Тема: «Этот сказочный и загадочный мир букашек»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цели:

 Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Задачи:

Образовательные задачи:

v  Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения.

v  Учить отвечать на вопросы.

v  Учить образовывать относительные прилагательные.

v  Учить характеризовать звуки в словах

v  Учить решать примеры

v  Учить порядковому счёту и обратному

v  Закрепить знание цифр

v  Закрепить знание геометрических фигур, величины и размера

v  Познакомить с понятием о симметрии

v  Учить обобщать и выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения

v   Учить создавать художественные образы на основе природных  форм (камешков)

v  Познакомить с приёмами рисования на камешках разной формы

v  Учить беречь и охранять природу

Развивающие задачи:

v  Активизировать память и внимание

v  Обогащать словарный запас

v  Развивать связную речь

v  Развивать фонематический слух

v  Развивать логическое мышление

v  Работать над звукопроизношение

v  Совершенствовать изобразительную технику

v   Развивать воображение

v  Развивать мелкую моторику пальцев рук

Воспитательные задачи:

v  Воспитывать бережное отношение  к природе.

Литература:

 

1.      Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.:ВАКО, 2005. – 176 С. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

 Автор: Ковалько В.И.

2.      Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Автор: Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.

3.      Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208., переиздание.

 Автор: Лыкова И.А.

4.      Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44, (4) С.: ил.

Автор: Савина Л.П.

5.      Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 46, [2] с.: ил.

Авторы: А.Е.Белая,  В. И. Мирясова.

 

 

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе. Знакомство с моделями существующих признаков насекомых. Рассматривание иллюстраций. Подготовка для занятия чистых и подсушенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматривание и обследование камней разной формы и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, зернистой, гладкой, округлой, вытянутой, заострённой…). Игры с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Познакомить со звуками и буквами, учиться сливать слоги. Учиться характеризовать звуки, развивать фонематический слух. Учить прямому и обратному счёту. Учиться решать примеры.

Материал и оборудование.

Ø  Магнитофон

Ø  Декорации леса

Ø  Бумажные цветы: для детей большие,  для насекомых маленькие

Ø  Шапочки с изображением насекомых; волшебная палочка

Ø  Бейджик с номером на каждого ребёнка

Ø  Насекомые игрушечные: стрекоза, пчела, муравей, божья коровка, бабочка и жук

Ø  Опорные картинки для рассказов детей

Ø  Домики насекомых: муравейник, улей, камыш, трава, цветок, кора дерева

Ø  Карточки к игре «Четвёртый лишний»

Ø  Картинки:  бабочка,  жук,  комар, кузнечик, стрекоза, мотылёк, клещ, таракан, сороконожка, капустница

Ø  Камешки различной формы, цвета и величины,

Ø  Гуашевые краски, кисточки палитры, стаканчики с водой, салфетки клеенчатые, салфетки бумажные

Ø  Магнитная доска с набором магнитных букв и цифр,

Ø  Игрушечный или картинки жук, оса, комар, таракан, муха, стрекоза (с номерками)

Ø  Коробочка под насекомых, листочки для насекомых

Ø  Коробочка с сюрпризами

Ø  Образц стрекоз, сделанных из спичекСпички каминные по 10 шт. на каждого ребёнка и обычные по 10 шт. на каждого ребёнка

Ø  Заготовленные плоскости, залепленные пластилином.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»

                                               Конспект комплексного занятия в старшей группе

 Тема: «Этот сказочный и загадочный мир букашек»

                                 Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Серебрякова Татьяна Александровна

                                                                                                    Ростовская область

город Константиновск

Тема: «Этот сказочный и загадочный мир букашек»

Цели:

 Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения.
  • Учить отвечать на вопросы.
  • Учить образовывать относительные прилагательные.
  • Учить характеризовать звуки в словах
  • Учить решать примеры
  • Учить порядковому счёту и обратному
  • Закрепить знание цифр
  • Закрепить знание геометрических фигур, величины и размера
  • Познакомить с понятием о симметрии
  • Учить обобщать и выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения
  •  Учить создавать художественные образы на основе природных  форм (камешков)
  • Познакомить с приёмами рисования на камешках разной формы
  • Учить беречь и охранять природу

Развивающие задачи:

  • Активизировать память и внимание
  • Обогащать словарный запас
  • Развивать связную речь
  • Развивать фонематический слух
  • Развивать логическое мышление
  • Работать над звукопроизношение
  • Совершенствовать изобразительную технику
  •  Развивать воображение
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение  к природе.

