу назвали Матрешкой? ( в честь дочери мастера Семенова Матрены)
А каким узором расписывал мастер своих матрешек (цветочками, ягодами, листочками, травинками)
Восп.: Давайте я вам расскажу про пословицы, которые знал мастер, и поэтому хорошо работал?
«Делу время, а потехе час»
«Не спеши языком, а спеши делом»
«Сделал дело – гуляй смело»
Восп.: Ой что-то шепчет мне на ушко Матрешка, хочет деток послушать.
Дети читают стихи
1. Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах, на столе у нас живут
Всех матрешками зовут!
2. Кукла первая толста, а внутри она пуста
Разнимается она на 2 половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке
Эту куклу открой, будет третья во второй .
3. Половинку отвинти плотную притертую
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
4. Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней живет шестая
А в шестой седьмая, а в седьмой восьмая.
5. Эта кукла меньше всех,
Но побольше чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сестры куколки стоят
Сколько вас – у них мы спросим
И ответят куклы – восемь.
Восп.: Молодцы, все рассказали про матрешек, а теперь я хочу предложить вам самим расписать матрешку. Хотите?
Воспитатель раздает детям заготовки, дети их расписывают, а в конце занятия показывают их своей большой матрешке
Итог: Дети! Сегодня мы с вами были мастерами, учились создавать красивые одежды для матрешки.
Отметить всех детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия «Народная игрушка – кукла пеленашка»
В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по программе «Социокультурные истоки» (авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) началась с 2010 г. Занятия по дан...
Конспект НОД "Народная игрушка"
Конспект НОД "Народная игрушка" в средней группе "Апельсин"...
Конспект занятия "Народная игрушка" МБДОУ д/с № 37 с.Запрудное Дорощенко Ольга Борисовна
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Конспект НОД «Народная игрушка (дымковские мотивы)» или «Поможем маме-утке»
-Продолжить знакомство с народной дымковской игрушкой.-Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет.-Учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки с помощью тычков.- Со...
Развитие речи у детей 2-3 лет. Конспект НОД "Народная игрушка".
Методическая разработка ....
Конспект занятия. «Народная игрушка». 1 младшая группа
Конспект занятия. Познавательное развитие. «Народная игрушка». 1 младшая группа...
конспект занятия «Народная игрушка – кукла пеленашка» методическая разработка (подготовительная группа)
В нашем дошкольном образовательном учреждении работа по программе «Социокультурные истоки» (авторы – профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) началась с 2010 г. Занятия по дан...