Проект "В мире профессий и увлечений"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_professiy_i_uvlecheniy.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №157 «Тополек» общеразвивающего вида

Проект

/в подготовительной к школе группе/

 «Мир профессий и увлечений».

Авторы проекта: воспитатель

Прокопенко Л.П.

воспитатель

Шерина Е.А.

педагог-психолог

Сырцова Ю.В.

Барнаул, 2019г.

Проект по теме  «Мир профессий и увлечений»

Вид проекта:  практико-ориентированный, информационный;

детско-взрослый; групповой;  долгосрочный.

Участники:

  • Дети подготовительной группы
  • Педагоги группы
  • Родители воспитанников
  • Педагог-психолог
  • Музыкальный руководитель

Сроки реализации:  сентябрь 2018 г.- май 2019 г.

Идея проекта возникла в результате наблюдений за детьми в разных видах деятельности в детском саду.

В ходе наблюдения за воспитанниками в совместно - образовательнойи самостоятельной деятельности выявили, что у детей узкий круг интересов, знания часто поверхностные, недостаточно проявляется инициатива в познании окружающего мира. Также по результатам интервью детей об их увлечениях, интересах  и   диагностики мотивационной готовности к школе пришли к  выводу о недостаточной социальной зрелости большинства воспитанников группы.

Актуальность

С самого рождения ребёнок по природе своей активен в исследовании окружающего пространства. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного познавательного опыта. И задача родителей, педагогов поддерживать эту активность, создавая оптимальные условия.

Проблема заключается в том, что зачастую взрослым проще дать ребёнку инструкцию, удобнее самому организовать деятельность, навязать свои интересы и в целом ограничить познавательную активность («чтобы был порядок», «я лучше знаю» и т.д.).

Формируемые качества личности ребёнка в процессе активного познания мира должны способствовать мотивации старшего дошкольника к следующему виду ведущей в развитии деятельности - учебной.

А.И. Запорожец, А. Анастазив своих работах отмечают, что мотивационная готовность детей к школе является одним из важных компонентов школьной зрелости. От неё зависит характер, стабильность, результативность учебной деятельности.

Актуальность данной темы также обусловлена особенностями современного общества, когда востребованы люди способные к решению сложных социальных, экономических, научно-технических вопросов. А значит, современной личности необходимо обладать такими качествами,  как: целеустремленность, уверенность, быстрая адаптация, открытость новому опыту и преобразованию уже имеющихся знаний.

Цель проекта: Создание условий для повышенияпознавательной активности детей и формирования мотивационной готовности к обучению в школе.

Задачи проекта:

  1. Расширить сферу интересов детей, через знакомство с разными профессиями и увлечениями.
  2. Актуализировать способности дошкольников.
  3. Стимулировать и поддерживать творческую и исследовательскую инициативу детей.
  4. Способствовать формированию у детей зрелой мотивации к учебной деятельности.
  5. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
  6. Повысить компетентность родителей в вопросах формирования мотивационного компонента готовности к школе  через развитие познавательного интереса и способностей детей старшего дошкольного возраста.
  7. Способствовать укреплению детско-родительских отношений опытом совместной  деятельности, повышением интереса к познанию окружающего мира и социальной действительности.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение познавательной активности детей на занятиях и в других видах деятельности.
  • Появление у детей разнообразия интересов и более глубокого характера их познания.
  • Знание детьми особенностей разных профессии и увлечений.
  • Повышение у детей уверенности в своих возможностях.
  • Сформированность мотивационной готовности к обучению в школе.
  • Повышение  уровеня компетенций родителей в вопросах развития способностей детей и формирования социальной зрелости.
  • Повышение активности участия родителей в жизни ребёнка в образовательном  учреждении с использованием внеситуативных  форм общения (познавательной  и личностной).
  • Пополнение предметно-развивающей среды группы по теме «Мир профессий и увлечений».
  • Расширение опыта работы по взаимодействию детского сада и семьи, с использованием активных форм сотрудничества.

План реализации проекта

Этапы

Ситуации, мероприятия

Сроки

Ответственные

Информационно-накопительный

1. Изучение литературы и опыта работы по теме проекта.

2. Разработка проекта.

3. Диагностика мотивационной готовности детей к обучению в школе на начало года (методика И.Ю. Пахомовой, Р.В.Овчаровой).

4. Интервью с детьми «Мои интересы и увлечения».

5. Анкетирование родителей «Интересы и увлечения нашей семьи».

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

воспитатели,

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

Организационно

- практический

1. Информационный стенд для родителей: «Хочу в школу! Формируем мотивацию детей», «Хобби – наш мир увлечений!», «Как лучше выбрать «хобби» для ребёнка», «Что родители могут рассказать ребёнку о выборе профессии».

2. Цикл познавательных бесед с детьми: «Мир увлечений».

3. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта (дидактические игры «Профессии»,демонстрационный материал «Разные профессии», фотоальбом «Хобби», наборы для творчества мальчиков и девочек, лэпбук  «Профессии» и т.д.

4. Цикл познавательных бесед с детьми: «Мое увлечение - спорт».

5. Навстречу интересному: экскурсия в школу №75 «Мир знаний и науки».

6. Фотогазета «Путешествие в страну знаний».

7. Выставка детских рисунков «Мои первые впечатления о школе».

8. Навстречу интересному: экскурсия в Центр детского юношеского технического творчества Ленинского района.

9. Цикл познавательных бесед с детьми: «Коллекционирование».

10. Родительское собрание «Как интересен мир вокруг!» (развитие познавательного интереса и способностейдетей дошкольного возраста).

11. Навстречу интересному: посещение театра «12 месяцев» совместно с родителями.

12. Цикл познавательных бесед с детьми: «Искусство оригами».

