«Формирование представления об окружающем мире у детей раннего возраста»
план-конспект занятия (младшая группа)

Медведева Евгеия Сергеевна

Формирования первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста посредством предметно-игровой деятельности.

Игры для ознакомления с предметным миром* * *

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_oznakomleniya_s_predmetnym_mirom.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для ознакомления с предметным миром* * *

Игра «Кто что услышит?»

Задачи: сформировать первоначальное представление о некоторых музыкальных инструментах; развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, фразовую речь.

Оборудование: ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, трещотка с камешками или горохом, труба, звонок или бубен и т.д.

* * *

Воспитатель за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

Игра «Угадай по звуку»

Задачи: познакомить с некоторыми предметами и звуками, которые они могут издавать; развивать слуховое внимание и фразовую речь.

Оборудование: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т.д.).

* * *

Дети садятся спиной к воспитателю, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом воспитателю, не оборачиваясь.

Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т.п.

За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездочки.

Игра «Громко-тихо»

Задачи: дать первоначальное представление о размере; учить звукоподражанию; развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование: парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки, кошечки и любые другие игрушки, звук которых можно имитировать).

* * *

Воспитатель (показывает ребенку двух собачек). Бежит большая собачка, громко лает: «Ав-ав!» Как лает большая собака?

Ребенок (громко). Ав-ав!

Воспитатель. А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав!» Как лает маленькая собачка?

Ребенок (тихо). Ав-ав!

Воспитатель (убирает собачек). Сейчас будьте внимательны. Как только побежит собачка, вы должны сказать: «Ав-ав!» Не ошибись, помни, что большая собака лает громко, а маленькая собачка тихо.

Воспитатель поочередно показывает собачек, дети соответственно «лают» — то громко, то тихо.

Игра «Часы тикают»

Задачи: познакомить с предметом быта — часами; учить звукоподражанию, внятно произносить звуки [к|, [т], [t'J; голосовой аппарат, выработку умеренного темпа речи, формировать умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Оборудование: большие и маленькие часы (настоящие или игрушечные).

* * *

Воспитатель (показывает ребенку настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают»). Это — часы. Когда они идут — тикают: тик-так, тик-так.

Воспитатель предлагает детям воспроизвести тиканье часов, если у ребенка недостаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.

Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке. (Показывает.) Большие часы тикают громко. (Произносит «тик-так» громко.) А маленькие часики — тихо. (Произносит «тик-так» тихо.)

Воспитатель предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.

Большие часы, когда идут, тикают медленно. (Произносит «тик- так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе воспроизвести медленное тиканье больших часов.)

Теперь послушайте, как тикают маленькие часики. (Произносит «тик-так» в слегка ускоренном темпе.)

Потом предлагает воспроизвести тиканье больших и маленьких часов, т.е. проговорить эти звукоподражания быстро и медленно. Следит за правильным и четким произношением звуков [к] и [т].

Игра «Кто внимательный?»

Задачи: развивать остроту слуха, внимательность, умение правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от силы голоса, которым ее произносят, учить действовать с игрушками.

Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.

* * *

Дети сидят на расстоянии 2—3 м от воспитателя, на столе лежат игрушки.

Воспитатель. Сейчас я буду давать вам задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть нужно тихо, чтобы меня услышать. Будьте внимательными! Возьми мишку и посади в машину.

Ребенок выполняет.

Возьми мишку из машины.

Ребенок выполняет.

Посади в машину куклу.

Ребенок выполняет.

Покатай куклу в машине.

Ребенок выполняет.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать короткие и простые, произносить их тихо, но четко.

Игра «Лошадка»

Задачи: сформировать первоначальное представление о лошади; учить внятно произносить звук [и].

Оборудование: игрушечная лошадка.

* * *

Воспитатель показывает ребенку лошадку и объясняет, что лошадка кричит «И-и-и», ребенок повторяет 2—3 раза.

