Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе ( в технологии ситуация Петерсон Л.Г) "Богатыри земли сибирской"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Богатыри земли русской"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_attest.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: дошкольный возраст 6-7 лет, подготовительная к школе группа
Тема: «Богатыри земли русской»
Образовательные цели:
- Воспитывать уважительное отношение к воинам-богатырям земли русской;
- Развивать познавательный интерес к многовековой истории земли русской, а в частности, к жизни владимирского воина-богатыря Ильи Муромца, к жизни и наших предков;
- Развивать умение отвечать на вопросы связно и последовательно;
- Расширять представления детей о великом богатыре Илье Муромце;
- Активизировать в речи детей названия элементов одежды русских богатырей (рубаха, кольчуга, плащ, шлем, сапоги) и названия оружия (копье, меч, колчан со стрелами, булава, палица).
Дидактические материалы: листы бумаги А4 в виде игры-ходилки «Помоги богатырю добраться до Москвы»; слайды для д/и «Собери богатыря на подвиг ратный», мультимедийные слайды на интерактивной доске (памятник Илье Муромцу); деревянная изба, вид деревянной избы внутри
Оборудование: ноутбук, проектор,; музыкальное сопровождение; «волшебные» часы, ёлки, пенёчки, ткань для ручейка синего цвета; краски акварельные, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, бумага для рисования (формат А4), кисти №2,4, стаканчики-непроливайки
Ход образовательной ситуации:
- Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей вокруг себя.
«Игра-приветствие».
Утром солнышко встает, (руки вверх)
Всех на улицу зовет! (сгибать руки к груди)
Выхожу из дома я: (показать на себя)
-Здравствуй, улица моя! (выпрямить руки в стороны)
Отвечаю солнцу я, (поднять руки вверх)
Отвечаю травам я, (опустить руки)
Отвечаю ветру я, (взять друг друга за руки)
-Здравствуй, Родина моя!!! (поднять руки всем вместе и опустить)
В: - Как называется наша Родина? Верно, Россия наша большая Родина. А малая, как называется? (Вихоревка). А какие города находятся рядом с нашим городом? (Ответы детей.) Вы знаете, ребята, я вчера готовилась к занятию, и случайно наткнулась вот на эту фотографию. Решила вам её показать и узнать у вас. Что это такое? (фотография памятника Савина Вихоря, в честь которого был назван город Вихоревка)
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о том, что изображено на фото; тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение; развивать образное мышление, память, речь, коммуникативные качества.
Д: - Памятник.
В: - Как вы думаете, в честь какого человека он сооружён? (Если назовут, кто это, тогда спросить: А что вы знаете об этом человеке?)
В: - А хотелось бы вам узнать в честь кого он построен?
Д: - Да.
В: - А во что одет этот человек? Ходят ли в такой одежде люди сейчас?
Д: - Нет.
В: - В какое время мог жить этот человек?
Д: - Давно, много лет тому назад.
В: - Да, скорее так и есть. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. И жили на этой земле наши предки. Кто такие предки?
Д: - Люди, которые жили много, много лет тому назад.
В: - Более тысячи лет том назад основали они свое государство и назвали его - Русь. Жили среди них и богатыри. Кто такие богатыри?
В: - Какими они были? (ответы детей)
Д: - Сильными, смелыми, храбрыми, отважными.
В: - Да, это люди - необыкновенной силы и слава об их подвигах дошла и до наших дней. Вот тому пример – Илья Муромец.
В: - Как же нам узнать об этом богатыре подробнее?
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания; формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя; сформировать умения ориентироваться во времени по часам.
Д: - В библиотеке, из книг, энциклопедий, посмотреть кино.
В: - Хорошо. А может быть нам отправиться в прошлое??? Хотелось бы вам там очутится??? А как это сделать??? При помощи чего???
Предположения детей в диалоге.
Воспитатель ищет глазами что может им помочь переместится в прошлое, дети обращает внимание на часы.
В: - Ребята, что это?
