Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: познакомить со свойствами воздуха
Задачи:
Образовательные:
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты, невидимый, прозрачный, ощущать, чувствовать.
Развивающие:
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и начальные навыки речи – доказательства
- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарных опытов и делать выводы, речь и мыслительную деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- формировать навык правильного поведения в лаборатории;
Материал:
- Шкатулка,
- письмо от Знайки в конверте,
- письмо в лаборатории,
- стеклянная банка с прилепленной на дно бумажкой,
- небольшой таз или миска с водой,
- пустая миска, в которую потом нальется горячая вода
- обрезанная пластиковая бутылка с приклеенным к горлышку воздушный шарик
- необрезанная бутылка с прикрепленным к горлышку шариком
- «ракета»
Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край.
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к ручкам дверей)
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_starshaya_vozduh.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 112 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
с использованием опытно – экспериментальной технологии
Тема: «Воздух - невидимка»
Подготовила
Воспитатель: Горюнова Е.В.
Санкт-Петербург
2021 год
Цель: познакомить со свойствами воздуха
Задачи:
Образовательные:
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты, невидимый, прозрачный, ощущать, чувствовать.
Развивающие:
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и начальные навыки речи – доказательства
- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарных опытов и делать выводы, речь и мыслительную деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- формировать навык правильного поведения в лаборатории;
Материал:
- Шкатулка,
- письмо от Знайки в конверте,
- письмо в лаборатории,
- стеклянная банка с прилепленной на дно бумажкой,
- небольшой таз или миска с водой,
- пустая миска, в которую потом нальется горячая вода
- обрезанная пластиковая бутылка с приклеенным к горлышку воздушный шарик
- необрезанная бутылка с прикрепленным к горлышку шариком
- «ракета»
Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край.
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к ручкам дверей)
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.
На каждого ребенка стеклянная баночка и коробка. В коробке:
- Полиэтиленовый пакет,
- Воздушный шарик
- Снежинка
- Соломинка
- Осколок кирпича
- Веер
- Кусок губки
- Кораблик из пробки или губки с бумажным флажком
- Стаканчики
- Миски с водой
- Киндеры без запаха
- Киндеры с запахом, отметить например красным скотчем
- Дудочка, свистулька, и т.п.
- Круги: красный и зеленый
Дети входят в группу. Воспитатель в образе Петрушки встречает их в группе.
Петрушка: Ой, здравствуйте, а я гостям показываю, как нужно надувать шарики. Присоединяйтесь, у меня шариков на всех хватит.
Петрушка: Ребята, сегодня Знайка прислал мне письмо и вот эту шкатулку. Вам интересно, что в этой шкатулке?
Дети: да!
Петрушка: Давайте откроем!
Петрушка открывает шкатулку. Она пустая.
Петрушка: Странно, зачем Знайка прислал мне пустую шкатулку. Неужели, я по дороге потерял то, что лежало в шкатулке. Давайте прочитаем письмо. Может быть там что-то написано про шкатулку.
Петрушка открывает письмо и начинает читать: «Здравствуй, Петрушка! Я приглашаю тебя и ребят к себе в лабораторию.»
Петрушка: Ой, ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Ответы детей.
Петрушка: Здорово! Я очень хочу в лабораторию! Но давайте дочитаем письмо от Знайки! «Чтобы попасть ко мне в лабораторию нужно отгадать то, что лежит в шкатулке.»
Петрушка (крутит в руках шкатулку): Да нет ничего в этой шкатулке! Она пустая! Ребята, что же делать? Аааа, вот тут еще что-то написано: «Чтобы узнать, что лежит в шкатулке, нужно отгадать загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем?»
Петрушка: Ребята, о чем загадка?
Дети: воздух
Петрушка: Молодцы, ребята! Мы отгадали загадку, можно отправляться в путь.
Дети с Петрушкой перемещаются в часть группы, где оборудована «лаборатория».
Петрушка: Ребята, вот мы и в лаборатории! Но где же Знайка? Вот какое-то письмо лежит.
«Петрушка, ребята! Мне очень жаль, но меня вызвал доктор Пилюлькин. Но вы уже большие дети и вместе с Петрушкой сможете провести опыты с тем веществом, которое лежало в шкатулке. Как проводить эти опыты. Я написал в этом письме. Но прежде всего хочу напомнить Вам правила поведения в лаборатории:
- Передвигаться по лаборатории можно только шагом!
- Трогать то, что есть в лаборатории можно только с разрешения взрослого!
- Разговаривать и задавать вопросы можно только тихим голосом.
- Если хочется что-то спросить или наоборот ответить, подними руку!
Теперь можно приступать к опытам! Петрушка, помоги, пожалуйста, ребятам! Надеюсь, вам понравится в моей лаборатории. До свидания. Ваш друг – Знайка.»
Петрушка: Ребята, что лежит в шкатулке? С чем мы сегодня будем проводить опыты?
Дети: воздух
Петрушка: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Петрушка: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Петрушка: Вот мы с вами и установили первое свойство воздуха. Он невидимый!
Петрушка прикрепляет на доску пиктограмму «Перечеркнутый глаз».
Петрушка: Ребята, воздух невидим, может, его и вовсе нет? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Ответы детей
Опыт 1. «Поймай воздух»
Петрушка: Смотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: пакет пустой
Петрушка: Посмотрите, теперь я в него положу кубики. Что стало с пакетом?
Дети: Пакет стал толстым
Петрушка: Теперь я выну из пакета кубики и сделаю вот так. Петрушка «набирает» воздух в пакет.
Петрушка: А теперь что стало с пакетом?
Дети: Он снова стал толстым.
Петрушка: Если пакет снова стал толстым, значит, в нем все-таки что-то есть?
Дети: в нем воздух!
Петрушка: Правильно, молодцы! Я поймал воздух в пакет! Воздух занял все место в пакете! Принял форму пакета. Попробуйте теперь и вы поймать воздух. Перед вами на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Возьмите их и поймайте воздух.
Дети ловят воздух и закручивают низ пакета.
Петрушка: Молодцы! А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Петрушка: Какой мы можем сделать вывод? Как можно увидеть воздух?
Ответы детей: воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Петрушка: молодцы! Вы не только научились ловить воздух, но и установили еще одно свойство воздуха. У него нет своей формы, он принимает форму того предмета, в котором находится. Петрушка прикрепляет к доске пиктограмму с емкостями разной формы.
Опыт 2. «Пузырьки»
Петрушка: Итак, мы с вами научились ловить воздух. А вот как вы думаете, в нас с вами есть воздух?
Ответы детей.
Петрушка: А давайте проверим! Перед вами стоят стаканчики с водой и соломинки. Возьмите соломинку, опустите её в воду и подуйте через нее в воду. Что вы видите?
Дети: Пузырьки
Петрушка: Правильно, потому что внутри нас тоже есть воздух. И когда мы дышим, мы сначала вдыхаем, а затем выдыхаем воздух. Воздух, ребята, есть везде! Я вам сейчас докажу.
Опыт 3. «Где есть воздух»
Петрушка: Перед вами стоят баночки с водой. Они из стекла, по этому прежде, чем мы начнем проводить опыты, нужно познакомиться и выучить правила безопасности при работе со стеклом.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Запомнили? Теперь давайте проведем опыты. Перед каждым из вас в коробочке лежат разные предметы. Осколок кирпича, губка, соломинка. Опустите в баночку с водой осколок кирпича. Теперь посмотрите, что вы видите на осколке.
Ответы детей.
Петрушка: Правильно. На поверхности кирпича появились пузырьки. Это воздух. Значит, внутри кирпича тоже есть воздух.
Петрушка: Теперь опустите в воду соломинки, что вы видите на соломинках.
Ответы детей.
Петрушка: Молодцы. Да, в соломинке тоже есть воздух.
Опыт 4 «Воздух легче воды»
Петрушка: Правильно. Теперь опустите в баночку кусочек губки и сожмите ее в воде пальцами. Что вы видите?
Ответы детей.
Петрушки: Из губки пошли тоже пузырьки, значит, в губке тоже есть воздух. Посмотрите, что происходит с пузырьками воздуха?
Дети: Они поднимаются вверх.
Петрушка: Правильно. Потому что воздух легче воды. Ребята, у вас на столах лежат киндеры, попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?
Дети. Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут.
Петрушка: Воздух легче воды, он держит их на поверхности воды.
Опыт 5. «Намочим бумажку»
Петрушка: А сейчас мы узнаем еще об одном свойстве воздуха. Посмотрите, у меня в руках банка, на дне банки приклеен листок бумаги. Скажите, как вы думаете, если я опущу банку в воду, листочек намокнет или нет?
Ответы детей.
Петрушка: давайте попробуем.
Петрушка опускает банку в таз с водой ровно горлышком вниз до самого дна. И показывает детям сухую бумажку.
Петрушка: Ребята, бумажка не намокла. Потому что воздух «не впустил» воду в банку, поэтому бумажка осталась сухой. А чтобы бумажка намокла, нужно выпустить воздух из банки. Петрушка опускает банку в таз немного наискосок и показывает детям сначала, как выходит воздух из банки, а потом намокшую бумажку.
Петрушка: Посмотрите, у меня в руках мяч. Внутри него воздух. Что будет, если я брошу мяч на пол?
Дети: Мяч отскочит от пола.
Петрушка: (бросает и ловит мяч) Правильно. Это происходит потому, что у воздуха есть еще одно свойство. Воздух упругий!
Петрушка прикрепляет на доску пиктограмму с изображением мяча.
Опыт 6 «Кораблик»
Петрушка: Ребята, перед вами на столе стоят миски с водой, кораблики и прозрачные стаканчики. Опустите кораблик на воду, накройте его стаканчиком и ровно опустите стаканчик до самого дна. Если вы все сделаете правильно, то парус на вашем кораблике останется сухим, т.к. воздух в вашем стаканчике, не даст попасть воде в стаканчик. У кого получилось?
Ответы детей.
Петрушка: Молодцы! Итак, почему кораблики не намокли?
Ответы детей.
Опыт 7 «Надуй шарик»
Петрушка: Сейчас я вам покажу еще один опыт, который подтвердит, что воздух упругий. Петрушка ровно опускает в воду половину пластиковой бутылки, на горлышко которой прикреплен воздушный шарик. Шарик надувается.
Петрушка: Посмотрите, шарик надулся, потому что вода выдавила воздух, и он поднялся вверх прямо в шарик.
Петрушка: Молодцы! Все правильно. А как вы думаете, можно ли услышать воздух?
Ответы детей.
Опыт 8 «Услышим воздух»
Петрушка: Возьмите шарики, которые лежат перед вами и надуйте их. Теперь сдуйте шарики, что вы слышите?
Дети: Слышно шипение воздуха.
Петрушка: Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?
Дети. Звук.
Петрушка: Да. Это происходит потому, что мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Опыт 8 «Пахнет ли воздух?»
Петрушка: А имеет ли воздух запах?
Дети: Нет, не пахнет.
Петрушка: А когда ваша мама готовит, чем пахнет дома?
Ответы детей.
Петрушка: А когда мама душится, собираясь на работу, чем пахнет?
Дети: Духами
Петрушка: Предлагаю вам отгадать загадки. Перед вами емкости от киндер-сюрпризов. В киндерах были вещества с разными запахами. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Ответы детей.
Петрушка: Итак, мы с вами опытным путем выяснили еще одно свойство воздуха. Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Петрушка прикрепляет к доске пиктограмму с изображением перечеркнутого носа.
Опыт 9 «Почувствуй воздух»
Петрушка: Итак, воздух не пахнет и невидим. А как вы думает, можем ли мы почувствовать воздух?
Ответы детей.
Петрушка: Ребята, перед Вами на столах лежат веры из бумаги. Возьмите их в руки и помашите ими на себя. Что вы чувствуете?
Ответы детей.
Петрушка: Правильно. Веер движется и подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок. Из опыта мы с вами делаем вывод, когда воздух движется, получается ветер.
Игра «Сдуй снежинку»
Петрушка: Давайте, ребята, поиграем в игру. Перед вами в коробочке лежат снежинки из бумаги. Положите их на ладошку и попробуйте сдуть их.
А теперь давайте отойдем от столов и сделаем несложную зарядку.
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише Деревцо все выше, выше | Машут руками на себя Качаются с руками вверх Медленно опускают руки и садятся на корточки Встают и тянутся руками вверх |
Опыт 10: «Теплый воздух поднимается вверх»
Петрушка: Посмотрите, какой фокус я вам покажу.
Петрушка опускает пластиковую бутылку, с надетым на горлышко шариком, в емкость с горячей водой.
Петрушка: Что происходит с шариком?
Ответы детей.
Петрушка: Правильно. Шарик надувается, потому что теплый воздух поднимается вверх и надувает шарик.
Петрушка опускает бутылку в емкость с холодной водой.
Петрушка: Что происходит с шариком?
Ответы детей.
Петрушка: Правильно. Шарик сдувается, потому что холодный воздух опускается вниз, и выходит из шарика. Мы с вами открыли еще одно свойство воздуха. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
Петрушка закрепляет на доске пиктограмму с изображением чайника с паром из носика и стрелочкой вверх рядом с паром.
Опыт 11. «Ракета»
Петрушка: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт
Петрушка развязывает веревочку, связывающую край шарика, и он, как настоящая ракета, летит от одного конца нити к другому.
Петрушка: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?
Дети: Внутри ракеты был воздух.
Петрушка: Правильно. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался. Мы с вами определили еще одно свойство воздуха. Воздух может двигать предметы.
Петрушка: Ребята, это был заключительный опыт с воздухом.
Петрушка: Ребята, вам понравилось в лаборатории у Знайки?
Ответы детей.
Петрушка: Давайте еще раз все повторим. Посмотрите на доску. О каких свойствах воздуха мы сегодня узнали?
Петрушка показывает пиктограммы и просит детей назвать свойства воздуха.
Воздух
- Невидимый
- Нет формы, принимает форму предмета
- Без запаха, но передает запахи
- Упругий
- Воздух легче воды
- Его можно услышать
- Теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз
Петрушка: А теперь я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
- Воздух окружает нас со всех сторон.
- Воздух нельзя услышать.
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
- Человек может жить без воздуха.
- Ветер – это движение воздуха.
- Чтобы увидеть воздух, нужно «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
- Воздух может двигать предметы.
- Воздух тяжелее воды.
Петрушка: Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Предлагаю вам дома рассказать про нашего нового знакомого невидимку. На прощание я хочу подарить вам воздушные шарики и мыльные пузыри. Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. «Этот воздух-невидимка»
Конспект открытого занятия во II младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности Воспитатель: Трофимовская Ирина НиколаевнаТема: «Этот воздух-невидимка».Интеграция образовател...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»
Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для детей с ЗПР по теме "В гости к Кисточке" с использованием современных образовательных технологий
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для детей с ЗПР по теме "В гости к Кисточке" с использованием современных образовательных технологий: -игровые техно...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Из чего состоит земля" (экспериментальная деятельность)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие на Северный полюс» (с использованием игровых технологий)
: закрепить и обобщить в игровой форме знания детей о животных холодных стран...
Конспект образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию опытно - экспериментальная деятельность с водой: « Волшебница - Вода»
Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды....