Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы по теме «75-летие Великой Победы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 Цель: формирование у детей знаний о событиях Великой Отечественной войны, о героизме людей, которые защищали свою Родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы

по теме «75-летие Великой Победы»

                                                                                                                 Разработал:

                                                                                                                  Воспитатель

Кисткина Р. А.

Санкт-Петербург

2020

Введение:

Для многих 9 мая — День Победы является одним из самых почитаемых праздников. В этом году исполнилось 75 лет со дня Великой Победы – победы нашей страны над фашистcкой Германией. А что знают наши дети о событии, которое изменило судьбу всего мира? Что для них означает дата 9 мая и как рассказывать детям о Великой Отечественной войне?

Мы помним историю и чтим память погибших за мир, в котором мы живем и благодарны им за светлое мирное небо. Ни в коем случае нельзя забывать, какой ценой был завоеван мир и возможность спокойно растить своих детей. Нельзя понять, что значит «победа», «мир», не понимая, что такое «война».

Как же доступно детям объяснить, что такое День Победы? Почему мы так свято к нему относимся? Почему это радостный праздник со слезами на глазах? Почему нам нельзя его забывать?

Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания патриотизма и любви к Родине. В детские годы закладывается фундамент личности, поэтому задача педагогов и родителей не только развивать у детей познавательные способности, умение мыслить и анализировать, но и донести до них важные исторические моменты нашей истории.

 Цель: формирование у детей знаний о событиях Великой Отечественной войны, о героизме людей, которые защищали свою Родину.

 Задачи:

Образовательные задачи:

1.Обобщить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны.

2. Познакомить с памятниками на территории родного города, связанные с событиями Великой Отечественной войны.
3. Дать детям понятие о значимости Дня Победы;

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет;

2. Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;
3. Развивать способность сопереживать;
4. Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать;
Воспитательные задачи:

1. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, как защитникам Родины;

2. Воспитывать чувство уважения к памяти воинов – победителей, изготавливая книги памяти о родственниках семей воспитанников участников Великой Отечественной войны;

3. Способствовать укреплению партнёрского взаимоотношения ДОУ с семьями воспитанников в вопросах воспитания гражданско-патриотических чувств, основанных на подвиге народа в Великой Отечественной войне.

Методы и приёмы:
- Приёмы социо-игровой технологии: игра для настроя на рабочий лад: «Разные слова»; игровой приём деления детей на команды.
- Наглядные: компьютерная презентация слайдов фотографий, картин и иллюстраций боевых сражений, памятников, парада победы.
- Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы.

Предварительная работа:

1.Чтение рассказов о войне:

- Баруздин С. Шел по улице солдат,Георгиевская С. Галина мама, Л. Кассиль «Памятник Советскому солдату», «Сестра», «Богатыри» из книги «Твои защитники»;З.Александрова «Дозор», «Родина», А.Барто «На заставе»;

2. Рассматривание картин:
- Ю. Непринцев «Отдых после боя», Худяков «Медсестра», В. Бабиков «На северных рубежах», М. Самсонов «На границе».

3. Показ записей и слайдов на компьютере о героях ВОВ.

4. Разучивание с детьми стихов о войне:  «Городу Ленинграду» Натальи Алексеевой,

«За залпом залп гремит салют» Юрия Воронова.

5. Оформление стенда в музыкальном зале ГБДОУ «Наш Бессмертный полк».

6. Изготовление ватмана с нарисованным салютом для стенгазеты – коллажа «Великий подвиг великого народа»

7. Рисунки детей на тему ВОВ – выставка детских работ в музыкальном зале.

8. Целевые прогулки и экскурсии (совместно с родителями) к Невскому мемориалу «Журавли», возложение цветов к мемориалу павшим воинам.

9. Изготовление с детьми открыток к Дню Победы.

Материалы и оборудование: 

ноутбук со слайд – шоу; видеопроектор; схемы с изображением самолёта и танка; фото военных лет (для коллажа); фото родственников — участников ВОВ для «бессмертного полка»; ватманы с изображением голубого неба с салютом; заготовленные силуэты голубя – вестника мира; клей, кисточки, салфетки; запись капели, ручья, дождя, пение птиц;   аудиозапись гула самолетов, авиабомбежки; записи песен «Журавли» Марка Бернеса, «День Победы», «В землянке», экспозиция предметов  времен ВОВ.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Ребята, мы с вами сегодня оказались в музее, посвященному Победе в Великой Отечественной войне. Приближается знаменательная дата 75-летие Великой победы.

Военный музей – это дом, в котором собраны экспонаты, предметы, картины, документы военного времени. Музей дает возможность представить, какое тяжелое время пришлось пережить людям во время войны.

2.Основная часть.

75 лет назад был тёплый и солнечный день. И вдруг люди узнали, что на нашу Родину напали враги – фашисты. Началась Великая Отечественная Война.

Эта война была самая масштабная в истории человечества. Она затронула весь мир, много государств и мирных жителей. Война длилась долгих 4 года. Огромное число людей погибло во время войны.

К. Симонов «Тот самый длинный день в году».

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду на всех
На все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких на земь положила,
Что 20 лет и 30 лет
Живым не верится, что живы.

Ребята, давайте поиграем в игру: «Разные слова»

(Дети встают в круг и передают друг другу флажок, называя слово)

Есть разные слова: добрые слова (праздник, цирк, подарки, смех, прогулка и т.д.), «грустные» (болезнь, укол, расставание, лекарство и т.д.)

А есть, ребята, слово «страшное» — это слово «война». Почему же оно такое страшное? (дети отвечают) и присаживаются на стулья.)

Ребята, а теперь давайте послушаем звуки.

Слушаем запись капели, ручья, дождя, пение птиц.

Какие это звуки, ребята? (добрые, приятные)

Слушаем запись грохота, гула, стрельбы, авиабомбежки.

А это какие звуки? (неприятные, страшные)

Именно такие звуки приходилось слышать людям, когда щла война.

(Показ слайдов №2, 3, 4 с хроникой военных действий)

Налетели фашистские самолёты, приехали танки, пришли фашисты с оружием. Много горя принесла война. Фашистские самолёты бомбили наши города, сжигали сёла. Горели и рушились дома, гибли люди.
Весь наш народ, все, как один, встали на защиту Родины. Мужчины от мала до велика геройски воевали на фронте, защищали родную страну, свои семьи. Терпели голод, холод, лишения, но шаг за шагом, день за днём приближались к победе, били врага.

         Наш город во время войны назывался Ленинград. Город всегда отличался красотой и величеством, своими достопримечательностями. И враг непременно хотел захватить город. Но ленинградцы не сдавались. И долгих 900 дней Ленинград находился в блокаде.

(Показ слайдов № 5, 6 с хроникой блокады Ленинграда)

Городу Ленинграду.
                       
Наталья Алексеева
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
 

И город выстоял, выжил и совершил геройский поступок. Поэтому городу Ленинграду было присвоено звание города-героя.

Были и другие города. Которым во время войны пришлось особенно тяжело защищаться от врага, поэтому они заслужили звание городов-героев.

(Показ слайдов №7-20 городов-героев: Москва, Ленинград, Смоленск, Севастополь, Одесса, Мурманск, Керчь, Новороссийск, Минск, Брестская крепость, Волгоград, Тула, Киев).

Во время войны в каждом городе были свои герои.

Ребята, а кто такой герой?

-Это человек, который совершил героический подвиг- смелый отважный поступок.

В честь таких героев их именами названы целые улицы в городах.

В Санкт-Петербурге есть улица Лени Голикова.

(Показ слайда №22 с изображением стеллы и памятника)

 Леня окончил 7 классов. Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленинаорденом Красного Знаменимедалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени. Представлен к званию Героя Советского Союза посмертно. Ему было всего 16 лет.

Есть в Санкт-Петербурге Проспект Маршала Жукова. (Показ слайда № 23)

Выдающийся военачальник Георгий Константинович Жуков был направлен в Ленинград 10 сентября 1941 года, в начале войны. Город находился в тяжелейшем положении: враг стоял у ворот. Лишь предельно жёсткими мерами Жукову, удалось наладить оборону города. В основу стратегического замысла он положил использование огромной мощи корабельной и береговой артиллерии Балтийского флота, сосредоточенного в то время в городе и его ближайших окрестностях. Георгий Жуков раздавил артиллерийским огнём танковые колонны врага, двигающиеся на Ленинград.

