Проект тематического планирования « Поисково– исследовательская деятельность по экологическому воспитанию детей 3-5лет»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)
Данный материал по экологическому воспитанию расчитан для детей 3-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование: По экологическому воспитанию для младшего и среднего возраста | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9«Сказка» города Лесосибирска».
Тематическое планирование « Поисково– исследовательская деятельность по экологическому воспитанию детей 3-5лет»
Воспитатель:
Метелкина Наталья Николаевна
г. Лесосибирск 2017г.
содержание
- Перспективное планирование во 2 младшей группе
- Перспективное планирование в средней группе
- Наблюдение «огород на окне» помощник Микроша.
- Список литературы, используемый для прочтения детям
Задачи:
- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
- способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе;
- обогащать представление детей о растениях, об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении;
- развивать познавательные способности, развивать творческое воображение, мышление;
- вовлекать в элементарную исследовательскую деятельность.
Задачи поисково- исследовательской деятельности
- вхождение детей в проблемную, игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизировать желание искать пути, разрешение проблемной ситуации;
- способствовать пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
- формировать начальные представления исследовательской деятельности.
Темы занятий | Программное содержание. | Совместная деятельность воспитателя и детей. | Дидактические игры. Литература |
СЕНТЯБРЬ «Что у нас в корзинке» | 1. Познакомить с основными видами овощей. 2. Различать по внешнему виду (огурец, помидор, морковь, репа); 3. Учить узнавать и называть части растения (используя модели); 4. Развивать сосредоточенность, внимание, вызывать эмоциональный отклик от рассматривания. | 1. наблюдение за овощами в огороде. Сбор овощей в уголок природы. 2. Подготовка почвы для огорода на окне. 3. Беседа «Что выросло на огороде». 4. Опыт «Свойства солнечных лучей» 5. Загадывание загадок, чтение Н. Кончаловский «Показал садовод» | Игры: 1. «Угадай по описанию». 2. «Чудесный мешочек». 3. «Большой-маленький». 4. «Определи на вкус». «Найди, что покажу». |
ОКТЯБРЬ «Волшебные овощи» | 1. Познакомить детей с тем, что во всех овощах есть сок и он имеет цвет. 2. Учить различать овощи по названию, особенностью формы вкусу, цвету, запаху. | 1. Опыт «Красящие вещества овощей» 2. Беседа «Что нам осень подарила» 3. Рисование печатками из овощей 4. Труд на огороде: уборка листьев с грядки, вырывание сорняков. А. Барто «Морковный сок» | Игры: 1. «Найди, о чем расскажу». 2. Ботаническое лото (овощи). 3. «Узнай по запаху и цвету» 4. «Назови ласково» |
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ «Рассматривание петрушки перенесенной с грядки в горшок» | 1. Дать представление о травянистых растениях 2. Учить узнавать и называть части растения, используя модели растения (корень, стебель, лист) 3. Познакомить детей с компонентами трудового процесса (подкормка, опрыскивание). | 1. Опыт «Может ли растение дышать» 2. Наблюдение за тем, как приживается растение, необходимые условия (полив растения с использованием моделей). 3. Н.Анишина «Овощной спор» 4. Беседа «Что выросло на нашем огороде» | Игры: 1. «Отгадай по запаху», в марлевые мешочки кладутся заранее срезанная зелень петрушки, укропа. Дети по запаху определяют, где какое растение. 2. «Большая лейка» 3. «Чего не стало» |
ЯНВАРЬ «Вода - водичка» | 1. Развивать умение выдвигать гипотезу, сравнивать и делать выводы. 2. Закреплять знания о свойствах воды. -активизировать речь детей , обогащать словарный запас 3. Формировать представление о значение воды для всех живущих на Земле. 4. Закреплять гигиенические навыки. | 1. Опыт «Свойства воды» 2. Сочиним сказку. 3. Чтение на тему «кому нужна вода?» 4. Решение проблемной ситуации «Почему погибает растение?» 5. Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?» - заучивание. 6. Беседа о необходимости воды растениям. | Игры: 1. «Хорошо - плохо». 2. «Найди листок, какой покажу». 3. «Сложи картинку». 4. «Разрезное лото». |
ФЕВРАЛЬ «Обед для птиц» | 1. Формировать представления детей о жизни птиц зимой, 2. Учить устанавливать связи между приспособляемостью птиц, особенностями среды и места обитания. 3. Вызывать желание помогать птицам зимой (выращивание зелени) | 1. Опыт «Посев крест салата в опилках» 2. Беседа «Как помочь птицам в зимой?» 3. Чтение В. Зотов «Ворона», «Снегирь», «Воробей», «Сорока» (из книги «Лесная мозаика»). | Игры: 1. «Найди растение по названию» 2. «Чудесный мешочек» 3. «Отгадай по описанию». 4. «Ботаническое лото с элементами моделирования». |
МАРТ-АПРЕЛЬ «Посадка лука» | 1. Формировать представления о жизненно важных условиях произрастания растений (потребность во влаге, свете, тепле) 2. Закреплять умения анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты. | 1. Опыт «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды» 2. Беседа о том, где и когда можно выращивать лук. 3. Ситуация: «Медвежонок заболел» - формировать здоровый образ жизни, проводить профилактику простудных заболеваний (употребление в пищу овощей и фруктов). | |
МАЙ «Во саду ли в огороде» - развлечение | 1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений об овощных культурах. 2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний в процессе общения с природой. 3. Доброжелательность, любопытство при встрече со сказочными героями. | 1. Опыт: «Делаем дорожки и узоры из песка». 2. Чтение художественной литературы, загадывание загадок, придумывание историй об овощах.. | Игры: 1. «Найди, о чем расскажу». 2. «Найди такое же», 3. «Сложи картинку». |
Список используемой литературы.
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию + CD / О.А. Воронкевич. – СПб: Детство-Пресс, 2001.
3. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, – Спб.: Детство-Пресс, 2007. – 244с.
4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В.А. Дрязгунова. – М.: Просвещение, 2009.
5. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Задачи:
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость;
- способствовать дальнейшему познанию ребенка мира природы, развивать экологическую культуру, наблюдательность, внимание;
- формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Задачи экспериментально-исследовательской деятельности:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- использовать опыт игровой и практической деятельности детей;
- развивать умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- способствовать выдвигать гипотезы и, с помощью взрослого, сформулировать выводы.
Темы занятий | Программное содержание. | Совместная деятельность воспитателя и детей. | Дидактические игры. Литература |
«Овощи на столе» Составление описательных рассказов об овощах. | 1. Уточнить и закрепить представления об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду, способу произрастания. 2. Обучать навыкам составления описательных рассказов, излагая мысль в определенной последовательности, с опорой на модели картинки в качестве плана. | 1. Опыт: «Солнце высушивает предметы». 2. Беседа: «Почему осень называют «Собирихой»?». 3. Ситуация: «О чем грустит растение?». 4. Совместно с воспитателем осуществлять уход за растениями, пересаженными в огород на окне. 4. Сбор овощей, выращенных своими руками, с грядки. 5. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворения Л. Квитко «Кочан» | 1. «Где живут зернышки?» 2. ПИ: «Огуречик-огуречик». 3. «Опиши словами». 4. «Часть и целое». 5. «Хорошо-плохо» 6. «Угадай на вкус» |
«Посадка чеснока под зиму». | 1. Формировать знания детей о процессе посадки как об одном из структурных звеньев трудового процесса. 2. Совершенствовать навыки посадки растений, воспитывать взаимопомощь. | 1. Опыт: «Земля на грядке». 2. Влияние зависимости состояния почвы от погодных условий. Почва на окне на улице. При поливе земля стала мокрой. 3. Беседа: «Для чего (зачем) осенью убирают грядки?». 4. Чтение рассказа Э. Машковской «Дело к зиме». 5. Беседа о лечебных свойствах чеснока. | 1. «Найди лишнее слово». 2. «Подбери к предмету часть». 3. «Составь целое из частей». 4. Игровая ситуация: «Винни-Пух пришел к обеду». 5. «Живые картинки» 6. «Где что растет?» 7. «Угадай-ка» 8. «Найди пару» |
«Как поливать растение?» | 1. Обучать детей практическим навыкам поливки растений как одному из структурных звеньев трудового процесса (полив по схемам). 2. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь. | 1. Опыт: «Для чего нужна вода?» - потребность растений во влаге. 2. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Жалобы засыхающего растения – беседа. 3. Ситуация: «Может ли дышать растение?» 4. Наблюдение по уходу за растением. | 1. «Вершки-корешки». 2. Игры с мячом: «Сад-огород». «У меня в огороде» 3. Пальчиковая гимнастика «Посадим растение» 4. «Сложи картинку». |
«Посадка лука» | 1. Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой, 2. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения. 3. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, перо). 4. Воспитывать желание добиваться результата. | 1. Опыт: «Проращивание луковицы в воде и без воды». 2. Беседа с детьми о лечебных свойствах лука. 3. Игровая ситуация: «Карлсон выращивает зеленый лук». 4. Чтение худ. литературы, заучивание стихов. | 1. «Волшебный мешочек» 2. «Определи по запаху» 3. «Что за чем». 4. «Отгадай на вкус» 5. «Птички-невелички» |
«Поможем птичкам» (посев овса для корма птиц). | 1. Расширять представления детей о необходимости подкормки птиц зимой. 2. Воспитывать интерес к наблюдению за жизнью птиц. 3. Развивать мыслительную операцию – обобщение. 4. Формировать интерес к птицам, желание бережно относиться к ним. 5. Умение применять знания о природных объектах при анализе новых ситуаций ( засуха…). | 1. Опыт: «Потребность растения в свете». 2. Наблюдение: «Какая зелень сохранится дольше, срезанная или оставшаяся расти?». 3. Чтение сказок, рассказов о птицах зимой. | 1. «Третий лишний» 2. «Когда это бывает?» 3. «Съедобное -несъедобное». 4. «Карлсон выращивает овес на крыше». |
«Посадили мы горох, ох!» | 1. Систематизировать знания о процессе посадки. 2. Продолжать учить детей приемам посева семян. 3. Подвести к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. 4. Определять последовательность трудовых действий. | 1. Опыт: «Посадка без полива в глиняную почву и посадка в землю». 2. Беседа: «Что можно приготовить из гороха, бобов, фасоли?». 3. Ситуация: «Что быстрее зацветет?» | 1. «Определи на ощупь». 2. «Третий лишний». |
Список используемой литературы
- Семеренко И.Г. В мире природы.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста 2-е изд., переработанное. – СПб.:Детство-Пресс, 2011г.
- Николаева С. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые, обучающие ситуации с игрушками разного типа.
- Горькова Л.Г, Кочергина М.Н. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! (рабочая тетрадь 4-5 лет).
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы». М. ТЦ «Сфера» 2005.
Наблюдение «огород на окне» помощник Микроша.
Поисково- исследовательская деятельность | задачи |
| -вызывать интерес к выращиванию растений; - развивать наблюдательность, умение - сравнивать, анализировать, делать выводы; |
| - формировать представления об условиях, необходимых для растения на ранних стадиях его развития; - развивать логическое мышление, познавательный интерес; |
| - продолжать формировать представления об условиях необходимости для жизни растений; - закреплять правила безопасности и гигиенические навыки; |
| - развивать умение при помощи моделей рассказывать об условиях, необходимых для роста и развития растения; - устанавливать причинно-следственные связи; |
| - показать первые всходы; - развивать наблюдательность, интерес к растениям, желание помочь; - видеть зависимость живого от удовлетворения их потребностей; |
| - развивать наблюдательность; - закреплять гигиенические навыки и правила сохранения здоровья; |
| -обобщить в игровой форме результат проделанной работы; - формировать желание и умение доставлять приятное друзьям; |
Список литературы для прочтения детям для всех возрастных групп по теме
- Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным».
- Н. Носов «Огурцы».
- С. Маршак «Сеньор Помидор».
- Я. Пенясов «Хитрый огурчик».
- П. Синявский «Непобедимое пугало».
- Н. Анишина «Овощной сбор».
- А. Барто «Морковный сок».
- Я. Баженова «Помидор».
- Л. Квитко «Осень», «Качан».
- Н. Кончаловский «Показал садовод».
- В. Коркин «Что растет на нашей грядке»
- Т. Полякова «Рано солнышко встает».
- Г. Сангир «Цветы на картошке».
- Е. Трутнева «Урожай, урожай».
- Чиарди Дж «На это раз пойдет рассказ…»
- Л. Некрасов «Огородники».
17.Сказка «Приключение овощей».
18. Е. Бехлерова «капустный лист».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план "Поисково - исследовательской деятельности в природе" 2 младшая группа
Тематический план "Поисково - исследовательской деятельности в природе" (Образовательная область "Познание") вторая младшая группа...
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" средняя группа
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") средняя группа...
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" старшая группа
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") старшая группа...
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" подготовительная группа
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") (подготовительная к школе группа)...
Презентация "Поисково-исследовательская деятельность в экологическом воспитании"
Презентация "Поисково-исследовательская деятельность в экологическом воспитании" для использования при консультациях воспитателей, на семинарах....
Выступление «Значение поисково-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Выступление...
Поисково-исследовательская деятельность, как средство воспитания экологического мировоззрения
Поисково-исследовательская деятельность, как средство воспитания экологического мировоззрения...