Литература:

  1. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.:ВАКО, 2005. – 176 С. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

 Автор: Ковалько В.И.

  1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Автор: Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.

  1. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208., переиздание.

 Автор: Лыкова И.А.

  1. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44, (4) С.: ил.

Автор: Савина Л.П.

  1. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 46, [2] с.: ил.

Авторы: А.Е.Белая,  В. И. Мирясова.

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе. Знакомство с моделями существующих признаков насекомых. Рассматривание иллюстраций. Подготовка для занятия чистых и подсушенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматривание и обследование камней разной формы и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, зернистой, гладкой, округлой, вытянутой, заострённой…). Игры с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Познакомить со звуками и буквами, учиться сливать слоги. Учиться характеризовать звуки, развивать фонематический слух. Учить прямому и обратному счёту. Учиться решать примеры.

Материал и оборудование.

  • Магнитофон
  • Декорации леса
  • Бумажные цветы: для детей большие,  для насекомых маленькие
  • Шапочки с изображением насекомых; волшебная палочка
  • Бейджик с номером на каждого ребёнка
  • Насекомые игрушечные: стрекоза, пчела, муравей, божья коровка, бабочка и жук
  • Опорные картинки для рассказов детей
  • Домики насекомых: муравейник, улей, камыш, трава, цветок, кора дерева
  • Карточки к игре «Четвёртый лишний»
  • Картинки:  бабочка,  жук,  комар, кузнечик, стрекоза, мотылёк, клещ, таракан, сороконожка, капустница
  • Камешки различной формы, цвета и величины,
  • Гуашевые краски, кисточки палитры, стаканчики с водой, салфетки клеенчатые, салфетки бумажные
  • Магнитная доска с набором магнитных букв и цифр,
  • Игрушечный или картинки жук, оса, комар, таракан, муха, стрекоза (с номерками)
  • Коробочка под насекомых, листочки для насекомых
  • Коробочка с сюрпризами
  • Образц стрекоз, сделанных из спичекСпички каминные по 10 шт. на каждого ребёнка и обычные по 10 шт. на каждого ребёнка
  • Заготовленные плоскости, залепленные пластилином.

Ход занятия.

Часть I

(Группа оформлена под сказочный и волшебный лес. Звучит тихо музыка «Сказки Венского леса»).

Воспитатель: Ребята я хочу сегодня побыть немного волшебницей, у меня даже есть волшебная палочка. И я хочу, чтобы мы с вами отправились в лес и познакомились с самыми маленькими обитателями леса. А кто из вас знает кто самые маленькие обитатели леса? (ответы детей) Правильно. А каких насекомых вы знаете? (ответы детей) Ребята, чтобы оказаться волшебном лесу, а он действительно волшебный, потому что в нём творятся настоящие чудеса, я вас должна превратить в красивых бабочек, пчёл и шмелей и мы сможем полететь в лес. Другого способа просто нет, чтобы попасть в лес.

(Воспитатель говорит слова дети одевают шапочки с изображением насекомых «превращаются в насекомых» выполняя движения рук в виде взмахов крыльев бабочки )

Воспитатель:  Бабочка – коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(После этих слов по музыку «Полёт шмеля»  «дети летят в лес». Прилетели на лесную поляну и приземлились на полянку из разноцветных цветов в сердцевине цветка изображены цифры от 1 до 10 ).

Воспитатель:  Ребята послушайте, какая вокруг тишина. А почему в лесу такая тишина? (ответы детей) А почему в лесу так тихо вы знаете? (ответы детей) Правильно если шуметь то ни одного обитателя леса вы не увидите, они все попрячутся от страха в укромные места. Но нас ведь это не устраивает?! Для чего мы сюда прилетели? (ответы детей). Ребята, а посмотрите какая вокруг красота, сколько здесь цветов. А кого привлекают цветы? (ответы детей) Для чего нужны цветы насекомым? (ответы детей). Вы тоже насекомые и можете сесть на него, но посмотрите, цветы не простые у них в серединке есть цифра, у каждого из вас тоже есть цифра, ваша задача найти цветок с такой, же цифрой как у вас, назвать её и спокойно занять место на цветке.

Беседа о насекомых.

Воспитатель :  Кто такие насекомые? Каких вы знаете насекомых? Каких насекомых можно встретить не только в лесу, но и в городе? Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?

(Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять). 

Дидактическая игра «Найди цифру и назови её»

(Воспитатель сидит на пеньке рядом с ней полянка из  маленькие цветов,  на которых разместились игрушечные насекомые. Загадываю загадки, дети отгадывают и находят насекомое, называя цвет цветка на котором оно сидит).

Воспитатель :  Ребята, вы любите загадки отгадывать? (ответы детей). Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать, о каком насекомом идёт речь. И посмотрите рядом со мной, на цветах спрятались насекомые из моих загадок, вы должны будете найти то насекомое, о котором будет загадка и сказать на цветке какого цвета оно сидит.

Загадки о насекомых

  1. У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называем её … (стрекоза)

  1. Сок цветов душистый пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд,

Людям всем она мила,

А зовут её … (пчела)

  1. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

  1. Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)

  1. Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

  1. Всех жуков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Чёрненькие точки. (Божья коровка)

Воспитатель :  А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду называть насекомое, и  передавать его, а вы должны будете, ответить на вопросы: какой? какая? - подбирая слова – определения к насекомым.

Дидактическая игра « Цепочка»

Воспитатель :  Ребята, на цветах нашим насекомым очень хорошо, но все-таки у каждого из них есть свой домик, давайте вспомним, кто, где живет, и найдём на этой полянке их домики и отправим насекомых по домам. Но непросто найдём и отправим их домой, а ещё и расскажем, что мы знаем, о самых маленьких жителях леса используя опорные картинки.

Дидактическая игра «Кто, где живёт» 

 Воспитатель :  Замечательно все насекомые у себя в домиках. Ну, а мы сейчас давайте немного разомнём наши ножки, как это делают кузнечики.

Физкультминутка «Прыгайте кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Воспитатель :  А сейчас я хотела бы узнать, не путаете ли вы насекомых с птицами и животными. Возьмите карточки и скажите, кто на них изображён, а потом скажите кто же лишний, кто не относится к насекомым.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель :  Ребята, я хочу вам подарить портреты насекомых. Портрет: бабочки, жука, комара, кузнечика, стрекозы, мотылька, клеща, таракана, клоп, капустницы.

( раздаю  детям картинки с изображением различных насекомых, и называю их, выделяя в каждом слове звук «к»).

Воспитатель:  Ребята, в каждом из этих слов есть звук «к». Скажите, а что вы знаете об этом звуке, он какой (ответы детей).  Мне хотелось бы, чтобы вы определили, где он находится в слове: в начале, в середине или в конце слова, твёрдый он или мягкий (ответы детей).

Дидактическая игра «Охарактеризуй звук»

Воспитатель : Ребята нам уже пора отправляться обратно в детский сад, но прежде чем мы туда отправимся, давайте, что-нибудь сделаем приятного для этого леса и его обитателей. Как вы думаете, что можно сделать хорошего? (ответы детей). Ребята, а я вот что предлагаю сделать. Посмотрите на этой чудной полянке лежат разноцветные камешки и мешают расти траве.  Муравьям приходится ходить через эту огромную гору камней ведь для маленьких муравьёв это настоящая гора. Так вот я предлагаю превратить камни в насекомых. А совершить это чудо нам помогут чудо -краски и чудо - кисти. С помощью красок и кисточек мы разрисуем камешки. Мы их разукрасим так, чтобы они были похожи на насекомых.

Рисование на камешках по замыслу «Превращения камешков»

Воспитатель : Ребята, возьмите каждый по камешку посмотрите на него и вы увидите, на какое насекомое похож ваш камешек,  то насекомое вы и нарисуете.

(Дети рассказывают, кого они будут изображать).

Воспитатель : Прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Жук»

Я весёлый майский жук.

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу…

(Дети рисуют под музыку. Затем рассаживают своих насекомых на цветы, идут мыть руки.).

Воспитатель : Ну, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Приготовились к полёту и повторяем за мной.

Подвижная игра с дыхательным упражнением «Жуки»

Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - поси-ж-ж-ж-у.

 Поднимусь, полечу;

Громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у.

Ж-ж-ж-ж-ж-ж…

Часть II

Воспитатель : Ну вот вы и вернулись, я тоже хочу побыть волшебницей и хочу вас из насекомых превратить обратно в детей.

(Говорю волшебные слова, снимаем шапочки с изображёнными насекомыми)

Воспитатель : Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять.