Далее воспитатель предлагает поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка - «лошадку» ключиком, и тот произносит: «И-и-и». Если ребенок не хочет больше играть, можно сказать, что «лошадка сломалась».

Игровое упражнение «Снежинки»

Задачи: дать первоначальное представление о зимней погоде; развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: несколько рыхлых кусочков ваты.

* * *

Воспитатель (показывает кусочек ваты). На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?

Воспитатель дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2—3 раза.

Игровое упражнение «Мышка»

Задачи: сформировать первоначальное представление о мышке; формировать внятное произношение звука [п]; учить отчетливо произносить слова; воспитывать звуковую культуру речи.

Оборудование: игрушечная мышка.

* * *

Раздается писк: «Пи-пи-пи». Воспитатель говорит, что прибежала мышка, предлагает ее поискать. Дети заглядывают под стул. Появляется мышка. Воспитатель говорит от ее имени.

Мышка. Ребята, кот ушел? Вы его не зовите, я боюсь!

Воспитатель предлагает попищать, как мышка, дети повторяют писк.

Воспитатель. Мышонок любит играть в прятки. Сейчас я спрячу его в ладошку и спрошу, где мышонок? А он ответит мне «пи- пи-пи».

Ребенок пищит за мышонка, которого прячут 4—5 раз. Затем мышонка угощают крошками сыра, а он благодарит.

Мышка. Спасибо, очень вкусный сыр. Я сыр очень люблю. А вы что любите есть? Вы, наверное, очень любите суп? Давайте скажем: «Уп-уп-уп — мы любим суп!»

Повторяют 2 раза чистоговорку, затем дети говорят самостоятельно.

Воспитатель

Мышка, мышка, на горошку! Вылей воду на дорожку. Дети повторяют.

Игра «Гости»

Задачи: сформировать первоначальное представление о некоторых домашних животных; расширить словарный запас за счет слов: рога, бодается, острые когти, мурлычет, фыркает; учить внятно произносить звук [м], согласовывал слова в предложении.

Оборудование: игрушки — домашние животные (корова, коза, кошка) или картинки с их изображениями.

* * *

Воспитатель (показывает корову). Кто это?

Дети отвечают.

Когда корова гуляет и жует травку, она мычит «М-м-у-у, м-м-у-у». Как она мычит?

Ребенок отвечает.

Далее воспитатель показывает козу, задает аналогичные вопросы детям, выслушивает ответы.

Да, это коза. Она тоже дает молоко, но она не умеет мычать, она кричит «М-м-е-е, м-м-е-е». Как кричит коза?

Ребенок отвечает.

А вот и кошечка пришла, ее зовут Мурка. Посмотрите, какая она красивая! Мурка очень любит молоко, и когда хочет есть, она мяукает: «Мяу, мяу». Скажите, как зовут кошечку?

Дети отвечают.

А как она мяукает?

Ребенок отвечает.

Затем воспитатель читает чистоговорку, а дети повторяют ее хором.

Идет корова по дорожке и мычит: «М-м-у-у, м-м-у-у-у — молока кому?»

Мурка замяукала, это она молока просит: «Мяу, мяу, молочка хочу!» Как она молока просит?

Ребенок отвечает, а воспитатель следит за правильным произношением звука [м] и четким, внятным произношением слов.

Воспитатель показывает картинки с изображением коровы, козы, кошки, предлагает назвать животных и изобразить, кто как кричит. Затем просит показать, у кого есть рога.

Ребенок показывает корову и козу.

Корова и коза бодаются, а кошка бодаться не умеет, у нее нет рожек. Но если кошку обидеть — она больно царапается. У кошки на лапках есть коготки-царапки. Что может делать кошка?

Дети отвечают.

У маленького котенка на лапках тоже есть коготки-царапки. К тому же очень острые. Покажите, какие коготки у котенка?

Дети показывают сначала вместе с воспитателем, затем по одиночке.

Игра «Где позвонили?»

