Проект "Всё начинается с семечки"
проект по окружающему миру

Иванова Ольга Владимировна

В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают: компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. Всё меньше интересуют детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений, откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semena.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района                          Туймазинский район Республики Башкортостан                                              

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан «ДОУ с. Первомайское»                                                  

        

Познавательно-исследовательский проект

«Все начинается с семечки»

                                                     

                                                     

                                                       воспитатель Иванова Ольга Владимировна

                                                       Имеющаяся категория: высшая

                                                   

Туймазы 2021 

Вид проекта: познавательно- исследовательский, творческий

Тип проекта: групповой

По продолжительности проект: краткосрочный (1месяц) март - апрель

Участники: воспитатель, дети младше – средней группы, родители

Гипотеза: действительно ли могут вырасти растения из семян в губках?

Актуальность:

В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают: компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. Всё меньше интересуют детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений, откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-дошкольник — маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла важное место в системе работы в детском саду. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Мир растений удивительный и многообразный. Дети, почти не имеют представления о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Эти все вопросы и привёли нас к созданию проекта «Всё начинается с семечки».

Цель проекта: формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности, системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян, воспитание любви к природе.

Задачи:

  • Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать овощи по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты.
  • Формировать представление о стадиях развития растения из семени; закрепить полученные знания об условиях развития растений.
  • Развивать умение узнавать и называть части растения.
  • Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить почву. Учить наблюдать за всходами растений.
  • Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Предполагаемые результаты:

  • Сформируются разносторонние знания о растениях, овощах .
  • У детей появится интерес к растениям.
  • Дети смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.
  • Получат знания по уходу за культурными огородными растениями, сформируются представления о структуре трудового процесса.
  • Научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
  • У детей сформируется бережное отношение к растительному миру.
  • Воспитается положительное отношение к труду, уважительное отношение к труду других людей, разовьется желание добиваться результатов своего труда, радоваться полученным результатам, появится желание участвовать в общем деле
  • У родителей появится заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Основные формы реализации проекта:

-игровая деятельность

-работа с познавательной литературой

-составление схемы жизненного цикла растений

-продуктивная деятельность

-чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений, фольклора

-изготовление альбома «Какие они разные семена»

- изготовление коллекции семян

-работа с родителями

-прослушивание песен

-просмотр презентаций, мультфильмов

-экспериментирование

-выставка поделок «Волшебные семена»

 

План реализации проекта

Этап

Форма работы

1 этап - подготовительный

Формулировка проблемы, постановка цели, введение в игровую ситуацию

2 этап - основной

Решение задач проекта через реализацию образовательных областей, организация продуктивной деятельности

3 этап - итоговый

Подготовка продуктов деятельности к презентации проекта

4 этап - рефлексия

Самоанализ деятельности, обмен впечатлениями

 

Реализация проекта

 

I этап: подготовительный

Подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах; детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала, семян с помощью родителей для создания коллекции, подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.

II этап: основной

Речевое развитие:

  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко», «Колосок», Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», «Большая жизнь маленькой семечки», «Приключение пшеничного зернышка», «Муравей и пшеничные зерна», «Как горошина колыбельку искала», Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла», Дмитриев Ю. «Необычные путешественники», Д.Кагородов «Лесная сказка»,
  • Разучивание с детьми стихотворений.
  • Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Я.Райнис «Дедушка и яблоньки», Н.Кончаловский «Веселый огород».
  • Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.

Познание:

  • Беседы с детьми: «Первые всходы», «Что ты знаешь о семенах», «Что растет в огороде?», «Что растет в саду?», «Для чего нужны семена?», «Как вырастить из семян овощи?»
  • Занятие «Мы сажаем семена»
  • Занятие «Помидор»
  • Занятие «Кабачок»
  • Занятие «Перец»
  • Занятие «Свёкла»
  • Занятие «Горох»
  • Занятие «Редис»
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян овощей», «Вода и семена», «Солнце и растение». «Рассматривание семян через лупу», наблюдение за жизненным циклом семян.
  • Рассказы «Как путешествуют семена», «Удивительные семена».
  • Рассматривание альбома «Какие разные семена», альбом «Коллекция семян»
  • Просмотр мультфильмов: «Аист», «Дюймовочка», «Чиполлино». Развивающие мультфильмы «Времена года»
  • Просмотр учебных фильмов: «Развитие растения из семени», «Как растут цветы»
  • Просмотр презентаций: «Такие разные семена», «Планета семенная», «Семейство паслёновых», «История гороха», «Семейство тыквенных», «Семейство крестоцветных»
  • Настольная игра «Времена года»
  • Дидактические игры: «Отгадай, чей домик», «От какого растения семечко», «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Кто больше всех назовет овощей и фруктов», «Что вырастили люди».

Художественно-эстетическое развитие:

  • Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде».
  • Рисование нетрадиционной техникой пластиллинография «Помидор и перец» (коллективная работа).
  • Нетрадиционное рисование «Горох».
  • Рисование схема « Жизненный цикл кабачка и огурца».
  • Лепка «Овощи и фрукты».
  • Слушание аудиозаписей:
  • Песенки «Семечки», «Урожайная».

Физическое развитие:

  • Подвижные игры: «Огуречик, огуречик!», «Не лезь, заяц, в огород»
  • Пальчиковая гимнастика: «Заяц и кочан капусты»»
  • Физминутка «Жил один садовник».
  • Дыхательная гимнастика «Синьор-помидор»

Работа с родителями

  • Консультация: «Проектная деятельность».
  • Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах»
  • Знакомство с темой проекта.
  • Подготовка родителей к совместной работе: выполнение заданий: подбор семян для составления коллекции в группе: подбор сказок, книг, сочинение с детьми стихотворений про семена и растения, изготовление поделок из семян на тему «Волшебные семена».

Этап итоговый.

Продукт проекта: презентация «Все начинается с семечки», изготовление альбома для просмотра «Коллекция семян»; выращенная рассада: помидоры, перец, кабачок, огурец, горох, редис.

VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Форма защиты проекта

  • Мультимедийная презентация
  • Публичное выступление
  • Выставка поделок «Волшебные семена».

Заключение. Выводы.

Работа над проектом была очень увлекательна. Много интересного и полезного узнали мы из специальной и детской литературы, русского народного фольклора; из видеофильмов, мультфильмов; из экскурсии в библиотеку. Мы занимались продуктивной и исследовательской деятельностью. Активное участие в образовательной деятельности принимали и родители: нашли и принесли сказки, изготовили совместно с детьми поделки для выставки «Волшебные семена». Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.

По окончании проекта мои дети показали хорошие результаты:

1.С помощью познавательно – исследовательской работы у детей сформировались знания о произрастании плодов.

2.Дети познакомились с разнообразием посевного материала.

3.У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру, появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями.

4.Дети владеют навыками продуктивной деятельности; расширенным словарным запасом, навыками связной речи.

Источники информации:

-научная литература

-книги

-интернет ресурсы

-библиотека

-видео и аудиозаписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Все начинается с семечки"

проект по экологическому воспитанию...

Проект «Всё начинается с семечка» Экологический образовательный проект с детьми в дошкольных организациях.

Цель:  Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-      Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;-...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы на тему «Все начинается с семечка»

ООД по познавательному развитию было запланировано и реализовано в старшей группе в рамках проекта "Юные огородники" с целью уточнения представления о том, что растения вырастают из семян....

Краткосрочный проект в средней группе "Все начинается с семечка"

Целью данного проекта является – расширить представление детей об  окружающем мире, об овощных и культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях...

Проект "Всё начинается с семечки"

Проект "Всё начинается с семечки"Актуальность     В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телеф...

Проект для детей старшей группы "Всё начинается с семечки"

Формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности, системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян, воспитание...