Опыт работы по теме: " Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №83 комбинированного вида» г. Орла
Опыт работы по теме:
" Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Воспитатель:
Теряева О.А.
высшая квалификационная
категория
Орёл-2019
“Опыт всему учитель»
Юлий Цезарь.
Перемены, происходящие в нашей стране, определяют необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов. Педагоги стоят на пути выбора максимально действенных форм и методов в своей педагогической деятельности.
Детство - это радостная пора открытий, а какими они будут, эти открытия, несомненно зависит и от педагога, который находится рядом с ребенком. Сегодня мы поговорим об опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Следует сказать, что актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что развитие личности дошкольника неразрывно связано с усвоением им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментальная деятельность побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Большое значение имеет детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в дальнейшей учебной деятельности.
Работать по этой теме я начала с детьми второй младшей группы, т.к. уже в этом возрасте у детей возникает потребность в экспериментировании.
Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир. Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др. Мы проводим следующие эксперименты:
- «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.
- "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.
- «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень.
- «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода. И др.
К среднему дошкольному возрасту дети пережили кризис трёхлетнего возраста: научились проявлять самостоятельность, выслушивать советы и инструкции взрослых, старается максимально точно выполнить указания. Юные экспериментаторы 4–5 лет делают первые попытки в определении проблематики предстоящего исследования, выдвигают предположения, каким образом проверить то или иное качество объекта или смоделировать физическое явление. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воздуха, воды и снега, песка, магнита.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения. Виды экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста:
- знакомство со свойствами песка и глины;
- воздух, его свойства и значение;
- формирование знаний о теле человека;
- природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
- почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений и др.
В ходе работы в группе мною был оформлен и наполнен различными видами материалов уголок экспериментирования, разработан перспективный план работы с детьми .Для педагогов и родителей были разработаны памятки, раскрывающие необходимые материалы для экспериментальной деятельности согласно возрасту воспитанников, консультации. Так же для родителей был организован день открытых дверей, который позволил им подробнее ознакомится с элементарными опытами , провести которые возможно в домашних условиях. Совместно с родителями была оформлена фотовыставка " Наши опыты дома".
Конечно, рано еще говорить о безусловном успехе или стабильно работающей системе. Поиск новых форм продолжается. Но возросший интерес детей и родителей к опытно- экспериментальной деятельности дает право надеяться на успех. Но и сейчас я вижу , что работа не проходит даром, так как дети с удовольствием выполняют предложенные мною эксперименты, а потом дома вместе с родителями стараются их повторить и провести что-то новое. И это меня безусловно радует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира»
Опыт работы с детьми по экологическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/09/picture-471661-1410245267.jpg)
опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"
Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1186050-1578504256.jpg)
Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1186050-1578504256.jpg)
Конспект мастер – класса для воспитателей ДОУ на тему: "Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
мастер – класса для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/21/picture-412769-1398094915.jpg)
Статья "Значение темы: "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира".
Краткое описание опыта работы над темой "Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе познания окружающего мира"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/09/picture-976729-1520598524.jpg)
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности».
Представляю вашему вниманию опыт своей работы по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/14/picture-1537681-1728880459.jpg)
Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
Экологические проблемы в настоящее время несут глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Г...