Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в группе компенсирующей направленности "По следам Волшебницы-осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в группе компенсирующей направленности "По следам Волшебницы-осени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ftskm.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира
в группе компенсирующей направленности (от 3 до 7 лет)
(образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
Тема: «По следам Волшебницы-осени»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: закрепить и расширить знания детей о явлениях живой и неживой природы; продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях; продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытно –экспериментальной деятельности: исследовать природное явление - листопад
Коррекционные-развивающие: ; развивать умение детей называть приметы осени, обогащать природоведческий словарный запас: рябинник, листопадник, морозник, черешок, кромка продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитательные: формировать умение активно и доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, умение отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты: знают и называют характерные признаки осени и осенних явлений; сформирована память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; проявляют интерес к опытно – экспериментальной деятельности, интересуются новым, неизвестным в мире природы, наблюдают, делают выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями; активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
•Чтение художественных произведений:
«Листопадничек» И. Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение на прогулке за деревьями и листопадом;
Оборудование и материал: интеактивная доска, две корзинки, муляжи фруктов и овощей, картинки грибов, две коробки (с сухими и свежими листьями, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, куклы в колясках, наборы различной одежды для кукол, листы с простые карандашифоновая музыка Шопена «Осенняя мелодия»
Ход занятия.
- Вводная часть.
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, наш веселый круг
Звучит фоновая музыка
Посмотрите, ребята, какой на мне веночек. Что он вам напоминает?
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят…
Как вы думаете, ребята, про что я говорю?
Ответы детей
- Кто хочет рассказать стихотворение про осень? Ребенок читает стихотворение из ранее изученных
- Давайте вместе отправимся в путешествие? Волшебный листок будет указывать нам дорогу. Внимательно посмотрите вокруг и найдите следы осени в группе. (дети находят разноцветные листья). Какого цвета листья? ( Желтые, оранжевые, красные)
- Молодцы, вы нашли следы осени. Смотрите, осень приготовила для нас иллюстрации. Давайте их рассмотрим. (презентация про осень)
-Какое время года изображено на иллюстрациях? (Осень)
- Как вы поняли, что на картинке изображена осень? (Ответы детей).
II. Основная часть.
Подскажите, мне, пожалуйста, сколько месяцев у Осени. Кто назовет их? (Ответы детей)
- Ребята, а у них есть и другие названия, послушайте как в старину называли осенние месяцы.
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время созревает рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Для того, чтобы точно запомнить признаки осени, предлагаю вам поиграть в игру «Да и нет». Будьте внимательны.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем мы сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же нужно делать? Шапки, куртки надевать?
- Продолжаем наше путешествие по замечательной стране Осень. И листочек ведет нас дальше, давайте присядем. (Присаживаемся на ковер)
- Осень – это пора сбора урожая.
- Подумайте и скажите, что собирают в огороде на грядках? (Овощи). В саду, на деревьях что собирают? (фрукты).
- Я вам тоже предлагаю собрать урожай. Будем собирать овощи и фрукты. Артем собирает овощи, а Алеша фрукты. Дети собирают урожай.
- Теперь проверим, правильно ли собрали урожай наши дети? Воспитатель показывает детям корзинки, дети называют овощи и фрукты. Смотрят, исправляют ошибки, если есть.
- Ребята, что собирают в лесу осенью? (Ягоды и грибы) Идемте дальше и поищем грибы (находят картинки на магнитной доске). Давайте, мы рассмотрим грибы. Какие вы знаете грибы? (Подберезовики, белый гриб, лисички, грузди, красноголовики, мухомор). Они все съедобные? (Нет). Правильно. Есть такие грибы, которые нельзя есть людям, они – ядовитые. Но мы не должны уничтожать ядовитые грибы, встретив их в лесу. Мухоморы, например, являются лекарством для многих диких зверей.
Как мы себя будем вести в лесу? Можно ли одним, без сопровождения взрослых, уходить в лес? Отходит далеко от мам и пап?
- Скажите, ребята, как нужно правильно собирать грибы?
Рассматривание проблемной ситуации «Сбор грибов»
- Грибы нужно срывать осторожно, оставлять корешок - грибницу, чтобы выросли новые грибы. Картинка с грибами
- Как мне нравится, когда осенью, кружатся листочки. Так и хочется покружиться вместе с ними. (физкультурная минутка «Листопад»)
Тучи в небе кружатся, (плавное покачивание с ноги на ногу)
Что ни шаг, то лужица. (ходьба на месте с высоким подниманием коленей)
День осенний хмурится, (руки на поясе – повороты вправо, влево)
Листопад на улице. (кружатся на месте)
По дороге стелется (легко бегут по кругу)
Желтая метелица.
- Мы продолжаем путешествие по удивительной стране. Давайте поиграем в игру: «Назови ласково». Дети садятся.
Дождь, лужа, ветер, солнце, туча.
Ребята,а сейчас мы поиграем в игру: «Какая погода бывает осенью» Я читаю предложение, а вы должны ответить, одним словом. Погода бывает какая? (воспитатель по очереди передаёт листок детям и они дают ответ)
Когда идет дождь погода? - дождливая,
Когда дует ветер – ветреная,
Когда на улице холодно – холодная,
Если на улице пасмурно – пасмурная,
А если тепло? – теплая,
Сыро – сырая,
Хмуро – хмурая,
Ясно – ясная.
Солнечно – солнечная.
А как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Давайте рассмотрим лист. Какие части вы можете мне назвать? (ответы детей: черешок, кромка, прожилки)
Воспитатель: На прогулках мы с вами замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро – крупные или мелкие, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите его из пальцев.
Воспитатель - Пока лист летел, что вы заметили?
Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья.»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Дидактическое упражнение. «Соедини точки по порядку чисел»
Посмотрим, что же у нас получится.
Что получилось?(лист)
Дорисуйте у листика прожилки.
Молодцы!
Воспитатель: Ребята, нам нужно выбрать одежду для кукол, которую носят осенью. Дети выбирают одежду и обувь для куклы и называют названия, объясняют свой выбор.
III. Рефлексия.
Наше путешествие подходит к концу, я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный листик». Мы все встанем в круг и будем передавать листик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня интересного и нового об осени. В память о нашем путешествии хочу подарить вам раскраску. Раскрасьте только ту картинку, на которой изображена осень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии и личностно-ориентированного обучения по теме: «Что мы знаем о насекомых?
Что я услышал – я забыл.Что я увидел – я помню.Что я сделал – я знаю.КонфуцийДошкольный возраст – яркая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь, и ...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе. Тема: «Лидеры промышленности города Балаково».
Расширять и углублять представления детей о родном городе, о промышленных объектах....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе “Грибы”
Данный конспект содержит основную информацию о грибах, которую необходимо знать ребенку младшего дошкольного возраста. Информация предлагается в игровой форме и с использованием презентации, что еще б...
Конспект непрерывной – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора во второй младшей группе
Цель:Обобщить знания детей о видах спорта.Дать четкое представление о пользе занятий спортом.Воспитание эмоционально-волевой сферы через желание заниматься спортом....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Как Мамонтёнок маму искал»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по сюжету М/ф "Как мамонтёнок маму искал". Дети читают книгу вместе с педагогом и выполняют задания по сюжету книги, тем самым восстанавл...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в младшей группе. Тема: "Домашние животные".
Занятие, направленное на формирование у детей 3-4 лет обобщающего понятия "домашние животные"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы по теме «75-летие Великой Победы»
Цель: формирование у детей знаний о событиях Великой Отечественной войны, о героизме людей, которые защищали свою Родину....