Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Плахова Елена Николаевна

Здесь вы найдете материал по обучению грамоте с применением "сюрпризного" момента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида "Росинка"

Конспект НОД по обучению грамоте

в старшей группе

Тема: Звуковой анализ слова "мама".

Знакомство с ударным слогом.

Подготовила: воспитатель Плахова Е. Н.

Дата проведения: февраль 2020 г.

Конспект НОД по обучению грамоте  в старшей группе

Тема: "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом"

Программное содержание:

1) закреплять умение детей делить слова на слоги;

2) учить вычленять в слове ударный слог;

3) закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки; указка; кукла Маша.

Раздаточный материал: : полоски  с четырьмя клеточками; красные, синие, зелёные фишки.

Ход НОД

1.Орг. момент.

Воспитатель: (Звонит в колокольчик)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг-

Слева - друг, и справа - друг

Вместе за руки возьмёмся ,

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Вот какие мы дружные и весёлые .Ребята, к нам в гости пришли воспитатели из других групп, им хотелось посмотреть, чему мы научились за этот год.

Воспитатель: Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:  Присаживайтесь на свои места.

2. Вход в деятельность.

Воспитатель: Что ж за занятие у нас сегодня?

Дети: Начала грамоты.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: На столах лежат фишки и полоски - схемы для звукового анализа слов.

Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Маша. Она рассказала мне такую интересную историю: однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. (Воспитатель показывает фишки)

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети:  Красного, синего, зелёного.

Воспитатель: Но Машенька постеснялась спросить у волшебницы, что они обозначают и для чего необходимы.

Может мы поможем девочке и объясним для чего нужны эти домики?

Дети: Да!(Рассказывают: красный - гласный звук, синий - твёрдый согласный звук, зелёный - мягкий согласный звук )

Воспитатель: Мы даже покажем игру "Назови звук"! (Воспитатель показывает красную фишку - дети называют гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; синюю фишку - дети называют твёрдые согласные звуки: р, м, л, и др.; зелёную  фишку - дети называют мягкие согласные звуки: сь, дь, вь и др.

3. Основная часть.

Воспитатель:  Ребята, а Машенька - то пришла не с пустыми руками, а с конвертом. Посмотрим, что там внутри? Загадка!(Читает)

Слово это тёплое сердце согревает,
И без слова этого жизни не бывает.
Утром, днём и вечером я твержу упрямо
Это слово вечное, ласковое — …
                                                                                 (мама)

Воспитатель: Ребята, скажите красивые слова о своей маме, какая она?

Дети: Красивая, добрая, нежная...

Воспитатель:  Я предлагаю сделать звуковой анализ слова - мама. (У доски работает один хорошо подготовленный ребёнок, остальные работают на местах)

Воспитатель: Сколько звуков в слове - мама?

Дети: Четыре звука.

Воспитатель:  Сколько гласных в этом слове?

Дети: Два гласных звука.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: Гласные звуки - а, а.

Воспитатель: Сколько слогов в слове -мама?

Дети: Два слога.

Воспитатель: Как вы узнали, что в слове мама - 2 слога?

Дети: Два гласных звука.

Воспитатель: Назовите первый слог.

Дети: Ма.

Воспитатель: Какой второй слог?

Дети: Ма.

Воспитатель: Слоги в слове мама одинаковые или разные?

Дети: Одинаковые.

Воспитатель: Послушайте, одинаково ли они произносятся - маама ?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какой слог произносится чуть протяжнее?

Дети: Первый слог "ма".

Воспитатель: Произнесите это слово так же. (Дети произносят)

Воспитатель: Послушайте, я сейчас произнесу второй слог более протяжно -мамаа.

Воспитатель: Правильно я сказала слово -мама ?

Дети: Нет.

Воспитатель: Верно, так не говорят. Правильно - маама.

Воспитатель: Слог, который произносится чуть протяжнее , который "заметнее" в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком.

Есть даже стихотворение об ударении:

Ударный слог,

Ударный слог -

Он назван так недаром...

Эй, невидимка - молоток.

Отметь его ударом!

И молоток - стучит, стучит,

И -  чётко речь моя звучит!

4. Динамическая пауза.

Воспитатель:  А сейчас немножко отдохнём, вышли из-за столов.

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку.

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,
Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись.

Воспитатель: Ребята, садимся на свои места.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть в прятки?

Дети: Да.

Воспитатель: В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки. Это короткие слова, они прячутся в более длинных словах. Для того, чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги.

Я предлагаю вам поиграть в игру "Поищи слово".

Например, давайте найдём слово, которое спряталось в слове"песок".(Дети делят слово на слоги: пе - сок.)

Воспитатель: Какое же слово спряталось?

Дети: Сок. 

Слова для игры: Рыбак, фасоль, Борис, кулак, пирог, король.

5. Открытый выход из деятельности.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня занятие?

Чем мы сегодня занимались?

Кто к нам приходил в гости?

Дети: Кукла Маша.

Воспитатель:  А в слове Маша сколько слогов?

Дети: Два слога.

Воспитатель: Позовите Машу.

Дети: Мааша.

Воспитатель: Как же называется слог, который произносим более протяжно?

Дети: Ударный.

Воспитатель: Какой же ударный слог в слове Маша?

Дети: Ма.

Воспитатель: Давайте Маше скажем до свидания! Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуковой анализ слова

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Звуковой анализ слова» Задачи: освоение звукового анализа слов;знакомство со смыслоразличительной функцией звука;совершенств...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)

Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...

Конспект занятия по Обучению грамоте в старшей группе На тему: «Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.»

Задачи: Образовательные:·         Познакомить с гласной буквой Я, которая дает мягкость согласным.·...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Автоматизация звука ш в слогах, словах и предложениях.»

Данный конспект разработан для учителей-логопедов коррекционных групп для детей старшего дошкольного возраста, целью , которого является автоматизация звука  {ш} в слогах, словах и предложениях в...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе детского сада. Тема: «Звуковой анализ слова «Роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков».

На занятии дети знакомятся со слогообразующей ролью гласных звуков; способность различать на слух мягкие и твердые звуки в словах, произносить эти звуки изолированно...