Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Так устроена природа: нет без пчёл в природе мёда!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Румянцева Наталья Васильевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка №123 - «Планета детства»

 

 

Конспект

 непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе:

 «Так устроена природа:

нет без пчёл в природе мёда!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Румянцева Наталья Васильевна,

воспитатель МАДОУ «ЦРР –

детский сад № 123 «Планета детства»

 

                                                г. Саратов

                                                   2019 г.

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Тема НОД: «Так устроена природа: нет без пчёл в природе мёда!».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: создать условия для формирования представлений детей о пчелах как представителях класса насекомых.

Задачи:

1. Образовательные:

- формировать представления детей о пчелах как представителях класса насекомых;

- расширять представление детей о мире природы и формирование начал экологической культуры;

- формировать представления детей о пользе продуктов пчеловодства для здоровья людей;

-  познакомить детей с продуктами пчеловодства (пыльцой, пергой, прополисом, воском, медом);

2. Развивающие:

-  развивать познавательную активность детей;

- развивать умения детей выражать свои мысли, формулировать выводы в доказательной форме, составлять рассуждения со взрослым и самостоятельно;

- развивать исследовательские умения и навыки;

- обогащать словарный запас: перга, прополис, дымарь, воск, гречишный, цветочный, лесной, соты.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание познавать новое;

- воспитывать бережное отношение к пчелам как части природы.

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, просмотр презентации, решение проблемных ситуаций, игра, физкультминутка, опыты и эксперименты, дегустация, рефлексия.

Оборудование: продукты пчеловодства (мед трех видов, пыльца, прополис, воск, рама с сотами), костюм пасечника, посуда, прополис, мультимедийное оборудование, презентация, корзинки с футлярами для подвижной игры.

Предварительная работа: рассматривание с детьми картин и иллюстраций о пчелах, чтение познавательной и художественной литературы; реализация проекта «Живая карта Земли Саратовской», опрос родителей на наличие аллергической реакции детей на продукты пчелиного производства.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Вводная часть

 

Станем рядышком по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО, РЕБЯТА!

Дети становятся в круг, здороваются

 

 

 

2. Основная часть

 

- Сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие по миру насекомых. Давайте посмотрим адвент-календарь. Какой сегодня день недели?

- Кто же сегодня нам приготовил сюрприз?

- Леша, возьми карточку и прочитай письмо от Пчелки.

 

 

 

 

 

Вторник

 

Пчела

Я весёлая пчела.
Я красива и мила.
Я летала по цветам,
Побывала тут и там.

Приходите  в гости  к нам.

С уважением, Пчелка Майя.

- Ребята, Пчелка Майя приглашает нас в гости. Вы хотите побывать у Пчелки? (Рассматривает послание Пчелки) Только адрес свой Майя не написала. Как же нам найти ее дом?

 

Да

 

 

Размышления детей

- Ребята, может, нам адвент-календарь поможет?

Первый помощник – это человек, который занимается разведением пчел. Как вы думаете, кто это? (достает из коробочки картинку пасечника, предлагает детям ее рассмотреть)

 

 

 

 

Рассматривают картинку, размышляю: «Пасечник, пчеловод»

- А где живут пчелы?

- Что такое улей? (Если необходимо, дополняет ответы детей)

- А что такое пасека?

- В старину пасеку называли пчельник.

Улей, пасека.

Улей - это домик, который построил человек специально для пчел.

Пасека - это место, где размещаются пчелиные домики (ульи).

- Тогда давайте отправимся на пасеку. Может, там мы и найдем нашу пчелку Майю

 

Перемещаются на импровизированную пасеку

- Посмотрите, сколько здесь пчел.

 

- К какому классу относятся пчелы?

Рассматривают картинки или игрушки (муляжи) пчел

Насекомые

- Объясните свой выбор.

 Потому что у пчел шесть лапок,  тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка

- Давайте посмотрим на предметы, которые необходимы пчеловоду.

Дети рассматривают костюм пасечника, головной убор с защитной сеткой, перчатки, дымарь (прибор для успокоения пчел) и др. Обсуждают, комментируют увиденное.

 

- Ребята, на пасеке очень много домашних пчел, но Майи здесь нет. Надо нам искать ее в другом месте.

 

- Предлагаю обратиться ко второму помощнику (берет вторую коробочку из адвент-календаря). Кто этот помощник?

- Правильно, второй помощник предлагает нам посмотреть презентацию про пчел. Может, из нее мы узнаем, где искать пчелку Майю.

- Много мы узнали нового про пчел, но следов Майи не обнаружили. Давайте немного поиграем на нашей цветочной полянке и потом продолжим поиски.

 

 

 

Компьютер, интернет.

Дети смотрят и обсуждают презентацию. Узнают, что, кроме домашних пчел, существуют еще и дикие пчелы.

Физкультминутка.

Пчелка трудится весь день

 

Руками обрисовать перед собой круг.

И работать ей не лень.

 

Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.

От цветка летит к цветку,

Ритмичные взмахи руками

Клеит на брюшко пыльцу.

Круговые движения ладонью по животу

Хоботком нектар сосет,

Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться

За день много соберет.

«Раскрыть» перед собой все пальцы

Унесет нектар тот в улей

Изображают полет

И назад вернется пулей.

Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед

В сотах утрамбует мед.

Топанье ногами

Скоро ведь зима придет.

Поеживание

Будет пчелкам, чем питаться.

Имитация движения ложкой

Надо летом им стараться.

Имитация накладывания меда в соты

- Что же нам подскажет третий помощник? (читает) «В гости с пустыми руками не ходят. Соберите в чемоданчик продукты пчелиного производства и тогда вы узнаете, где живет пчелка Майя». Маша, бери чемоданчик и пойдемте в пчелиную кладовую.

Дети проходят к столам, надевают фартуки.

- Проходите к первому столу. Как вы думаете, что это? (пыльца). 

- Как вы думаете, откуда она появилась? (при необходимости дополняет ответы детей).  Без опыления у нас с вами не было бы фруктов и овощей. С разных видов цветов пыльца имеет разный цвет и разный запах, и даже разный вкус.

Возьмите в руки крупинки пыльцы, рассмотрите их, понюхайте, разотрите их пальцами. На что они похожи при растирании? Какой запах?

Для человека пыльца является важнейшим лечебным и профилактическим средством. Она обладает широким спектром лечебных свойств.

 

Рассуждения детей

 

Пчелы опыляют цветы, перенося пыльцу с одного растения на другое. Пчелы приносят пыльцу в улей на лапках (брюшке).

Дети рассматривают, нюхают, трогают пыльцу, делятся впечатлениями, рассуждают, берут пыльцу в чемоданчик.

 

- А это, ребята, прополис. На что он похож?

- Как вы думаете, зачем он нужен пчеле? (наталкивает детей на свойства: липкий, значит что-то должен склеивать, соединять)

На пластилин, липкое вещество темно-коричневого цвета.

 

Дети предполагают, что прополис можно использовать для склеивания, смазывания щелей

- Прополис еще называют пчелиным клеем или бальзамом. Чем он пахнет?

(дополняет ответы детей)

Прополис имеет лесной запах, так как пчелы собирают его на почках молодых веток и листьях (тополя, березы и других деревьев.)  Пчелы-сборщицы приносят смолистое вещество на своих ножках, смешивают со слюной, добавляют пыльцу и воск и получают пчелиный бальзам. Прополис используется для смазывания щелей, склейки различных частей улья. Он защищает пчел от болезней, а улей - от разрушения. Пчелиный клей помогает пчелиной семье поддерживать чистоту жилища и убивает микробы.

