Квест-игра «В поисках осенних красок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Квест-игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игры дети выполняют различные задания для закрепления знаний полученных в ходе образовательной деятельности по теме «Осень». Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест-игра «В поисках осенних красок»

Старшая группа

Квест-игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игры дети выполняют различные задания для закрепления знаний полученных в ходе образовательной деятельности по теме «Осень». Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего возраста при проведении занятий и развлечений.

Цель: закрепление и расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных и птиц осенью посредством использования квест технологии.

Задачи:

• Обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;

• Закрепить знания детей о растениях и животных;

• Закрепить знания детей о бережном и заботливом отношении к природе;

• Развивать творческие способности детей, смекалку;

• Развивать связную речь детей, обогащать словарь.

• Воспитывать познавательный интерес детей

• Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.

Ход квест-игры

В группе звучит музыка П. Чайковский «Времена года. Октябрь. Осенняя песня». На экране проектора красивый осенний пейзаж. Дети вместе с воспитателем любуются яркими красками. Вдруг слышится шум дождя и картинка исчезает. На экране анимация – лужа с каплями дождя.

Воспитатель: - Что же случилось? Куда пропали все осенние краски?

Раздается стук.

Воспитатель: - Ребята, к нам в окно кто-то стучится. Давайте посмотрим.

Дети подходят к окну. С обратной стороны окна приклеен осенний листочек. Воспитатель достает его.

Воспитатель: - Дети, кажется, нам кто-то прислал письмо.

Читает и снова обращается к детям:  - С  Осенью случилась беда. Она потеряла свои краски, и стала грустная, некрасивая, неяркая, печальная. Она просит нас помочь ей вернуть краски.  Ну что, поможем Осени?

Дети: - Поможем.

Воспитатель: -  Осень прислала нам карту. Следуя карте мы по порядку будем выполнять разные сложные задания и, если мы справимся со всеми заданиями, краски вернуться к осени. Если вы готовы, тогда нам пора.

Дети смотрят на карту.

1 остановка «Осенняя картина»

Воспитатель: - Самое первое задание называется «Осенняя картина». Нам нужно вспомнить признаки осени. Вам нужно будет подобрать слова к тому слову-действию, которое я назову.

Дети встают в круг, взрослый в середине круга. Педагог бросает мяч ребенку и называет слово-действие, а ребенок, возвращая мяч, должен закончить фразу.

Моросит…(дождь),

Дует…(ветер),

Вянет…. (трава),

Желтеют… (листья),

Льет…(дождь),

Опадают…..(листья),

Созревают…(овощи, фрукты),

Собирают…(урожай),

Улетают…(птицы),

Меняют свою шубку….(звери),

Белки сушат…(грибы).

За выполненное задание дети получают картинки-капельки.

2 остановка «Осенний лист»

Воспитатель: - Ребята, вам нужно сложить цифры по порядку и тогда мы узнаем первое задание.

 Дети складывают цифры. На экране появляется загадка:

Его из леса ветер гонит,

И, как на крыльях, он летит.

И сам он в речке не утонет

И в ней воды не замутит.

Уносит осенью поток

Опавший желтенький…

(листок)

Задание:

Воспитатель: - Что происходит с листьями осенью?

- Как называется явление, когда листья летят с деревьев?

– А сейчас я приглашаю вас поиграть. Я начну предложение и кину мяч. Тот, кто из вас его поймает, продолжит моё предложение.

Игра «Продолжи предложение»

На дереве берёза растут листья… (берёзовые).                                                                          

На дереве рябина растут листья… (рябиновые).                                                                            

На дереве клён растут листья… (кленовые).                                                                                

На дереве дуб растут листья… (дубовые).                                                                                      

На дереве каштан растут листья… (каштановые).                                                                          

На дереве осина растут листья… (осиновые).                                                                                

На дереве тополь растут листья… (тополиные).                                                                        

На дереве липа растут листья… (липовые).

После игры дети получают в подарок разноцветные листочки.

3 остановка «Грибная»

Воспитатель: - А за следующей краской мы отправимся в осенний лес. В лесу осенью много интересного. И мы попали в настоящее грибное царство. Посмотрите, сколько много грибов вокруг. Вам нужно собрать грибы и правильно их назвать. Но прежде чем начнем собирать грибы, мы должны вспомнить правила:

- Почему нельзя срывать и топтать ядовитые грибы?

Дети: - Они нужны многим жителям леса. Некоторые животные ими лечатся.

Воспитатель: - Почему грибы нужно срезать ножом, а не срывать с корешком?

Дети: - Можно повредить грибницу.

Воспитатель: -  Можно рвать незнакомые грибы?

Дети: - Нет. Они могут оказаться ядовитыми.

Воспитатель: - А еще, дети, нельзя собирать грибы возле автодороги и очень старые грибы. Они накапливают в себе много вредных веществ. И такими грибами тоже можно отравиться.

Ну что же, правила мы вспомнили и можем собирать грибы.

Дети отгадывают загадки и находят на полянке нужные картинки.

Ножка толстая как пень,

Шапка лихо набекрень,

Он не мал и не велик,

Гриб прекрасный …(боровик)

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный… (груздь)

Если кто-то сверху топнет,

Этот гриб со вздохом лопнет,

Задымится в тот же миг.

Значит, это… (дождевик)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются… (лисички)

На опушке под сосной

Их в траве нашли с тобой.

Мы несём их в кузовке,

Трудно удержать в руке:

Скользкие ребята.

Что у нас? — …(маслята)

Кто повыше, кто пониже, —

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

Под берёзой старичок,

На нем бурый колпачок,

И пиджак с пестринкой,

А сапожки — с глинкой. (Подберезовик)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Шляпка вогнута воронкой,

Вкус приятный, запах тонкий,

Золотой, янтарный цвет,

И вкусней грибочков нет. (рыжики)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна… (сыроежка)

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Все загадки отгадали и картинки к ним правильно подобрали. А что же это за грибы у нас остались не собранными?

Дети называют: - Мухомор, бледная поганка, ложный опенок.

Дети: - Эти грибы ядовитые. Их собирать нельзя.

Воспитатель: - Правильно. С заданием вы справились и за это получите в подарок грибочки.

А теперь отправляемся дальше.

4 остановка «Шишкобол»

Воспитатель: - На этой остановке нам нужно вспомнить, что происходит с животными осенью.  

Дети: - Медведь, ежик, барсук готовятся впасть в спячку.

- Заяц меняет шубку.

- Белочка делает запасы на зиму.

Воспитатель: - И следующее задание такое: нужно помочь белочке собрать в дупло шишки.

Дети собирают разбросанные на полу шишки и, не заходя за стартовую линию, бросить шишку в корзинку.

За выполненное задание дети получают картинки солнышка и облаков.

5 остановка «Осенняя азбука»

Воспитатель: - Ребята, следующее задание такое: вам нужно назвать осенние явления природы, предметы, понятия, начинающиеся на предложенную букву. Например: Буква Л – (листья, листопад, лед, лужи). Задание понятно?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Тогда начинаем:

Д – (дождь)

З – (зонтик, заморозки)

С – (слякоть, сырость, сапоги, сентябрь)

У – (урожай, учёба)

В – (ветер)

Г – (грибы, грязь, гроза)

П – (плащ, перчатки)

К – (куртка)

Ф – (фрукты)

О – (овощи, осень, октябрь)

Т – (тучи)

Н – (ненастье, ноябрь)

За выполненное задание дети получают картинки ягод рябины.

6 остановка «Птичкины вопросы»

Воспитатель: - Дети, послушайте, как тихо в лесу. Куда же подевались птицы?

Дети: - Они улетели на юг.

Воспитатель: - Все?

Дети: - Нет. Улетели только перелетные, а зимующие остались.

Воспитатель: - А почему улетели птицы?

Дети: - Им холодно и нечего есть. Перелетные птицы питаются насекомыми, личинками, червячками. Зимой насекомых нет и поэтому птицы улетают.

Воспитатель: - А что едят зимующие птицы?

Дети: - Ягоды рябины и калины, семена растений, шишки, крошки.

Воспитатель: - Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети: - Повесить кормушки и следить, чтобы там всегда был корм.

Воспитатель: - А теперь давайте рассмотрим картинки, назовем птичек, которые там изображены и отберем птиц, которые остаются с нами зимовать.