Задачи: учить ориентироваться в пространстве; развивать слуховое внимание, формировать умение определять направление звука, ориентацию в пространстве.

Оборудование: звоночек.

* * *

Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаза, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, воспитатель говорит: «Правильно!» Ребенок открывает глаза, воспитатель поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз.

Игру повторяют 4—5 раз.

Необходимо следить, чтобы ребенок во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «Паровоз»

Задачи: сформировать первоначальное представление о паровозе; развивать речевое дыхание.

Оборудование: игрушечный паровозик или картинка с его изображением.

* * *

Воспитатель показывает детям паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук [у]) и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.

Воспитатель следит, чтобы при воспроизведении звука [у] дети складывали губы «трубочкой». В конце игры дети и воспитатель идут по комнате «паровозиком», дети громко подражают гудку паровоза.

Воспитатель

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чох-чох, чу-чууу!

Я далеко укачу-ууу!»

Игра «Паровозик»

Цели: продолжать учить различать и называть цвета; активизировать представления о паровозе; отчетливо и по возможности длительно произносить звук [у]; развивать речевое дыхание.

Оборудование: паровозик, разноцветные листья.

* * *

Воспитатель показывает игрушечный паровоз.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости сегодня приехал паровоз. Давайте послушаем, как он гудит: у-у-у. А теперь давайте поиграем с паровозом. Вы будете звать паровозик так: у-у-у-у, а он будет ехать к вам, только песенка ваша должна быть длинной и громкой.

Хоровые и индивидуальные ответы детей. Посмотрите, ребята, какие игрушки привез наш паровоз. Какого они цвета?

Дети отвечают.

А теперь поиграем в паровоз. Встаньте друг за другом и поедем в лес.

Загудел паровоз,

Он вагончики повез,

У-у-у, у-у-у. Дети гудят.

Я вас в лес прокачу.

Вот мы и приехали в лес. Смотрите, что это?

Дети. Елочки.

Воспитатель. Послушайте, как дует ветер. Посмотрите, кто под елочками сидит?

Дети. Зайчики.

Давайте с ними поиграем.

Воспитатель разбрасывает листочки и поет песенку.

Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад,

Желтые, красные, зеленые листья

По ветру вьются, летят...

У каждого зайчика лежит большой лист. Все они разные. Какого они цвета?

Индивидуальные ответы детей.

Давайте положим маленькие желтые листочки на большой желтый лист, красные — на красный, зеленые — на зеленый. При необходимости воспитатель помогает.

Воспитатель. Молодцы, правильно разложили листочки. Понравилось вам играть с зайчиками? А теперь нам пора ехать в наш любимый детский сад.

Давайте попрощаемся с зайчиками.

Дети встают паровозиком и гудят: у-у-у...

Игра «Угадай, на чем играю?»

Задачи: развивать устойчивость слухового внимания; формировать умение различать музыкальные инструменты на слух по звучанию.

Оборудование: музыкальные игрушки: барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и др.

* * *

Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты и спрашивает их названия. Если ребенок не знает, воспитатель называет сам и знакомит с ними. Ребенок слушает и рассматривает инструменты.

Когда воспитатель убедится, что ребенок запомнил названия инструментов и их звучание, инструменты убирают за ширму. Воспитатель воспроизводит различные звуки, а ребенок пытается угадать, «чья песенка слышна».

Игра «Как мы птичек кормили»

Задачи: сформировать первоначальное представление о временах года, о некоторых птицах — диких и домашних; развивать правильное звукопроизношение, память, наблюдательность; учить внятно произносить звуки [х] и [к]; формировать умение следить за рассказом воспитателя, не опираясь на наглядные материалы, принимать участие в рассказывании.

Оборудование: фонограмма с пением птиц; небольшие кусочки глины по количеству детей.

* * *

Воспитатель начинает рассказывать и останавливается, не закончив фразы, а ребенок добавляет соответствующие слова.

