"Мой лучший урок" по познавательно - исследовательской деятельности - "Путешествие Колоска".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Вырос в поле колосок.
Как же хлебом стать он смог?
В колоске домов полно,
В каждом вызрело зерно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе
«Путешествие Колоска»
Вырос в поле колосок.
Как же хлебом стать он смог?
В колоске домов полно,
В каждом вызрело зерно!
Цель: - Формирование представлений детей о долгом пути хлеба от поля до стола и процессе его выращивания.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления детей о процессе выращивания зерна (хлеба);
- формировать представления детей о труде людей выращивающих хлеб, механизации труда;
- расширять представления детей о хлебе и хлебобулочных изделиях;
- способствовать формированию мыслительных операций (последовательность выращивания хлеба).
Развивающие:
- развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности;
- развивать связную речь;
- развивать умение работать сообща;
- вызывать интерес к коллективному труду.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу;
- воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
1.Словесные (упражнение - приветствие, рассказ воспитателя по теме, ответы – вопросы)
2.Наглядные: картинка Колосок, картинки по теме «Хлеб», колосья пшеницы, зёрна пшеницы, набор круп: рис, гречка, горох, соломинка от колоска и стакан воды, трубочка для коктейля, набор фигурок «Колосок», мука в тарелочке и ложечка, солёное тесто.
3.Игровые (упражнение – приветствие, «встреча гостя «Колоска», физминутка, опыты и игровые упражнения).
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: (упражнение - приветствие, рассказ воспитателя по теме, ответы – вопросы).
Физическое развитие: (физминутка).
Социально-коммуникативное: (упражнение – приветствие, «встреча гостя «Колоска», физминутка, опыты и игровые упражнения).
Художественно - эстетическое развитие: (картинка Колосок, картинки по теме «Хлеб», колосья пшеницы, зёрна пшеницы, набор круп: рис, гречка, горох, соломинка от колоска и стакан воды, трубочка для коктейля, набор фигурок «Колосок», мука в тарелочке и ложечка, солёное тесто.
Возрастная группа: старшая группа (дети 5 – 6 лет)
Планируемые результаты:
- сформированы представления детей о процессе выращивания зерна (хлеба);
- сформированы представления детей о труде людей выращивающих хлеб, механизации труда;
- знают и правильно произносят названия хлебобулочных изделий;
- умеют логически мыслить и выстраивать последовательность выращивания хлеба;
- способны самостоятельно выполнять практические упражнения исследовательского характера;
- способны рассуждать, отвечать на вопросы;
- способны работать в коллективе с интересом;
- испытывают желание помогать взрослым.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:
- чтение сказки «Колосок»;
- беседа «Хлеб всему голова»;
- разучивание стихотворений, пословиц о хлебе;
- рассматривание колосьев пшеницы.
Ход занятия:
- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Поприветствуем друг друга теплыми улыбками!
Воспитатель:
- Сегодня я вам что – то принесла, попробуйте отгадать:
Чёрный и белый,
Иногда подгорелый,
Коркой вкусно он хрустит,
На столе всегда стоит,
Из муки испечён,
Как же он наречён? (Хлеб)
- Да, это то, без чего мы не представляем свою жизнь. Это хлеб, хлебушек, хлебушко.
- Хлеб занимает на нашем столе главное место. Как вы думаете почему? А какой бывает хлеб? Вспомним?
Дид. игра «Какой хлеб?» - с мячом: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, вкусный!!!
- Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный.
- Ребята, посмотрите среди гостей, есть один гость совсем необычный, кто это? Правильно – колосок!
- Ребята, колосок сказал мне, что он пришёл к нам, чтобы пригласить нас в путешествие и рассказать, как хлеб приходит к нам на стол! И приготовил нам карту – маршрут, по которой пройдет наше путешествие.
И так, путешествие начинается! Смотрим карту! В группе есть такой знак? Есть!
