Тема: «Этот сказочный и загадочный мир букашек»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цели:
Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
Задачи:
Образовательные задачи:
v Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения.
v Учить отвечать на вопросы.
v Учить образовывать относительные прилагательные.
v Учить характеризовать звуки в словах
v Учить решать примеры
v Учить порядковому счёту и обратному
v Закрепить знание цифр
v Закрепить знание геометрических фигур, величины и размера
v Познакомить с понятием о симметрии
v Учить обобщать и выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения
v Учить создавать художественные образы на основе природных форм (камешков)
v Познакомить с приёмами рисования на камешках разной формы
v Учить беречь и охранять природу
Развивающие задачи:
v Активизировать память и внимание
v Обогащать словарный запас
v Развивать связную речь
v Развивать фонематический слух
v Развивать логическое мышление
v Работать над звукопроизношение
v Совершенствовать изобразительную технику
v Развивать воображение
v Развивать мелкую моторику пальцев рук
Воспитательные задачи:
v Воспитывать бережное отношение к природе.
Литература:
1. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.:ВАКО, 2005. – 176 С. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Автор: Ковалько В.И.
2. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Автор: Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.
3. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208., переиздание.
Автор: Лыкова И.А.
4. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44, (4) С.: ил.
Автор: Савина Л.П.
5. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 46, [2] с.: ил.
Авторы: А.Е.Белая, В. И. Мирясова.
Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе. Знакомство с моделями существующих признаков насекомых. Рассматривание иллюстраций. Подготовка для занятия чистых и подсушенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматривание и обследование камней разной формы и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, зернистой, гладкой, округлой, вытянутой, заострённой…). Игры с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Познакомить со звуками и буквами, учиться сливать слоги. Учиться характеризовать звуки, развивать фонематический слух. Учить прямому и обратному счёту. Учиться решать примеры.
Материал и оборудование.
Ø Магнитофон
Ø Декорации леса
Ø Бумажные цветы: для детей большие, для насекомых маленькие
Ø Шапочки с изображением насекомых; волшебная палочка
Ø Бейджик с номером на каждого ребёнка
Ø Насекомые игрушечные: стрекоза, пчела, муравей, божья коровка, бабочка и жук
Ø Опорные картинки для рассказов детей
Ø Домики насекомых: муравейник, улей, камыш, трава, цветок, кора дерева
Ø Карточки к игре «Четвёртый лишний»
Ø Картинки: бабочка, жук, комар, кузнечик, стрекоза, мотылёк, клещ, таракан, сороконожка, капустница
Ø Камешки различной формы, цвета и величины,
Ø Гуашевые краски, кисточки палитры, стаканчики с водой, салфетки клеенчатые, салфетки бумажные
Ø Магнитная доска с набором магнитных букв и цифр,
Ø Игрушечный или картинки жук, оса, комар, таракан, муха, стрекоза (с номерками)
Ø Коробочка под насекомых, листочки для насекомых
Ø Коробочка с сюрпризами
Ø Образц стрекоз, сделанных из спичекСпички каминные по 10 шт. на каждого ребёнка и обычные по 10 шт. на каждого ребёнка
Ø Заготовленные плоскости, залепленные пластилином.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»
Конспект комплексного занятия в старшей группе
Тема: «Этот сказочный и загадочный мир букашек»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
Серебрякова Татьяна Александровна
Ростовская область
город Константиновск
Тема: «Этот сказочный и загадочный мир букашек»
Цели:
Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения.
- Учить отвечать на вопросы.
- Учить образовывать относительные прилагательные.
- Учить характеризовать звуки в словах
- Учить решать примеры
- Учить порядковому счёту и обратному
- Закрепить знание цифр
- Закрепить знание геометрических фигур, величины и размера
- Познакомить с понятием о симметрии
- Учить обобщать и выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения
- Учить создавать художественные образы на основе природных форм (камешков)
- Познакомить с приёмами рисования на камешках разной формы
- Учить беречь и охранять природу
Развивающие задачи:
- Активизировать память и внимание
- Обогащать словарный запас
- Развивать связную речь
- Развивать фонематический слух
- Развивать логическое мышление
- Работать над звукопроизношение
- Совершенствовать изобразительную технику
- Развивать воображение
- Развивать мелкую моторику пальцев рук
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Литература:
- Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.:ВАКО, 2005. – 176 С. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Автор: Ковалько В.И.
- Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Автор: Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.
- Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208., переиздание.
Автор: Лыкова И.А.
- Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44, (4) С.: ил.
Автор: Савина Л.П.
- Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 46, [2] с.: ил.
Авторы: А.Е.Белая, В. И. Мирясова.
Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе. Знакомство с моделями существующих признаков насекомых. Рассматривание иллюстраций. Подготовка для занятия чистых и подсушенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматривание и обследование камней разной формы и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, зернистой, гладкой, округлой, вытянутой, заострённой…). Игры с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Познакомить со звуками и буквами, учиться сливать слоги. Учиться характеризовать звуки, развивать фонематический слух. Учить прямому и обратному счёту. Учиться решать примеры.
Материал и оборудование.
- Магнитофон
- Декорации леса
- Бумажные цветы: для детей большие, для насекомых маленькие
- Шапочки с изображением насекомых; волшебная палочка
- Бейджик с номером на каждого ребёнка
- Насекомые игрушечные: стрекоза, пчела, муравей, божья коровка, бабочка и жук
- Опорные картинки для рассказов детей
- Домики насекомых: муравейник, улей, камыш, трава, цветок, кора дерева
- Карточки к игре «Четвёртый лишний»
- Картинки: бабочка, жук, комар, кузнечик, стрекоза, мотылёк, клещ, таракан, сороконожка, капустница
- Камешки различной формы, цвета и величины,
- Гуашевые краски, кисточки палитры, стаканчики с водой, салфетки клеенчатые, салфетки бумажные
- Магнитная доска с набором магнитных букв и цифр,
- Игрушечный или картинки жук, оса, комар, таракан, муха, стрекоза (с номерками)
- Коробочка под насекомых, листочки для насекомых
- Коробочка с сюрпризами
- Образц стрекоз, сделанных из спичекСпички каминные по 10 шт. на каждого ребёнка и обычные по 10 шт. на каждого ребёнка
- Заготовленные плоскости, залепленные пластилином.
Ход занятия.
Часть I
(Группа оформлена под сказочный и волшебный лес. Звучит тихо музыка «Сказки Венского леса»).
Воспитатель: Ребята я хочу сегодня побыть немного волшебницей, у меня даже есть волшебная палочка. И я хочу, чтобы мы с вами отправились в лес и познакомились с самыми маленькими обитателями леса. А кто из вас знает кто самые маленькие обитатели леса? (ответы детей) Правильно. А каких насекомых вы знаете? (ответы детей) Ребята, чтобы оказаться волшебном лесу, а он действительно волшебный, потому что в нём творятся настоящие чудеса, я вас должна превратить в красивых бабочек, пчёл и шмелей и мы сможем полететь в лес. Другого способа просто нет, чтобы попасть в лес.
(Воспитатель говорит слова дети одевают шапочки с изображением насекомых «превращаются в насекомых» выполняя движения рук в виде взмахов крыльев бабочки )
Воспитатель: Бабочка – коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
(После этих слов по музыку «Полёт шмеля» «дети летят в лес». Прилетели на лесную поляну и приземлились на полянку из разноцветных цветов в сердцевине цветка изображены цифры от 1 до 10 ).
Воспитатель: Ребята послушайте, какая вокруг тишина. А почему в лесу такая тишина? (ответы детей) А почему в лесу так тихо вы знаете? (ответы детей) Правильно если шуметь то ни одного обитателя леса вы не увидите, они все попрячутся от страха в укромные места. Но нас ведь это не устраивает?! Для чего мы сюда прилетели? (ответы детей). Ребята, а посмотрите какая вокруг красота, сколько здесь цветов. А кого привлекают цветы? (ответы детей) Для чего нужны цветы насекомым? (ответы детей). Вы тоже насекомые и можете сесть на него, но посмотрите, цветы не простые у них в серединке есть цифра, у каждого из вас тоже есть цифра, ваша задача найти цветок с такой, же цифрой как у вас, назвать её и спокойно занять место на цветке.
Беседа о насекомых.
Воспитатель : Кто такие насекомые? Каких вы знаете насекомых? Каких насекомых можно встретить не только в лесу, но и в городе? Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?
(Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять).
Дидактическая игра «Найди цифру и назови её»
(Воспитатель сидит на пеньке рядом с ней полянка из маленькие цветов, на которых разместились игрушечные насекомые. Загадываю загадки, дети отгадывают и находят насекомое, называя цвет цветка на котором оно сидит).