Д: - Часы.
В: - Как они здесь оказались? Они какие-то необычные! А может они «волшебные»? Может быть они помогут нам переместится в прошлое??? Как они могут нам помочь???
Д: - Перевести стрелки.
В: - В какую сторону мы их переведем??? Если вперед, то куда попадем?
Д: - В будущее.
В: - А если назад?
Д: - В прошлое.
В: - А мы куда хотели с вами попасть?
В: - Куда же мы их будем поворачивать?
Д: - Нужно повернуть стрелки часов назад, потому что оправимся мы в прошлое.
В: - И, правда, молодцы! Так и сделаем!
Воспитатель вместе с детьми поворачивают стрелки часов назад и приговаривают при этом слова:
«Повернём стрелки часов назад, чтобы в Русь старинную попасть!»
Звучит музыкальное сопровождение, и дети оказываются в прошлом.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактическая задача: познакомить детей с древним русским бытом богатырей
В: - Ребята, напомните мне, что нужно сделать, если не знаешь, но очень хочется узнать?
Д. (предположения) - Нужно спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть фильм, найти в интернете.
В. – Ну, что ж…
Всякое житьё - бытьё начинается с дома.
А до дома путь не близкий,
Вовсе будет не простой.
Вы, ребята, поспешите,
Не угнаться вам за мной.
Динамическая пауза.
Воспитатель и дети обходят пенёчки, кочки, ёлки, перепрыгивают через ручеёк.
Подходят к мультимедиа (интерактивная доска) и обращают внимание на изображение
В: - Ребята! Что это?
(Показывает изображение деревянной избы.)
Д: - Дом.
В: - Из чего построен дом?
Д: - Из дерева, бревен.
В: - Знаете ли вы, как назывался дом, срубленный из бревен?
Д: - Дом, срубленный из бревен, назывался избой.
В: - Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.
Д: - Лавка, стол, посуда, сундук, люлька.
В: - А что занимает большую часть дома?
Д: - Печь.
В: - Да, печь занимала пол избы! Называли её «Печь-матушка». Почему так говорили?
Д: - Она и накормит, и обогреет, а если надо и вылечит.
В: - На такой печи долго пролежал один наш богатырь земли - Владимирской.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи: формировать умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение). Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, аналогия, развивать логическое мышление, память, речь, внимание.
Воспитатель кратко рассказывает историю о богатыре.
В: - А чтоб отправился наш богатырь на службу к князю, что ему необходимо, что ему понадобиться?
Д: - Одежда, доспехи.
В: - Соберем нашего богатыря в путь дороженьку?
Д/игра «Собери богатыря на подвиги ратные»
(На интерактивной доске картинки с одеждой, богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной поры.)
В: - Что ему в первую очередь понадобиться?
Д: - Одежда.
В: - Конечно одежда. А что ещё ему нужно взять с собой?
Работа детей у интерактивной доски. Дети карандашом-указкой выбирают и одевают нужную одежду на богатыря, объясняя свой выбор. Почему он так решил .
В: — Вот и готов наш богатырь на подвиги ратные, но вот беда. Стоит он у развилки трёх дорог, а по какой пойти не знает. Поможем ему? (Да.)
Игра - ходилка «Помоги богатырю добраться до Москвы»
Воспитатель предлагает игру - ходилку на листах. Дети должны выбрать правильный путь из предложенных трёх дорог. Правильную дорогу обвести красным карандашом
В: - Добрался наш богатырь до Москвы и отправился на службу с другими богатырями Русь защищать.
В: - Знакомы ли вам эти герои?
Показывает картину М.В. Васнецова «Богатыри»
Д: - Да!!! Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
В: - А не кажется ли вам, ребята, что вот этот богатырь на памятнике похож на кого-то из этих богатырей??? Коренастый, величавый, мужественный, умен в бою. Какому же богатырю поставили этот памятник? Как его зовут? (Илья Муромец.) В каком же городе его установили?
