Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;
- Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;
Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги;
Развивающие:
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- Расширять знания о воздухе и воде;
- Развивать глазомер, мелкую моторику руки, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке, беседы о воде и воздухе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, песен, исследовательская деятельность, организованная деятельность в области «Познание», игры, консультация для родителей, работа по изучению схем оригами и складывание по ним фигурок птиц и животных.
Материалы и оборудование:
Мыльные пузыри, стаканы с водой, кисти, краски, трубочки, деревянные брусочки. Камни на каждого ребенка, сундучок, пакет для воспитателя, прямоугольный лист бумаги (альбомный формат).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgotovit_voda_i_vozduh_ikt.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
с использованием опытно – экспериментальной технологии
Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»
Подготовила
Воспитатель Письменная М.В.
Санкт-Петербург
2018 год
Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;
- Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;
Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги;
Развивающие:
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- Расширять знания о воздухе и воде;
- Развивать глазомер, мелкую моторику руки, умение правильно оценивать результат своей работы и работы других детей
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке, беседы о воде и воздухе, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, песен, исследовательская деятельность, организованная деятельность в области «Познание», игры, консультация для родителей, работа по изучению схем оригами и складывание по ним фигурок птиц и животных.
Материалы и оборудование:
Мыльные пузыри, стаканы с водой, кисти, краски, трубочки, деревянные брусочки. Камни на каждого ребенка, сундучок, пакет для воспитателя, прямоугольный лист бумаги (альбомный формат).
Ход НОД:
Организационный момент
Воспитатель:
Обращает внимание детей на разложенные на столе приборы.
- Ребята, сегодня я вам предлагаю выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Дети:
- Воздух.
Воспитатель:
- Тогда отгадайте ещё одну загадку:
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без…
Дети:
- Воды.
Воспитатель:
И мы сейчас поговорим о воздухе и воде. Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как вы себя чувствуете?
Ребёнок:
Я чувствую себя плохо, мне не хватает воздуха.
Воспитатель:
Для чего же нужен воздух?
Дети:
- Воздух нужен, чтобы дышать.
Воспитатель:
- Он невидимка, а почему мы называем его невидимкой?
Дети:
- Воздух невидимка, потому что он прозрачный и его не видно.
Воспитатель:
- А что еще прозрачным может быть?
Дети:
- Прозрачное - стекло, прозрачная - вода.
Воспитатель:
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?
Дети:
- Мы должны почувствовать его, подуем на ладошку.
Воспитатель:
- Что вы чувствуете?
Дети:
- Мы чувствуем холод.
Воспитатель:
- Помашите ладонями на себя. Что мы сейчас почувствовали?
Дети:
- Мы почувствовали ветер.
Воспитатель:
- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Как привести воздух в движение?
Дети:
- С помощью ветра.
Воспитатель:
- Дети, хотите узнать, что находится в емкостях, стоящих на столе? Тогда подойдите ко мне и давайте вместе посмотрим, что в бутылочке, в банке, в мисочке, в тазике?
Дети:
- Ничего нет.
Воспитатель:
- А в стеклянной баночке что лежит?
Дети:
- Нет ничего, пусто.
Воспитатель:
- А я думаю, что внутри этих предметов что-то есть.
Воспитатель:
Хотите узнать, что в них?
Опыт №1.
На двух столах емкости с водой и по одной пустой пол-литровой банки. Вода подкрашена акварелью.
Воспитатель:
- Еще раз уточните, что в банке?
Дети:
- Пусто.
Воспитатель:
- А что произойдет, если я возьму банку вниз горлышком и медленно отпущу ее в емкость с водой? (Ответы детей). Крепко держа баночку за дно осторожно горлышком вниз, отпустить в подкрашенную воду.
Воспитатель:
- Что происходит? Вода в баночку входит, не входит?
Дети:
- Не входит.
Воспитатель:
- Что ей мешает? Ведь банка-то пустая? Или нет? А, может быть, здесь притаилась невидимка?
Дети: Её что-то не пускает.
Воспитатель:
- Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем?
Опыт № 2 с водой и банкой
Берем эту же баночку и опускаем ее вверх дном в емкость с водой. Давим на дно баночки, но какая-то сила мешает нам, выталкивает банку из воды. Прижимаем горло баночки ко дну тазика, а потом осторожно наклоняем ее.
Воспитатель:
- Бульк! Бульк! Бульк! Невидимка подает голос. Большие пузырьки выскакивают из баночки, устремляются к поверхности воды и бульк - «исчезают».
Так что же в банке?
Дети:
- Воздух.
Воспитатель:
- Мы услышали воздух? Можно увидеть невидимку?
Опыт № 3
На столе стоит 3-х литровая банка с водой, приготовленная заранее. Внутри банки видно много мелких пузырей.
Воспитатель:
- Что это?
Дети:
- Воздух.
Воспитатель:
Мы его увидели?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- В банке воздух, который не пускал воду внутрь. А воздух вышел – вода попала в банку. Банка не пустая, в ней воздух.
Воспитатель:
- Что такое воздух?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Для чего нам нужен воздух?
Дети:
- Дышать.
Воспитатель:
- Возьмите картонки и взмахните возле лица. От движения окружающий воздух качается, колыхнется и словно слышен его голос: «Я есть! Я вокруг тебя!» Не такой уж он и таинственный, этот невидимка, если знать, как за дело взяться. Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. Давайте поймаем воздух. Раскройте мешочки и немного надуйте, закрутите выход. Какой был мешочек?
Дети:
- Был тоненьким.
Воспитатель:
- А каким стал?
Дети:
- А когда надули, стал толстым как подушка.
Воспитатель:
- Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Дети:
- Есть в лёгких.
Воспитатель:
- А давайте проверим! Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит?
Дети:
Грудная клетка поднялась.
Воспитатель:
Что происходит с легкими?
Дети:
Они наполняются воздухом.
Воспитатель:
А при выдохе, что происходит с грудной клеткой?
Дети:
- Грудная клетка опускается.
Воспитатель:
- Что происходит с нашими легкими?
Дети:
- Из них выходит воздух.
Воспитатель:
- Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.
А мы можем не дышать вообще. Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо. И посмотрим, что произойдёт. Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети:
- Выходят пузырьки.
Воспитатель:
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
(ответы).
Воспитатель:
- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А теперь давайте подуем сильно-сильно. И посмотрим, что произойдёт. Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.
Динамическая пауза под музыку «Виноватая тучка»
Воспитатель:
- Ребята, возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь?
Дети:
- Камень очень твердый.
Воспитатель:
- Какие твердые тела вы еще знаете?
Дети:
- Дерево, железо…
Воспитатель:
- А можно ли в руки взять воздух и сжать его?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Значит, можно сделать вывод, что воздух, не твердое тело. Итак, что мы с вами выяснили про воздух?
Дети:
- Воздух нельзя сжать, воздух не твердое тело, воздух не течет и не льется, его не пьют, воздух не жидкость.
Воспитатель:
- Воздух, ребята это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Что мы видим?
Дети:
- Мы видим, что камень утонул.
Воспитатель:
А теперь опустим в стакан деревянный брусок. Что с ним происходит?
Дети:
- Он не тонет.
Воспитатель:
- А почему он не тонет?
Дети:
Он не тонет, потому что деревянный брусок легкий.
Воспитатель:
- Значит, воздух есть везде в каждом предмете, только его где-то больше, а где-то меньше.
Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит - каким воздухом. Как вы думаете, воздух, которым мы дышим в городе, отличается от воздуха в лесу?
Дети:
- Да, воздух отличается. В городе воздух загрязнен, пыльный, много машин, а в лесу воздух чистый.
Воспитатель:
- А почему в лесу воздух чистый?
Дети:
- Потому, что деревья очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха.
Воспитатель:
- Можно сделать вывод, что чем больше растений вокруг нас, тем чище воздух и полезнее для человека и его здоровья, поэтому необходимо беречь окружающие и нас растения, деревья и гулять на свежем воздухе.
Игра с мячом
Педагог показывает детям мяч.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что внутри у мяча.
Дети:
У мяча внутри воздух.
Воспитатель:
- Правильно, и сейчас мы с воздухом поиграем. Я поочередно буду кидать мяч, а вы ловить мяч и называть свойства воздуха с помощью моих вопросов.
Вопросы:
- Что такое воздух?
- Воздух какой?
- Где есть воздух?
- Чем мы дышим?
- Где самый чистый воздух?
- Что загрязняет воздух?
- Можно ли жить без воздуха?
- Что очищает воздух?
Воспитатель:
- Воздушный шарик многое узнал про себя и очень вам благодарен. А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное?
Дети:
- Вода прозрачная.
Воспитатель:
- Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (Ответы).
Воспитатель:
-Так, что же такое вода?
Дети:
- Вода - это жидкость.
Воспитатель:
- Да, вода это жидкость. Назовите, другие известные вам жидкости.
Дети:
- Сок, молоко…
Воспитатель:
- Сейчас мы капельке расскажем о чудесных свойствах воды. Ребята, вода это что?
Дети:
- Вода - это жидкость.
Воспитатель:
- Что можно делать с водой?
Дети:
- Воду можно наливать, переливать.
Воспитатель:
- А во что может превратиться вода?
Дети:
- Вода может превратиться в лед, пар.
Воспитатель:
- А когда вода превращается в лед?
Дети:
- Вода превращается в лед зимой.
Воспитатель:
- А когда вода превращается в пар?