Последняя картинка, которую дети отобрали – воробей.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Это воробей. И он предлагает вам поиграть с ним.

Одному ребенку одевают шапочку воробья и играют в подвижную игру «Огородник и воробей». 

 Считалочкой выбирается «огородник» и «воробей», остальные дети берутся за руки, образуя круг. «Огородник» поет: «Эй, воробей, не клюй моих конопель, ни моих, ни своих, ни соседовых. Я за ту коноплю тебе ножку перебью». «Огородник» бежит ловить «воробья». Дети впускают «воробья» в круг и выпускают, «огородник» может ловить его только за кругом. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые «огородник» и «воробей».

После игры картинки  с изображением зимующих птиц дети забирают с собой.

7 остановка «Осенняя мозаика»

Из разрезанных кусочков нужно сложить целую картинку.

Дети собирают картинку и за выполненное задание получают картинки с изображением диких животных.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Все задания выполнили. Давайте посмотрим, что же мы собрали пока выполняли задания. Какие яркие и красивые цвета у наших картинок. Попробуем с их помощью на большом листе бумаги «нарисовать» осеннюю картину?

Дети вместе с воспитателем рассматривают собранные картинки и выкладывают на листе ватмана, создавая осеннюю композицию.

В это время на экране  проектора появляется первоначальный осенний пейзаж.

Воспитатель: - Ой, дети, посмотрите. У нас все получилось. Мы помогли осени вернуть краски. Трудно вам было выполнять задания? Что показалось самым трудным? Что больше всего понравилось?

Стук в дверь. Входит почтальон.

Почтальон: - Здравствуйте. Вам письмо и посылка.

Воспитатель: - Интересно, от кого?

Раскрывает письмо, читает:

Как вас благодарить — не знаю

Я столько совершу чудес!

Пойду, озолочу весь лес.

Дам бусы красные рябинкам,

Березкам — желтые косынки.

А ветер, как он будет рад,

Когда наступит листопад!

И вам от осени привет —

Осенний праздничный букет.

                                        Осень.

Вместе с письмом почтальон подает корзинку, в которой под букетом осенних листьев лежат яблоки.

Воспитатель: - Дети, вы догадались, кто нам прислал посылку? Правильно, это Осень благодарит вас за помощь и угощает вкусными осенними яблоками.

Воспитатель угощает детей яблоками.

Список литературы:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учител», 2002, - 159 с.

2. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016. 192 с.

3. Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016. – 208 С.

4.  http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-gribu

5. https://riddle.su/pro_listiya.html

6. https://gifer.com/ru/11on

7.https://www.google.com/search?sxsrf=ACYBGNSeI7yzuruMEmB6eOf4Yj7WdgdzJQ%3A1573979445178&ei=NQXRXde8CoX76QTXyo6IDA&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8

https://zaycev.net/pages/24154/2415463.shtml?spa=true&trackId=2388444


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по ПДД "Поиски недостающего атрибута для оформления площадки для игр по правилам дорожного движения"

С развитием техники в нащей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, и каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще всего это происходит из-за н...

Квест- игра по ПДД «Поиск потерянных знаков» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: систематизировать полученные знания по правилам дорожного движения в привлекательной, современной, доступной для детей форме....

Конспект ООД по ФЭМП в технологии квест- игры Тема: «В поисках загадочного ключика»

- Совершенствовать навыки счета в пределах 9 и упражнять в счете по образцу;- Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 9;- Формировать умение делить целое на части, показывать и на...

Квест-игра для дошкольников «Поиск спрятанного сюрприза»

Подготовительная группаКвест-игра для дошкольников "Поиск спрятанного сюрприза" Опытно-экспериментальная деятельность, игровые технологии, игровой тренинг с элементами арт-терапии (рисо...

Организованная образовательная деятельность Квест-игра для дошкольников "Поиск спрятанного сюрприза" (подготовительная группа)

Опытно-экспериментальная деятельность, игровые технологии, игровой тренинг с элементами арт-терапии (рисование песком на стекле), технологии исследовательской деятельности, динамические паузы, ИКТ...

Конспект проведения развлечения с родителями в старшей группе «В поисках осенних красок»

Конспект проведения развлечения с родителями в старшей группе «В поисках осенних красок»...