Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Так устроена природа: нет без пчёл в природе мёда!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка №123 - «Планета детства»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе:
«Так устроена природа:
нет без пчёл в природе мёда!»
Румянцева Наталья Васильевна,
воспитатель МАДОУ «ЦРР –
детский сад № 123 «Планета детства»
г. Саратов
2019 г.
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Тема НОД: «Так устроена природа: нет без пчёл в природе мёда!».
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: создать условия для формирования представлений детей о пчелах как представителях класса насекомых.
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать представления детей о пчелах как представителях класса насекомых;
- расширять представление детей о мире природы и формирование начал экологической культуры;
- формировать представления детей о пользе продуктов пчеловодства для здоровья людей;
- познакомить детей с продуктами пчеловодства (пыльцой, пергой, прополисом, воском, медом);
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать умения детей выражать свои мысли, формулировать выводы в доказательной форме, составлять рассуждения со взрослым и самостоятельно;
- развивать исследовательские умения и навыки;
- обогащать словарный запас: перга, прополис, дымарь, воск, гречишный, цветочный, лесной, соты.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание познавать новое;
- воспитывать бережное отношение к пчелам как части природы.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, просмотр презентации, решение проблемных ситуаций, игра, физкультминутка, опыты и эксперименты, дегустация, рефлексия.
Оборудование: продукты пчеловодства (мед трех видов, пыльца, прополис, воск, рама с сотами), костюм пасечника, посуда, прополис, мультимедийное оборудование, презентация, корзинки с футлярами для подвижной игры.
Предварительная работа: рассматривание с детьми картин и иллюстраций о пчелах, чтение познавательной и художественной литературы; реализация проекта «Живая карта Земли Саратовской», опрос родителей на наличие аллергической реакции детей на продукты пчелиного производства.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Вводная часть |
|
Станем рядышком по кругу, Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться не лень: Всем "Привет! " и "Добрый день! "; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО, РЕБЯТА! | Дети становятся в круг, здороваются
|
|
|
2. Основная часть |
|
- Сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие по миру насекомых. Давайте посмотрим адвент-календарь. Какой сегодня день недели? - Кто же сегодня нам приготовил сюрприз? - Леша, возьми карточку и прочитай письмо от Пчелки.
|
Вторник
Пчела Я весёлая пчела. Приходите в гости к нам. С уважением, Пчелка Майя. |
- Ребята, Пчелка Майя приглашает нас в гости. Вы хотите побывать у Пчелки? (Рассматривает послание Пчелки) Только адрес свой Майя не написала. Как же нам найти ее дом? |
Да
Размышления детей |
- Ребята, может, нам адвент-календарь поможет? Первый помощник – это человек, который занимается разведением пчел. Как вы думаете, кто это? (достает из коробочки картинку пасечника, предлагает детям ее рассмотреть) |
Рассматривают картинку, размышляю: «Пасечник, пчеловод» |
- А где живут пчелы? - Что такое улей? (Если необходимо, дополняет ответы детей) - А что такое пасека? - В старину пасеку называли пчельник. | Улей, пасека. Улей - это домик, который построил человек специально для пчел. Пасека - это место, где размещаются пчелиные домики (ульи). |
- Тогда давайте отправимся на пасеку. Может, там мы и найдем нашу пчелку Майю |
Перемещаются на импровизированную пасеку |
- Посмотрите, сколько здесь пчел.