         Есть в Невском районе улица Ольги Берггольц. (Показ слайда № 24)

Легендарный поэт, человек потрясающей внутренней силы, автор чеканной фразы «Никто не забыт. Ничто не забыто». Практически ежедневно Ольга Фёдоровна была в эфире Ленинградского радио, где читала свои переполненные энергией и волей стихи.

Есть еще много героев, в честь которых названы улицы в разных городах.

Герои, которые совершали подвиги во время войны награждались орденами и медалями.

(Рассмотреть плакат с медалями и орденами Великой Отечественной войны, слайды №25-29)

Высшие награды: Медаль «Золотая звезда», как знак звания Герой Советского Союза, Орден «Победа», Орден Красной звезды, Орден Красного Знамени, Орден Ленина, Орден Славы, Орден Отечественной войны, Медаль «За оборону Ленинграда»

Ребята, скажите, что нужно делать для того, чтобы стать героем?

- Надо с детства развивать отвагу, выносливость, силу, смелость.

Давайте мы с вами сейчас отдохнем и будем развивать все эти важные качества.

Физкультурная минутка «Пограничник на границе»

(Дети встают в круг лицом к центру круга на небольшом расстоянии друг от друга).

Пограничник на границе нашу землю стережет (смотрят в правую и левую сторону).

Чтоб работать и учиться мог спокойно весь народ (шагают на месте).

Охраняет наше море славный доблестный моряк (движения руками «брасс»).

Гордо реет на линкоре наш родной российский флаг (движения руками над головой).

Наши летчики –герои небо зорко стерегут (наклоны вправо и влево).

Наши летчики –герои охраняют мирный труд (выполняют приседания).

Наша армия родная стережет покой страны (шагают, высоко поднимая колени),

Чтоб росли мы, бед не зная (хлопают в ладоши),

Чтобы не было войны (выполняют «пружинку»).

(Просмотр слайдов работы в тылу № 30-32 )

Но настоящими героями были и женщины и даже дети, которые в тылу врага работали день и ночь. Они выращивали хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию, вязали варежки и шарфы для солдат, а на заводах работали у станков и делали орудия и снаряды.
А ещё женщины бесстрашно шли в бой наравне с мужчинами, защищая свои семьи, своих детей, свою страну. Они были медсёстрами и вытаскивали на себе с поля боя раненых солдат и офицеров.

Конечно же героически поступали почтальоны. Ведь письма с фронта от солдата ждали в каждой семье, это означало, что солдат жив и сражается за Родину.

А солдаты в коротких промежутках между боями писали весточку родным. Письма были бумажные, сложенные в треугольник.

(Дети рассматривают военные письма на плакате, слайде № 33, 34).

Ребята, давайте мы представим, что мы тоже отправляем весточку своим родным.

(дети изображают на листе бумаги послание и складывают треугольником)

Великая вера всего нашего народа в победу, героизм и стойкость наших воинов на фронтах помогли одолеть врагов. Воевали и в небе, и на море, и на земле. Начали они гнать фашистов с родной земли до самого главного их города – Берлина. И этот самый день (а было это 9 мая 1945 года) объявили победу над врагом и капитуляцию фашистской Германии.

— Ребята, теперь прошу повышенного внимания!        

Здесь на столах лежат схемы самолета и танка. И есть отдельные детали, из которых можно собрать модели самолета и танка. Сейчас вы разделитесь на 2 команды: команда танкистов и команда лётчиков, и соберете модели. (на магнитной доске).  Собрали – скажите «Мы готовы» (все вместе).

— Танкисты, ваше задание: создать коллаж из фотографий военных лет и фотографий, посвящённых дню победы. Для этого у нас есть замечательный салют, на фоне которого мы сделаем фотоколлаж.

— Лётчики, ваша задача запустить белых голубей мира в голубое небо, чтобы небо всегда было мирным и чистым.

Приступайте к работе.

Когда закончите – скажите хором «Мы готовы».

(Рассматриваем готовые работы показываем гостям).

После окончания войны было очень много погибших солдат и мирных жителей, женщин, детей и стариков. И во всем мире в память о погибших было установлено множество памятников. И к памятникам приходят люди и возлагают цветы в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. 

(Показываем детям слайды памятников № 35-40)

В Санкт-Петербурге

«Разорванное кольцо» – мемориал на западном берегу Ладожского озера. 

«Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы».

«Цветок жизни» посвящен погибшим детям блокадного Ленинграда.

Траурный курган «Дневник Тани Савичевой».

 Невский мемориал «Журавли»

Включить запись песни «Журавли», комп. Ян Френкель, сл. Расула Гамзатова)

(Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

 Война закончилась 9 мая 1945 года,  все плакали от счастья, улыбались, поздравляли друг друга, пели песни, танцевали и…. вспоминали погибших товарищей. А в ночном небе  вспыхнули огни яркого праздничного, победного салюта.(слайд № 41)

Юрий Воронов.

За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не подня́лось…

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют.
Сегодня ленинградцы плачут…

9 мая – все люди нашей Родины и других стран, которые живут и хотят жить в мире и дружбе празднуют большой и радостный день – День Победы! 9 мая во всех городах проходят Парады Победы. (слайд № 42)

Символом Победы является Георгиевская лента. (Рассматриваем плакат)

Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя, т.е. что лента соединяет цвет пороха и цвет огня.

В параде Победы участвуют ветераны (выставляю фотографии, слайд № 43, 44)- это те люди, герои, которые участвовали в войне. Но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Они состарились, им трудно даже ходить. Им нужна помощь. Как же можно им помочь? (Ответы детей). Позаботьтесь о них! Попросите их рассказать о том, как они воевали.

         А в память о тех, кто не вернулся с войны, каждый год проходит парадом «Бессмертный полк».

Ребята, каждый из вас дома создал страничку с портретом своих родных, которые видели ужас той войны, но которых, к сожалению, сейчас с нами нет. Но мы всегда о них помним и благодарим за то, что мы сейчас живем в мирное время. Мы создадим альбом «Герои Великой Отечественной войны» и сохраним его в нашем музее.

(Каждый ребенок показывает портрет своего героя войны)

3.Заключительная часть:

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки.

- Где мы с вами сегодня были?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какое есть «страшное» слово?
- Какие чувства вызывает война?

Я вижу, у всех хорошее настроение. Потрите свои ладошки. Что вы чувствуете? (тепло). Это тепло ваших благодарных, добрых сердец и душ. А есть важные слова: мама, Родина, счастье. А ещё важное слово – Мир. Мир – это земля, мир – это небо, звёзды. Мир – это люди, Мир – это дети, Мир – это спокойная, радостная жизнь. Мир нужен всем!

А в подарок нашим гостям мы приготовили памятные открытки (дети дарят) и песню «День Победы!» (композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова),

Планируемые результаты:

Это мероприятие рассчитано на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, понимание всей важности событий ВОВ, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной, узнать о героических событиях нашей страны.

Реализация данной темы позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.


 Литература:

1. Алешина Н.В., Патриотическое воспитание дошкольников, М.: ЦГЛ, 2005 г.

2. Антонов Ю.Е., Великой Победе посвящается: праздники в детском саду. М.: Сфера, 2015 г.

3.Кондрыкина Л.А., Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию, М.: Сфера, 2006 г.

4. Интернет ресурсы: 

- Видеоролики http: //www. youtube. com/

- Картинки https://yandex. ru/images/? clid=1872363&win=138&redircnt=1428259088.

- Стихи для детей о ВОВ http: //tanyakiseleva. ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в 1 младшей группе на тему: "Дорожка для Колобка"

В процессе  непосредственно образовательной  деятельности по формированию целостной картины мира в 1 младшей группе  дети знакомятся со свойствами камней....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖНЫЕ МАЛЫШИ НАШЕГО САДА»

формировать представления детей о своём детском саде в который они ходят; развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме; вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного челове...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе “Грибы”

Данный конспект содержит основную информацию о грибах, которую необходимо знать ребенку младшего дошкольного возраста. Информация предлагается в игровой форме и с использованием презентации, что еще б...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей средней группы «Родные просторы»

12 апреля в нашем ДОУ прошло РМО. Занятие "Родные просторы" было подготовлено и проведено именно для РМО. Поставили высокие баллы. 24 июля 2016 года опубликовала на всероссийском сайте для педагога....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы на тему «Ты мой друг и я твой друг»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мирадля детей подготовительной группына тему «Ты мой друг и я твой друг»...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей младшего дошкольного возраста Тема:»Поможем Даше найти любимую игрушку».

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи.Задачи:Образовательные: Упражнять в умении последовательно собирать разрезные м...