Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
методическая разработка по коррекционной педагогике
Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педагогическое обследование каждого ребенка. Всестороннее педагогическое обследование ребенка направлено на выявление уровня сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной) и всех видов детской деятельности с учетом возрастных закономерностей.
Данные, полученные в результате педагогического обследования, являются по существу отправной точкой педагогического процесса и ориентиром для оценки коррекционного воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_uchitelya-defektologa_kuzyakinoy_n.v.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Основными методами изучения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребенком в процессе выполнения им специально предложенных заданий, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения, выделенные в программе коррекционно-педагогической работы.
Диагностическое задание 1
Цель. Определить уровень представлений детей об овощах и фруктах.
Материал. Кукла Незнайка. Муляжи овощей (репа, морковь, огурец, помидор, капуста, картофель) и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан) или картинки с их изображением. По две корзинки на каждого ребенка.
Инструкция к проведению
Задание дети могут выполнять на занятии индивидуально или по подгруппам. Одновременно могут участвовать до пяти ребят. Дети сидят за отдельными столами. Воспитатель фиксирует результаты задания.
Взрослый раскладывает перед детьми муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением и говорит: «Незнайка просит помочь ему рассортировать овощи и фрукты». Предлагает детям взять по две корзинки и сложить в одну корзинку овощи, в другую — фрукты.
Незнайка задает каждому ребенку вопросы:
— Почему ты считаешь, что морковь, помидор и картофель — это овощи, а яблоко, груша и слива — это фрукты?
— Где растут овощи, а где растут фрукты?
— Как можно употреблять эти овощи и фрукты в пищу? Что можно из них приготовить.
Оценка результатов
Высокий уровень. Ребенок без особого труда сортирует представленные муляжи или картинки с изображением овощей и фруктов. Знает их названия и характерные признаки. Знает, где растут овощи, а где растут фрукты. Знает, как можно употреблять в пищу данные овощи и фрукты.
Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при определении овощей и фруктов. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки овощей и фруктов, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос: «Где растут овощи, а где растут фрукты?» Иногда затрудняется сказать, как отдельные овощи и фрукты можно употреблять в пищу.
Низкий уровень. Ребенок допускает частые ошибки при сортировке овощей и фруктов. Затрудняется назвать их характерные признаки. Не знает, где растут овощи и где растут фрукты. Затрудняется сказать, как отдельные овощи и фрукты можно употреблять в пищу.
Диагностическое задание 2
Цель. Выявить представления детей о растениях.
Материал. Большая картинка с изображением дерева, цветка, клубники. Маленькие карточки с изображением деревьев: березы, клена, сосны и рябины. Карточки с изображением травянистых растений: одуванчика, колокольчика, ромашки. Картинки с изображением ягод – малины и смородины.
Инструкция к проведению
Воспитатель сообщает ребенку, что Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Предлагает ребенку помочь Незнайке разложить карточки в нужном порядке.
На большой картинке вокруг дуба нужно разложить карточки с изображением деревьев; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений; около клубники разложить карточки с изображением ягод.
Незнайка благодарит ребенка за помощь и просит назвать все растения. Спрашивает: «Какие плоды деревьев можно употреблять в пищу. Что еще из представленных изображений можно кушать?» Дарит ребенку карточку с изображением цветка, который нужно раскрасить.
Оценка результатов
Высокий уровень. Ребенок без особого труда группирует представленные изображения растений; знает их названия и характер признаки. Знает, что фрукты, съедобные грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Раскрашивает цветок в соответствующий цвет.
Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки растение иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос. Иногда затрудняется сказать, какие ягоды, грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Раскрашивает иве соответствующий цвет.
Низкий уровень. Ребенок допускает частые ошибки группировке изображенных растений. Затрудняется называть их характерные признаки. Не знает какие плоды можно употреблять в пищу. Не знает, в какой цвет нужно раскрашивать цветок.
Диагностическое задание 3
Цель. Выявить уровень представлений детей о домашних и диких животных.
Материал. Карта с прорезями, на которой изображены дом и скотный двор. Карта с прорезями, на которой изображен лес. Маленькие карточки с изображениями домашних (кошка, собака, корова, лошадь, коза) и диких животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка).
