Познавательный проект "В мире букашек"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Экологическая культура у дошкольников может быть сформирована, в том случае, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. А насекомые – самая многочисленная группа животных. Детям хочется узнать, чем питаются насекомые, зачем живут, как защищаются от врагов. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их. Участие наших воспитанников в проекте позволит расширить знания и представления детей о насекомых, об особенностях их внешнего вида, строения, пользе или вреде насекомых; развить творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность. Мы надеемся, что данный проект сформирует у детей бережное отношение к насекомым и даст представление о значимости насекомых в растительном и животном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_bukashek.docx | 557.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-
исследовательский проект
«В мире букашек»
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.
Вид проекта: групповой (коллективный).
Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели).
Участники проекта: Воспитатели, воспитанники разновозрастной группы №3. музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Экологическая культура у дошкольников может быть сформирована, в том случае, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. А насекомые – самая многочисленная группа животных. Детям хочется узнать, чем питаются насекомые, зачем живут, как защищаются от врагов. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Участие наших воспитанников в проекте позволит расширить знания и представления детей о насекомых, об особенностях их внешнего вида, строения, пользе или вреде насекомых; развить творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Мы надеемся, что данный проект сформирует у детей бережное отношение к насекомым и даст представление о значимости насекомых в растительном и животном мире.
Проблема проекта:
Вопросы: Нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?
Цель проекта: формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.
Задачи проекта:
- Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.
- Закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
- Развивать познавательные и творческие способности детей, формировать навыки исследовательской и самостоятельной поисковой деятельности.
- Расширять словарный запас слов (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений и т. д.) .
- Воспитывать отзывчивость и гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат:
- Сформированная база знаний у детей о мире насекомых (внешний вид, способ передвижения, издаваемые звуки).
- Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним (знать о пользе и вреде насекомых).
- Развитие умения рассуждать, наблюдать.
- Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Методы и формы работы:
- наблюдения
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- настольные игры
- подвижные игры
- пальчиковые гимнастики
- дидактические игры
- заучивание стихотворений, пословиц.
Этапы реализации проекта:
I. Организационный этап:
- Накопление педагогами информации по теме проекта: проведение консультаций, изготовление информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
II. Основной этап:
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное,
Познавательное, Речевое, Художественно-эстетическое, Физическое развитие.
Совместная деятельность взрослых и детей:
- Социально-коммуникативное развитие:
- Просмотр презентаций по теме проекта.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов.
- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых? », «Опасные насекомые», «Кто такие насекомые? », «Где дом у насекомых? », «Кто, как, где спит? », «Кто живёт в подземном царстве? », «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края", «Трудолюбивые и ленивые насекомые».
- Воспитание бережного отношения к природе: «Путешествие в царство насекомых».
- Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек».
- Упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).
- Игры: Бабочка и цветок, Нелепицы, Бабочка, Лото «Насекомые».
- Познавательное развитие:
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий.
- Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых».
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.).
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского, отрывка из программы "В мире животных".
- НОД «Насекомые».
- Игры: Собери насекомое из многоугольников, Четвёртый лишний, Посчитай точки у божьей коровки, Сложи картинку, Часть – целое, Найди 10 отличий, Лабиринт.
- Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)
- Использование игрового поля «Луг».
- Речевое развитие:
- Чтение произведений: К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост», В. Зотова из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей», Н. Романов «Что узнал дождевой червяк», В. Драгунский «Он живой и светится».
- Заучивание стихов, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т. д.
- Составление описательных загадок про насекомых.
- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т. д.
- Речевые игры: Чье крылышко?, Подбери признаки, Закончи предложение (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе) (-Муравей сидел около…., - Божья коровка ползла по… , - Жук спрятался под…, - Муха села на…, - Гусеница сидела на…, - Муха ползала по …..), Что есть, чего нет, Как передвигаются насекомые, Чем питаются насекомые, Назови насекомое по описанию.
- Пальчиковые игры: Пчелки, Улитка, Сороконожка, Божья коровка, Бабочка.
- Художественно-эстетическое развитие:
- Рассматривание иллюстраций к книгам.
- Разгадывание вместе с детьми кроссвордов.
- Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу».
- Обводка и рисование по трафарету.
- Раскрашивание насекомых в раскрасках.
- Изготовление бабочек из бумаги.
- ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;
- ООД по лепке «Бабочка на листочке»;
- ООД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»;
- Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;
- Музыкальные игры: Муравейник, В стране Жуковинке.
- Разучивание хороводных игр: Сороконожка, Паук.
- Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;
- Физическое развитие:
- Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка».
- Гимнастика для глаз «Стрекоза».
- Релаксация под звуки природы.
- Физкультминутка «Сороконожка».
- Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой».
- Стихи с движениями «Прогулка».
- Двигательные игры: Паук и мухи, Мед и пчелы, Сороконожка.
Самостоятельная деятельность детей:
- Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов.
- Раскрашивание в раскрасках.
- Работа с трафаретами.
- Рисование, лепка, аппликация по выбору.
- Рассматривание альбома «Кто такие насекомые».
- Игры на ковре с фигурками насекомых.
- Использование в играх игрового поля «Луг».
- Игры в театральном уголке.
Работа с родителями:
- Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
- Оформление информационного стенда.
- Проведение консультаций по темам:
«Что читать детям о насекомых»;
«Как учить с детьми стихи дома»;
«Расскажите о насекомых»;
«На природу с ребенком».
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
- Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».
- Оформление папки – передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».
- Совместное творчество родителей и детей: изготовление поделок из ягод «Шестиногие малыши».
III. Заключительный этап:
- Продукт проектной деятельности: Семейные поделки из ягод «Шестиногие малыши».
- Развлечение «Как муравей секрет здоровья искал»
- Книжка – малышка с загадками, сказками, стихами, скороговорками.
- Альбом «Удивительный мир насекомых».
- Мультимедийная презентация.
Выводы по проекту:
- В результате нашей работы, дети узнали: Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки. Насекомые опыляют растения. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.
- Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
- У детей сформировался устойчивый интерес к наблюдениям в природе.
- Повысился уровень экологической грамотности воспитанников.
- У детей появилось стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
- Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Анкета для детей
Цель: выявить знания детей о насекомых.
Нужны ли насекомые нам и природе? | |
Почему дети уничтожают насекомых? | |
Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? | |
Знают ли дети, как насекомые зимуют? | |
Приносят ли они пользу или вред | |
Где можно взять информацию по теме? |
Совместное творчество родителей и детей:
изготовление поделок из ягод
«Шестиногие малыши».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Посуда для букашек».
Конспект занятия по лепке во 2 младшей группе....
«Мир букашек».
«Мир букашек»....
Тема: «Этот сказочный и загадочный мир букашек»
Цели: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.Задачи:Образовательные задачи:v Учить анализировать, устанавливать простейшие пр...
Конспект занятия - наблюдения "Охота на букашек"
Цель: помочь детям увидеть своими глазами разнообразие мира насекомых, заинтересовать детей процессом наблюдения и описания насекомых, раскрыть детям значение и роль в природе насекомых, проявить умен...
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по лепке. Тема: «Домик для букашек»
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по лепке. Тема: «Домик для букашек»Помогает развивать мелкую моторику, развивать внимание, творческий интерес. Раз...
Страна букашек и кузнечиков
С малых лет мы знакомим детей с окружающей нас природой, не перестаем восхищаться увиденным и передаем свои чувства и мысли детям. Яркими представителями являются насек...