Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления
детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе
разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о
явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно
сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой
природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности
инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит
отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности,
направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные
формы мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г. Зернограда
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
кружка «Юный исследователь»
(опытно-экспериментаторская деятельность)
для детей дошкольного возраста
от 5 до 6 лет
Срок реализации программы
2017 - 2018 г.
Руководитель кружка:
воспитатель группы «Звездочки»
Корсунова Людмила Викторовна
2017 г.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления
детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе
разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о
явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно
сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой
природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности
инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит
отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности,
направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные
формы мышления.
Актуальность программы заключается в том, что детское
экспериментирование как форма деятельности используется в практике
недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития
важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность,
самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а
участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность
проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом
изобретательность и оригинальность.
Цель: способствовать формированию и развитию познавательных
интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство
с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при
проведении игр – экспериментов.
- Развивать у детей умственные способности.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы,
делать выводы.
- Способствовать социально – личностному развитию каждого ребенка:
развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность,
самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса
детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,
наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в
предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в
создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием
и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и
неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,
спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр
мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование
уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 2 раза в месяц;
продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с
элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение
итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Перспективный план работы кружка
Сентябрь
1. Песок и глина – наши помощники
Задачи:
- дать представление о свойствах песка и глины;
- формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою
правоту; понятие о том, что песок и глина
полезные ископаемые.
- воспитывать любознательность;
- активизация словаря: сыпучий, твердая.
2.Удивительные свойства воды
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы;
прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Октябрь
1.Удивительные свойства воздуха
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при
нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения;
- дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья;
- развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования
- развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
- воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
2.Почва живая земля
Задачи:
- вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека;
- уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая;
- развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и
ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.
Ноябрь
1.Как устроена дыхательная система человека
Задачи:
- дать детям представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека;
- расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие);
- познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких;
- подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания
и правильного ухода за ними;
2. Что умеют наши глаза и уши
Задачи:
- обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на
основе опытов;
- тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования,
формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;
- развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный
запас, расширять кругозор;
- закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам
чувств.
Декабрь
1.Испытание магнита
Задачи:
- формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании
человеком;
- развивать у детей мышление, сообразительность;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство
коллективизма, взаимопонимание.
2.Мир бумаги
Цель: формирование у детей основ знаний и
представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи:
- развивать познавательные способности детей в процессе совместной
исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;
- формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру,
удовлетворять детскую любознательность;
- поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов;
- обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни;
- научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).
Январь
1. Как принцесса Ниточка всю семью одевала
Задачи:
- помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства ткани;
- учить подбирать ткань для одежды разных видов;
- познакомить с понятием «ателье и заказ»;
- закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага,
целлофан, их прочности и использовании в быту;
- развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов;
- активизировать словарь детей соответствующими тем словами;
- воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию.
2. Сами монтеры
Задачи:
- познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по
нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках;
- познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения
лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой;
закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности;
- развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать
собственное мнение;
- активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.
Февраль
1.Свойства дерева и металла
Задачи:
- уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.
- развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
- развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.
2.Мир камней
Задачи:
- закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях;
- упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое
Мышление;
- учить в проблемной ситуации находить правильное решение;
- развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Март
1.В мире стекла
Задачи:
- помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное,
гладкое;
- развивать любознательность;
- воспитывать бережное отношение к вещам.
2.Волшебное зеркало
Задачи:
- через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами;
- развивать познавательные способности детей;
- совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать
простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, поощрять самостоятельность суждений;
- закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.
Апрель
1.Волшебное электричество
Задачи:
- обобщать знания детей об электричестве;
- познакомить детей с причиной возникновения и проявления
статического электричества;
- закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры
безопасности;
- развивать стремление к поисково- познавательной деятельности;
- вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
2. Как работает термометр
Задачи:
- познакомить с работой термометра;
- учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать выводы, анализировать;
- формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов;
- развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение,
любознательность, наблюдательность, активизировать словарь;
- воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Май
1.Извержение вулкана
Задачи:
- познакомить детей с природным явлением – вулканом;
- формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они
представляют, а также их пользе;
- поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам
эксперимента с опорой на полученные раннее знания;
- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,
целеустремленность, настойчивость,самостоятельность
2.Катапульта
Задачи:
- продолжать приобщать к навыкам элементарной экспериментальной
деятельности;
- путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о
зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;
- содействовать развитию дивергентногомышления, способности к
умозаключениям;
-воспитывать уверенность в своих силах через создание ситуации успеха.
Литература:
1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А Детство: Примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования. –
СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:
Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в
детском саду. Человек: Сфера, 2010
5. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности
детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты
занятий. Учитель, 2011
6. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7
лет на экологической тропе. Учитель, 2011
7. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная
область "Познание". Методический комплект программы "Детство"
СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
8. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-
Пресс», 2009__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться , как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...
Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы.
Перспективный план кружка «Юный эколог» по опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы для детей старшей группы. МесяцЭксперименты, наблюдения, опытыЗадачиМатериалСен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности «Художественно – эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2017 – 2018 учебный год
Цель программы:проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей ...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А кружка «Юный исследователь» (опытно-экспериментаторская деятельность) для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями....
Программа кружка «Юный пешеход» по ПДД для среднего и старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка:Программа кружка «Юный пешеход» для среднего и старшего дошкольного возраста разработана в рамках:ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О безопасности дорожног...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...