Инструкция к проведению
Педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Кто где живет?» — разместить домашних животных на дворе, а диких в лесу.
Ребенок вставляет в прорези картинки с изображением животных, размещая их на скотном дворе и в лесу. Затем приходит Хозяйка и спрашивает: «Каких домашних животных ты разместил на хозяйском дворе? Почему эти животные называются домашними? Какую пользу они приносят человеку? Как называются детеныши этих животных?»
Вторым этапом работы является беседа с Лесовичком, которому ребенок объясняет, почему этих животных он разместил в лесу и как называются детеныши этих животных.
Оценка результатов
Высокий уровень. Ребенок без особого труда называет и размещает домашних и диких животных на соответствующих картах. Выделяет характерные признаки животных. Знает, как называются детеныши животных. Знает, какую пользу приносят домашние животные.
Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении животных. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки животных, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос.
Низкий уровень. Ребенок допускает частые ошибки при распределении животных. Затрудняется назвать их и выделить характерные признаки. Не знает, где живут домашние и дикие животные. Не может назвать детенышей животных. Затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
Диагностическое задание 4
Цель. Выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда.
Материал. В одной розетке — песок, в другой розетке — лед, в стакане — вода.
Инструкция к проведению
Педагог говорит ребенку, что родился маленький кузнечик, он очень любопытный (показывает игрушку или картинку). Просит рассказать маленькому кузнечику о свойствах песка, воды и снега.
Кузнечик. Что это? (Показывает на розетку с песком.)
- Песок может сыпаться? Как это можно узнать?
- Песок может быть теплым? Как это можно узнать?
- Песок может быть холодным? Как это можно узнать?
- Песок может быть мокрым? Как это можно узнать?
- Что можно делать с песком?
Кузнечик. А что это? (Показывает на стакан с водой.)
- Вода может сыпаться? Как это можно узнать?
- Вода может литься? Как это можно узнать?
- Вода может быть холодной? Как это можно узнать?
- Вода может быть горячей? Как это можно узнать?
- Что можно делать с водой?
Кузнечик. А что это такое? (Показывает на розетку, в которой лежит лед.)
- Лед может быть холодным?
- Лед может быть горячим?
- Лед может быть твердым?
- Лед может быть мягким?
- Что можно делать со льдом?
Кузнечик. Спасибо, теперь я знаю, что такое песок, вода и снег!
Оценка результатов
Высокий уровень. Ребенок без особого труда определяет внешний вид песка, воды и льда. Называет их свойства. Знает, что можно делать с песком, водой и льдом.
Средний уровень. Ребенок без особого труда определяет внешний вид песка, воды и льда. Ребенок допускает незначительные ошибки в названии их свойств. Иногда затрудняется ответить на вопрос о том, что можно делать с песком, водой и льдом.
Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется при определении внешнего вида песка, воды и льда. Ребенок не может назвать свойства песка, воды и льда. Не знает, что можно делать с водой, песком и льдом.
Диагностическое задание 5
Методика «Времена года»
Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно -образного мышления) детей с 4 лет.
Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.
Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения - 2 минуты.
Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года - лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найдя, где здесь изображена зима».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформироваакости временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.
Оценка результатов
Низкий уровень- ребенок не понимает цели, перекладывает картинки;
Ниже среднего - принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями. т е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинги с изображением зимы и лета;
Средний уровень - принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён гола с их \ названиями (зима и лето);
Высокий уровень- принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст...
Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием...
Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"
В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...
Экологическая программа как способ формирования целостного представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
Экологическая программа направленная на позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям....
Статья " Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А."
Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А....
Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста посредством создния мини-лаборатории "МИР ВОКРУГ НАС"
Национальный проект "Современный детский сад"Работу над данным проектом в нашей группе мы начали с выделения нескольких блоков :- наблюдение за погодой (наблюдение за погодой , заполнение ка...
Диагностика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Методика, предложенная в книге Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, 2019г.
Эта диагностика помогла мне выстроить коррекционную работу в правильном направлении. Подходит для детей докольного возраста с легкой степенью умственной отсталости (синдром Дауна)....