Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»
консультация (младшая группа)
Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»
Игры - наблюдения доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе.
В процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.
С помощью игр - наблюдений мы решаем несколько задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.
Наблюдение – это одна из форм активного познания природы и всего, что нас окружает. Дети набираются впечатлений, приобретают личный опыт, учатся любить и понимать все вокруг. Наблюдать – не так просто, как воображается нам, взрослым. Необходимо уметь сосредоточить внимание, удержать его. Происходит колоссальный мыслительный процесс, во время которого детский ум обрабатывает массу информации.
Игра – наблюдение «Листопад, листопад листья жёлтые летят»
Задачи: познакомить детей с осенним явлением – листопад, учить определять признаки осени, различать листья по цвету (красные, зелёные, жёлтые), развивать наблюдательность, воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе. Познакомить детей с понятиями «большой – маленький», «лёгкий – тяжёлый», «тонет – не тонет». Листопад, листопад листья жёлтые летят! Под ногой шуршат, шуршат, скоро голым будет сад!
Игра - наблюдение «Снег, снег кружится»
Задачи: формировать представление о зиме, вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки. Продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустит). Учить определять следы на снегу: детские, взрослые, следы животных.
Снег, снег кружится
Белая вся улица!
Собрались мы все в кружок
Завертелись как снежок!
Игра – наблюдение «Поможем зелёному другу»
Задачи: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.
Игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений, их названия. Закрепить понятия «большие» –
«маленькие». (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение, растения в большом и маленьком горшочке и т.п.)
Игра – наблюдение «Расти, расти лучок»
Задачи: Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.
У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый лук!
Игра “Расти, расти лучок”
Дети, вы сегодня станете маленькими луковичками, встаньте все в круг. А я буду сажать лук (воспитатель подходит к каждому ребенку и кладет руку на голову, ребенок присаживается). Теперь я беру лейку и поливаю лук водой. Вот лук растёт и дети поднимаются вверх. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш лучок!
Игра – наблюдение «Подуй на одуванчик»
Задачи: Полюбоваться обильным цветением одуванчиков на участках, площадках. У одуванчиков есть стебель, листья, цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета, очень ароматно пахнет, предложить понюхать. Обратить внимание, что некоторые одуванчики уже отцвели и у них появляются пушинки – семена. На белый одуванчик можно подуть и семена разлетятся в разные стороны.
Как воздушный шар на ножке
Одуванчик у дорожки
Одуванчик шарик белый
Дунул я и полетел он.
Стихотворение Екатерины Серовой «Одуванчик» для заучивания:
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Игра – наблюдение «Божья коровка»
Задачи: познакомить ребенка с божьей коровкой, ее внешним видом, воспитывать бережное отношение к живой природе. Создавать условия для радостного настроения.
Загадка
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
(Божья коровка)
Игра «Божья коровка»
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие (бег на месте)
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)
Устали ноги от ходьбы (наклоны)
И кушать мы давно хотим (гладим животик)
Домой скорее полетим («летим» на свои места)
По результатам работы можно сделать однозначный вывод: систематическая, последовательная работа с детьми по формированию процессов познания у детей раннего возраста через увлекательные игры – наблюдения способствуют не только развитию воображения и фантазии, но и формирует познавательный интерес и активность малышей.
Наблюдения за детьми показали, что дети учатся наблюдать за окружающим миром, любоваться красотой природы во все времена года и бережно к ней относиться. Таким образом, системное использование игр – наблюдений в группах раннего возраста является эффективным средством формирования познания у детей раннего возраста, способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_igry_nablyudeniya_aprel.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №33 «Радуга» города Губкина Белгородской области
Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»
Воспитатель Звягина Ольга Николаевна
Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»
Игры - наблюдения доставляют детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе.
В процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.
С помощью игр - наблюдений мы решаем несколько задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.
Наблюдение – это одна из форм активного познания природы и всего, что нас окружает. Дети набираются впечатлений, приобретают личный опыт, учатся любить и понимать все вокруг. Наблюдать – не так просто, как воображается нам, взрослым. Необходимо уметь сосредоточить внимание, удержать его. Происходит колоссальный мыслительный процесс, во время которого детский ум обрабатывает массу информации.
Игра – наблюдение «Листопад, листопад листья жёлтые летят»
Задачи: познакомить детей с осенним явлением – листопад, учить определять признаки осени, различать листья по цвету (красные, зелёные, жёлтые), развивать наблюдательность, воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе. Познакомить детей с понятиями «большой – маленький», «лёгкий – тяжёлый», «тонет – не тонет». Листопад, листопад листья жёлтые летят! Под ногой шуршат, шуршат, скоро голым будет сад!
Игра - наблюдение «Снег, снег кружится»
Задачи: формировать представление о зиме, вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки. Продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустит). Учить определять следы на снегу: детские, взрослые, следы животных.
Снег, снег кружится
Белая вся улица!
Собрались мы все в кружок
Завертелись как снежок!
Игра – наблюдение «Поможем зелёному другу»
Задачи: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.
Игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений, их названия. Закрепить понятия «большие» –
«маленькие». (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение, растения в большом и маленьком горшочке и т.п.)
Игра – наблюдение «Расти, расти лучок»
Задачи: Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.
У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый лук!
Игра “Расти, расти лучок”
Дети, вы сегодня станете маленькими луковичками, встаньте все в круг. А я буду сажать лук (воспитатель подходит к каждому ребенку и кладет руку на голову, ребенок присаживается). Теперь я беру лейку и поливаю лук водой. Вот лук растёт и дети поднимаются вверх. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш лучок!
Игра – наблюдение «Подуй на одуванчик»
Задачи: Полюбоваться обильным цветением одуванчиков на участках, площадках. У одуванчиков есть стебель, листья, цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета, очень ароматно пахнет, предложить понюхать. Обратить внимание, что некоторые одуванчики уже отцвели и у них появляются пушинки – семена. На белый одуванчик можно подуть и семена разлетятся в разные стороны.
Как воздушный шар на ножке
Одуванчик у дорожки
Одуванчик шарик белый
Дунул я и полетел он.
Стихотворение Екатерины Серовой «Одуванчик» для заучивания:
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Игра – наблюдение «Божья коровка»
Задачи: познакомить ребенка с божьей коровкой, ее внешним видом, воспитывать бережное отношение к живой природе. Создавать условия для радостного настроения.
Загадка
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
(Божья коровка)
Игра «Божья коровка»
Мы божьи коровки (прыжки)
Быстрые и ловкие (бег на месте)
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками)
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу)
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)
Устали ноги от ходьбы (наклоны)
И кушать мы давно хотим (гладим животик)
Домой скорее полетим («летим» на свои места)
По результатам работы можно сделать однозначный вывод: систематическая, последовательная работа с детьми по формированию процессов познания у детей раннего возраста через увлекательные игры – наблюдения способствуют не только развитию воображения и фантазии, но и формирует познавательный интерес и активность малышей.
Наблюдения за детьми показали, что дети учатся наблюдать за окружающим миром, любоваться красотой природы во все времена года и бережно к ней относиться. Таким образом, системное использование игр – наблюдений в группах раннего возраста является эффективным средством формирования познания у детей раннего возраста, способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический проект "Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития"
В проекте раскрывается значимость сенсорного развития детей раннего возраста. Поскольку успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сен...
Отчет по теме самообразования: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в совместной деятельности с взрослыми».
Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность.Актуальность темы опыта работы.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любоп...
«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»
Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...
Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт при...
Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игр на липучках.
Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Полученные знания и ощущения малыши сохраняют надолго. Также, дети раннего возраста активно стремятся ...
«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»
laquo;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»...
Самообразование. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста
цель: Познакомить детей с потешками, стихами, сказками русского народного творчества....