Воспитатель. На дворе холодно. На деревьях нет...

Ребенок. Листочков.

Воспитатель. Когда выпадало много снега, мы брали лопатки и...

Ребенок. Расчищали дорожки и делали горку.

Воспитатель. Снег растаял и появились...

Ребенок. Лужи.

Воспитатель. Однажды на наш участок прилетели...

Ребенок. Птички, снегири, воробьи.

Воспитатель. Они хотели есть и мы насыпали им...

Ребенок. Зернышек и крошек.

Воспитатель. Зернышки и крошки мы насыпали...

Ребенок. В кормушку.

Воспитатель. Они теперь каждый день прилетают...

Ребенок. К кормушке.

Воспитатель. А мы каждый день выносим им...

Ребенок. Корм.

Воспитатель. Птички благодарят нас за вкусное угощение и поют...

Ребенок. Песенки.

Включается музыка с пением птиц на 30 с.

Воспитатель. Из леса прилетела сова — большая голова. «Уу- ух, уу-ух», — так кричит сова. Она научит и нас кричать по-совиному. Как кричит сова?

Ребенок повторяет.

Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Кто это кудахчет? Ребенок. Курочка.

Воспитатель. Курочка хочет послушать, умеешь ли ты кудахтать?

Ребенок показывает, как курочка кудахчет.

А вот и петушок! Ой, к нему лиса крадется, съест петушка!

Ребенок. Скорее, скорее, улетай, петушок!

Воспитатель. Взлетел петушок на забор, и лисе его не достать. Петушок рад и кричит лисе: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха — не догнала петуха!»

Ребенок повторяет.

Давайте слепим зернышки для птичек и покормим их.

Раздает по кусочку глины и предлагает отщипнуть кусочек и скатать зернышки.

Игра «Сделай то, что я скажу»

Задачи: учить действовать с игрушками, ориентироваться в пространстве; формировать умение дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия, различать противоположные по значению действия (подняться вверх, спуститься).

Оборудование: кубики, 2 матрешки, 2 куклы в платьях разного цвета, газик с водой, кроватка, машина.

* * *

Воспитатель строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие небольшие фигурки).

Воспитатель (просит ребенка). Помоги матрешке спуститься с лесенки!

Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг).

Попроси водичку умыть куклу в красном платье.

Ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико!»

Помоги матрешке подняться по лесенке.

Воспитатель учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, вверх, наверху.

Куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай.

Ребенок и воспитатель вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули». Матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине.

Ребенок катает и приговаривает: «Вперед — назад, вперед — назад».

Можно придумать и другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.

Игра «Кто рассказывает?»

Задачи: сформировать первоначальное представление об овощах и фруктах; закреплять умение различать овощи и фрукты по внешнему виду; развивать слуховое внимание.

Оборудование: фрукты и овощи на подносе (яблоки, огурец, морковь и т.д.) по количеству детей.

* * *

Дети (берут с подноса по одному предмету и называют его). У меня яблоко! У меня морковка! У меня большой огурец! А у меня маленький огурец!

Воспитатель подсказывает, что маленький огурец можно назвать «огурчик», и дети повторяют это слово.

Воспитатель ставит одного из детей рядом с собой и спиной к остальным. Фрукты и овощи опять лежат на подносе. Кто-нибудь из детей подходит к столу, берет с подноса фрукт или овощ.

Ребенок. Я взял и держу в руке яблоко.

Затем кладет его на поднос и возвращается на место.

Воспитатель. Кто держал в руке яблоко и сказал тебе об этом?

Если ребенок узнает товарища по голосу, все хлопают в ладоши, и узнанный занимает место ведущего. Если ребенок ошибается, то водит еще раз.

Игра «Поручение»

Задачи: учить действовать с игрушками, эмоционально отзываться на происходящее, самостоятельно высказываться, отвечать на вопросы воспитателя; внятно произносить звукосочетания (а-ав, э-э, топ-топ)-, образовывать формы повелительного наклонения (спой, спляши).

