Конспект НОД с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в мир предметов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskayadeyatelnost.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
- Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира.
(«Социально-коммуникативное развитие»)
- Помочь в ходе экспериментирования выявлять свойства и качества металла; составлять алгоритм описания материала. («Познавательное развитие»)
- Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг. («Социально-коммуникативное развитие»)
- Закреплять умения детей группировать предметы по назначению: посуда, инструменты, техника, предметы для изотворчества. («Социально-коммуникативное развитие»)
- Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов. («Социально-коммуникативное развитие»)
- Развивать умение свободного общения между взрослыми и детьми. («Социально-коммуникативное развитие»)
- Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между свойствами и качествами материала и способом использования. («Познавательное развитие»)
- При помощи физкультминуток способствовать снятию общего и локального утомления и восстановлению позитивного эмоционального отношения к текущей учебной деятельности. («Физическое развитие»)
- Развивать быстроту реакции в малоподвижных играх. («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: д\игры «Что сначала, что потом», «Почемучка», «Узнай материал», «Из чего сделаны предметы?», «Чудесный мешочек». Классификация (наклеивание картинок на ватман) предметов домашнего обихода.
- наглядные: рассматривание энциклопедий, иллюстрированного материала, познавательных ширм «Чух - чух, чух - чух, разгорелся наш утюг» (история утюга), «История пылесоса», «История плиты».
- словесные: чтение художественных произведений
Материалы и оборудование:
- два больших конверта - один с изображением «Капитошки» без адреса, другой красочный с картинками с адресом д\с;
- письмо от Незнайки;
- панно-рюкзак, к нему предметные картинки: тарелка, ложка, кружка; топор, пила, игла; магнитофон, фотоаппарат, видеокамера; краски, альбом, кисточка (карандаши).
- музыка на диске «Езда на паровозике»;
- имитация ворот (из мягких модулей) с надписью «Цветочный город», вывески «Лаборатория необычных экспериментов», «Музей говорящих предметов»;
- предметы бытовой техники (игрушки): пылесос, утюг, чайник, кофемолка, тостер, холодильник, стиральная машина и др.
- истории эволюции утюга и пылесоса (в картинках).
для детей:
- на каждого набор предметов из металла (монеты, пластины); салфетка; емкость с водой; магнит; альбомный лист, разделённый на 6 частей; чёрный фломастер; деревянные кругляшки.
Воспитателю:
- готовый алгоритм, предметы из металла.
- Мольберт; ширмы; лист ватмана с тремя уровнями «небо», «земля», «вода»; наклейки разного транспорта.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутки |
Игровая | Игровое упражнение |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, |
Коммуникативная | Беседы, ситуативные разговоры, вопросы |
Музыкальная | Подвижные игры с музыкальным сопровождением |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Обсуждение |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Сюрпризный момент. Воспитатель сообщает детям, что на адрес группы прислали конверт. - Как вы думаете, что в конверте? - Кто нам может написать письмо? Открывает конверт, читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал от Карлсона, что вы интересуетесь разными предметами! В нашем Цветочном городе мы любим придумывать предметы и будем рады, если вы поделитесь своими находками. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир вещей. Желаю успеха. Ваш друг... Незнайка!» - Ребята, что вы знаете о Цветочном городе? - Ребята, вам бы хотелось бы принять приглашение Незнайки? | Дети высказывают свои предположения. Соглашаются отправиться в путешествие к Незнайке | Развиваются умения свободного общения между взрослыми и детьми. |
2. | Игровое упражнение «Собери рюкзак в дорогу». Чтобы отправиться в путешествие, нам надо собраться в дорогу и положить в рюкзак вещи, которые могут пригодиться в пути. - Какие предметы вы положили в рюкзак один ряд? Почему? Как назвать одним словом? Для чего нужны эти предметы в дороге? | Дети раскладывают предметы на панно - рюкзак по группам: Посуда - тарелка, ложка, кружка. Инструменты - топор, пила, игла. Техника - магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Предметы для рисования - краски, альбом, кисть. | Закреплены умения детей группировать предметы по назначению: посуда, инструменты, техника, предметы для изотворчества. |
3. | Физминутка «Езда на паровозике» - Ребята, теперь мы готовы отправляться в дорогу! Возьмём с собой пустой конверт и всё, что нового и интересного узнаем в путешествии будем складывать в этот конверт! На чём же мы поедем... (слышится паровозный гудок)... на паровозике! | Дети становятся друг за другом, руки кладут на плечи друг другу, делают круг, останавливаются | Развита быстрота реакции в малоподвижных играх. |
4. | «Цветочный город» и «Лаборатория необычных экспериментов» Воспитатель обращает внимание на то, что находятся у детей на столах. - Ребята, какие предметы вы видите на подносе? -Из какого материала они сделаны? - Значит они какие? - Давайте, ребята, сядем и ближе познакомимся с металлом. Воспитатель предлагает детям опытническо - экспериментальную деятельность по выявлению свойств и качеств металла. - Ребята, что вы хотите узнать о металле? - Как мы это будем делать? Что нам для этого нужно? Что будем делать сначала, что потом? - Если мы так сделаем, что у нас получится Воспитатель напоминает детям о технике безопасности. - Давайте проверим ваши предположения! Ребята, будьте осторожны в обращении с металлическими предметами: об острые края можно порезаться! - Зарисуйте всё, что вы узнали о металле? Воспитатель предлагает зарисовать и рассказать. Формулирование вывода Воспитатель предлагает положить самый удачный детский алгоритм в конверт. | Дети отвечают на поставленные вопросы Дети садятся за стол. Дети формулируют задачу Разрабатывают методику проведения экспериментов Прогнозируют результат Дети работают, выявляют свойства и качества металла Зарисовывают алгоритм свойств и качеств металла с помощью условных обозначений Делают словесный отчёт | В ходе экспериментирования выявлены свойства и качества металла; составлено алгоритм описания материала. Закреплены умения устанавливать причинно - следственные связи между свойствами и качествами материала и способом использования. |
5. | Физминутка «Чайник - ворчун» Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд, Я всем на показ выставляю живот, Я чай кипячу, клокочу и кричу: - Эй, люди, я с вами попить чай хочу! | Дети шагают на месте Руки на пояс, повороты туловища влево - вправо Хлопают в ладоши Прыжки на месте | Способствует снятию общего и локального утомления и восстановлению позитивного эмоционального отношения к текущей учебной деятельности. |
6. | «Музей «говорящих» предметов» Воспитатель предлагает поближе подойти и рассмотреть - Какую чудо - технику вы узнали? Посмотрите, что общего между этими предметами? - Ребята, а вы знаете, что бытовые приборы не всегда так выглядели? Хотите узнать, как человек прибирал своё жилище и разлаживал бельё в древние времена? Воспитатель предлагает взять со стола по одной картинке, рассмотреть её, вспомнить историю этого предмета, объединиться с теми ребятами, у кого такая же история, встать по порядку от самого древнего до самого современного. Появляются УТЮГ и ПЫЛЕСОС они рассказывают о своем происхождении. | Дети перечисляют Дети слушают рассказ | Развивают познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира. Дети ориентируются в прошлом и настоящем предметов. Углублены знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг. |
7. | Воспитатель напоминает детям о конверте, в который они сложили все интересные новости о предметах, которые сегодня узнали. -Ребята, как быть с этим конвертом? Что вы предлагаете? - Понравилось вам наше путешествие? Куда бы вы хотели попутешествовать в другой раз? Воспитатель подзывает детей к мольберту. - Если вы считаете, что у вас всё получилось, вам было легко и интересно, то наклейте в небо транспорт, что летает. - Если считаете, что вы ошибались и что-то не получалось, то наклейте транспорт, который ездит по дороге. - Если у вас ничего не получилось, было трудно и неинтересно, то наклейте водный транспорт. | Дети берут соответствующий транспорт и оценивают себя. Дети отвечают. Дети приклеивают самолетики. Дети приклеивают машины, автобусы. Дети приклеивают корабли, лодки | У детей закреплен положительный эмоциональный настрой от дружеской встречи. Анализируют и оценивают себя, Объясняют своё решение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....
Конспект НОД в области « Познания» познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе « Формирование у дошкольников временных представлений и их последовательности».
Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недел...
«Развитие познавательных навыков у дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность"
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчи...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательной исследовательской деятельности на тему: «Ознакомление дошкольников с архитектурой города Сызрани».
Конспект занятия для детей подготовительной группы для ознакомления с архитектурой родного города....
Конспект открытого занятия «Развитие математических способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»
laquo;Друзья спешат на помощь или приключения кота Леопольда»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Тяжелый и легкий предмет»
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Тяжелый-легкий"...