Познавательно-развлекательный досуг "На Дону леса зелёные, степи привольные..."
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Рубанова Елена Юрьевна

Сценарий летнего развлечения "На Дону леса зелёные, степи привольные" для детей средней-старшей-подготовительной группы. Цель занятия: Расширить представление детей о богатстве и своеобразии природы Дона.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ekolog.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия. Расширить  детям представление  о богатстве и своеобразии природы Дона.  

Задачи:

- расширение и углубление знаний и представлений ребёнка об окружающем мире Донского края;

- развитие речи, обогащение словарного запаса;
- воспитание социально и культурно адаптированного, любящего свой край гражданина и патриота.

                                           

                                          Ход занятия:
1 Слайд

Появляется ведущая в костюме «Казачки», читает стихотворение

З. Александрова.

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверное, вспомниться

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

У большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Иль степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!!!

У каждого человека есть своя малая Родина- место, где он родился и вырос: его дом, посёлок, край. Край, который он никогда не забудет.  Ребята, а как называется край, в котором мы живем?

Казачка: Наш край очень красивый и увлекательный. Его украшает живописнейшая природа. Ребята, а вы любите природу?
А вы знаете как нужно себя вести в природе?
А сейчас и проверим.
Если верно я скажу – хлопайте, если не верно топайте.

Игра «Правила поведения в лесу»

1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали, 
Кустик не сломали! Правильно?

6. В лес возьми с собой топор,
   Сможешь там разжечь костёр


Появляется «Матушка природа»:

Матушка природа: Здравствуйте ребята. Я хранительница степей, полей, лесов и рек-«Матушка-природа». Я услышала, что вы знаете правила поведения на природе и хочу  вас пригласить в экологическое путешествие по донскому краю.

2 Слайд «Степь»

  Матушка природа: море травы, которую колышет ветер, открытые просторы, где изредка виднеются кустарники и на многие километры вокруг ни единого дерева, равнина, ограниченная линией горизонта и небом.

3 Слайд «Растительный мир»

Матушка природа: когда наступает пробуждение степи, холмы и балки покрываются большим количеством разнообразных цветущих растений.

4 Слайд «Ковыль»

Матушка природа: куда ни глянешь – всюду пушистые серебристые стебли цветущего ковыля плавно колышутся от дуновения слабого ветерка, и, кажется, будто стоишь среди безбрежного седого моря.

5 Слайд «Разнотравье»

Матушка природа: Над ковылями поднимаются то в одиночку, то целыми островками, представители степного разнотравья.

Казачка: Матушка природа, а ребята наши знают травы донского края.

Матушка природа: Хорошо, я загадаю вам загадки и проверю, как вы знаете растения своего края.
Загадки:
Вдоль дорожек его встретишь
Ранки, ссадины излечишь
Сорвёшь листочек осторожно,
Кто нас лечит … .

6  Слайд  «Подорожник»

На зелёнок хрупкой
 ножке,
Врос шарик у дорожки
Ветерочек про шуршал
И развеял этот шар.

7 Слайд «Одуванчик»

Растёт зелёною стеной
Её обходят стороной
Колючая и злая дива,
А зовут её … .

8 Слайд «Крапива»

Стоят в поле сестрички,
Жёлтый глазок, белые реснички.

9 Слайд  «Ромашки»


Игра «Беги к растению»
Часть детей растения (дети) растут в степи, а остальные гуляют по степи, с окончанием музыки на слова « раз, два, три к …(ромашке, одуванчик, крапива, подорожник) беги.


Матушка природа: растения, их семена и плоды служат пищей огромному числу травоядных животных.

Казачка: Ребята, давайте Матушке природы   назовём степных травоядных животных, которые мы свами знаем, я вам в этом помогу.



Загадки
 
Столбиком
 стоит зверёк,
На степной тропинке
Он и вдоль и поперёк,
Знает все травинки. (Суслик)

10 Слайд

Я устраиваюсь ловко
За щекой моей кладовка
Где кладовка?  За щекой
Вот я хитренький какой. (Хомяк)


11 Слайд

Я живу в большой степи.
Здесь привольно  пи-пи-пи,
А приятель мой хомяк,
Лег на травку, как в гамак. (Мышь)

12 Слайд

По степи скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком.(Заяц)

13 Слайд

Быстро мчусь я по степи
Не поймать меня никак
Ты уж брат меня прости
Антилопа я, … . (Сайгак)

14 Слайд


Матушка природа:
Правильно, а они в свою очередь являются желанной добычей множеству хищников.

Загадки
Рыжая плутовка, по степи гуляет
Следы хвостом заметает. (Лиса)
15 Слайд

Кто зимой холодной,
Ходит злой голодный. (Волк)

16 Слайд

Весь в иголках, но не ёлка. (Ёж)

17 Слайд

Казачка: а чтобы добыть пропитание хищникам приходиться много бегать.

П/и «Зайцы и волк»
Описание. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?

Матушка природа: Ребята, донской край богат не только растительностью и животным миром, но и водоёмами.  А самая крупная река в нашем крае – Дон.

18 Слайд «Река Дон»

Матушка природа: Начинаясь в березняках, ельниках и дубравах, Дон постепенно покидает леса и течёт по степям. И на своём протяжении в него сбегают ручьи, малые и большие реки, которые называются  – притоками. За медленное и спокойное течение народ и назвал Дон – Тихим. В народных песнях и сказаниях Дон часто величают «Ивановичем».

Как ты батюшка славный Тихий Дон.

Ты кормилец наш Дон Иванович
Про тебя лежит слава добрая
Слава добрая, речь хорошая!

Матушка природа: Животный мир этой реки, также, богат и разнообразен. Река Дон богата рыбой. Здесь водится более 65 ее разновидностей. 
Ребята, а вызнаете какая рыба водиться в Дону?

Игра «Рыбалка»
Описание. Дети делятся на две команды. 1 игрок каждой команды берёт удочку и начинает “рыбачить”. Ловит рыбку с картинкой, называет её. И передают удочку следующему игроку.


Матушка природа: Ребята,  вы такие умные, ловкие и быстрые. Ой, пока мы свами путешествовали и играли, нашу природу кто-то загрязнил.

19 Слайд
Казачка:
Не расстраивайся Матушка природа, наши ребята любят природу сейчас мигом всё уберут.

Игра  «Собери мусор»
Описание: три команды по 2 человека, каждая команда получает мусорный мешок со знаками «Бумага», «Пластик», «Природные отходы (ветки, палки).

Матушка природа:
Молодцы, ребята! Большое вам спасибо за помощь!
За вашу помощь и ваши знания я дарю вам знаки, которые вы можете разместить на территории вашего детского сада.

1. В лесу порядок такой
Посидел – убери за собой!

2. Муравейники не трогай,
Проходи своей дорогой!

3. Ты деревья не ломай!

4. И цветы зря не срывай!

5. Нельзя в лесу шуметь, кричать.

6. Зверей из лесу забирать!

7. Костёр надумал разводить
Ты не забудь всё потушить
Тут до беды не далеко
Тушить пожары нелегко!

Матушка природа: Вот и подошло наше путешествие к концу. До свидания,  ребята!










 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Один дома» познавательно – развлекательное мероприятие для детей.

 «Один дома»(познавательно – развлекательное мероприятие для детей подготовительной группы с участием родителей) Цель  работы– вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных меро...

" Умники - разумники" Познавательно - развлекательная игра

Проводится  к  Дню  Знаний, по  принципу  телевизионной  игры "Поле  Чудес": с  речевыми  играми, конкурсами, песнями  и  настоящим   мини -  барабаном . Участники - дети  подготовительных  групп ( с ...

Сценарий познавательно-развлекательной игры для родителей «Знаете ли Вы традицию и историю марийского народа?»

Материал предназначен для организации работы с родителями воспитанников детских садов. Может использоваться на родительских собраниях по темам краеведения....

Тематическое планирование в младшей группе на тему "Осень в лесу, в степи"

Цель: Расширять представления детей об осени( сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Рас...

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие по теме: «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам песни севера петь по лесам и степям» для детей старшего возраста.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитиепо теме: «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нампесни севера петь по лесам и сте...

«Леса – зелёное богатства земли!»

№ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬФОРМА РАБОТЫПОНЕДЕЛЬНИКУтро. Работа в группе.1.Познание. Познавательный рассказ «Лес – наше богатство».Задачи: Рассказать детям о значении лесов в жизни ...