Конспект образовательной деятельности "Вся правда о соли".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности.
Автор: Постольник Татьяна Геннадьевна, МДОАУ «Детский сад №104» г. Оренбурга.
Тема: «Вся правда о соли».
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Форма совместной деятельности: ООД.
Форма организации: подгрупповая.
Интеграция образовательных областей: познавательно –исследовательское, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Средства:
♦ Наглядные – Соль: поваренная, каменная, морская, образец аппликации.
♦ Литературные – Загадка о соли, слова физминутки.
♦ Оборудование –Баночки с солью, ложки, яйца, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки из картона (звезды), карточки.
♦Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».
Цель: Создание условий для формирования целостного мировидения ребенка.
Задачи:
♦ Обучающие задачи:
– Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о соли, как веществе.
- Дать представление детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и в жизни.
- Расширять и углублять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.
- Уточнить знания детей о значении соли в природе, в жизни человека.
- Дать понятие о декоративном использовании соли, новом способе выполнения аппликации.
♦ Развивающие задачи –
-Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
-Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
-Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
-Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
- Развивать художественно-эстетические чувства.
♦ Воспитательные задачи -
-Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
-Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
-Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
- Воспитывать аккуратность при работе с сыпучим материалом.
Ход деятельности
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап Организа- ционный. Игровой момент. Загадывание загадки. Постановка цели. | Слайд 1 Приход персонажа. Детей встречает «Ученый». - Здравствуйте, ребята! Я к вам пришла из страны «Наука-ландия» принесла с собой много знаний и экспериментов. Отгадав загадку, вы узнаете, с каким веществом мы сегодня с вами познакомимся! Загадка. Без нее, ребята, повар, просто, как без рук. И становится вся пища несъедобной вдруг, Если в ранку попадает – щиплет, испытаешь боль, Вы, конечно, догадались, ну конечно это… В случае затруднения с ответом воспитатель помогает детям. Слайд 2 - Какие вы молодцы! Да ребята, сегодня мы будем изучать с вами соль! | Встают вокруг педагога. Слушают и разгадывают загадку. Подходят к мольберту, садятся на стулья. |
ll этап основной. Поучительная беседа. Познавательное упражнение. Физминутка. Обследование предмета. Рассматривание разновидностей соли. Игровой момент. Логическое задание. Практическая деятельность. Физминутка. Продуктивная деятельность. Показ способов выполнения работы. Руководство самостоятельной деятельностью. | Беседа о применении соли по иллюстрациям. - Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали соль? Выслушать ответы детей, в случае затруднения с ответом воспитатель задает уточняющие вопросы - Для чего она нужна вам дома? Слайд 3. Жизнь человека очень тесно связана с солью. Соль жизненно необходима человеку потому, что она является главным источником натрия, Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. А соли замены нет. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушаются работа организма. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц, для костей и работы сердца. Познавательное упражнение «Выбери нужный вариант». - Как вы думаете, сколько соли можно употреблять человеку в день, чтобы она приносила только пользу? (дети выбирают из предложенных вариантов) Слайд 4. - В день человеку можно употребить не больше половины чайной ложки соли. Если употреблять соли много, она приносит вред, закупоривает сосуды, откладывается в мышах и суставах. Слайд 5. Соль мы используем как приправу для приготовления пищи. Соль помогает хранить продукты длительное время. Слайд 6. Соль имеет лечебный эффект. Её применяют в медицине: - полезны солевые ванны для кожи, суставов, - солевым раствором промывают нос при насморке, - делают солевые ингаляции при кашле, - посещение соляных комнат укрепляет здоровье, - полоскают больное горло солевым раствором, - компрессы с соленым раствором снимают боль при ушибах и зуд после укуса комаров. Слайд 7. На заводах и фабриках в промышленности соль применяют при изготовлении мыла и моющих средств, металлов, пластмассы, бумаги, стекла. Слайд 8. На улице солью посыпают скользкие дороги, и она растапливает лед. Это большая польза для избежания аварий между машинами и травм при падении. Слайд 9. Соль полезна для употребления крупным домашним и диким животным. Универсальные качества соли, позволяют широко её использовать в быту. Соль устраняет запотевание стекла, удаляет пригоревший налет с подошвы утюга, уничтожает плесень и ржавчину, сохраняет цвет одежды во время стирки. Физминутка. Слайд 10. Соль, один из важнейших минералов на земле, это кристаллы природного происхождения. (дети рассматривают камень соли) Слайд 11. В далекие времена соль считалась очень дорогим продуктом, драгоценностью, ценилась как золото. Её хранили под замком, в ларах, меняли на товары, даже на земли. Отсюда пошла народная примета: просыпал соль – к ссоре, ругани. Сейчас люди научились добывать соль, и она стала дешевым недорогим продуктом. Слайд 12. Откуда берётся соль? Источниками соли являются моря и озера. Так же соль находится в природе, в пещерах под землей. Слайд13. В Оренбургской области есть месторождение соли, добывается соль в г. Соль-Илецке на озере Баскунчак. Продаётся она во всех магазинах. Слайд 14. Есть много видов соли. Морская соль - это соль, содержащаяся в морской воде. Её используют и в пищу, и для медицинских целей. Каменная соль – это соль, добытая из горных месторождений. Она используется в промышленности. Поваренная соль - отбеленная и очищенная соль, в виде мелких кристаллов. Эксперименты. Слайд1. -Ну а чтобы нам начать эксперименты, предлагаю превратиться в маленьких исследователей! (надеваем халаты). -Но, мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории. Подойдите к мольберту, перед вами карточки изображающие, что можно делать во время эксперимента, а чего нельзя! Перед детьми карточки, изображающие действия: не кричать, не трогать без разрешения руками, будь, осторожен, слушать, смотреть, запоминать. Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам! Опыт 1: Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество. - Какого цвета соль? (белая) - Какую имеет структуру? На что похожи ее частички? (на кристаллы, кристаллическая) - Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль? (без запаха) - Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленая) - Теперь возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль? - Сыпучая не сыпучая? (сыпучая) - Давайте сделаем вывод, соль она какая? Опыт 2. Перед вами стоят стаканы с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить, что за вещество у вас в стаканах. (дети пробуют воду). - Так что вы попробовали? - Имеет ли она вкус? - Теперь давайте попробуем растворить соль в воде. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с водой, и размешаем! Смотрим, растворилась или нет! - Пробуем на вкус, какой стала вода? - А какой была? Делаем вывод. (растворяется в воде, меняет её вкус) Опыт 3. (Перед детьми в миске лежат куриные яйца, и стоят 1л банки: 4 с водой, 4 с соленным раствором). - Скажите, что вы видите перед собой? - Погружаем яйцо в банку и наблюдаем. - Что произошло? - А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло? Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная, поэтому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что на в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода при помощи соли вас держит на плаву. - Давайте подведем итог, что мы узнали о соли? -Молодцы, вы были отличными исследователями. Наша работа в лаборатории завершена. Снимают халаты. Теперь немного отдохнем. Физминутка. Продуктивная деятельность. - Ребята, любите ли вы аппликацию? - Какие материалы вы используете для создания аппликации? - Сегодня нам с вами поможет соль, чтобы выполнить аппликацию, проходите за столы, каждый выбирайте себе звезду! (Перед детьми разные заготовки звезд из картона). - Для того, чтобы выполнить аппликацию необходимо нанести клей на поверхность нашей с вами звезды, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону используя салфетку. Посмотрите, какие прекрасные звезды у нас получились! Теперь мы их сможем прикрепить на небо. (На доске заготовка из ватмана, изображающая небо). Каждый из вас сегодня открыл свою звезду знаний! | Отвечают на вопросы. Слушают рассказ педагога, рассматривают иллюстрации на экране. Выбирают из предложенных вариантов правильный. Выполняют движения по тексту физминутки. Рассматривают, ощупывают камень соли. Рассматривают виды соли. Переодеваются в «ученых». Подходят к мольберту. По знакам определяют правила поведения в лаборатории. Рассматривают образец соли в банке. Определят цвет. Нюхают, определяют запах. Берут ложку, пробуют на вкус, определяют вкус. Берут щепотку, сыплют, определяют состояние. Пробуют воду в стакане. Определяют ее вкус (пресная, безвкусная). Размешивают в воде соль, пробуют на вкус, делают вывод. Кладут яйца в стаканы. Наблюдают. Делают вывод. Подводим итоги. Снимают халаты. Выполняют движения по тексту физминутки. Отвечают на вопросы. Выбирают звезду. Запоминают порядок выполнения работы. Самостоятельно выполняют аппликацию. Прикрепляют звезды на «звездное небо». |
lll этап заключительный. Подведение итогов. Оценка деятельности детей. Рефлексия. | Рефлексия. -Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали? -Какие свойства у этого вещества? -Чем мы занимались? -Что было вам трудно? -А что было легко? -Что узнали нового? Чему научились? -Вам понравилось экспериментировать? Тогда я вам предлагаю, продолжить опыты, я оставлю вам стаканчик с соляным раствором, в него помещены веревочки. Вам нужно поставить его на окно, где часто бывает солнышко и немного подождать, и понаблюдать, что произойдет, когда вся вода испарится! Ну а мне пора в свою страну «Наука-ландию», спасибо до свидания! | Оценивают свою работу и работы сверстников. Вспоминают интересные моменты деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "По следам Соли"
Конспект образовательной деятельности "По следам Соли"...
Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»
Конспект занятия в подготовительной группе, основанный на экспериментально-исследовательской деятельности детей....
Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие "Государыня соль"
Конспект образовательной деятельности "Государыня соль"...
Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»
Соль – полезное ископаемое, природный элемент. Cоль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без с...
Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль».
Цель: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение....
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Секреты морской соли"
Конспект ОД, познавательное развитие, систематизировать представления детей о соли и ее свойствах....
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль»
Цель: расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность.Задачи: Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных пред...