Воспитатель : Ребята пока вы были в лесу, я принесла насекомых, а они разбежались и попрятались. Надо их найти пока кто-нибудь на них не наступил и не раздавил, и сложить обратно в коробочку.

(Дети садятся перед магнитной доской на доске «заколдованные слова», вместо пропущенных букв стоят цифры, каждая цифра обозначает какую-то букву, возле каждого слова под листочком спрятано насекомое, дети решают примеры, узнают ответ, каждая буква под номером, чтобы заменить цифру на букву, читают слово и открывают насекомое)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, на доске написаны слова, но они заколдованные в них не хватает букв, вместо буквы стоят цифры, чтобы узнать каких букв не хватает надо решить примеры. Решив пример, вы по полученному ответу находите нужную букву и читаете слово, и мы узнаём, что за насекомое спряталось под этим листочком.

Дидактическая игра «Заколдованные слова»

Жук  -  1+1=2;  Оса  -  1+2=3;   Муха  -  1+3=4;   Комар  1+4=5;  Таракан  -  1+0=1.

Воспитатель : Ребята мы с вами нашли скольких насекомых? (ответы детей). Мы у каждого насекомого есть свой номер, вот коробочка давайте в неё положим наших насекомых по порядку в соответствии с их номером.

(Дети называют насекомое и его номер и кладут в коробочку).

Воспитатель : А сейчас давайте сделаем небольшую разминку, прежде чем мы будем искать остальных насекомых ведь это ещё не все насекомые.

Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает,

(Машем руками-крыльями)

На лугу цветы считает.

(Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Хлопки в ладоши)

Ох, считать, не сосчитать!

(Прыжки на месте)

За день, за два и за месяц…

(Шагаем на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

(Хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела

(Машем руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла!

(Считаем пальчиком)

Воспитатель : Посмотрите,  вот под этим листочком кто-то спрятался, но чтобы узнать, кто надо отгадать загадку.

       Загадка

Вот загадка не простая:

Прилетела – не кусает,

Не жужжит и не пищит,

Над поляною кружит.

В сеточку её глаза –

Кто же это?

(Стрекоза)

(На мольберте -  загадка. Рядом под цветком стрекоза картинка. Четыре образца выложенные стрекозы из спичек по пластилиновой плоскости).

Воспитатель : Ребята, посмотрите здесь не одна стрекоза. Скажите, из чего сделаны вот эти стрекозы. (ответы детей).  Давайте с вами сделаем таких же стрекоз (ответы детей).    

Дидактическое упражнение «Выкладывание из спичек»

 

Воспитатель : Ребята у этих стрекоз посмотрите, тоже есть номера, давай те вложим их в нашу коробочку и сосчитаем, сколько у нас насекомых.

(Кладём наших насекомых в коробочку коробочка заполняется полностью, считаем. Счет прямой и обратный).

Дидактическое упражнение «Сосчитай от 1 до 10 и обратно»

Воспитатель : Ребята я думаю, что мы всех насекомых собрали потому что, в коробочке больше нет места. Ребята проверьте, нигде не спрятались насекомые.

(Пока дети ищут, переворачиваю коробку с другой стороны, где лежат сладости). 

Воспитатель :  Мы справились с заданием. А сейчас я возьму волшебную палочку и совершу  ещё одно волшебство. Я превращу насекомых в сладости.

(Говорю волшебные слова, открываю коробочку, раздаю сладости).

Воспитатель :  Стрекоза, оса и муха,

Таракан, комар и жук.

В сладости превращаются вдруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Этот загадочный мир»

Данный конспект поможет детям узнать об особенностях географического положения Африки, о животных Африки занесенных в красную книгу . Дети увидят разнообразие и красоту Земли. Научатся составлять расс...

Конспект интегрированного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Этот загадочный космос"

Конспек интегрированного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему  "Этот загадочный космос"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Этот загадочный космос».

Данный  конспект представлен в виде игры- путешествия , где дети продолжают знакомиться  с нашей планетой Земля, с космосом, его освоением , о том , что в нем находится, о солнце,о спу...

Мастер – класс на тему: "Этот загадочный мир математики"

Закрепить прямой счет, счет двойками, состав числа из двух меньших, названия геометрических фигур и тел.Закрепить названия дней недели и определять их последовательность.Развивать мелкую моторику рук,...

Проект в старшей группе детского сада на тему: «Этот сказочный мир театра»

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенс...