Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Ермолинская Алевтина Викторовна

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_zvukovym_ryadom.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство со звуковым рядом, как подготовительный этап к звуковому анализу слова с детьми ОНР в компенсирующей группе

Ермолинская А.В.

старший воспитатель СП «Детский сад № 2»

ГБОУ ООШ № 2 г.о Октябрьск  

При первоначальном обследовании детей с ОНР обнаруживаю затруднения в выполнении задания: расположить предметы в ряд в направлении слева направо, перечислить их, выделить местонахождение определенного элемента ряда в начале, в середине или его конце, назвать признаки элемента ряда по цвету, форме и др.

В активном словаре детей с речевыми нарушениями часто не достает многих терминов (ряд, место, середина, начало, конец, слева, справа), порядковых числительных, а также слов обозначающих основные признаки предмета.

Поэтому с самого начала работы возникает серьезная необходимость усвоения детьми специальной терминологии. Это не занимает дополнительного времени, но требует особого внимания логопеда и воспитателей к содержанию занятия, к самой форме подачи учебного материала к организации детей в процессе обучения.

В доступной и интересной для детей форме на материале русской народной сказки «Репка» проходит ознакомление с понятием «Ряд» и такими его признаками, как линейность, протяженность, законченность.

На занятиях с воспитателями дети слушают сказку «Репка» и пересказывают ее, а на логопедических занятиях они на материале сказки получают разъяснения, что такое ряд и как его построить, закрепляют навыки в ориентировки на левую и правую сторону, принимают непосредственное участие в заданиях, требующих образование ряда из фигурок настольного театра.

При этом я направляю внимание детей на процесс образования ряда во времени и пространстве.

Сначала пришел тянуть репку дед и встал вначале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом. После бабки прибежала внучка и т.д.

«Все встали друг за другом по линеечке» – жестом руки я обозначаю линию, по которой выстроился ряд фигурок – «мы все видим этот ряд. Он начинается слева. Поднимите левую руку, запомните … здесь начало ряда, затем ряд продолжается до самой мышки» – жестом руки я вновь подчеркиваю протяженность ряда – «А вот в этом месте (показываю) ряд окончился. Мышка последняя. Здесь конец ряда. Дед стоит вначале ряда, мышка стоит в конце ряда, а между ними в середине, стоят бабка, внучка, жучка и кошка». Построение ряда и разъяснение его направления (налево, направо) ведется по   отношению местонахождения детей.

На занятии дети получают задание, составить ряд из любых трех персонажей сказки, например, поставить фигурки так, чтобы бабка была в начале ряда, жучка в конце, а кошка в середине.

Задание можно выполнять индивидуально и группой.

Затем дети отвечают на вопросы о местонахождении в ряду каждого героя сказки. Эти вопросы могут включать в себя и слова для ответа, например: «Разве бабка стоит в конце ряда, а не вначале его? А кто в середине ряда – кошка или жучка?»

После нескольких занятий по построению ряда из персонажей сказки «Репка» у детей вырабатываются определенные навыки, и они без затруднения составляют слева направо ряд из любых предложенных предметов: разноцветных кубиков, матрешек, мозаики и др.

Дети могут одеть шапочки героев сказки «Репка» и также составлять ряд.

Понятие «ряд» можно считать узловым, функциональным при подготовке детей звукового анализа слова. Четкие представления о ряде, его строении, местоположении его элементов служит хорошей основой для формирования понятия «Слово».

Основной элемент слова – звук. Ряд звуков образует слово. Произнося слово плавно, с параллельной демонстрацией звукоряда на линейке звуков. Я даю яркое представление о слове, как о звукоряде, его протяжённости также как на занятиях по теме «Ряд» он учит детей различать отдельные звуки в словах, выделять их вначале, в конце, в середине слова слышать последовательный ряд звуков.

После таких занятий активный словарь детей пополняется, развивается их связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Б» Возрастная группа: подготовительная группа

Конспект образовательной деятельности:«Обучение грамоте» Тема: Звуковой  анализ слова. Знакомство с буквой «Б»Возрастная группа: подготовительная группаЦель: Зна...

Конспект образовательной деятельности: «Обучение грамоте» Тема: Звуковой анализ слова. Знакомство с буквой «Д» Возрастная группа: подготовительная группа

Задачи: Воспитательные:продолжать воспитывать умение внимательно слушать взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.Развивающие:развивать зрительное и слуховое восприятие, ф...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. Тема: "Знакомство с буквой г и звуковой анализ слова град" с детьми старшего дошкольного возраста.

Обучение детей грамоте очень сложный материал для ребят, но и родители часто допускают ошибки при обучении детей буквам и чтению. Для того чтобы родители не делали грубых ошибок при обученнии грамоте ...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание: 1) закреплять умение детей делить слова на слоги; 2) учить вычленять в слове ударный слог; 3) закреплять ум

Конспект НОД по обучению грамоте  в старшей группеТема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом" Программное содержание:1) закреплять умение детей дели...