Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста посредством создния мини-лаборатории "МИР ВОКРУГ НАС"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Горохова Марина Вячеславовна

Национальный проект "Современный детский сад"

Работу над данным проектом в нашей группе мы начали с выделения нескольких блоков :

- наблюдение за погодой (наблюдение за погодой , заполнение календаря погоды , работа на метеоплощадке )

-экспериментирование ( опытническая деятельность + фиксация экспериментов )

- создание макета «Времена года»

Хочу поподробнее рассказать о каждом блоке .

Экспериметирование . Возраст детей нашей группы 4-5 лет , именно от этого мы и исходили планируя нашу деятельность .Опыты ,которые мы отбирали для работы должны были быть простыми и понятными для детей и именно дети должны были принимать непосредственно участие в их проведении. Т.Е не стоять в стороне , а быть погружёнными в процесс .

Мы составили план эксперименов на ближайшие 5 месяцев ,решив опереться на сезонность .

Зимой мы запланировали опыты с водой , т. к. была возможность показать детям все её агрегатные состояния , весной ,при таянии снега и появлении песка на улице ,запланировали опыты с песком ,землёй , а также воздухом ,т.к на улице установилась комфортная температура ,для проведения некоторых экспериментов на улице . Но т. к дети всё же маленькие не упустили из вида и яркие ,необычные ,запоминающиеся опыты, например опыт «Зубная паста для слона» .В ходе нашей работы мы заметили ,что детям понравилась данная деятельность , мы увидели эмоциональный отклик , они с интересом и желанием участвовуют в экспериментах ,почувствовав себя настоящими учёными .После каждого опыта они фиксируют данный эксперимент в рисунках и простейших схемах , сначала с большей помощью воспитателя , а потом научились справляться почти без помощи . Мы создали папку ,куда вкладываем фото нашей опытнической деятельности , фиксацию экспериментов . (показать наглядно) Ребята любят рассматривать её , вспоминая ,что мы делали .Родители в свою очередь с большим энтузиазмом отнеслись к нашим идеям в проведении с детьми различных опытов . Помогали собирать чемоданчик экспериментирования ,закупили фартуки и нарукавники , с удовольствием просматривают фотографии .

Наблюдение за погодой . Этот блок мы разделили на несколько частей .

- Наблюдение за погодой в группе и на улице . В хорошую погоду ,гуляя с детьми ,мы отмечаем какая сегодня погода ,её особенности ,основные погодные явления ,наблюдали за облаками в ловец облаков .После этого , мы фиксировали погоду в переносном планшете (показать наглядно) ,простейшими символами .

Вернувшись в группу ,дежурные ,выбирают из предложенных чёрно-белых меток соответствующую нашей погоде ,раскрашивали её и вклеивали в календарь погоды .Он находится в уголке природы ,в свободном для детей доступе . В конце месяца мы рассматриваем его и делаем выводы ,какой же был месяц : сколько было солнечных дней ,сколько дождливых и пасмурных. Дети очень любят заполнять календарь природы ,когда один человек рисует ,остальные толпятся рядом и помогают : подают карандаши ,клей ,комментируют происходящее . В неподходящую для прогулок погоду мы отмечаем погоду смотря в окно.

- Работа на метеостанции . Выходя на прогулу мы заходим на метеостанцию .Дети с удовольствием отмечают погоду на погодном стенде ,рассматривают ветровой рукав ,отмечают есть ли сегодня ветер , какой он силы . Проверяем температуру воздуха на термометре. Ребятам понравилось наблюдать как температура из низкой зимой ,превращается в высокую весной .

Экспериметирование . Возраст детей нашей группы 4-5 лет , именно от этого мы и исходили планируя нашу деятельность .Опыты ,которые мы отбирали для работы должны были быть простыми и понятными для детей и именно дети должны были принимать непосредственно участие в их проведении. Т.Е не стоять в стороне , а быть погружёнными в процесс .

