Познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Какими бывают камни»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Татьяна Григорьевна

Программное содержание:

  • Познакомить детей с существованием особых ландшафтов - гор, рассказать, что они состоят из камней.
  • Продолжать учить пользоваться ранее полученными знаниями для достижения определенной цели: опытным путем научить добывать информацию о камнях (свойства: твердость, вес, тонет не тонет, использование человеком, из чего состоят).
  • Упражнять в планировании своей деятельности: (что мы знаем - реактивное выявление предварительных знаний), что мы хотим узнать, как нам найти ответы на наши вопросы. Составление плана процесса добывания знаний по карточкам.
  • Продолжать учить общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kakimi_byvayut_kamni.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Какими бывают камни»

Подготовила и провела воспитатель МБДОУ «Детский сад №136» Иванова Т.Г.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с существованием особых ландшафтов - гор, рассказать, что они состоят из камней.
  • Продолжать учить пользоваться ранее полученными знаниями для достижения определенной цели: опытным путем научить добывать информацию о камнях (свойства: твердость, вес, тонет не тонет, использование человеком, из чего состоят).
  • Упражнять в планировании своей деятельности: (что мы знаем - реактивное выявление предварительных знаний), что мы хотим узнать, как нам найти ответы на наши вопросы. Составление плана процесса добывания знаний по карточкам.
  • Продолжать учить общению.

Активизировать в речи Саши З., Анны названия камней.

Коррекционная работа: дыхательная гимнастика.

Предварительная работа:

[.Знакомство с символическими изображениями методов исследования;

  1. Упражнения в способах добывания информации;
  2. Составление коллекций камней;

4.Чтение сказок: «Три толстяка»

«Серебряное копытце»

«Малахитовая шкатулка»

«Хозяйка медной горы»

Участники проекта:

Дети: «Заслуженный строитель»

«Г еолог»

«Ювелир»

«Фотокорреспондент»

«Отдыхающий с юга»

Воспитатель.

Оборудование и материалы для реализации проекта:

  1. Карточки с символическими изображениями методов исследования;
  2. Коллекции камней;
  3. Лупы по количеству детей;
  4. Сахар, соль, вода, ложечки;
  5. Глобус;
  6. Емкости (пластиковые стаканы);
  7. Тарелочки;
  8. Монетки;
  9. Подносики;
  10. Магнитофонная запись (муз.П.Моруа);
  11. Опрыскиватель с запахом (ароматом лаванды)

Методы и приемы для реализации проекта:

1 .Рассматиривание коллекции камней;

2.Игра «вспомни сказку»;

3 .Интервью;

4.Эксперимент;

  1. Наблюдение;
  2. Беседа;
  3. Моделирование;
  4. Рассматривание фотографий;
  5. Игра «Я положил в рюкзак»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, на какой планете мы с вами живем? Как она называется? (Дети отвечают)

Воспитатель: Да, наша планета - Земля, она очень большая, а вы хотите увидеть ее всю сразу? (Ответ детей)

Воспитатель: Вот копия Земли, только уменьшенная в тысячи раз. Как называется копия?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Посмотрите, какая наша Земля нарядная, есть у нее синее платье - это моря и океаны. Есть и зеленый наряд - это леса и равнины. Есть у земли и каменная одежда, там, где эта одежда видна на поверхности, мы видим горы, они обозначены на глобусе коричневым цветом. У нас в России самые высокие горы - горы Уральские. Чем темнее коричневый цвет, тем выше горы. Много гор на юге. Кто из вас, ребята, бывал в этих местах?

Дети: (Маша) - Я, ребята, в этом году отдыхала на юге, я была в горах. Посмотрите мои фотографии.

Дети рассматривают фотографии.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое горы? 9высказывания детей) Воспитатель: зимой мы катаемся с ледяной горки. Чем она отличается то других мест?

Дети: она высокая, у нее есть склоны, с которых можно съежать и вершина, на которую забираются, чтобы скатиться.

Воспитатель: Все правильно, так и у настоящих гор есть склоны и вершины. Давайте, ребята, сейчас мы сами смоделируем горы.

Я раскладываю ткань - место ровное - оно так и называется - равнина. Теперь подставим свои кулачки под ткань, что получилось? Равнина исчезла, появились горы. Так и в природе горы чередуются с ровными местами. Все горы состоят из камней. Интересно, а кто добывает камни в горах? Как называется профессия этих людей? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, геологи.

Воспитатель: Сейчас предоставим слово нашему геологу, он покажет свою коллекцию добытых камней и расскажет о них Уважаемый геолог, вам слово.

(Ребенок со значком «геолог» рассказывает о природных камнях)

Геолог (с рюкзачком): Я добываю в горах камни, мои камни природные. f        Это гранит, мрамор, каменный уголь, известняк. Из гранита, мрамора

строят памятники архитектуры, отделывают дома. Эти камни очень дорогие. »А вот этот камень - каменный уголь, его используют для отопления домов в деревне. Это топливо. А это — известняк — из него потом сделают всем известный мел. Мы им рисуем.

Воспитатель: Вот и познакомились с природными камнями. А еще камни бывают искусственные, их создали руки человека, они так и называются - рукотворные. О них нам расскажет наш заслуженный строитель. «Заслуженный строитель»: Я собрал коллекцию искусственных камней. Посмотрите - это керамзит, асфальт, кирпич, бетон. Все они используются для строительства домов, школ, детских садов. Асфальт для укладки дорог. Керамзитом утепляют дома.

Воспитатель: Спасибо вам, заслуженный строитель, а теперь слово предоставляем нашему ювелиру.

«Ювелир»: Я хочу познакомить всех с драгоценными камнями. Это - янтарь, он получается из смолы сосны. А вот - малахит, он зеленого цвета. Этот камень добывают в горах. Есть у меня и жемчужины. Их используют как украшения и талисманы.

Воспитатель: Спасибо вам, ювелир. С видами камней мы, ребята, познакомились. А что вы еще хотите узнать о камнях? (Ответы детей) Воспитатель: А как нам найти ответы на наши вопросы? (Ответы детей) Воспитатель: Все правильно, помогут нам наши карточки - подсказки. Что они обозначают. Воспитатель показывает карты-методы исследования. Воспитатель: Как они нам помогут? (ответы детей)

Воспитатель: Согласна. Какие карточки на ваш взгляд помогут нам сегодня в знакомстве с камнями?

Дети: Можно:

  1. Провести наблюдение;
  2. Спросить у другого человека;
  3. Провести эксперимент;
  4. Прочитать в книге.

Воспитатель: Ну что ж, давайте проведем наблюдение. Приглашаю вас в научную лабораторию. Здесь мы опытным путем познакомимся со свойствами камней. Рассаживайтесь поудобнее.

I. Рассортируем камни.

В тарелочку с желтым донышком положим все рукотворные камни, а в тарелочку с синим донышком - природные. Ребята, потрогайте камушки в тарелочках, какие они на ощупь?

Ответы: он гладкий, без острых углов.

Воспитатель: А как он называется?

Дети: Галька, это камень морской.

Воспитатель: А почему он такой гладкий, без острых углов?

Дети: Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно исчезают, камушки становятся округлыми. Воспитатель: ребята, какой вывод можно сделать из этого ответа? Чем отличаются морские камни от остальных?

Дети: камни бывают разные: природные, искусственные или рукотворные, и морские.

Морские камни округлые, гладкие, не имеют углов, остальные шершавые, с углами.

  1. А теперь рассмотрим камушки через лупу. Что вы видите?

Ответ детей: трещинки, кристаллики, узоры.

  1. Попробуем что-нибудь нацарапать на камушке монеткой. Что получилось? Можно посмотреть через лупу.

Ответ детей: На камушке ничего не видно.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Вывод: Камни твердые, на них ничего нельзя нацарапать, написать. Молодцы, мои дорогие.

  1. A сейчас поставьте поближе к себе стаканчик с водой. Возьмите в руки кусочек гранита и окатыш керамзита. Сравним их по весу. Что легче? Что тяжелее?

Ответы детей: Гранит тяжелее, керамзит легче.

Воспитатель: Что будет, если опустить их в воду? Опускаем изх одновременно в воду. Что произошло с каждым из них?

Ответ детей: Гранит утонул, а керамзит плавает на поверхности. Воспитатель: Какой вывод можно сделать из этого опыта? Почему гранит утонул, а керамзит плавает?

Дети: В керамзите много пузырьков воздуха, он легче воды, не тонет, а в граните мало пузырьков воздуха, он тяжелее воды, тонет.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно, удачно мы поставили опыты.

А теперь я предлагаю немного размяться, подышать чудесным запахом гор.

(Включается запись П.Моруа, помещение опрыскивается хвойным ароматом, проводится дыхательная гимнастика).

Воспитатель: Вот и славненько отдохнули. Можем продолжить работу. Каким способом можно еще добыть информацию о камнях. Смотрим на подсказку (выставленные в ряд карточки - методы исследования).

Дети: Можно спросить у другого человека.

Воспитатель: Чудесненько, давайте спросим у наших гостей, что они знают о камнях. Уважаемый корреспондент, ваш выход. Возьмите интервью у любого гостя.

Корреспондент: Кира Павлова ,136детский сад. Расскажите нам, пожалуйста, что вы знаете о камнях.

Ответ взрослого.

Корреспондент: Большое спасибо за информацию.

Воспитатель: Какие карточки у нас остались открытыми? (ответ детей) Воспитатель: Давайте проведем эксперимент, приглашаю вас в природную мастерскую.

В наших тарелочках есть сахар и соль. Рассмотрите их в лупу. Что представляют собой соль и сахар?

Ответы детей: Крупинки, кубики, кристаллики.

Воспитатель: Все правильно. Ребята, вот из таких кубиков, кристалликов, крупинок состоят все камни. А вы хотите сделать камни? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, мы будем пипеточкой капать воду на соль, размешаем ложечкой. И на несколько минут все оставим, пусть вода испарится.

Пока проходит эксперимент мы с вами поработаем с последней карточкой «прочитать в книге», вспомнить сказки, в которых рассказывается о камнях. Дети называют сказки: «Три поросенка»

«Хозяйка медной горы»

’        «Малахитовая шкатулка»

«Серебряное копытце»

Молодцы, ребята, много сказок вспомнили. А теперь я предлагаю поиграть в игру «я положил в рюкзак» есть у нас рюкзак, в нем много разных камней. Сейчас я все выложу, мы будем заново собирать его. Будем складывать камни по одному, только сначала будем называть уже положенные камни, а затем свой. Я положу в рюкзак камень первая. Я положила в рюкзак гранит...»

Дети: «Я положил в рюкзак гранит и керамзит...»

Следующий: «я положил в рюкзак гранит, керамзит и мрамор» и т.д. Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошая у вас память.

А сейчас вернемся в нашу мастерскую, и посмотрим, что получилось У всех вода испарилась? У всех получился камень? (Ответы детей).

Воспитатель: Ай да молодцы, ай да волшебники мои. Вечером заберете свой камень домой. Храните его, он будет оберегать вас. Ребята, что нового вы узнали сегодня. Опрос каждого ребенка.

Воспитатель: Мне очень приятно. Молодцы, спасибо вам. Попрощайтесь с гостями. До свидания, до новых встреч.

Список литературы

                        1. Баталина Т.С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях / Т.С. Баталина // Дошкольная педагогика - 2012. - №1. - С15

.                       2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников  / О.В. Дыбина -», 2002 - М.: ТЦ «Сфера 192с

                       3. Дыбина О.В.,Щетинина В,В.,Поддьяков Н.Н. Ребёнок в мире поиска, М.:ТЦ «Сфера,2017

             4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.

                       5.Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании /    А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 1. - С. 21-30.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Форма организации: экспериментирование. Тема. Цвета и краски.

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Цвета и краски....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей средней группы «Какая бывает вода?»

Конспект познавательно – исследовательской деятельностидля детей средней группы«Какая бывает вода?»...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...