1. «Телевизор» (поле с трактором, нива, комбайн, элеватор, мельница, мука, тесто, хлебобулочные изделия).
- Место, где растёт хлеб – это огромное поле, которое называется нива.
- Много сил и терпения требуется людям, чтобы получить хлеб. Этим и занимаются хлеборобы.
- Как только весной растает снег, начинается посевная пора. На поля выходят тракторы, которые пашут землю. А кто управляет трактором? (тракторист) Затем трактор разрыхляет землю с помощью больших грабель – бороны. К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы и ржи.
- Дождик поливает пшеничку, солнышко согревает землю и появляются ростки пшеницы. Колосья выросли, созрели и осенью начинается уборка урожая.
- И на поле выходят другие машины – комбайны.
- Кто работает на комбайне? (комбайнёр)
- Что делает комбайнёр? (собирает колосья)
Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины. А из другого рукава комбайна выходят копна соломы.
- Далее зерна машины везут в особые хранилища – элеваторы.
- Там пшеницу сушат и отправляют на мельницу, где из зерен мелют муку. Далее мука отправляется на полки магазинов и пекарню, где пекут хлебобулочные изделия.
- Так вот, ребята, сегодня мы с вами вместе с Колоском пройдем путь и узнаем, как хлеб попал к нам на стол!
- Смотрим карту!
2. «Земля и росток»
Физминутка:
Мы маленькие зёрна (присели)
Сидим пока в земле (коснуться руками пола)
Вот солнце пригревает (встаём)
И мы растём в тепле (тянемся руками вверх)
Боимся непогоды:
Грозы, дождя и вьюг (наклоны)
Из зёрен вырастают (тянемся на носочках)
Колосья там и тут.
- Да, ребята в каждом зернышке живет росток, чтобы он проснулся зерна нужно посадить в землю.
- Перед нами стоят поддоны с землей, лежат зерна пшеницы. Что мы будем с вами делать? Правильно, посеем пшеницу, поставим ящики ближе к солнышку и посмотрим, что же у нас получится…
- Смотрим карту, что у нас дальше?
3. «Поле с пшеницей»
В приемной имитация нивы…
- Словно поле с пшеницей у нас здесь!
- Ребята, помогите мне собрать картинку. Что это? Правильно, Колосок, а из чего он состоит? Колосок состоит из корня, стебля – соломины и колоска – зерновины.
Стебель - соломина отличается от стеблей других растений тем, что он внутри пустой. Подумайте, как мы можем доказать, что соломина внутри пустая? (подуть в неё).
Опыт «Пузырьки и соломинка»
Детям предлагается подуть через соломину в стакан с водой.
- Что вы видите? (пузырьки). Это через соломину выходит воздух, который мы выдыхаем. Вывод: значит, соломина пустая.
- А если мы с вами соберём все колоски вместе, у нас получится букет. Такой букет называется сноп. Колоски собирают тогда, когда они созревают. А созревают они к концу лета. Посмотрите внимательно, какого цвета становятся колосья? (жёлтого)
- Правильно, и вот когда зерно в колосьях созрело, начинается жатва. По окончании жатвы народ устраивал праздник. Существует традиция, которая называется «Пожелание плодородия» брали снопы, перевязывали их ленточкой и говорили пожелания.
- Как вы думаете, что желали люди? (хорошей погоды, солнышка, тепла, хорошего урожая, мира и счастья своим семьям).
Куда двигаться дальше? Смотрим карту…
4. «Элеватор»
Физминутка «Колосок»:
Вырос в поле колосок, (сидят на корточках, поднимаются)
Он не низок, не высок, (показать руками, присев и поднявшись на носки)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок, (наклоны в разные стороны)
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
- И так, мы выяснили, когда колоски пшеницы пожелтели, пришла пора жатвы, на поле вышли комбайны, которые срезают колосья и вымолачивают из них зерна. - Далее зерна машины везут в особые хранилища – элеваторы. Здесь хранят зерно по нескольку месяцев и ещё сохраняют от холода и сырости, отчищают от всякого мусора.
- Но у нас с вами нет комбайна, попробуем руками пошелушить колоски и посмотрим, что у нас получиться!
- Посмотрите, что у вас в ладошках? (зерна пшеницы).
- Куда же дальше отправляется наше зерно?
5. «Мельница»
- Из элеваторов чистое зерно, машины везут на мельницу, где из него сделают муку. Там зёрна перемелют в муку. А хотите, мы сейчас с вами сами будем молоть муку?
- Я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся тарелочки с зерном.
- Посмотрите, у нас получилась мука. Скажите мне какая она по цвету? (белая.)
- Потрогайте её руками. Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая.)
- Мука сухая, рассыпчатая. Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку. А теперь давайте попробуем муку на вкус. Возьмите в ложечку немного муки и попробуйте её. Какая она на вкус?
- Да, ребята, мука на вкус не горькая, не сладкая, не кислая. Значит, у муки нет вкуса.
Смотрим карту – что дальше?
6. «Пекарня»
- Ребята скажите, а куда потом отправляется мука? (на хлебозавод, пекарню, в магазин).
- Ребята, а кто из вас видел дома, как мама из муки делает тесто?
- А вы знаете, то мама добавляет в муку, чтобы замесить тесто?
Это мы сейчас проверим!
Игровое упражнение «Приготовим тесто»
- Колосок для вас приготовил картинки, выберите из них те, на которых изображены продукты, из которых можно приготовить тесто.
- Ребята, а теперь скажите, что можно приготовить из теста? (хлеб, булочки, батон, печенье и т.д.)
- А как эти продукты называют одним словом? (хлебобулочные изделия)
- Ребята, а когда хлеб испекли, куда его везут? Конечно же, хлеб попадает в магазины, а затем к нам на стол!!!
7. «Звонок» (Рефлексия)
- К сожалению, наше путешествие подошло к концу, вы все были сегодня молодцы. Вам понравилось путешествовать с Колоском? А куда мы с вами путешествовали? (на пшеничное поле, на элеватор, на мельницу, в пекарню).
- Вы теперь знаете, какой долгий путь прошёл наш хлеб, чтобы попасть на наш стол, сколько людей трудились, чтобы мы с вами кушали хлеб.
- Скажите мне, пожалуйста, как же надо обращаться с хлебом?
- Я буду надеяться, что каждый из вас теперь будет беречь хлеб,
Потому что Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь!
- Дети, прежде чем нас покинуть, Колосок хочет провести экзамен и проверить - с пользой ли прошло наше путешествие?
Д. и. «Что сначала, что потом»:
У нас на столе 5 прозрачных пакетиков, в которых лежат зёрна, мука, тесто, кусочек хлеба, гренки. На столе – тарелочки с цифрами от 1 до 5, нужно разложить пакетики по порядку – что сначала, что потом?
- Какие вы молодцы! Колосок очень доволен! И приготовил вам
сладкий приз – каравай!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану». (Подготовительная к школе группа).
-Непосредственно образовательная деятельность знакомит дошкольников с природным явлением – вулканом;-обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем м...

мастер - класс "Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"
Организация познавательно-исследовательской деятельности. Путешествие по карте"...

Конспект НОД с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в мир предметов"
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в космос "
Цели. Закреплять знания детей о космосе, космическом пространстве, планетах; умение отвечать на вопросы полными предложениями, активизировать словарь дошкольников, расширять их круго...

ОД по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие к водоему"
Занятие по познавательно-исследовательской, опытно-эксперементальной деятельности. Знакомство со свойствами воды, льда (замерзание/таяние); Рассказ о том, откуда берутся лягушки, как живут, размножают...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с утенком Тимом»
Цель: Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира....

Положение о смотре-конкурсе «Лучший центр познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Положение о смотре-конкурсе "Лучший уголок познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ"...