Мы составили план эксперименов на ближайшие 5 месяцев ,решив опереться на сезонность .

Зимой мы запланировали опыты с водой , т. к. была возможность показать детям все её агрегатные состояния , весной ,при таянии снега и появлении песка на улице ,запланировали опыты с песком ,землёй , а также воздухом ,т.к на улице установилась комфортная температура ,для проведения некоторых экспериментов на улице . Но т. к дети всё же маленькие не упустили из вида и яркие ,необычные ,запоминающиеся опыты, например опыт «Зубная паста для слона» .В ходе нашей работы мы заметили ,что детям понравилась данная деятельность , мы увидели эмоциональный отклик , они с интересом и желанием участвовуют в экспериментах ,почувствовав себя настоящими учёными .После каждого опыта они фиксируют данный эксперимент в рисунках и простейших схемах , сначала с большей помощью воспитателя , а потом научились справляться почти без помощи . Мы создали папку ,куда вкладываем фото нашей опытнической деятельности , фиксацию экспериментов . (показать наглядно) Ребята любят рассматривать её , вспоминая ,что мы делали .Родители в свою очередь с большим энтузиазмом отнеслись к нашим идеям в проведении с детьми различных опытов . Помогали собирать чемоданчик экспериментирования ,закупили фартуки и нарукавники , с удовольствием просматривают фотографии

Работа с макетами

Наблюдая за погодой мы решили отразить ей в макете «Времена года» Точнее это не один макет , а несколько . Первый макет «Зима» Он отражает зимние признаки , показывает как можно провести время зимой на улице .Но самое интересное для ребят , что он из нетающего снега ,что даёт возможность лепить снежки и строить снеговичков прямо в группе . Дети принимали непосредственное участие в его создании : помогали делать снег , красили веточки для создания деревьев , подбирали соответствующие атрибуты для игры : животных ,фигурки людей ,домики , придумали из чего сделать озеро . Макет находится в свободном доступе для детей ,они с удовольствием играют в него в свободное время .Игра с ним развивает мелкую моторику ,стимулирует развитие фантазии , даёт детям возможность почувствовать себя творцом чего то нового .

В данным момент мы работаем над созданием макета «Весна» И на этом конечно не остановимся , макет «Лето « и «Осень»

Ещё хочу рассказать ,что в блок экспериментирования мы отнесли посадку растений . Как оказалось это очень интересно : сначала съесть мандарин , найти косточку и посадить её в землю .А потом с интересом наблюдать , как из земли появляется росточек ,ухаживать за ним и с нетерпением ждать когда же вырастут мандарины .Чтобы дети собственным глазами увидели ,как из семени появляется росточек , какие стадии проходит растение ,перед тем как стать полноценным ,мы прорастили фасоль в вате и в прозрачных стаканчиках . Дети с удивление наблюдали ,как у фасолинки появляются корешки и росточки и рассказывали родителям ,которые в свою очередь были удивлены размером нашего «опытного» огорода ,количеством выращиваемых растений и очень положительно отзывались о наших трудах ,предлагая свою помощь в приобретении семян и земли .

На данным момент работа над проектом ещё не закончена .Мы продолжаем свою деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalny_proekt_wecompress.com_.pptx768.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт № 1 . Как движется сухой песок ? Цель : продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка ( сухой песок может двигаться быстро и медленно ) Оборудование : песочные часы , тазики 3 шт , сухой песок , воронка ,совочки для песка ,стаканчики с проделанными в них отверстиями разного диаметра ,бумага и карандаши для фиксации опыта . Опыт № 2 .Ка растения пьют воду. Цель : формировать представления детей о движении воды по цветку. Оборудование : стаканчики с водой ,краска ,ложечки для размешивания ,цветы ,карандаши и бумага для фиксации опыта.

