Конспект НОД по ФГОС: Мир открытий «Знакомство со звуковыми волнами»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Нясимя Фатиховна Халимова

Материал представлен в помощь педагогам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_fgos_zvukovye_volny.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Конспект НОД

Тема: Мир открытий

«Знакомство со звуковыми волнами»

в старшей группе

Воспитатель

Халимова Нясимя Фатиховна

пгт Стройкерамика, 2021г

Тема «Знакомство со звуковыми волнами» (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное – развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием звук, звуковая волна.

Понимать значение его происхождения, для чего в   жизни он необходим. Продолжать развивать речь, как средство общения.

  Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

          («Речевое развитие»)

  1. Продолжать формировать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга

            Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

              («Социально-коммуникативное развитие»)

  1. Формировать умение различать звуки на слух

(«Художественно-эстетическое»)

  1. Формировать первичные представления о свойствах предметов и их звучании.

Устанавливать простейшие причинно-следственные связи

            Побуждать детей решать проблемную ситуацию, отвечать на вопросы воспитателя.

            Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные

            навыки.(«Познавательное развитие»)

  1. Побуждать к совместным действиям со взрослым и другими детьми. («Физическое развитие»)

Методы и приемы: дидактическое упражнение, дидактическая игра, игровая ситуация, физминутка, ситуативная беседа,

                                      

Материалы и оборудование: ширма, предметы за ширмой, запись «Звуки» , мяч, молоток, бумага, шумовые игрушки), (Колокольчик, металлофон, дудка, бубен,)

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка

Игровая

Игровые ситуации, м.п. игра

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, решение проблемных ситуаций, познавательно-исследовательские деятельность, дид .игра 

Коммуникативная

 словесные игры, вопросы, ситуативная беседа, чтение стихотворения

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Побуждать детей решать проблемную ситуацию

 

Проблемная ситуация «Что за ширмой»

Решают проблемную ситуацию

Воспитатель предлагает одному ребёнку подойти, к предварительно подготовленной ширме и попробовать угадать, что там находится. (при этом ничего не говорить) Затем предлагает, посмотреть за ширму и попробовать молча объяснить , что там есть. После этого потрогать и и молча объяснить что ощущает.

Спросить у детей почему мы не можем понять, что там за ширмой.

Дети вместе с воспитателем наблюдают за действием ребёнка, встают произвольно. Высказывают предположения почему ребёнок молчит.

Деятельностный этап.

Продолжать формировать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга

Формировать умение различать звуки на слух

    Прослушивание записи «Звуки»

Отвечают на вопросы воспитателя, не перебивая друг друга, выслушивают ответы, верно называют звуки предметов

 Предлагает послушать звуки, и отгадать, что услышат

Слушают запись, отвечают на вопросы, сидят на стульях

Закреплять умение слушать текст стихотворения

 

Чтение стихотворения «Что такое звук?

Сформированы умения слушать незнакомый текст

Воспитатель читает стихотворение

«Что такое звук? Скажи!

Постучи и пошурши

Покричи и позвони

Звук попробуй, догони!

Даже если подойдёшь

Очень осторожно

Не увидишь, не найдёшь

А услышать можно

Слушают стихотворение

Расширять и активизировать словарь по теме

Ситуативная беседа «Какие бывают звуки»

Подбирают и называют  существительные, глаголы

Предлагает рассмотреть предметы и назвать какие бывают звуки:

речевые, когда мы их произносим, и предметные: звуки, которые издают предметы. Также выясняют, что есть звуки, которые вызывают хорошее настроение, их слушать приятно.

А шум (скрип двери, удары молотка, раскаты грома и т. д.) вызывают неприятные ощущения для нашего слуха.

Сидят на стульях, отвечают на вопросы, выясняют, что звуки бывают разные

стакан - он стеклянный (звенит), колокольчик - металлический (звенит), бумага (шуршит), деревянная ложка (стучит) и музыкальные инструменты.

 Расширять и активизировать словарь по теме, за счёт слов существенных, прилагательных  

М.п. игра «Мы идём с тобой по кругу»

Подбирают существительные и называют  предметы

Умеют слушать звучащие предметы определять их и называть

 Воспитатель предлагает поиграть в игру «Мы идём с тобой по кругу»

Дети встают в круг, выбирается водящий, идут по кругу проговаривают слова:

Мы идем с тобой по кругу,

Улыбаемся друг другу.

В самой серединочке

Важная корзиночка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем дружно мы играть.

Ты в корзинку посмотри

И предметы назови.

Дети отворачиваются, водящий достаёт предмет из корзины и стучит по нему палочкой, дети определяют шумовые предметы (мяч, молоток, бумага, шумовые игрушки) музыкальные (Колокольчик, металлофон, дудка, бубен,)

Побуждать к совместным действиям со взрослым и другими детьми.

Упражнять устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Исследовательская деятельность «Что такое звуковая волна»

Выполняют действия совместно с воспитателем,

Устанавливают простейшие причинно-следственные связи

Воспитатель предлагает пройти в исследовательскую лабораторию и выяснить, что такое звук и звуковая волна

Что должно произойти, чтобы возникли звуки (произвести  действие, в результате возникнет

дрожание. Дрожание вызывает

колебание воздуха (звуковые волны), которое передается на ухо, в мозг и мы осознаем звук, который слышим.

Дети встают вокруг стола, наблюдают за действиями воспитателя, слушают выполняют действия. Бросают камни в таз с водой, наблюдают за появлением волн.

Выполняют действия с линейкой, расчёской извлекают звуки

Упражняться устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Игровое упражнение «Сила звука»

 Выполняют действия совместно с воспитателем,

Сформированы умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Воспитатель выясняет, как усилить звук

Отвечают на вопросы,

(на концерте артисты пользуются микрофоном, а капитаны на корабле – рупором.  

Дети берут круги и сворачивают их, что получилось – рупор, а на что похож рупор – на конус.

 Формировать умение двигаться в соответствии    с текстом;

Побуждать к звукоподражанию и совместным действиям со взрослым и другими детьми

Физминутка

Проговаривают физминутку, выполняют движения в соответствии с текстом

Воспитатель предлагает отдохнуть

 Дети проговаривают словесную физминутку

Лес ночной был полон звуков (ш-ш-ш),

кто –то выл (у-у-у),

а кто мяукал ( мяу- мяу),

 кто – то хрюкал ( хрю- хрю), кто- то топал ( тихо ш шагаем),

кто –то крыльями захлопал (

 машем руками),

кто- то ухал и кричал ( ух-ух),

и глазищами вращал ( движение глаз),

ну , а кто – то тихо, тихо тонким голосом молчал. (тс).

Побуждать к совместным действиям с другими детьми;

решать проблемную ситуацию

Решение проблемной ситуации «Что за ширмой»

Выполняют задание,
решают проблемную ситуацию. Описывают предмет

  Воспитатель предлагает вернутся к ширме заглянуть и узнать что же там, предлагает ребёнку взять предмет описать его и пошуметь им или издать звук.

Делают вывод, что о предмете можно узнать, если его описать, или услышать его звучание

Ребёнок заходит за ширму выбирает предмет и действует с ним, описывает его( это бубен, издаёт музыкальные звуки, это колокольчик, издаёт музыкальный звук и т.д.)

Шумовой оркестр

Заключительный этап.

Продолжать формировать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга

Подведение итога

Не перебивая друг друга рассказывают о деятельности, которую выполняли

По очереди рассказывают, что делали в процессе всего мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе

Занятие на тему «В гостях у солнышка»ВедущийЗдравствуйте, ручки - хлоп, хлоп, хлоп!Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!Здравствуйте, ушки - ух, ух, ух!Ушки на макушке ух, ух, ух!Здравствуй...

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи " Волшебный цветок Речецветик"

Конспект  открытого  занятия  по  звуковой  культуре  речи "Волшебный  цветок  Речецветик"...

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада. Тема: «Звук Р»

Задачи.Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.Развивать фонематический слух и внимание.Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игрыВоспит...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом".

Здесь вы найдете материал по обучению грамоте с применением "сюрпризного" момента....