Воспитатель : Ребята, вы любите загадки отгадывать? (ответы детей). Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать, о каком насекомом идёт речь. И посмотрите рядом со мной, на цветах спрятались насекомые из моих загадок, вы должны будете найти то насекомое, о котором будет загадка и сказать на цветке какого цвета оно сидит.
Загадки о насекомых
- У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называем её … (стрекоза)
- Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут её … (пчела)
- Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
- Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
- Она легка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
- Всех жуков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Чёрненькие точки. (Божья коровка)
Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду называть насекомое, и передавать его, а вы должны будете, ответить на вопросы: какой? какая? - подбирая слова – определения к насекомым.
Дидактическая игра « Цепочка»
Воспитатель : Ребята, на цветах нашим насекомым очень хорошо, но все-таки у каждого из них есть свой домик, давайте вспомним, кто, где живет, и найдём на этой полянке их домики и отправим насекомых по домам. Но непросто найдём и отправим их домой, а ещё и расскажем, что мы знаем, о самых маленьких жителях леса используя опорные картинки.
Дидактическая игра «Кто, где живёт»
Воспитатель : Замечательно все насекомые у себя в домиках. Ну, а мы сейчас давайте немного разомнём наши ножки, как это делают кузнечики.
Физкультминутка «Прыгайте кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Воспитатель : А сейчас я хотела бы узнать, не путаете ли вы насекомых с птицами и животными. Возьмите карточки и скажите, кто на них изображён, а потом скажите кто же лишний, кто не относится к насекомым.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель : Ребята, я хочу вам подарить портреты насекомых. Портрет: бабочки, жука, комара, кузнечика, стрекозы, мотылька, клеща, таракана, клоп, капустницы.
( раздаю детям картинки с изображением различных насекомых, и называю их, выделяя в каждом слове звук «к»).
Воспитатель: Ребята, в каждом из этих слов есть звук «к». Скажите, а что вы знаете об этом звуке, он какой (ответы детей). Мне хотелось бы, чтобы вы определили, где он находится в слове: в начале, в середине или в конце слова, твёрдый он или мягкий (ответы детей).
Дидактическая игра «Охарактеризуй звук»
Воспитатель : Ребята нам уже пора отправляться обратно в детский сад, но прежде чем мы туда отправимся, давайте, что-нибудь сделаем приятного для этого леса и его обитателей. Как вы думаете, что можно сделать хорошего? (ответы детей). Ребята, а я вот что предлагаю сделать. Посмотрите на этой чудной полянке лежат разноцветные камешки и мешают расти траве. Муравьям приходится ходить через эту огромную гору камней ведь для маленьких муравьёв это настоящая гора. Так вот я предлагаю превратить камни в насекомых. А совершить это чудо нам помогут чудо -краски и чудо - кисти. С помощью красок и кисточек мы разрисуем камешки. Мы их разукрасим так, чтобы они были похожи на насекомых.
Рисование на камешках по замыслу «Превращения камешков»
Воспитатель : Ребята, возьмите каждый по камешку посмотрите на него и вы увидите, на какое насекомое похож ваш камешек, то насекомое вы и нарисуете.
(Дети рассказывают, кого они будут изображать).
Воспитатель : Прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Жук»
Я весёлый майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу…
(Дети рисуют под музыку. Затем рассаживают своих насекомых на цветы, идут мыть руки.).
Воспитатель : Ну, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Приготовились к полёту и повторяем за мной.
Подвижная игра с дыхательным упражнением «Жуки»
Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - поси-ж-ж-ж-у.
Поднимусь, полечу;
Громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж…
Часть II
Воспитатель : Ну вот вы и вернулись, я тоже хочу побыть волшебницей и хочу вас из насекомых превратить обратно в детей.
(Говорю волшебные слова, снимаем шапочки с изображёнными насекомыми)
Воспитатель : Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять.
Воспитатель : Ребята пока вы были в лесу, я принесла насекомых, а они разбежались и попрятались. Надо их найти пока кто-нибудь на них не наступил и не раздавил, и сложить обратно в коробочку.
(Дети садятся перед магнитной доской на доске «заколдованные слова», вместо пропущенных букв стоят цифры, каждая цифра обозначает какую-то букву, возле каждого слова под листочком спрятано насекомое, дети решают примеры, узнают ответ, каждая буква под номером, чтобы заменить цифру на букву, читают слово и открывают насекомое)
Воспитатель : Ребята, посмотрите, на доске написаны слова, но они заколдованные в них не хватает букв, вместо буквы стоят цифры, чтобы узнать каких букв не хватает надо решить примеры. Решив пример, вы по полученному ответу находите нужную букву и читаете слово, и мы узнаём, что за насекомое спряталось под этим листочком.
Дидактическая игра «Заколдованные слова»
Жук - 1+1=2; Оса - 1+2=3; Муха - 1+3=4; Комар 1+4=5; Таракан - 1+0=1.
Воспитатель : Ребята мы с вами нашли скольких насекомых? (ответы детей). Мы у каждого насекомого есть свой номер, вот коробочка давайте в неё положим наших насекомых по порядку в соответствии с их номером.
(Дети называют насекомое и его номер и кладут в коробочку).
Воспитатель : А сейчас давайте сделаем небольшую разминку, прежде чем мы будем искать остальных насекомых ведь это ещё не все насекомые.
Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает,
(Машем руками-крыльями)
На лугу цветы считает.
(Считаем пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши)
Ох, считать, не сосчитать!
(Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц…
(Шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела
(Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла!
(Считаем пальчиком)
Воспитатель : Посмотрите, вот под этим листочком кто-то спрятался, но чтобы узнать, кто надо отгадать загадку.
Загадка
Вот загадка не простая:
Прилетела – не кусает,
Не жужжит и не пищит,
Над поляною кружит.
В сеточку её глаза –
Кто же это?
(Стрекоза)
(На мольберте - загадка. Рядом под цветком стрекоза картинка. Четыре образца выложенные стрекозы из спичек по пластилиновой плоскости).
Воспитатель : Ребята, посмотрите здесь не одна стрекоза. Скажите, из чего сделаны вот эти стрекозы. (ответы детей). Давайте с вами сделаем таких же стрекоз (ответы детей).
Дидактическое упражнение «Выкладывание из спичек»
Воспитатель : Ребята у этих стрекоз посмотрите, тоже есть номера, давай те вложим их в нашу коробочку и сосчитаем, сколько у нас насекомых.
(Кладём наших насекомых в коробочку коробочка заполняется полностью, считаем. Счет прямой и обратный).
Дидактическое упражнение «Сосчитай от 1 до 10 и обратно»
Воспитатель : Ребята я думаю, что мы всех насекомых собрали потому что, в коробочке больше нет места. Ребята проверьте, нигде не спрятались насекомые.
(Пока дети ищут, переворачиваю коробку с другой стороны, где лежат сладости).
Воспитатель : Мы справились с заданием. А сейчас я возьму волшебную палочку и совершу ещё одно волшебство. Я превращу насекомых в сладости.
(Говорю волшебные слова, открываю коробочку, раздаю сладости).
Воспитатель : Стрекоза, оса и муха,
Таракан, комар и жук.
В сладости превращаются вдруг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»
Данный конспект поможет детям узнать об особенностях географического положения Африки, о животных Африки занесенных в красную книгу . Дети увидят разнообразие и красоту Земли. Научатся составлять расс...
Конспект интегрированного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Этот загадочный космос"
Конспек интегрированного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Этот загадочный космос"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Этот загадочный космос».
Данный конспект представлен в виде игры- путешествия , где дети продолжают знакомиться с нашей планетой Земля, с космосом, его освоением , о том , что в нем находится, о солнце,о спу...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст.Тема: « Этот загадочный космос…».
Систематизация и актуализация знаний детей о космосе....
Мастер – класс на тему: "Этот загадочный мир математики"
Закрепить прямой счет, счет двойками, состав числа из двух меньших, названия геометрических фигур и тел.Закрепить названия дней недели и определять их последовательность.Развивать мелкую моторику рук,...
Проект в старшей группе детского сада на тему: «Этот сказочный мир театра»
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенс...
Конспект исследовательской работы, предоставляемый на всероссийский конкурс «Я – исследователь, 2021г.» муниципального этапа на тему: «Этот удивительный и загадочный мир бабочек» в номинации: естествознание (живая природа)
Бабочки всегда привлекали внимание человека. Поэтому мы решили посвятить им свою исследовательскую работу....