Слайд 2

Опыт № 3 .Как вытолкнуть воду ? Цель : Формировать представления детей о том ,что уровень воды повышается , если в воду погружать предметы .Оборудование : стаканчики с отмеченным уровнем воды , мелкие камешки , стеклянные шарики. Опыт № 4 . Море . Цель : познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением ; движение воздуха это ветер ,различать его силу. Оборудование : ёмкость с водой , бумажные кораблики.

Слайд 3

Фиксация погоды на участке детского сада . Цель : развитие наблюдательности , умения зафиксиповать погоду ,для дальнейшего заполнения календаря погоды. Оборудование : многоразовый планшет для рисования , фломастеры.

Слайд 4

Заполнение календаря погоды . Цель : дать детям возможность на практике отслеживать изменения погодных условий . Оборудование : планшет для фиксации погоды на улице , календарь природы ,карандаши цветные ,клей , шаблоны меток с погодными явлениями.

Слайд 5

Работа с детьми на метео - площадке .Изучение видов облаков , фиксация погода на уличном стенде с погодными явлениями .Цель : научить детей работать с ловцом облаков , показать как на погодном стенде можно отметить погоду .Оборудование : ловец облаков ,погодный стенд.

Слайд 6

Работа с детьми на метео -площадке . Работа с солнечными часами и ветровым рукавом . Цель: узучить работу солнечных часов .Объяснить ,как с помощью ветрового рукава можно определить силу и направление ветра.Оборудование солнечные часы , ветровой рукав.

Слайд 7

Создание макета «Зима» Цель : с помощью детей создать макет из искусственного снега ,показать детям ,что играть с нетающим снегом можно и в помещении. Оборудование : стаканчики ,вода , пластиковый контейнер (основа макета) , гидрогель в порошке .

Слайд 8

Создание макета «Зима» Цель : с помощью детей создать макет из искусственного снега ,показать детям ,что играть с нетающим снегом можно и в помещении, на практике показать природные явления зимы . Оборудование :ветки деревьев ,пластиковый пруд ,домик ,фигурки людей и животных, формочки ,лопатки для игры со снегом .

Слайд 9

Фиксаци я проведённого эксперимента .Цель : научить детей с помощью простых рисунком и символов зарисовывать проведённый опыт и получившийся результат . Оборудование : бамага ,карандаши цветные.

Слайд 10

Фиксация проведённого эксперимента .Цель : научить детей с помощью простых рисунком и символов зарисовывать проведённый опыт и получившийся результат . Оборудование : бамага ,карандаши цветные.

Слайд 11

Эксперименты с проращиванием семян .Цель : наглядно показать детям при каких условиях из семян вырастают растения ,познакомить детей с семенами и этапами роста растений, воспитывать интерес к выращиванию семян ,вести наблюдения за ними. Научить детей правильно ухаживать за всходами. Оборудование : земля ,пластиковые ёмкости для рассады ,таблички с названиями растений семена , лопатки ,лейки ,вода.

Слайд 12

Эксперименты с проращиванием семян .Цель : наглядно показать детям при каких условиях из семян вырастают растения ,познакомить детей с семенами и этапами роста растений, воспитывать интерес к выращиванию семян ,вести наблюдения за ними. Научить детей правильно ухаживать за всходами. Оборудование : земля ,пластиковые ёмкости для рассады ,таблички с названиями растений семена , лопатки ,лейки ,вода.

Слайд 13

План работы на 5 месяцев .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая программа как способ формирования целостного представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

Экологическая программа направленная на позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям....

Статья " Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А."

Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А....

Психолого-педагогический проект "Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития"

В проекте раскрывается значимость сенсорного развития  детей раннего возраста. Поскольку успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сен...

Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педаго­гическое обследование каждого ребенка. ...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Сегодня, учитывая требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования, одной из важнейших задач дошкольного образования выступает всестороннее развитие личности ребенка. Одной и...

Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игр на липучках.

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Полученные знания и ощущения малыши сохраняют надолго. Также, дети раннего возраста активно стремятся ...

Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»

Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»...