Проект "В мире профессий и увлечений"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект для подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_professiy_i_uvlecheniy.docx | 39.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №157 «Тополек» общеразвивающего вида
Проект
/в подготовительной к школе группе/
«Мир профессий и увлечений».
Авторы проекта: воспитатель Прокопенко Л.П. воспитатель Шерина Е.А. педагог-психолог Сырцова Ю.В. |
Барнаул, 2019г.
Проект по теме «Мир профессий и увлечений»
Вид проекта: практико-ориентированный, информационный;
детско-взрослый; групповой; долгосрочный.
Участники:
- Дети подготовительной группы
- Педагоги группы
- Родители воспитанников
- Педагог-психолог
- Музыкальный руководитель
Сроки реализации: сентябрь 2018 г.- май 2019 г.
Идея проекта возникла в результате наблюдений за детьми в разных видах деятельности в детском саду.
В ходе наблюдения за воспитанниками в совместно - образовательнойи самостоятельной деятельности выявили, что у детей узкий круг интересов, знания часто поверхностные, недостаточно проявляется инициатива в познании окружающего мира. Также по результатам интервью детей об их увлечениях, интересах и диагностики мотивационной готовности к школе пришли к выводу о недостаточной социальной зрелости большинства воспитанников группы.
Актуальность
С самого рождения ребёнок по природе своей активен в исследовании окружающего пространства. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного познавательного опыта. И задача родителей, педагогов поддерживать эту активность, создавая оптимальные условия.
Проблема заключается в том, что зачастую взрослым проще дать ребёнку инструкцию, удобнее самому организовать деятельность, навязать свои интересы и в целом ограничить познавательную активность («чтобы был порядок», «я лучше знаю» и т.д.).
Формируемые качества личности ребёнка в процессе активного познания мира должны способствовать мотивации старшего дошкольника к следующему виду ведущей в развитии деятельности - учебной.
А.И. Запорожец, А. Анастазив своих работах отмечают, что мотивационная готовность детей к школе является одним из важных компонентов школьной зрелости. От неё зависит характер, стабильность, результативность учебной деятельности.
Актуальность данной темы также обусловлена особенностями современного общества, когда востребованы люди способные к решению сложных социальных, экономических, научно-технических вопросов. А значит, современной личности необходимо обладать такими качествами, как: целеустремленность, уверенность, быстрая адаптация, открытость новому опыту и преобразованию уже имеющихся знаний.
Цель проекта: Создание условий для повышенияпознавательной активности детей и формирования мотивационной готовности к обучению в школе.
Задачи проекта:
- Расширить сферу интересов детей, через знакомство с разными профессиями и увлечениями.
- Актуализировать способности дошкольников.
- Стимулировать и поддерживать творческую и исследовательскую инициативу детей.
- Способствовать формированию у детей зрелой мотивации к учебной деятельности.
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
- Повысить компетентность родителей в вопросах формирования мотивационного компонента готовности к школе через развитие познавательного интереса и способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Способствовать укреплению детско-родительских отношений опытом совместной деятельности, повышением интереса к познанию окружающего мира и социальной действительности.
Ожидаемые результаты:
- Повышение познавательной активности детей на занятиях и в других видах деятельности.
- Появление у детей разнообразия интересов и более глубокого характера их познания.
- Знание детьми особенностей разных профессии и увлечений.
- Повышение у детей уверенности в своих возможностях.
- Сформированность мотивационной готовности к обучению в школе.
- Повышение уровеня компетенций родителей в вопросах развития способностей детей и формирования социальной зрелости.
- Повышение активности участия родителей в жизни ребёнка в образовательном учреждении с использованием внеситуативных форм общения (познавательной и личностной).
- Пополнение предметно-развивающей среды группы по теме «Мир профессий и увлечений».
- Расширение опыта работы по взаимодействию детского сада и семьи, с использованием активных форм сотрудничества.
