Статья " Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А."
статья (средняя группа)
Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ю.В. Железина,
Воспитатель МДОУ
«Детский сад№65- ЦРР».
Формирование представлений об окружающем мире
у детей дошкольного возраста
через реализацию парциальной программы
«Умные пальчики» Лыковой И.А.
В статье рассматриваются аспекты формирования представлений об окружающем мире
у детей дошкольного возраста посредством конструирования.
В дошкольном детстве отражение предметов или явлений окружающего мира осуществляется на уровне представлений. Формирование представлений об окружающем мире является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. В первую очередь в содержание представлений ребенка об окружающем мире входит формирование полных и точных представлений о назначении предметов, их свойствах и качествах, применении. Представления об окружающем мире дети накапливают в быту, на прогулках, в разных видах деятельности в детском саду, в том числе в конструировании.
Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Уметь создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Доступно рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности, в том числе в конструировании. В этом возрасте ребенок тонко чувствует свое родственное отношение к окружающему миру и самозабвенно конструирует свой мир и самого себя.
Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания и основные средства в этом возрасте, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки (схемы, чертежи, модели, планы). Это и вызывает необходимость конструирования.
Конструирование – это творческая деятельность, связанная с созданием предметного мира и формированием человеческой культуры. Конструирование дошкольников – это один из видов детской деятельности, с помощью которого происходит знакомство с предметами ближайшего окружения. А накопление и обогащение представлений о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека - дает возможность детям сформировать представления о их величине, массе, протяженности. Детское конструирование – это целенаправленный процесс создания различных изделий, построек.
Таким образом, в процессе конструирования дети способны делать свои первые открытия по формированию представлений об окружающем мире.
Актуальность проблемы позволила сформировать цель работы.
Цель исследования. Создание условий для формирования представлений об окружающем мире в процессе реализации парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А. посредством конструирования.
Задачи исследования.
- Теоритически обосновать проблему развития представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
- Выявить уровень представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
- Разработать систему работы по развитию представлений об окружающем мире в процессе реализации парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А. посредством конструирования.
- Выявить эффективность разработанной системы работы по развитию представлений об окружающем мире в процессе реализации парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А. среднего дошкольного возраста посредством конструирования.
В связи с предполагаемыми целью и задачами исследования, часть эксперимента имела следующие этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. Для их решения на первом этапе были использованы методы: наблюдения (методика Дыбиной О. В.) у воспитанников детского сада среднего возраста для выявления уровня развития представлений об окружающем мире, метод статической и математической обработки данных.
Результаты наблюдения показывают, невысокий уровень развития представлений об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста.
На следующем этапе – формирующим, для дошкольников среднего возраста по развитию представлений об окружающем мире (ознакомление с предметным окружением) была запланирована и реализована система работы по парциальной программе «Умные пальчики» Лыковой И.А. (конструирование из строительного материала).
По итогам повторного наблюдения, у дошкольников средней группы развитие представлений об окружающем мире возросло.
В результате: проделанной работы проблема формирования представлений об окружающем мире в процессе реализации парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А. у детей дошкольного возраста посредством конструирования актуальна на современном этапе и составляет одну из центральных задач развития дошкольного образовательного учреждения.
Разработанная система обеспечивает высокую результативность в развитии представлений об окружающем мире в процессе реализации парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А. у детей дошкольного возраста, что определяет выявленная положительная динамика.
Показателем служат увлеченность конструктивной деятельностью в группе, проявление стремления, инициативы, самостоятельности при выборе средств, способов действий, постоянное стремление к получению новых представлений об окружающем мире, т.е. к познанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувст...
Экологическая программа как способ формирования целостного представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
Экологическая программа направленная на позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям....

Психолого-педагогический проект "Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития"
В проекте раскрывается значимость сенсорного развития детей раннего возраста. Поскольку успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сен...

Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педагогическое обследование каждого ребенка. ...

Статья: "Формирование и развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим"
Статья: "Формирование и развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим"Современное образование сегодня ставит пред педагогом задачу сове...

Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста посредством создния мини-лаборатории "МИР ВОКРУГ НАС"
Национальный проект "Современный детский сад"Работу над данным проектом в нашей группе мы начали с выделения нескольких блоков :- наблюдение за погодой (наблюдение за погодой , заполнение ка...

«Формирование представления об окружающем мире у детей раннего возраста»
Формирования первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста посредством предметно-игровой деятельности.Игры для ознакомления с предметным миром* * *...