Дети рассматривают, нюхают, рассуждают: «Цветами, лесом, травой…»

 

- Пчелиная семья не может прожить без прополиса. Как вы думаете, почему? (при необходимости дополняет ответы детей) Люди подметили такое свойство прополиса (защита иммунитета от микробов) и стали использовать его для профилактики болезней.

 

 

Пчелы будут болеть и могут погибнуть.

 

 

 

 

Берут в чемоданчик прополис

Ребята, знаете ли вы, из чего пчёлы строят свои соты?

Дети размышляют, могут предположить, что из воска

Когда приходит время строить квартиры, из брюшка пчелки начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Из этих пластинок пчелы строят соты в форме шестигранников или, по-другому, шестиугольников.

Воск может принимать различные состояния. При нагревании воск становится мягким.

Воспитатель проводит опыт, нагревая воск и демонстрируя детям твердое и жидкое состояние воска, предварительно познакомив  детей с правилами и знаком пожарной безопасности.

Обсуждение эксперимента. Один ребенок надевает костюм пожарного и следит за тем, чтобы дети соблюдали правила безопасности при проведении эксперимента. Берут воск в чемоданчик.

Воспитатель предлагает  детям провести опыт с сотами: налить в них воды, а затем перевернуть.

- Как вы думаете, что произойдет, когда мы перевернем соты?

Демонстрирует, что вода из сот не вытекает. Совместно делают вывод, что мед тоже не вытекает из сот.

 

Обсуждение с воспитателем увиденного, ответы детей, высказывают гипотезы, выводы.

 

Вода выльется.

Переворачивают соты и обнаруживают, что вода не выливается

 

- Ребята, а как вы думаете, а какое же лакомство самое любимое у пчел? Чего не хватает в нашем чемоданчике?

Предлагаю вам превратиться в пчелок, чтобы собрать для пчелки Майи мед на нашей цветочной полянке. Надевайте маски.

 

Мед.

 

Подвижная игра: «Собери мед»

Воспитатель рассыпает футляры от киндер-сюрпризов – «мед». Включает музыку.

Дети в масках пчел их собирают.

- Вот мы и собрали все продукты пчелиного производства. И у наших помощников осталась еще одна подсказка. Берите последнюю карточку.

 

 

 

 

Дети берут карточку с изображением дерева с дуплом и пчелкой внутри, догадываются, что пчелка Майя живет в лесу, в дупле дерева. Идут к дереву и встречаются там с Пчелкой

3. Заключительная часть.

 

Воспитатель от имени Пчелки Майи: Добро пожаловать, ребята, ко мне в гости.

 

Здороваются, рассказывают, что они принесли подарок для пчелки: пыльцу, прополис, воск и мед.

Пчелка: Как же вы меня нашли?

- Теперь вы знаете, где живут дикие пчелы?

- Что еще интересного вы узнали, пока искали меня?

Ответы детей

Пчелка: Заждалась я вас друзья,

Долго искали вы меня.

За ваши старанья,

За ваше терпенья

Приготовила я вам угощенья.

Приглашает детей на дегустацию меда. Садится с детьми, ведет непринужденную беседу о разновидности меда: гречишный – из гречки, липовый – из цветов липы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Дегустируют различные сорта меда. Обмениваются мнениями, рассказывают о вкусовых ощущениях.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Природа - наш общий дом»

Конспект экологической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему:«Природа - наш общий дом»...

Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы»

Цель: Создание условий для формирования у детей познавательного интереса через исследование объектов живой и неживой природы.Задачи: 1.Образовательные:ü продолжать учить детей находить взаимосвязи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе КВН «Знатоки природы»

Методическая разработка участника муниципального конкурса методических разработок «Мой лучший урок»...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с миром природы Тема: «Птицы нашего края»

Конспект организованной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром "Птицы нашего края"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Весна. Изменения в природе»

Цели НОД: создать условия для расширения и закрепления у детей подготовительной к школе группы представлений о весне посредством познавательно-речевой и экспериментальной деятельностей.Задачи: Образов...