Дети:
- Вода превращается в пар летом в сильную жару.
Воспитатель:
- А может ли вода изменить свой цвет?
Дети:
- Вода может изменить свой цвет, если в нее добавить краску.
Воспитатель:
Ребята, давайте покрасим воду в цвет, который вам нравится. Дети размешивают краску в воде.
Воспитатель:
- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая?
Дети:
- Потому что добавил желтую краску.
Воспитатель:
- На какой сок похож?
Дети:
- На лимонный.
Воспитатель:
- А почему у тебя вода красная?
Дети:
- Потому что добавил красную краску.
Воспитатель:
- На какой сок похож?
Дети:
-На вишневый и т.д.
Воспитатель:
- Ребята, а есть ли вкус у воды?
Дети:
- Вода безвкусная.
Воспитатель:
- А если я положу сахар, какая будет вода?
Дети:
- Вода будет сладкой.
Воспитатель:
- А если добавить соль?
Дети:
- Вода будет соленой.
Воспитатель:
- Если добавить лимон?
Дети:
- Кислая.
Воспитатель:
- Делаем вывод: вода это жидкость, без цвета и вкуса, может замерзать и испаряться. Благодаря воде на нашей планете много растений, необходимо воду экономить. Дети как вы думаете, что значит экономить?
Дети:
- Закрывать краны.
Воспитатель:
Капелька очень многое узнала про себя. Она вам благодарна. На этом наши исследования закончены.
Динамическая пауза «Дождь»
Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва.
(Хлопки руками на каждое слово)
А потом- потом- потом - все бегом-бегом-бегом.
(Бег по кругу)
Стали капли поспевать, капля - каплю догонять.
(Хлопки руками на каждое слово)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап.
(Свободные движения пальчиками по телу)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.
(Соединить руки над головой)
Воспитатель:
- Мы сегодня познакомились со свойствами воздуха и воды. А сейчас мы выполним поделку из бумаги и проверим некоторые свойства воды и воздуха. Мы опять отправляемся в волшебную страну оригами, в которой из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир.
Изготовление оригами «Кораблик»
Воспитатель:
- Кладем перед собой прямоугольный лист и складываем его пополам.
- Загибаем верхние углы к центру под прямым углом.
- Снизу подгибаем наверх, с двух сторон свободные края листа.
- Загибаем углы краев внутрь.
- Сводим противоположные углы получившегося треугольника. Получился квадрат.
- Закрепляем новую линию сгиба.
- Загибаем нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.
- У получившегося треугольника сводим противоположные углы друг к другу – получился опять квадрат.
- Держим квадрат за верхние уголки и разводим их в сторону, пока не получится кораблик.
- Наш кораблик готов.
Воспитатель:
- А теперь опустим наш кораблик на воду. Что с ним произошло?
Дети:
- Он плавает.
Воспитатель:
- Почему он не тонет?
Дети:
- Он легче воды.
Воспитатель:
- А если мы подуем на кораблик, что будет?
Дети:
- Кораблик поплывет быстрее.
Воспитатель:
- Ребята, что вам понравилось? О чем мы говорили? Что мы узнали нового о воде? Что нового о воздухе? Возможна ли жизнь на земле без воды и воздуха? (Ответы).
Воздушный шарик и капелька многое узнали про себя благодаря вам, дети. Они прощаются с вами, до новых встреч.
Использованная литература:
1. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности детей 5-7 лет. М.,2000г
2. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
3.С.Н. Николаева «Юный эколог»
4. З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом»
5. Н.А. Рыжова « Наш дом – природа»
6. Д.С. Златопольский «Удивительные превращения». Детям о секретах вещества. Изд. Центр «Вентана-Граф», 2006 г.
7. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по опытно – экспериментальной деятельности с водой на тему: «ВОТ ОНА КАКАЯ – ВОДА!»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с водой в погдготовительной группе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница вода» (образовательная область – познавательное развитие)
Дать детям знания о круговороте воды в природе;Познакомить детей с основными свойствами воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект непрерывной образовательной деятельности во второй группе раннего возраста (2-3года) в образовательной области развитие речи посредством ознакомления детей с устным народным творчеством.
Конспект по развитию речи...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для старшей группы «Волшебница вода» Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим природным миром)
Продолжать расширять и уточнять представления детей о воде, как необходимом ресурсе для всего живого....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его удивительными свойствами» (с использованием метода экспериментирования)
Конспект НОД, способствующий формированию у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; Занятие объясняет детям через какие материалы воздействует магнит, знакомит их с мет...
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Свойства древесины»
Цель: расширить представления о дереве, его качествах и свойствахЗадачи:Познавательное развитие- формирование первичных представлений об окружающем мире-развитие интересов детей, любознател...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Приключения капельки воды. Круговорот воды в природе"
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....