Конспект интегрированного занятия по познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшей группы на тему: "Одноразовая посуда и секреты её использования".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лазаричева Татьяна Викторовна

Материал поможет воспитателям детского сада интересно организовать исследовательскую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. В занятие включено использование технологии "Музейная педагогика" и опытно - экспериментальная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по познавательно-исследовательской деятельности

с детьми старшей группы на тему:

«Одноразовая посуда и секреты её использования».

Задачи:

обучающие: рассмотреть с детьми посуду, изготовленную из разных материалов, познакомить с одноразовой посудой и дать понятие о её предназначении, учить сравнивать экспонаты, проводить эксперименты с бумажными стаканчиками, делать самостоятельно умозаключения, активизировать речь;

развивающие: развивать внимание, мышление, умение проводить опыты самостоятельно и работая в паре;

воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, к посещению выставок в музее, к исследовательской деятельности, умение правильно вести себя в лаборатории.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, подойдите ко мне поближе. У нас сегодня интересное дело. Вы же любите узнавать что- то новое?

Дети: Да, любим.

Педагог: Я хочу вас пригласить в музей на необычную выставку. В нашем детском саду часто проходят разные выставки, и мы с вами их посещаем. Ходим в музей, который расположен на 1 этаже здания. А сегодня музей находится в нашей группе. Давайте откроем эти красивые двери и войдём в первый зал музея.

(Под музыкальное сопровождение ребята проходят в выставочный зал –специально оборудованное место, где на столах и полочках размещена посуда из разных материалов).

Педагог: Ребята, посмотрите какая красота! А как вы думаете называется эта выставка?

Дети: Выставка разной посуды.

Педагог: Правильно. Давайте подойдём поближе и внимательно рассмотрим экспонаты, то есть предметы посуды, которые здесь представлены.

(Дети с педагогом рассматривают посуду из глины, стекла, металла, дерева и пластика).

Педагог: В давние времена люди пользовались глиняной и деревянной посудой (воспитатель указывает на  глиняные миски, чашки, кувшин, деревянные ложки, солонки и др.). Глина и дерево были самыми удобными материалами для изготовления посуды. Позже люди научились делать посуду из другого материала. Назовите из какого?

Дети: Из стекла.

Педагог: Верно. Стекла простого и узорчатого. Посмотрите на наш экран в музее.

Какая она разная. Сейчас много посуды из стекла, она разноцветная и с рисунками, в том числе детскими.

А ещё на выставке представлена посуда из металла и пластика.  Эта посуда больше подходит для путешествий и выездов на природу. А как вы думаете почему?

Дети: она не бьётся, лёгкая, в металлической посуде можно что - то сварить на костре.

Педагог: Молодцы, правильно. Ребята, а вот посуда, которой мы пользуемся в детском саду и дома. Она керамическая. Керамика – это тоже глина, но современную посуду делают другим, более сложным способом.  Поэтому посуда, которой мы сейчас пользуемся, сильно отличается о той, что люди использовали раньше. А что же спрятано под салфеткой? Как вы думаете?

(дети высказывают свои предположения).

Педагог: Давайте посмотрим …(убирает салфетку с подноса).

Дети: Ещё посуда!

Педагог: Такая посуда появилась недавно. Она необычная, как вы думаете почему?

Дети: из нее кушают, а потом выбрасывают.

Педагог: Её называют одноразовая, то есть посуда для использования один раз. Какие предметы одноразовой посуды мы здесь видим?

Дети: тарелочки, стаканчики, вилки, ложки.

Педагог: Эта посуда лёгкая (вот потрогайте), не бьется, она не занимает много места, её не нужно мыть. Она облегчает жизнь людей. А куда её удобно брать?

Дети: Её удобно брать в поездки и в походы.

Педагог: Правильно. Ребята, но одноразовая посуда может быть и праздничной (посмотрите на экран). Её часто используют на детском дне рождения.

Она может быть пластиковая, а ещё какая?

Дети: бумажная.

Педагог: Верно. В пластиковые стаканчики, например,  наливают воду, а ещё что?

Дети: соки, лимонад.

Педагог: Горячие напитки  - чай и кофе лучше наливать в бумажные стаканчики. Как вы думаете, почему?

(ответы детей)

Педагог: Да, потому что они сильно не нагреваются. А вам интересно, почему такой стаканчик не промокает, он ведь бумажный?

Дети: Да, интересно.

Педагог: А может можно пить и из тех  стаканчиков, что мы с вами недавно делали из плотной бумаги – картона? Может они тоже не промокают?

Дети: Да, может быть!

Педагог: Сколько у нас вопросов! Хотите всё это проверить?

Дети: Да!

Педагог: А для этого в нашем музее есть еще один зал, зал -  лаборатория, где можно проводить разные опыты. Но по дороге туда предлагаю отдохнуть вместе со смешариками!

(на экране появляются герои мультфильма, которые призывают детей отдохнуть. Ребята выполняют разные движения вместе с воспитателем – 2 минуты).

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Дети надули животик,

одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Легли, вытянулись.

                          

Педагог: Молодцы, давайте теперь пройдём в лабораторию, наденем фартучки и займёмся интересным делом.

(дети надевают фартучки с помощью воспитателя и рассаживаются за столы, расставленные буквой П. Педагог располагается за столом в центре, так, чтобы всем детям были видны его действия).

Педагог: Давайте вспомним, какой опыт мы хотели с вами провести?

Дети: с бумажными стаканчиками.