План реализации проекта
Этапы | Ситуации, мероприятия | Сроки | Ответственные |
Информационно-накопительный | 1. Изучение литературы и опыта работы по теме проекта. 2. Разработка проекта. 3. Диагностика мотивационной готовности детей к обучению в школе на начало года (методика И.Ю. Пахомовой, Р.В.Овчаровой). 4. Интервью с детьми «Мои интересы и увлечения». 5. Анкетирование родителей «Интересы и увлечения нашей семьи». | сентябрь сентябрь октябрь октябрь | воспитатели, педагог-психолог педагог-психолог воспитатели воспитатели |
Организационно - практический | 1. Информационный стенд для родителей: «Хочу в школу! Формируем мотивацию детей», «Хобби – наш мир увлечений!», «Как лучше выбрать «хобби» для ребёнка», «Что родители могут рассказать ребёнку о выборе профессии». 2. Цикл познавательных бесед с детьми: «Мир увлечений». 3. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта (дидактические игры «Профессии»,демонстрационный материал «Разные профессии», фотоальбом «Хобби», наборы для творчества мальчиков и девочек, лэпбук «Профессии» и т.д. 4. Цикл познавательных бесед с детьми: «Мое увлечение - спорт». 5. Навстречу интересному: экскурсия в школу №75 «Мир знаний и науки». 6. Фотогазета «Путешествие в страну знаний». 7. Выставка детских рисунков «Мои первые впечатления о школе». 8. Навстречу интересному: экскурсия в Центр детского юношеского технического творчества Ленинского района. 9. Цикл познавательных бесед с детьми: «Коллекционирование». 10. Родительское собрание «Как интересен мир вокруг!» (развитие познавательного интереса и способностейдетей дошкольного возраста). 11. Навстречу интересному: посещение театра «12 месяцев» совместно с родителями. 12. Цикл познавательных бесед с детьми: «Искусство оригами». 13. Навстречу интересному: экскурсия в Пожарную часть №4 совместно с родителями. | октябрь-январь октябрь ноябрь-февраль ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь декабрь январь январь февраль | воспитатели, педагог-психолог воспитатели воспитатели воспитатели педагог-психолог воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели, педагог-психолог воспитатели воспитатели воспитатели |
14. Фотовернисаж «Увлечения наших родителей». 15. Цикл познавательных бесед с детьми: «Страна рукоделия». 16. Буклеты для родителей «5 способов расширить кругозор ребёнка», «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста», «Развитие задатков и способностей дошкольников», «Тест-анкета: определение видов способностей ребёнка». 17. Организация работы творческой мастерской для детей «Наши руки не для скуки» (вышивание, моделирование). 18. Цикл познавательных бесед с детьми: «Музыка, музыка всюду слышна!». 19. Навстречу интересному: экскурсия в планетарий «Где солнышко ночует?» совместно с родителями. 20. Мультимедийная презентация «Кем я хочу быть» дети совместно с родителями. 21. Навстречу интересному: экскурсия в музей занимательных наук «Как? Так?» совместно с родителями. 22.Цикл познавательных бесед с детьми: «Знакомство с туризмом». 23. Навстречу интересному: мастер-класс для детей «В салоне красоты» (проводит мама воспитанницы ДОУ). 24. Семейный досуг: интерактивная игра «В мире профессий и увлечений». | февраль февраль февраль-апрель февраль-март март март апрель апрель апрель апрель май | воспитатели воспитатели воспитатели, педагог-психолог воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели воспитатели, педагог-психолог | |
Контрольно- рефлексивный | 1. «Живой журнал» (отзывы родителей о значимости проекта для их семьи). 2.Диагностика мотивационной готовности детей к обучению в школе на конец года (методика И.Ю. Пахомовой, Р.В.Овчаровой). 3. Беседа с детьми «Любимые занятия и увлечения». 4.Подведение итогов работы, оценка реализации проекта. | май май май май | воспитатели педагог-психолог педагог-психолог воспитатели, педагог-психолог |
Презентационно- завершающий | 1.Презентация проекта для педагогов ДОУ. 2.Круглый стол с родителями «Итоги проекта «В мире профессий и увлечений». 3. Выставка продуктов проекта. | май май май | воспитатели, педагог-психолог воспитатели воспитатели |
Результаты реализации проекта
1. В ходе исследования мотивационного компонента психологической готовности детей к школе было выявлено, что у 100 % дошкольников мотивация к обучению сформирована, имеет положительную эмоциональную окраску. Достаточно зрелая мотивация у детей составила на конец учебного года 70%, до внедрения проекта – 38% (см. Приложение 1).
2. Воспитанники группы в целом стали более активны в разных видах деятельности. Дети могут найти себе занятие по интересу, подобрать материалы, подготовить рабочее место, привлечь взрослого при затруднении.
Полученные знания о профессиях и увлечениях дошкольники используют в ведущем виде деятельности - игре.
3. Также изменилось содержание взаимодействия детей с воспитателями группы, наблюдается использование внеситуативно - личностной и внеситуативно - познавательной форм общения. В беседах детьми активно используются: уточнение, эвристические вопросы, причинно - следственные умозаключения, разнообразные предположения.
4. Родители группы приняли активное участие в реализации данного проекта. Заинтересовались развитием познавательной активности, любознательности и поддержкой увлечений детей. В отзывах родители отметили значимость данного проекта в развитии детей, подготовке их к школе и эмоционально-положительном, более содержательном общении членов семьи с ребенком.
5. Предметно- развивающая среда группы пополнилась материалами для развития способностей детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Выводы
Реализуя данный проект, мы пришли к выводам:
- Действительно, повышение познавательной активности детей, расширение сферы их интересов и увлечений влияет на формирование более зрелой мотивации к учебной деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей детей в познании окружающего мира способствует формированию гармоничной личности, развитию способностей дошкольников и в целом будет содействовать их самореализации во взрослой жизни.
- Вовлечение родителей в разнообразные, активные формы сотрудничества с ДОУ способствует формированию у них психолого-педагогической грамотности в вопросах воспитания детей, повышению авторитета педагогов и в целом имиджа образовательного учреждения.
- Данное направление также возможно планировать в долгосрочном режиме.
Приложение 1
Результаты исследования мотивации детей
к обучению в школе.
«Методика И.Ю.Пахомовой, Р.В.Овчаровой»
/обследовано 29 детей/
Вид мотива | Результаты /количество детей/ | |
Начало года | Конец года | |
Учебный мотив | 9 /31%/ | 17 /60%/ |
Социальный мотив | 2 /7%/ | 3 /10%/ |
Позиционный мотив | 0 | 0 |
Оценочный | 1 /3%/ | 3 /10%/ |
Игровой | 3 /10%/ | 1/ 3%/ |
Внешний | 8 /28%/ | 5 /17%/ |
Мотивация не сформирована | 6 /21%/ | 0 |
В ходе исследования мотивационного компонента психологической готовности детей к школе было выявлено, что у 100 % дошкольников мотивация к обучению сформирована, имеет положительную эмоциональную окраску.
Из них с достаточно зрелой мотивацией- 70 %, преобладает учебный и социальный мотив. С позиционно – оценочным мотивом (как допустимым) к обучению в школе выявлено 10% детей. 17 % детей с положительной, но не достаточно зрелой мотивацией, преобладает внешний мотив к обучению.
Дошкольников с игровым мотивом на конец года выявлено 3%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий. Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей ...
Проект "Ребенок в мире профессий. Знакомство с профессиями родителей"
Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)
Цель: Вызвать у детей интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить знания детей о профессиях ...
Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Форми...
Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»
Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....
Ежедневное планирование на неделю во второй младшей группе Тема месяца «В мире профессий», недели: «Все профессии важны, все профессии нужны». По образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение».
Тема месяца: «В мире профессий» Тема недели: «Все профессии важны, все профессии нужны». Цель: Расширение пре...
Проект по ознакомлению с миром профессий в старшей группе "Профессий много в мире есть"
Проект «Профессий много в мире есть» Цель: развитие интереса к различным профессиям, а так же расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых дейст...