Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Живая и неживая природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кукурудза Елена Александровна

Данный конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, который поможет детям сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_i_nezhivaya_priroda.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, 20, тел. 56-66-86

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию

на тему «Живая и неживая природа»

Воспитатель:

Кукурудза Е.А.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема НОД: «Живая и неживая природа»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязи.

Задачи:

Обучающие задачи: 

  • Расширять представление о природных и искусственных объектах, о живой и неживой природе;
  • Сформировать целостный взгляд на природу и место человека в ней;
  • Формировать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе: если вода в реке загрязнена, следовательно, погибают рыбы и другие обитатели, люди также могут заболеть, используя эту воду и рыбу в пищу и т.д.

Развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес к природе, логическое и системное мышление, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
  • Развивать интерес к экспериментированию.

Воспитывающие задачи:                                                                                                                          

  • Воспитывать заботливое отношение детей к живой и неживой природе.

Виды деятельности: наблюдения, беседа, художественное слово.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно - исследовательская.

Оборудование: проектор и экран, ноутбук, раздаточный материал, стаканчики. Вода. Краситель. Листья пекинской капусты, лупы.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Ребята, что такое природа?

Вот лес – это природа?

А поезд, который везет нас к лесу?

А река?

А лодка на реке?

А кошка?

А окно, на котором она сидит?

А щенок - природа?

А мячик с которым щенок играет?

Давайте сделаем вывод, что такое природа.

Ответы детей

Различные ответы детей

Да

Природа – это все что нас окружает

II. Основная часть

Да, молодцы к природе относятся всё, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек.

А не относится только то, что сделано руками человека: дом, лодка, поезд, мяч. Всё – это искусственные предметы.

Природа – это то, что существует без помощи человека, а «не природа» - это всё то, что сделано руками человека.

Перед вами на столе лежат картинки, возьмите любую? А теперь поднимите только те картинки на которых изображена природа.

А теперь, покажите картинки которые к природе не относятся.

Молодцы.

А как вы думаете. Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой?

Да действительно. Многие вещи, созданные человеком когда-то были частью природы и взяты у неё человеком. К примеру, свитер связан из овечьей шерсти, карандаш сделан из дерева.

Человек часто придумывает вещи, которые похожи на природные объекты. Посмотрите – вертолет похож на стрекозу, а подводная лодка на кита.

А теперь давайте присядем рядом с проектором и продолжим наш разговор.

(Слайд 1-4)

 Посмотрите на экран и скажите, что относится к неживой природе. А теперь к живой.

(на слайде изображен воробей, снежинка и самолет)

Правильно. Птица живая, она летает. Но самолет тоже летает, он живой? И снежинка летает – она живая?

Значит, должны быть какие-то подсказки, которые помогают отличить живое от неживого. Давайте разберемся какими они могут быть. Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы должны их отгадать и, если отгадка относится к живой природе, хлопнуть в ладоши, а если к неживой – топнуть ногами.

Я умею расти, цвести, поворачиваться к солнцу.  (Растение)

Я умею летать, плыть по небу. (Облако)

Я умею согревать, освещать. (Солнце)

Я умею питаться, передвигаться, дышать. Кто я? (Человек, птица, насекомое, животное)

Я умею летать, кружиться, укрывать поля. (Снег)

Молодцы, замечательно справились. И мы с вами увидели, что есть признаки – подсказки, по которым можно отличить живую и неживую природу.

Давайте рассмотрим эти признаки по очереди.

Слайд 5

Первый признак – все живое двигается.

Слайд 6

Все живое растет, то есть увеличивается в размерах. Растут дети, кошки, мышки, растет береза и ромашка, растут грибы – все это живая природа.

Слайд 7

Для того, чтобы расти всему, живому нужно питаться, потому что еда – это те «кирпичики», из которых мы с вами построены. Еда дает нам силы, чтобы двигаться. Посмотрите пожалуйста на слайд и назовите полезную еду.

Слайд 8

Итак, мы выяснили, что все живое двигается, растет, питается. А что еще? А еще все живое дышит.

Слайд 9

А еще все живое дает потомство, детенышей, то есть воспроизводит себе подобных.

Слайд 10

А теперь посмотрите на слайд и скажите, объекты живой или неживой природы на нем изображены?

Почему вы думаете, что это не живая природа?

Молодцы, правильно. Нет признаков живого!

Объекты неживой природы не дышат, не питаются, не размножаются. Но они могут изменяться. К примеру, как может изменяться вода?

Вода может замерзнуть в лед, а потом снова растаять, лед тоже пока тает меняет форму.

Итак, давайте закрепим. Природа имеет две формы: живую и неживую. Какие отличительные признаки живой природы вы запомнили?

Все, кто относятся к живой природе имеют отличительные признаки: растут, питаются, дышат, двигаются и дают потомство. 

Человек, животные, птицы, рыбы – двигаются, питаются, дают потомство. А растения разве двигаются? Разве они дышат?

Давайте посмотрим видеоролик, который покажет, как растения питаются, дышит и даже двигаются!

Ну что же, мы убедились, что растения могут двигаться, дышат и питаются. Мне очень понравились опыты с растениями и я решила некоторые повторить.

Давайте пройдем в лабораторию и вам его покажу.

Экспериментальная деятельность.

Опыт, который помогает проследить движение воды по сосудам. «Как растения пьют воду?»   Налейте в емкости с водой пищевые красители и поместите туда свежесрезанные цветы или листья пекинской капусты (у низ ярко выражены жилки).

Вывод: вода поднимается вверх и окрашивает листок. По времени это занимает от нескольких часов до 1-2 дней, в зависимости от концентрации красителя в воде.

Ребята, скажите, а может ли живая природа существовать без неживой природы?

Молодцы, в природе все взаимосвязано. Мы не сможем прожить без солнечного тепла и света, без воды, без воздуха. А это значит, что мы должны охранять не только живую природу, но и неживую. Ведь если мы или животные к примеру будем пить грязную воду мы можем заболеть.

Дети выполняют задание

Дети отвечают на вопросы

Дети занимают места перед экраном

Горы, солнце, камень.

Собака. Грибы. стрекоза

Ответы детей.

Предположения детей

Дети выполняют действия.

Ответы детей

Предположения детей

Ответы детей

Растут, двигаются, дают потомство, дышат

Предположения детей

Дети проходят в лабораторию

Рассматривают прожилки у листьев пекинской капусты через лупы.

Делают вывод.

Нет.

III. Заключительная часть (Рефлексия)

- Что вам запомнилось сегодня больше всего?

- Какой опыт с растениями, вы хотели бы провести дома или в детском саду?

О чем бы вы рассказали своим друзьям, родителям, знакомым?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Путешествие капельки».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром  в средней группена тему: «Путешествие капельки»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Так устроена природа: нет без пчёл в природе мёда!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка №123 - «Планета детства»  Конспект непрерывной образовательной деятельности в под...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Для чего человеку нос?»

Формирование у дошкольников элеменарных знаний о строении и функционировании человеческого организма - одна из составляющих культуры здоровья. Конспект непрерывной образовательной деятельности поможет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей 2 младшей группы «Природа наш дом».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей 2 младшей группы «Природа наш дом».Программное содержание:• дать представление детям о взаимоз...

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы «Живая и неживая природа»

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы «Живая и неживая природа» Цель: формирование у детей представлений  об объектах живой и неживой природы, о нер...