13. Навстречу интересному: экскурсия в Пожарную часть №4 совместно с родителями.

октябрь-январь

октябрь

ноябрь-февраль

ноябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

декабрь

декабрь

январь

январь

февраль

воспитатели,

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

воспитатели

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели,

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

воспитатели

14. Фотовернисаж «Увлечения наших родителей».

15. Цикл познавательных бесед с детьми: «Страна рукоделия».

16. Буклеты для родителей «5 способов расширить кругозор ребёнка», «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста», «Развитие задатков и способностей дошкольников», «Тест-анкета: определение видов способностей ребёнка».

17. Организация работы творческой мастерской для детей «Наши руки не для скуки» (вышивание, моделирование).

18. Цикл познавательных бесед с детьми: «Музыка, музыка всюду слышна!».

19. Навстречу интересному: экскурсия в  планетарий «Где солнышко ночует?» совместно с родителями.

20. Мультимедийная презентация «Кем я хочу быть» дети совместно с родителями.

21. Навстречу интересному: экскурсия в музей занимательных наук «Как? Так?» совместно с родителями.

22.Цикл познавательных бесед с детьми: «Знакомство с туризмом».

23. Навстречу интересному: мастер-класс для детей «В салоне красоты» (проводит мама воспитанницы ДОУ).

24. Семейный досуг: интерактивная игра «В мире профессий и увлечений».

февраль

февраль

февраль-апрель

февраль-март

март

март

апрель

апрель

апрель

апрель

май

воспитатели

воспитатели

воспитатели,

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели,

педагог-психолог

Контрольно-

рефлексивный

1. «Живой журнал»  (отзывы родителей о значимости проекта для их семьи).

2.Диагностика мотивационной готовности детей к обучению в школе на конец года (методика И.Ю. Пахомовой, Р.В.Овчаровой).

3. Беседа с детьми «Любимые занятия и увлечения».

4.Подведение итогов работы, оценка реализации проекта.

май

май

май

май

воспитатели

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели,

педагог-психолог

Презентационно-

завершающий

1.Презентация проекта для педагогов ДОУ.

2.Круглый стол с родителями «Итоги проекта «В мире профессий и увлечений».

3. Выставка продуктов проекта.

май

май

май

воспитатели, педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

Результаты реализации проекта

1. В ходе исследования мотивационного компонента психологической готовности детей к школе было выявлено, что у 100 % дошкольников мотивация к обучению сформирована, имеет положительную эмоциональную окраску.  Достаточно зрелая мотивация у детей составила на конец учебного года 70%, до внедрения проекта – 38% (см. Приложение 1).

2. Воспитанники группы в целом стали более активны в разных видах деятельности. Дети могут найти себе занятие по интересу, подобрать материалы, подготовить рабочее место, привлечь взрослого при затруднении.

Полученные знания о профессиях и увлечениях дошкольники используют в ведущем виде деятельности - игре.

3. Также изменилось содержание взаимодействия детей с воспитателями  группы, наблюдается использование внеситуативно - личностной  и внеситуативно - познавательной форм общения. В беседах детьми активно используются: уточнение, эвристические вопросы, причинно - следственные  умозаключения,  разнообразные предположения.

4. Родители группы приняли активное участие в реализации данного проекта. Заинтересовались развитием познавательной активности, любознательности и поддержкой увлечений детей. В отзывах родители отметили значимость данного проекта в развитии детей, подготовке их к школе и эмоционально-положительном, более содержательном общении членов семьи с ребенком.

5. Предметно- развивающая среда группы пополнилась материалами для развития способностей детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Выводы

Реализуя данный проект, мы пришли к выводам:

  1. Действительно, повышение познавательной активности детей, расширение сферы их интересов и увлечений влияет на формирование более зрелой мотивации к  учебной деятельности.
  2. Учет индивидуальных особенностей детей в познании окружающего мира  способствует формированию гармоничной личности, развитию способностей дошкольников и в целом будет содействовать их самореализации во взрослой жизни.
  3. Вовлечение родителей в разнообразные, активные формы сотрудничества с ДОУ способствует формированию у них психолого-педагогической грамотности в вопросах воспитания детей, повышению авторитета педагогов и в целом имиджа образовательного учреждения.
  4. Данное направление также возможно планировать в долгосрочном режиме.

Приложение 1

Результаты исследования мотивации детей

к обучению в школе.

«Методика И.Ю.Пахомовой, Р.В.Овчаровой»

/обследовано 29 детей/

Вид

мотива

Результаты

/количество детей/

Начало года

Конец года

Учебный мотив

9 /31%/

17 /60%/

Социальный мотив

2 /7%/

3 /10%/

Позиционный мотив

0

0

Оценочный

1 /3%/

3 /10%/

Игровой

3 /10%/

1/ 3%/

Внешний

 8 /28%/

5 /17%/

Мотивация не сформирована

6 /21%/

0

        

         В ходе исследования мотивационного компонента психологической готовности детей к школе было выявлено, что у 100 % дошкольников мотивация к обучению сформирована, имеет положительную эмоциональную окраску.  

Из них с достаточно зрелой мотивацией- 70 %, преобладает  учебный и социальный мотив.  С позиционно – оценочным  мотивом (как допустимым)  к обучению в школе  выявлено 10% детей.  17 % детей с положительной, но не достаточно зрелой мотивацией, преобладает  внешний мотив к обучению.

        Дошкольников с игровым мотивом на конец года  выявлено 3%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.  Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...

Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"

Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)

Цель: Вызвать у детей  интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить  знания детей о профессиях ...

Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Форми...

Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....

Проект по ознакомлению с миром профессий в старшей группе "Профессий много в мире есть"

Проект «Профессий много в мире есть» Цель: развитие интереса к различным профессиям, а так же расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых дейст...