Педагог: Правильно. Посмотрите, на подносе перед вами два бумажных стаканчика. Один – тот, что мы делали вместе с вами, другой из кафе. Оба они пустые. Рядом находится кружка с водой.  Нам нужно узнать,  любой ли бумажный стаканчик пригоден для питья?

Давайте сначала нальём немного воды в стаканчик, что делали вместе.

(выполняют)

Что происходит?

Дети: Стакан начинает промокать, и вода вытекает на поднос.

Педагог: А теперь нальем воду в бумажный стаканчик из кафе.

Что происходит? (Дети комментируют).

Педагог: Да, вода в нём держится, он не промок, мы можем её попить. (дети делают глоток). Как вы думаете, почему он не промок? Он же тоже бумажный?

Ответы детей.

Педагог: Этот опыт нам показал, что бумага, даже плотная, это материал, который может промокнуть. Но если бумагу покрыть тонкой, невидимой плёнкой, она становится непромокаемой. На производстве, где делают бумажные стаканчики, их снаружи и внутри покрывают такой плёнкой. Поэтому в них можно даже наливать горячие напитки - чай или кофе. Такие стаканчики сильно не нагреваются и не обжигают человеку руки.

После использования не обязательно выбрасывать бумажные стаканчики. Их можно сполоснуть водой, просушить и использовать для хранения мелких предметов (пуговиц, бусинок и др.), закрывая стаканчик крышкой (показывает). Можно использовать и в разных интересных играх и на музыкальных занятиях. Они могут стать шумовым инструментом, похожим на маракасы (показывает) и издавать шуршащий звук.

Предлагаю сделать такие необычные музыкальные инструменты. Поможете?

Дети: Да, поможем!

Педагог: На ваших столах есть бумажный стаканчик с крышкой. Снимите крышку, аккуратно насыпьте в стаканчик крупу или семечки из коробочки, что стоит рядом. Плотно закройте стакан крышкой, а я проверю (проверяет).

А теперь возьмите в руку свой шумовой инструмент, который вы сделали, и повторяйте за мной.

(педагог выполняет ритмичные действия со стаканчиком, а дети повторяют ритмический рисунок. К действию подключается музыкальное сопровождение с помощью портативной колонки или компьютера).

Молодцы, вот такой шумовой оркестр у нас получился! Но впереди нас еще ждёт что -  то удивительное. Ребята, давайте тихо встанем и подойдём к экрану в музее.

Что мы видим?

Дети: разные телефоны.

Педагог: А для чего людям нужен телефон?

Дети: чтобы звонить друг другу и рассказывать что-нибудь.

Педагог: Правильно, чтобы общаться. Сейчас у всех людей есть сотовые телефоны, которые они носят с собой. И это очень удобно. А раньше таких телефонов не было. Телефонные аппараты находились в помещениях и соединялись проводами (посмотрите на экран).

Чтобы лучше понять, как это было нам помогут бумажные стаканчики. Я сама сделала такой телефон из двух стаканчиков и нитки. Проделала с помощью иголки внутри стаканчика отверстие, вставила внутрь нитку и завязала узелок. Протянула нитку к другому стаканчику, это как будто мой провод, и через отверстие соединила с ним, завязав узелок.

Я сделала это сама, а вы будете исследовать этот аппарат. Согласны?

Дети: Да!

Педагог: Посмотрите сначала, как мы с Сашей будем это делать  (показывает). Я буду говорить в стаканчик, плотно прижимаясь губами к его краям, а Саша будет слушать, плотно приставив стаканчик к уху. Нитка должна быть натянута, но не очень сильно, а то наш провод порвётся, и мы друг друга не услышим.

(проводится опыт. Педагог говорит ребёнку, что музей закрывается и нужно уходить, а он потом отвечает).

Далее дети находят себе пару и опыт проводится по очереди, чтобы оценить работу такого телефона. Воспитатель интересуется у детей есть ли связь.

Педагог: Ребята, а теперь положите на столы телефоны и снимите фартучки. Музей закрывается, и мы должны его покинуть.

(дети выполняют, звучит спокойная музыка)

Педагог: Ребята, как вы считаете, наше путешествие в музей было полезным?

Дети: Да.

Педагог: А сколько залов в этом музее?

Дети: Два. В одном выставка, а в другом опыты проводили.

Педагог: А из каких материалов вы видели посуду на выставке?

Дети: из глины, стекла, дерева, пластика. бумаги.

Педагог: А что интересного узнали об одноразовой посуде?

Ответы детей.

Педагог: Мы с вами молодцы! Совсем скоро я снова приглашу вас в музей, а сейчас, в память о нашем путешествии,  хочу подарить вам одноразовые бумажные тарелочки. Представляете, на них можно рисовать даже красками, а потом такой сувенир может украсить ваш дом.

Педагог раздаёт  белые бумажные тарелочки, а дети благодарят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.  «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Свойства веществ»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Свойства веществ»...

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»Автор: Сунгатуллина А.Р.Цели: - уточнит...

Конспект интегрированной НОД по познавательно- исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Планета звуков"

Цель: создать условия для воспитания гармонично развитой, экологически грамотной личности, умеющей тонко чувствовать и слышать окружающий мир, воплощая всю его красоту в художественно- звуковом образе...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ.

«ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:  Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность....

Интегрированное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей логопедической группы «Уроки Тани Захворайкиной «Микробы»

Занятие для детей старшего дшкольного возраста с использованием эксперементальной деятельности и здоровьесберегающими технологиями направлено на обучение детей соблюдать правила гигиены (мыть руки, не...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Удивительные вещества » Образовательная область: познавательное развитие

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...