Познавательное развитие на тему «Лето»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие на тему «Лето»
1. Беседа по сюжетной картинке о летнем времени года.
- Какое время года изображено на картинке? Расскажите о летних признаках.
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
2. Задание: послушайте и запомните приметы лета.
Летние месяцы - июнь, июль, август. Стоят длинные теплые дни, короткие летние ночи.
В жаркие дни разражаются грозы с сильными теплыми дождями. Во время дождя, если светит солнце, на небе появляется разноцветная радуга. В жаркие дни утром и вечером на траву падает роса. Поспевают в лесу ягоды и грибы. Много цветов. Созревают овощи, фрукты, ягоды.
3. Задание: прослушайте рассказ «Лето», ответьте на вопросы.
Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни - в лиловых колпачках, другие — в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.
- С чем сравнивает автор цветы?
- Как вы думаете, какие цветы изобразил он? Видели вы их?
- Расскажите о них.
5. Задание: составьте предложения с прилагательными.
Весной погода теплая, а летом еще... (теплее).
Зимой нужна зимняя одежда, а летом - ... (летняя).
6. Дидактическая игра «Лето».
Цель: закрепление умения: пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); правильно использовать существительные в косвенных падежах с предлогами.
Текст
Таня и Оля гуляли на лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка.
Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, теплая. Ну как тут не искупаться!
Сейчас они будут раздеваться и купаться.
а) Ответьте на вопросы по тексту:
- Что делали девочки на лугу?
- Куда побежали Таня и Оля?
б) Перескажите текст.
в) Сопоставьте противоположные действия, например:
Таня одевается - Оля ... (раздевается); Таня обувается - Оля ... (разувается); Таня завязывает - Оля ... (развязывает).
г) Назовите действия по аналогии:
Оля купается, и я ... (купаюсь).
Оля одевается, и я ... .
Оля умывается, и я ... .
д) Скажите правильно:
Дети пошли купаться (куда?) на речку. Дети купаются (где?) в речке. Дети переплывают (что?) реку. Лодки плывут (где?) по реке.
7. Отгадайте загадки:
• Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом.)
• Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все ... (солнце).
• Неизвестно, где живет, налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер.)
• Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем - ищем, ищем, не найдем. (Роса.)
• Меня ждут не дождутся, а как завидят - разбегутся. (Дождь.)
• Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес - прохудился и исчез. (Туча и дождь.)
• Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния.)
• На дворе переполох - с неба сыплется горох. (Град.)
• Крашеное коромысло над рекою повисло. (Радуга.)
8. Знаете ли вы летние приметы?
• Лето дождливое - зима будет снежная, морозная.
• Месяц в тусклой дымке - к затяжному ненастью.
• Красноватая луна - на большой ветер.
• Соловей всю ночь поет - перед солнечным днем.
• Воробьи среди дня нахохлились - быть дождю; вороны под тучами летали, галки разыгрались в воздухе - к ненастью.
• С вечера туман опускается, ложится на землю - на следующий день можно не ждать дождя.
• Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана - к ненастью.
• Если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
• Если летом часто были туманы - грибов было много.
• Больше гроз - больше грибов.
9. Чтение стихов о лете.
Лето
Отчего цветы в лугах?
Отчего шмели в цветах?
Отчего так раскраснелись
Вишни в солнечных садах?
Отчего зеленый лук
На полметра вырос вдруг,
А на старенькой осине
Распушился каждый сук?
Отчего среди листвы
Столько яркой синевы?
Отчего в полях пшеница
Стала выше головы?
Отчего шумят леса?
Отчего поет коса?
Отчего везде и всюду
Происходят чудеса?
Слева - лето,
Справа - лето,
До чего
Прекрасно это!
Н. Садовский
10. Запомните пословицы и поговорки:
• Одна пчела много меду не наносит.
• Клади по ягодке - наберешь кузовок.
• Июльское приволье — для пчел раздолье.
• В июле на поле густо, а в амбаре пусто.
• В июле стрекоза и муравей не понимают друг друга: муравей трудится, а стрекоза красуется.
• Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает.
• У коровы молоко на языке.
11. Нетрадиционные формы по изобразительной деятельности (игровые упражнения).
«Разноцветные сказки».
Цель: развитие творческого воображения; совершенствование коммуникативных навыков; развитие произвольности и самоконтроля.
Детям предлагается нарисовать летний пейзаж в одном цвете (зеленом, желтом или красном).
Каждый ребенок составляет рассказ о своем рисунке, придумывает сказку своего цвета.
«Радужные сказки».
Цель: развитие творческого воображения; совершенствование коммуникативных навыков; развитие произвольности и самоконтроля.
Все дети делятся на группы и сочиняют сказку о цветах радуги. Каждое предложение сказки начинается с нового цвета, по порядку цветов радуги. Таким образом, получается «радужная сказка».
Каждый сочиняет и рисует сказку о своем любимом цвете.
Воспитатель предлагает использовать в своих рисунках как можно больше оттенков выбранного цвета.
«Размытый рисунок».
Цель: развитие воображения и фантазии, умений самостоятельно и творчески подбирать теплые цвета, отражать в рисунках свои впечатления о наблюдениях за летней природой, рисуя на листе мокрой бумаги.
Лист бумаги дети смачивают водой и по мокрому листу рисуют. Подсохнет - снова смачивают. Особенно хорошо получается изобразить море, дождь.
Подвижная игра «День и ночь».
Цель: развитие умений действовать по сигналу, подражать движениям животных, выбирать ведущих считалкой:
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий,
Выше тучи ходит он,
Кто не верит — выйдет вон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "В гостях у лета!" для детей средней группы.
Материал будет интересен воспитателям-дошкольникам при закреплении знаний у детей о лете....
Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"
Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...
Познавательное и речевое развитие по теме "Лето"
демонстрационные картинки...
Конспект по познавательному развитию на тему: "Ура! Скоро лето"
формирование у детей знаний о сезонных явлениях живой и неживой природы. учить детей отмечать летние изменения в природе;Формировать у детей умение слушать и понимать художественное сло...
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Здравствуй лето» с использованием технологии: моделирование. ( для детей младшего дошкольного возраста)
Занятие с использованием технологии - моделирование "Здравствуй лето"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»
Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....