- К какому классу относятся пчелы? | Рассматривают картинки или игрушки (муляжи) пчел Насекомые |
- Объясните свой выбор. | Потому что у пчел шесть лапок, тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка |
- Давайте посмотрим на предметы, которые необходимы пчеловоду. | Дети рассматривают костюм пасечника, головной убор с защитной сеткой, перчатки, дымарь (прибор для успокоения пчел) и др. Обсуждают, комментируют увиденное.
|
- Ребята, на пасеке очень много домашних пчел, но Майи здесь нет. Надо нам искать ее в другом месте. |
|
- Предлагаю обратиться ко второму помощнику (берет вторую коробочку из адвент-календаря). Кто этот помощник? - Правильно, второй помощник предлагает нам посмотреть презентацию про пчел. Может, из нее мы узнаем, где искать пчелку Майю. - Много мы узнали нового про пчел, но следов Майи не обнаружили. Давайте немного поиграем на нашей цветочной полянке и потом продолжим поиски. |
Компьютер, интернет. Дети смотрят и обсуждают презентацию. Узнают, что, кроме домашних пчел, существуют еще и дикие пчелы. |
Физкультминутка. | |
Пчелка трудится весь день
| Руками обрисовать перед собой круг. |
И работать ей не лень.
| Покачивание указательными пальцами в знак отрицания. |
От цветка летит к цветку, | Ритмичные взмахи руками |
Клеит на брюшко пыльцу. | Круговые движения ладонью по животу |
Хоботком нектар сосет, | Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться |
За день много соберет. | «Раскрыть» перед собой все пальцы |
Унесет нектар тот в улей | Изображают полет |
И назад вернется пулей. | Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед |
В сотах утрамбует мед. | Топанье ногами |
Скоро ведь зима придет. | Поеживание |
Будет пчелкам, чем питаться. | Имитация движения ложкой |
Надо летом им стараться. | Имитация накладывания меда в соты |
- Что же нам подскажет третий помощник? (читает) «В гости с пустыми руками не ходят. Соберите в чемоданчик продукты пчелиного производства и тогда вы узнаете, где живет пчелка Майя». Маша, бери чемоданчик и пойдемте в пчелиную кладовую. | Дети проходят к столам, надевают фартуки. |
- Проходите к первому столу. Как вы думаете, что это? (пыльца). - Как вы думаете, откуда она появилась? (при необходимости дополняет ответы детей). Без опыления у нас с вами не было бы фруктов и овощей. С разных видов цветов пыльца имеет разный цвет и разный запах, и даже разный вкус. Возьмите в руки крупинки пыльцы, рассмотрите их, понюхайте, разотрите их пальцами. На что они похожи при растирании? Какой запах? Для человека пыльца является важнейшим лечебным и профилактическим средством. Она обладает широким спектром лечебных свойств. |
Рассуждения детей
Пчелы опыляют цветы, перенося пыльцу с одного растения на другое. Пчелы приносят пыльцу в улей на лапках (брюшке). Дети рассматривают, нюхают, трогают пыльцу, делятся впечатлениями, рассуждают, берут пыльцу в чемоданчик.
|
- А это, ребята, прополис. На что он похож? - Как вы думаете, зачем он нужен пчеле? (наталкивает детей на свойства: липкий, значит что-то должен склеивать, соединять) | На пластилин, липкое вещество темно-коричневого цвета.
Дети предполагают, что прополис можно использовать для склеивания, смазывания щелей |
- Прополис еще называют пчелиным клеем или бальзамом. Чем он пахнет? (дополняет ответы детей) Прополис имеет лесной запах, так как пчелы собирают его на почках молодых веток и листьях (тополя, березы и других деревьев.) Пчелы-сборщицы приносят смолистое вещество на своих ножках, смешивают со слюной, добавляют пыльцу и воск и получают пчелиный бальзам. Прополис используется для смазывания щелей, склейки различных частей улья. Он защищает пчел от болезней, а улей - от разрушения. Пчелиный клей помогает пчелиной семье поддерживать чистоту жилища и убивает микробы. | Дети рассматривают, нюхают, рассуждают: «Цветами, лесом, травой…»
|
- Пчелиная семья не может прожить без прополиса. Как вы думаете, почему? (при необходимости дополняет ответы детей) Люди подметили такое свойство прополиса (защита иммунитета от микробов) и стали использовать его для профилактики болезней. |
Пчелы будут болеть и могут погибнуть.
Берут в чемоданчик прополис |
Ребята, знаете ли вы, из чего пчёлы строят свои соты? | Дети размышляют, могут предположить, что из воска |
Когда приходит время строить квартиры, из брюшка пчелки начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Из этих пластинок пчелы строят соты в форме шестигранников или, по-другому, шестиугольников. Воск может принимать различные состояния. При нагревании воск становится мягким. Воспитатель проводит опыт, нагревая воск и демонстрируя детям твердое и жидкое состояние воска, предварительно познакомив детей с правилами и знаком пожарной безопасности. | Обсуждение эксперимента. Один ребенок надевает костюм пожарного и следит за тем, чтобы дети соблюдали правила безопасности при проведении эксперимента. Берут воск в чемоданчик. |
Воспитатель предлагает детям провести опыт с сотами: налить в них воды, а затем перевернуть. - Как вы думаете, что произойдет, когда мы перевернем соты? Демонстрирует, что вода из сот не вытекает. Совместно делают вывод, что мед тоже не вытекает из сот.
| Обсуждение с воспитателем увиденного, ответы детей, высказывают гипотезы, выводы.
Вода выльется. Переворачивают соты и обнаруживают, что вода не выливается
|
- Ребята, а как вы думаете, а какое же лакомство самое любимое у пчел? Чего не хватает в нашем чемоданчике? Предлагаю вам превратиться в пчелок, чтобы собрать для пчелки Майи мед на нашей цветочной полянке. Надевайте маски. |
Мед.
|
Подвижная игра: «Собери мед» Воспитатель рассыпает футляры от киндер-сюрпризов – «мед». Включает музыку. Дети в масках пчел их собирают. | |
- Вот мы и собрали все продукты пчелиного производства. И у наших помощников осталась еще одна подсказка. Берите последнюю карточку. |
Дети берут карточку с изображением дерева с дуплом и пчелкой внутри, догадываются, что пчелка Майя живет в лесу, в дупле дерева. Идут к дереву и встречаются там с Пчелкой |
3. Заключительная часть. |
|
Воспитатель от имени Пчелки Майи: Добро пожаловать, ребята, ко мне в гости. |
Здороваются, рассказывают, что они принесли подарок для пчелки: пыльцу, прополис, воск и мед. |
Пчелка: Как же вы меня нашли? - Теперь вы знаете, где живут дикие пчелы? - Что еще интересного вы узнали, пока искали меня? | Ответы детей |
Пчелка: Заждалась я вас друзья, Долго искали вы меня. За ваши старанья, За ваше терпенья Приготовила я вам угощенья. Приглашает детей на дегустацию меда. Садится с детьми, ведет непринужденную беседу о разновидности меда: гречишный – из гречки, липовый – из цветов липы и т.д.
|
Дегустируют различные сорта меда. Обмениваются мнениями, рассказывают о вкусовых ощущениях.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экологической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Природа - наш общий дом»
Конспект экологической образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему:«Природа - наш общий дом»...
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы»
Цель: Создание условий для формирования у детей познавательного интереса через исследование объектов живой и неживой природы.Задачи: 1.Образовательные:ü продолжать учить детей находить взаимосвязи...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе “Экологическая кормушка” (по парциальной программе Н.А. Рыжовой “Юный Эколог Москвы”; раздел “природа нашего города”). Тема: “Экологическая кормушка”
Образовательная область: Познание...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе КВН «Знатоки природы»
Методическая разработка участника муниципального конкурса методических разработок «Мой лучший урок»...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с миром природы Тема: «Птицы нашего края»
Конспект организованной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром "Птицы нашего края"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Весна. Изменения в природе»
Цели НОД: создать условия для расширения и закрепления у детей подготовительной к школе группы представлений о весне посредством познавательно-речевой и экспериментальной деятельностей.Задачи: Образов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр. «Мебель»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихолог
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с применением нейропсихологических игр.«Мебель»...