Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Из чего состоит земля" (экспериментальная деятельность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)
Цель: совершенствовать представления детей о земле не только как о планете, но и как о веществе.
Задачи:
- Познакомить детей с составом земли.
- Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.
- Тренировать навык проведения простым экспериментов, умение пользоваться простейшим лабораторным оборудованием.
- Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать любовь и уважение к родной земле.
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.
Материал:
- тарелочки с комочками земли.
- лупы,
- ложечки,
- стаканчики с водой,
- трубочки, наполненные землёй,
- стаканы с песком и глиной,
- салфетки.
Ход:
1 часть: Вводная (информационно-познавательная)
- Ребята, о чём говорится в это загадке?
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут.
Я всё терплю
И всем добром плачу.
(Земля).
-Мы ходим по земле, играем с ней, сажаем в неё растения. Что такое земля? Мы сегодня узнаем много интересного об этом веществе.
2 часть: Практическая (опытно-экспериментальная)
Опыт 1: «Что это такое?»
- У вас на тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её палочкой.
- Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки). Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, составу).
Вывод: Земля из разных мест может отличаться по внешнему виду и составу.
-Как вы думаете, что ещё может находиться в земле? (предположения детей). Давайте попробуем ответить на этот вопрос, проведя несколько экспериментов.
Опыт 2: «Воздушные пузырьки»
-Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.
-Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха поднимаются на поверхность воды).
-А где воздух прячется в земле? (между мелкими частицами земли).
Вывод: В земле содержится воздух.
Опыт 3: «Есть ли в земле вода?»
-Потрогайте землю на тарелочках на ощупь. Мокрая ли она? В ложечку я положу почву и нагрею на пламени. Над почвой я держу стёклышко.
-Что происходит со стёклышком? Почему оно запотело? Что за капельки появились на стекле?
Вывод: В земле содержится вода.
-Вода в земле может путешествовать между частицами. Возьмите трубочки, заполненные песком, и опустите их в ложечку с водой.
-Что наблюдаем? Почему земля темнеет снизу вверх? (вода смачивает землю).
-Капните воду сверху в отверстие трубочки.
-Что увидели? (земля пропускает воду вниз).
Вывод: земля пропускает воду.
Физкультминутка:
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.
Опыт 4: «Растворимость земли»
-Землю в стакане с водой хорошо перемешайте стеклянной трубочкой, подождите немного.
-Растворилась ли земля в воде?
Вывод: Земля в воде не растворяется.
Опыт 5: «Определение перегноя»
-Землю в металлической ложечке я хорошо прогреваю над пламенем.
-Что мы чувствуем? (появляется белый дым и неприятный запах).
-А теперь я положу в ложечку сухой листик, хвоинки, остатки древесины, хорошо подогрею.
-Что наблюдаем?
-Этот запах издаёт горящий перегной. Содержащийся в земле. Это гниющие останки растений и животных, которые делают землю более полезной для растений. Чем больше перегноя, тем быстрее и крупнее растения растут, дают больший урожай. Землю, содержащую перегной, называют почвой.
Опыт 6: «Сравнение свойств песка и глины»
-Почему же частички почвы не рассыпаются как пыль, а склеиваются между собой?
-В почве есть не только песок, перегной, но и особое вещество-глина.
-Рассмотрите песок и глину в стаканчиках., потрогайте их на ощупь.
-Какие они? (песок рыхлый, глина твёрдая).
-Теперь капните в стаканчики немного воды.
-Где вода впитывается быстрее? (в песке, а глина плохо пропускает воду).
-Возьмите в руки немного сырого песка и сырой глины. Чем они отличаются?
Вывод: Глина и песок разные по свойствам.
Итог:
Дети вспоминают все сделанные ранее выводы.
- Что больше всего вам понравилось в нашем экспериментировании? Что нового вы узнали? Чем больше всего вам понравилось заниматься? А какое задание вам показалось самым трудным? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего шьют одежду?»
Программное содержание:1) познакомить детей с разными видами тканей (шерсть, ситец, лен, синтетическая болонья) и материалами, из которых они изготовлены; активизировать деятельность детей по самостоя...
Конспект игровой образовательной ситуации (ИОС) по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Секреты газированного напитка «Кока-кола»
Занятие направлено на развитие у старших дошкольников познавательной активности и любознательности; расширение навыков исследовательской деятельности....
«Фруктовая лаборатория» (конспект НОД по образовательным областям «Продуктивная» по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...
КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ПОЧВА - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ» (КРУЖКОВАЯ РАБОТА)
Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.Развивать у детей умение с помощью во...
«Использование современных образовательных технологий в процессе познавательно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
экспериментальная деятельность в ДОО...
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»
формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дружат дети всей земли"
Тема актуальна и занимает важное место в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста. Цель занятия формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Продолжать знакомит...