Конспект занятия "Что такое звук?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Путём совместной экспериментальной деятельности дети искали ответ на вопрос: "Что такое звук?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_zvuk.docx | 78.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 «Елочка» муниципального образования город-курорт Анапа
Что такое ЗВУК?
(конспект совместной
опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе)
2021 год.
Возраст воспитанников: подготовительная группа группа
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель. Развивать познавательный интерес дошкольников в процессе экспериментирования.
Задачи.
- Формировать познавательные действия, развивать восприятие, внимание, память, способность анализировать, сравнивать и делать выводы.
- Дать простейшие представления о звуке (что есть звук; виды звуков: естественные и искусственные; громкость звука).
- Развивать навыки проведения экспериментов.
- Способствовать накоплению познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность.
- Развивать речевую активность.
Используемые методики:
- Наглядные способы и методы обучения
- Словесные техники
- Практические методики
Используемые технологии:
- игровая технология;
- технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
- информационно-коммуникативные технологии
- личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества).
Материалы и оборудование: дидактическая игра «Мир звуков», линейки деревянные и металлические одинаковой длины; ведро с водой, камешки, альбомные листы (для рупора), музыкальный центр, миска, пищевая пленка (или резиновый воздушный шар), наушники (на каждого ребёнка), мольберт с закрепленным на нем ватманом (размер А3), фломастеры, маркер.
Предварительная работа: беседы об охране слуха, игры с музыкальными инструментами, словесные игры «Эхо», «Кто позвал?», «Громче - тише».
1 этап. Формирование у детей внутренней мотивации к деятельности. | |
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
Ребята, у меня в ноутбуке есть электронная почта. И вчера мне на почту пришло письмо от подруги. Она написала, что сейчас находится в командировке в другом городе. А ее сын (ему 6 лет) остался с бабушкой дома. Недавно он посмотрел мультфильм про Фиксиков «Опыты со звуком». И теперь он задаёт всем вопросы: «А что такое звук? А где живет звук? А какой он? А звуки можно увидеть?» Она просила меня помочь. А как это сделать? Может быть, вы что-то знаете? Кто из вас знает, что такое ЗВУК? Кое какую информацию я нашла в сети Интернет, но, если честно, без опытов её сложно понять. | Создаю проблемную ситуацию, обращаюсь за помощью к ребятам. Выслушиваю все варианты, не оставляю без внимания ответы детей: Как здорово, что ты это знаешь! Как интересно! А ты как думаешь? А хотели бы узнать? Подвожу детей к идее создать лабораторию для опытной деятельности. |
2 этап. Способствуем планированию детьми деятельности. | |
Для опытов нам надо будет приготовить ведро с водой, камешки. Нам понадобится лист бумаги. Резинка, пищевая пленка (или резиновый воздушный шар), миска. Все предметы я заранее разместила в такой табличке, чтоб не забыть. А где нам удобнее разместиться? Ребята, вы же знаете, что любой опыт должен быть зафиксирован, в нашем случае схематично зарисован. Где нам это лучше сделать? Что нам ещё может понадобится? (маркер, фломастер, пр) А как вы думаете, каким значком можно отметить само понятие «ЗВУК»? Наша лаборатория готова, и мы готовы, но я вот думаю, а как же нам все это потом рассказать мальчику и его бабушке? | Даю воспитанникам возможность подумать, где эти предметы можно найти. Нацеливаю на создание рабочей зоны. Если воспитанники забывают, то обращаю внимание детей на то, что столы надо чем-то накрыть (клеёнкой). В процессе подготовки рабочего места комментирую действия ребят: Молодец, здорово придумал(а)! Отлично справились с работой! А всем удобно будет? и т.д. Выслушиваю ответы, показываю «иконку» звук, которой принято обозначать в компьютерах, телефонах и пр. не оставляю без внимания все ответы детей, поощряю за инициативу. Подвожу к тому, что можно снять на телефон нашу деятельность: Конечно, я согласна с вами! Соглашаюсь, если предлагают таблицу зарисовки опытов сфотографировать и отправить тоже: Отлично придумано! |
3 этап. Реализация замысла | |
Опыт 1. Что такое звук? Нам понадобятся: ведро или таз с водой, камешки. Бросим в воду камень, наблюдаем волны, разбегающиеся от места падения камня. Звуки - это тоже волны, только бегущие в воздухе. Мы не видим этих волн, но слышим. Вывод: Звуки – это невидимые нам волны (фиксируем результат в таблице: рисуем волну). Опыт 2. Звук – это колебания волн. Нам понадобятся: металлическая линейка, деревянная линейка. Взять металлическую линейку, закрепить один её конец на столе, а второй конец оттянуть и отпустить. Конец линейки колеблется и бьёт по воздуху. Из-а этих ударов возникает звук, который доходит до наших ушей. А вот деревянная линейка не издаёт звук, т.е. колебания не происходит (а если происходит, то резко, т.е. колебания воздуха небольшое) Вывод: звук – это те колебания, которые принимает наше ухо (фиксируем результат в таблице). Опыт 3. Как сделать звук громче? Нам понадобится: лист бумаги (А-4). Делаем рупор (фиксируем результат в таблице). Опыт 4. Как увидеть звук? Нам понадобятся: металлическая миска или кастрюлька, пищевая плёнка и музыкальная колонка. Обращаю внимание детей, что для следующего опыта нам необходимо одеть наушники. Как вы думаете, почему? Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от пленки кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан». 2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана» (можно взять соль, чай, крупу) 3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку. 4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать. Вывод: Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики (фиксируем результат в таблице). | В процессе опыта рассказываю: Оказывается, что первым человеком, который задумался над этим над этим вопросом, был древнегреческий учёный Пифагор. И он ответил на него так: «Всякий звук – это удар». Струна лиры колеблется и бьет по воздуху. Колебания воздуха разносятся во все стороны, и достигают наших ушей. Если удар будет сильный – звук будет громкий. Если слабый – тихий. Предлагаю ребятам ситуацию «как можно сделать звук голоса громче?» Молодец! Как быстро ты вспомнил, наши беседы и игры на прогулке! Отмечаю ответы детей, которые предполагают: чтобы защитить уши, т.к громкий звук вреден для ушей. Как вы думаете, можем мы сказать, что УВИДЕЛИ звук? Выслушиваю все варианты, |
4 этап. Рефлексия. | |
Предлагаю посмотреть на нашу таблицу и вспомнить, что мы узнали о звуках. А как вы думаете, мы понятно все зафиксировали (зарисовали)? Мы справились с заданием: помочь рассказать мальчику о звуках? Что было сложным? А что самым интересным? Скажите, пожалуйста, все, что вы сегодня узнали, было интересно для вас? Конечно, это не вся информация, но мы ведь сможем ещё узнать, если проявим любопытство, настойчивость и попросим помощи у кого? – у родителей, старших братьев и сестер. | не оставлю без внимания ответы детей и отмечаю достижения и удачи каждого ребенка в отдельности. |
После занятия предлагаю детям дидактическую игру «Какие бывают звуки?» Цель: подвести к представлению, что звук бывает «естественным» - звуки природы и «искусственным» - звуки, которые производит человек, машины, музыкальные инструменты. Предлагаю подумать, что общего и чем различаются картинки. После этого подвожу к пониманию, что звуки бывают естественными (звуки природы) и искусственными (сигналы, музыкальные инструменты, машины и пр)
Задание: разобрать карточки из общей коробки (корзинки) по двум коробочкам (зеленого и красного цвета), логически рассуждая, почему та или иная карточка отправляется в эту коробочку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Что такое хорошо и что такое плохо
Закрепить навык пользования простым распространенным предложением; закрепить грамматические навыки; навыки слогового чтения; развивать представления об окружающем мире; развивать зрительную и сл...
План -конспект НОД "Такие разные деревья"
План конспект НОД по ФГТ в средней группе...
Конспект НОД "Такие тазные ложки"
Данный материал поможет воспитателю обратить внимание детей на такой привычный предмет - ложку. Дети познакомятся с историей возникновения и разнообразием ложек....
Конспект НОД «Такие разные книги» старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детского сада....
Конспект занятия "Такие разные слова"
Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...
3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель.
3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель....
Конспект "Что такое снег и лед?"
Материал помогает конкретизировать и углубить представление детей о том, что снег и лед - это вода, изменивщая свое состояние вследствие изменения температуры. Через опыты сравнить свойства снега и ль...