Конспект НОД по ФГОС: Мир открытий «Знакомство со звуковыми волнами»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Материал представлен в помощь педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_fgos_zvukovye_volny.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Конспект НОД
Тема: Мир открытий
«Знакомство со звуковыми волнами»
в старшей группе
Воспитатель
Халимова Нясимя Фатиховна
пгт Стройкерамика, 2021г
Тема «Знакомство со звуковыми волнами» (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное – развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»
Задачи:
- Познакомить детей с понятием звук, звуковая волна.
Понимать значение его происхождения, для чего в жизни он необходим. Продолжать развивать речь, как средство общения.
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
(«Речевое развитие»)
- Продолжать формировать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
(«Социально-коммуникативное развитие»)
- Формировать умение различать звуки на слух
(«Художественно-эстетическое»)
- Формировать первичные представления о свойствах предметов и их звучании.
Устанавливать простейшие причинно-следственные связи
Побуждать детей решать проблемную ситуацию, отвечать на вопросы воспитателя.
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные
навыки.(«Познавательное развитие»)
- Побуждать к совместным действиям со взрослым и другими детьми. («Физическое развитие»)
Методы и приемы: дидактическое упражнение, дидактическая игра, игровая ситуация, физминутка, ситуативная беседа,
Материалы и оборудование: ширма, предметы за ширмой, запись «Звуки» , мяч, молоток, бумага, шумовые игрушки), (Колокольчик, металлофон, дудка, бубен,)
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка |
Игровая | Игровые ситуации, м.п. игра |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения, решение проблемных ситуаций, познавательно-исследовательские деятельность, дид .игра |
Коммуникативная | словесные игры, вопросы, ситуативная беседа, чтение стихотворения |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи ( с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный этап. | Побуждать детей решать проблемную ситуацию
| Проблемная ситуация «Что за ширмой» | Решают проблемную ситуацию | |
Воспитатель предлагает одному ребёнку подойти, к предварительно подготовленной ширме и попробовать угадать, что там находится. (при этом ничего не говорить) Затем предлагает, посмотреть за ширму и попробовать молча объяснить , что там есть. После этого потрогать и и молча объяснить что ощущает. Спросить у детей почему мы не можем понять, что там за ширмой. | Дети вместе с воспитателем наблюдают за действием ребёнка, встают произвольно. Высказывают предположения почему ребёнок молчит. | |||
Деятельностный этап. | Продолжать формировать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга Формировать умение различать звуки на слух | Прослушивание записи «Звуки» | Отвечают на вопросы воспитателя, не перебивая друг друга, выслушивают ответы, верно называют звуки предметов | |
Предлагает послушать звуки, и отгадать, что услышат | Слушают запись, отвечают на вопросы, сидят на стульях | |||
Закреплять умение слушать текст стихотворения
| Чтение стихотворения «Что такое звук? | Сформированы умения слушать незнакомый текст | ||
Воспитатель читает стихотворение «Что такое звук? Скажи! Постучи и пошурши Покричи и позвони Звук попробуй, догони! Даже если подойдёшь Очень осторожно Не увидишь, не найдёшь А услышать можно | Слушают стихотворение | |||
Расширять и активизировать словарь по теме | Ситуативная беседа «Какие бывают звуки» | Подбирают и называют существительные, глаголы | ||
Предлагает рассмотреть предметы и назвать какие бывают звуки: речевые, когда мы их произносим, и предметные: звуки, которые издают предметы. Также выясняют, что есть звуки, которые вызывают хорошее настроение, их слушать приятно. А шум (скрип двери, удары молотка, раскаты грома и т. д.) вызывают неприятные ощущения для нашего слуха. | Сидят на стульях, отвечают на вопросы, выясняют, что звуки бывают разные стакан - он стеклянный (звенит), колокольчик - металлический (звенит), бумага (шуршит), деревянная ложка (стучит) и музыкальные инструменты. | |||
Расширять и активизировать словарь по теме, за счёт слов существенных, прилагательных | М.п. игра «Мы идём с тобой по кругу» | Подбирают существительные и называют предметы Умеют слушать звучащие предметы определять их и называть | ||
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Мы идём с тобой по кругу» | Дети встают в круг, выбирается водящий, идут по кругу проговаривают слова: Мы идем с тобой по кругу, Улыбаемся друг другу. В самой серединочке Важная корзиночка Раз, два, три, четыре, пять, Будем дружно мы играть. Ты в корзинку посмотри И предметы назови. Дети отворачиваются, водящий достаёт предмет из корзины и стучит по нему палочкой, дети определяют шумовые предметы (мяч, молоток, бумага, шумовые игрушки) музыкальные (Колокольчик, металлофон, дудка, бубен,) | |||
Побуждать к совместным действиям со взрослым и другими детьми. Упражнять устанавливать простейшие причинно-следственные связи | Исследовательская деятельность «Что такое звуковая волна» | Выполняют действия совместно с воспитателем, Устанавливают простейшие причинно-следственные связи | ||
Воспитатель предлагает пройти в исследовательскую лабораторию и выяснить, что такое звук и звуковая волна Что должно произойти, чтобы возникли звуки (произвести действие, в результате возникнет дрожание. Дрожание вызывает колебание воздуха (звуковые волны), которое передается на ухо, в мозг и мы осознаем звук, который слышим. | Дети встают вокруг стола, наблюдают за действиями воспитателя, слушают выполняют действия. Бросают камни в таз с водой, наблюдают за появлением волн. Выполняют действия с линейкой, расчёской извлекают звуки | |||
Упражняться устанавливать простейшие причинно-следственные связи | Игровое упражнение «Сила звука» | Выполняют действия совместно с воспитателем, Сформированы умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи | ||
Воспитатель выясняет, как усилить звук | Отвечают на вопросы, (на концерте артисты пользуются микрофоном, а капитаны на корабле – рупором. Дети берут круги и сворачивают их, что получилось – рупор, а на что похож рупор – на конус. | |||
Формировать умение двигаться в соответствии с текстом; Побуждать к звукоподражанию и совместным действиям со взрослым и другими детьми | Физминутка | Проговаривают физминутку, выполняют движения в соответствии с текстом | ||
Воспитатель предлагает отдохнуть | Дети проговаривают словесную физминутку Лес ночной был полон звуков (ш-ш-ш), кто –то выл (у-у-у), а кто мяукал ( мяу- мяу), кто – то хрюкал ( хрю- хрю), кто- то топал ( тихо ш шагаем), кто –то крыльями захлопал ( машем руками), кто- то ухал и кричал ( ух-ух), и глазищами вращал ( движение глаз), ну , а кто – то тихо, тихо тонким голосом молчал. (тс). | |||
Побуждать к совместным действиям с другими детьми; решать проблемную ситуацию | Решение проблемной ситуации «Что за ширмой» | Выполняют задание, | ||
Воспитатель предлагает вернутся к ширме заглянуть и узнать что же там, предлагает ребёнку взять предмет описать его и пошуметь им или издать звук. Делают вывод, что о предмете можно узнать, если его описать, или услышать его звучание | Ребёнок заходит за ширму выбирает предмет и действует с ним, описывает его( это бубен, издаёт музыкальные звуки, это колокольчик, издаёт музыкальный звук и т.д.) | |||
Шумовой оркестр | ||||
Заключительный этап. | Продолжать формировать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга | Подведение итога | Не перебивая друг друга рассказывают о деятельности, которую выполняли | |
По очереди рассказывают, что делали в процессе всего мероприятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе
Занятие на тему «В гостях у солнышка»ВедущийЗдравствуйте, ручки - хлоп, хлоп, хлоп!Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!Здравствуйте, ушки - ух, ух, ух!Ушки на макушке ух, ух, ух!Здравствуй...
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи " Волшебный цветок Речецветик"
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи "Волшебный цветок Речецветик"...
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада. Тема: «Звук Р»
Задачи.Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.Развивать фонематический слух и внимание.Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игрыВоспит...
Конспект занятия в средней группе.Знакомство со звуковыми линейками.
Знакомство со звуковыми линейками....
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе
Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе...
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом".
Здесь вы найдете материал по обучению грамоте с применением "сюрпризного" момента....