Конспект занятия в старшей группе на тему: «Знакомимся с Республикой Башкортостан»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Валиахметова Резеда Шарифулловна

Данный материал знакомит детей с Республикой Башкортостан,  с её государственной символикой (герб, флаг), национальным костюмом. Обеспечивает правильное усвоение башкирской народной сказки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bashkortostan.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

К о н с п е к т

занятия в старшей группе

на тему:

«Знакомимся

с Республикой Башкортостан»

Подготовила и провела

воспитатель

Валиахметова Р.Ш.

Программное содержание: 

Познакомить детей с Республикой Башкортостан, дать общие знания: соседствует с Татарстаном, столица - город Уфа, многонациональная республика; познакомить с государственной символикой (герб, флаг), национальным костюмом. Обеспечить правильное усвоение башкирской народной сказки.

Упражнять в умении отвечать на вопросы с полным, обоснованным ответом. Закрепить знания детей о Татарстане.

Воспитывать культуру поведения и культуру речи, интерес и уважение к народной культуре, народным традициям; формировать дружеские чувства дошкольников к другим народам и их культуре.  Вызвать положительные эмоции от увиденного,  и услышанного.

Материал: 

Карта России, изображение герба и флага Башкортостана, кукла в татарском национальном костюме, иллюстрация мужчины и женщины в национальном башкирском костюме, книга с иллюстрациями «башкирский костюм», магнитофон, аудио запись с башкирской мелодией, платки для игры «Юрта», мяч, текст сказки «Сказ о курае». 

Предварительная работа: 

Разучивание башкирских народных игр «Липкие пеньки» и «Юрта», слушание башкирских мелодий (звучание курая),  аппликация «башкирский орнамент», рассматривание иллюстраций с башкирской национальной одеждой, беседы о родном городе и Республике Татарстан.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Алсу. Давайте поздороваемся с ней. Она принесла нам хорошее настроение. (Психогимнастика: игра «Передаем хорошее настроение» через улыбку и рукопожатие).

- Наше настроение стало еще лучше, всем стало немного светлее и радостнее. Спасибо, Алсу! Ребята,  а вам нравится Алсу? Да, она красивая, нарядная. Как вы думаете, кто она по национальности? А как вы догадались? Она очень любит свою Родину – Республику Татарстан и хочет узнать, что вы знаете о своей Республике. Расскажем ей? Алсу спрашивает:

- В какой Республике мы живем?

- Какой город является столицей нашей Республики?

- А как называется город, в котором мы живем?

- В какую большую реку впадает наша река Кама?

- Какие города еще имеются в нашей Республике?

Молодцы, дети, нашей гостье Алсу понравились ваши ответы.

Мы с вами живем в одной из семи Республик Поволжья. Посмотрите, что здесь представлено (карта России). На ней разными цветами выделены республики, округи, края. Миша, покажи на карте, где находится наша Республика Татарстан. Спасибо. Он обозначен зеленым цветом. Точкой обозначена наша столица – города Казань. А вот здесь обозначены наши соседи: Удмуртия, Чувашия и т.д. А вот это - Республика Башкортостан, точкой отмечена столица – город Уфа. Какой город является столицей Башкортостана (дети повторяют хором и по одному несколько детей).

- Ребята, в Башкортостане, как и у нас в Татарстане, живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно. Назовите, люди каких национальностей живут в Татарстане, а значит, и в Башкортостане (татары, русские, чуваши, мордва, башкиры, удмурты, марийцы и др.).

Игра с мячом «Родной язык». Дети встают, воспитатель бросает мяч ребенку и называет людей одной национальности, а ребенок – какой язык родной у этих народов (татары – татарский, чуваши – чувашский, башкиры – башкирский и т.д.).

- Дети, Алсу говорит, что она собирается поехать в гости в нашу соседнюю Республику Башкортостан и ей хочется побольше узнать об этой Республике. Алсу, послушай, что мы тебе вместе с ребятами расскажем и покажем.

- Все мы знаем, что у каждой республики есть свои государственные символы: герб и флаг. Посмотрите на герб Башкортостана: на фоне восходящего солнца изображен национальный герой башкирского народа, поэт, воин-джигит Салават Юлаев. По краю герба расположен башкирский национальный узор.  Под гербом – лента, окрашенная в цвета флага и соцветия курая – растение, из которого делают национальный инструмент башкирского народа – курай. Этот же цветок изображен и на флаге.

Флаг трехцветный. Какие цвета присутствуют в оформлении флага? Каждый цвет имеет свое значение: синий – это безоблачное небо, белый – миролюбие, чистота души народа, зеленый – свобода, вера в жизнь.

- Башкортостан – очень красивый край. Если посмотреть с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера, реки. Там добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное богатство – это люди.

Давайте посмотрим национальную башкирскую одежду. Ангелина, расскажи, пожалуйста, нам, какую одежду носили женщины? (ребенок рассказывает, воспитатель показывает детям иллюстрацию из книги). А Сережа хочет рассказать нам о мужской одежде (пополняю рассказы детей об украшениях)…

- Народ в Башкортостане отмечает много праздников, обрядов, где они отдыхают, веселятся, поют, водят хороводы, играют…

Какие башкирские игры вы знаете? («Липкие пеньки», «Юрта»).

Физ. Пауза: игра «Юрта» (платками и с музыкой).

- А сейчас сядьте поудобнее и слушайте внимательно. Я прочитаю вам интересную башкирскую сказку, которая называется «Сказ о курае». (затем задаю детям вопросы):

- Кто запомнил, как называется сказка, чья она?

- Почему хан приказывал убивать всех джигитов, которые брили ему голову?

- Как же так случилось, что последнему джигиту он не велел отрубить голову?

- И как поступили с этим джигитом?

- Как смог выжить джигит в лесу?

- Как он смог вернуться в родные края? Что ему помогло?

- Вот такая интересная башкирская сказка о растении курае, который настолько любим народом, что его изображение присутствует и на гербе, и на флаге Республики Башкортостан.

- Вот и закончился наш рассказ о Башкортостане. Алсу, тебе понравилось? Да, она очень довольна. Она говорит, что ей понравилось, как вы отвечали, рассказывали, слушали сказку… Она благодарит вас, говорит вам спасибо.

А для вас, дети, что было самым интересным?

Что нового вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник ко Дню республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан» в старшей разновозрастной группе 2016 год.

знакомить  детей с символикой республики Башкортостан и России, познакомить с музыкальным инструментом курай. Изучение башкирских национальных игр....

Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Традиции и культура республики Саха»

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм — лю...

Открытое итоговое занятие в старшей группе Моя Малая Родина-Республика Алтай

Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его  природе ,быте  коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге....

Досуг в старшей группе "Символы России и республики Коми"

Материал способствует углублению знаний об официальной символике Российской Федерации и Республики Коми, воспитанию  граждан своей страны через любовь к  Родине, формированию  основ пат...

Тематическое спортивное развлечение, посвящённое Дню независимости Республики Башкортостан «МОЙ БАШКОРТОСТАН!» СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:ЗадачиОздоровительные: Способствовать:- формированию правильной осанки у детей во время ходьбы, бега, упражн. и игр;- укреплению мышц ног и свода стопы в ходе выполнения упражне...

ОСЕННИЙ МАРАФОН. Физкультурное развлечение в подготовительной группе приуроченный ко Дню Республики Башкортостан

Цель: повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.Задачи:Образовательные:  продолжать учить детей бегать наперегонки с преодолением препятствий; закреплять зн...