Д. Предположения детей
В: - Конечно, в городе Муроме, на нашей земле Владимирской.
В: - А теперь и мы станем как богатыри!!!
Физкультминутка « Богатыри».
За высокими горами, (руки вверх)
За широкими долами, (развести в стороны)
На границе у реки, (плавные движения руками перед собой)
Шли в дозор богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (показать кулаки)
Очень зоркие. (приставить ладошки к глазам)
Землю русскую любили, (развести руки в стороны, обнять себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, крикнуть «ура»)
В: - Да… Славна богатырями земля русская. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие человеческие качества. Какие?
Д: - Сильные, ловкие, смелые, выносливые, мужественные, храбрые.
В: - Что ж пора нам возвращаться назад в настоящее, в группу детского сада. Куда повернем стрелки часов?
Д: - Вперед.
Воспитатель вместе с детьми поворачивает стрелки часов вперед, и говорят слова: «Повернём стрелки часов вперёд,
ведь группа детского сада нас ждёт!».
Звучит музыкальное сопровождение и дети «возвращаются» из прошлого назад в группу
6. Осмысление
Дидактические задачи: формировать опыт осмысления собственной деятельности, закрепить достижения результата и условий, которые позволили его достичь. Создание ситуации успеха.
В: - Вот и вернулись мы в группу. Понравилось ли вам наше путешествие?
В: - Что вы нового для себя узнали? Хотели бы вы об этом кому-то рассказать?
Д: - Да. Маме, папе, дедушке, бабушке, друзьям…
В: - А как вы считаете, бывают ли в наше время богатыри?
Д: - Да!
В: - А как вы думаете, кого можно сейчас назвать богатырями?
Д. Предположения детей
В: - Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время войны? Кто охраняет границу? Кто спасает людей из огня? Спортсменов – Олимпийских чемпионов!
Д: - Да!
В: - Ребята, вот такой завет нам оставили богатыри – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, отважными. Любить свою родную землю, свой народ.
Воспитатель читает стихотворение:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины забывать вы не должны.
Слава русской старине! Слава русской стороне!
В: - А как вы думаете, как мог бы выглядеть богатырь будущего? Пофантазируем? Смогли бы вы свою фантазию выразить в рисунке?
Д: - Да!
В: - Тогда предлагаю вооружиться всем необходимым для этого.
Воспитатель предлагает взять детям на выбор то, с помощью чего они будут изображать «Богатыря будущего» краски, карандаши, бумагу, стаканчики с водой, кисти, салфетки.
Продуктивная деятельность детей «Богатырь будущего». (Звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская сила», дети рисуют. Воспитатель готовые работы прикрепляет на доску.)
В: - Как здорово, целая выставка получилась! Есть кому, за нашу Родину- Россию постоять!
Используемая литература:
1.Панасенко И. Н. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет. Планирование. Комплексные познавательные занятия. Волгоград: Учитель.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2017.
3. Край Владимирский - Москва «Планета»1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри» (непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий)
Программные задачи. 1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.3. Совершенствовать умения д...
Конспект непосредственной - образовательной деятельности в подготовительной группе «Русские былинные богатыри»
Ознакомление детей с именами русских богатырей, Святогор, Вольга Святославич, Добрыня Никитич , Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, и др.Познакомить детей с ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Единство и дружба народов планеты Земля».
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Единство и дружба народов планеты Земля»....
Конспект образовательной деятельности детей старшей группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон Тема: Зимние развлечения.
Тема: Зимние развлечения.Цель:· закрепление знания детей о свойствах снега, зимних развлечениях и забавах;·...
Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные
Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...
Образовательная деятельность в области «Познавательное развитие» на тему: «Увлекательное путешествие к богатырям земли русской». с детьми подготовительной к школе группе
Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и героев; побуждать интерес к жизни предков....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Единство и дружба народов планеты Земля».
развивает положительное отношение и чувство симпатии ко всем расам и народам, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально – ценностные ориентации;- воспитывает толерантно...