Оборудование: игрушечные мишка, собака.

* * *

Воспитатель. Я пришла к вам не одна. Со мной Мишутка. Поздоровайтесь с ним, познакомьтесь. (Дает возможность детям поиграть, свободно высказаться.) Как рычит медведь?

Дети. Э-э-э.

Воспитатель. Как ходит косолапый? Кто изобразит?

Дети изображают.

А медведь-то у нас необыкновенный. Он умеет петь и даже плясать. Спой, Мишенька! Понравилось вам пение? Может, попросим Мишутку? Федя, попроси.

Если ребенок молчит, воспитатель подсказывает тот или иной вариант фразы: «Спой, Мишенька, песенку» или «Спой, пожалуйста». Так воспитатель обращается к 2—3 воспитанникам.

Еще Мишенька умеет плясать. Его можно попросить: «Спляши, Миша».

Миша «пляшет» под пение детей или под аккомпанемент музыкального инструмента.

Но что он один танцует? Танцуем все.

Дети танцуют.

Устали? А теперь отдохнем. Со мной пришел не только Мишка. Сейчас пойдем в раздевалку и увидим друга нашего Мишки. Узнали его?

Дети отвечают.

Да, это собачка. Вы посмотрите, как она шевелит...

Дети отвечают.

Правильно, ушками, хвостиком. Наш пес тоже волшебный, он и пляшет и поет.

Если дети увлеклись, они сами подают команду игрушкам. Тем, кто затрудняется, воспитатель приходит на помощь.

А теперь и мы спляшем.

Постепенно дети должны переключиться на самостоятельные игры, танцы.

Игра «Покатаемся на лошадке»

Задачи: развивать силу голоса; формировать умение произносить звукосочетание «но-но» громко и тихо; закреплять внятное произношение звуков [н] и [о].

Оборудование: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

* * *

Воспитатель (сажает ребенка на лошадку-качалку). Маша едет на лошадке, н-о-н-о. (Произносит тихим голосом.)

Ребенок (повторяет тихо). Но-но.

Воспитатель. Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Но-но, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка на лошадке.)

Ребенок повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Воспитатель добивается, чтобы ребенок произносил звук [н] протяжно, а все звукосочетания громко и четко.

Игра «Ветерок»

Цель: продолжать учить различать и называть цвета. Оборудование: султанчики (деревца) трех цветов (зеленого, красного, желтого); игрушечный паровозик; листочки красного, зеленого, желтого цвета; елочки; зайчики; красный мяч; игрушки (зеленая лягушка, желтый утенок, зеленый огурец, красный помидор, желтый кораблик).

* * *

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Ветерок». Вот у нас деревья с листочками, они все разные.

Воспитатель показывает султанчики (деревца) трех цветов.

Какого цвета листья на деревьях?

Дети. Зеленого, желтого, красного.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, как я буду дуть. Носиком вдыхаю воздух и начинаю дуть.

Расстояние от «листочков» до губ ребенка около 8—10 см.

Давайте покажем слабый ветерок, а теперь сильный.

Дети выполняют упражнение.

Вот как замечательно ветерок поиграл с листочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о МНОЖЕСТВЕ у детей раннего возраста посредством ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Важность развития ребенка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить. Уже в раннем детстве дети начинают складываться представления об окружающем, о признаках и свойствах предметного мир...

Конспект индивидуального занятия по формированию представлений о величине у детей раннего возраста

Конспект индивидуального занятия по формированию представлений о величине у детей раннего возраста...

Развитие представлений об окружающем мире детей раннего возраста посредством продуктивных видов деятельности. (проектная деятельность)

Развитие представлений об окружающем мире детей раннего возраста посредством продуктивных видов деятельности.(проектная деятельность)...

Консультация для педагогов: "Роль дидактических игр в формировании элементарных представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста"

Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия.Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативно...