Конспект НОД Поход в зимний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузикова Елена Константиновна

Конспект НОД для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности с целью обобщения знаний о жизни растений и животных зимнего леса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pohod_v_zimniy_les.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект НОД занятия

по познавательному развитию

на тему: «Поход в зимний лес»

в группе компенсирующей

направленности детей 6 -7 лет

Составитель:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад

комбинированного

вида №18»

Кузикова Е.К.

        Программные задачи

        

        Образовательные:

  • Углубить представления детей о характерных признаках зимы.
  • Обобщить знания детей о жизни растений и животных зимнего леса.
  • Способствовать развитию познавательной активности.

Развивающие:

  • Развивать умение детей связно, логично высказывать свои мысли.
  • Расширить и активизировать словарь детей через игровые задания.
  • Содействовать развитию психических процессов: памяти, воображению, мышлению.
  • Развивать эмоциональную сферу дошкольников.

Воспитательные:

  • Воспитать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному.
  • Формировать коммуникативные качества.
  • Воспитать доброжелательное отношение друг к другу; групповую сплоченность.

        Оборудование

        Макет леса, рюкзаки у детей, модели следов лесных животных, льдинки-липучки, цветные нитки в конвертах на каждого ребенка, письмо Мороза, аудиозапись голосов птиц, магнитофон, бинокли, кормушка с моделями птиц, листы бумаги на каждого ребенка, фломастеры, картинки с изображением спрятанных животных в зимнем лесу.

        

        Словарная работа

        Лесник, турист, поход, переполох, стрекочет.

        Предварительная работа

  • Знакомство с пословицами и поговорками о природе.
  • Дидактическая игра: «Кто где живет?», «Угадай, чей след?», «Птицы на кормушке»
  • Разучивание коррекционной гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, речёвок.
  • Прослушивание голосов птиц в аудиозаписи.
  • Рассматривание картин о животных в разное время года; репродукций картин великих художников.
  • Чтение художественных произведений.

        

        Ребята, сегодня чудесный зимний день. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем «доброго утра!»  А утро действительно доброе. Но мне немножко грустно. Знаете, почему? Остались последние зимние денечки. А я так люблю зиму! А вы? Скажите мне, за что вы любите зиму? Я посмотрела в окошко и вспомнила рынок из стихотворения А.С. Пушкина:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит!

        И мне так захотелось побывать в зимнем лесу! Нам так не хватает в городе свежего воздуха. А ведь лес - лекарь всего живого на нашей планете! Вы хотите побывать в зимнем лесу вместе со мной? Я предлагаю вам не просто пойти в лес, а организовать поход. Но сначала отгадайте загадку:

Кто такие: тут и там

Ходят люди по лесам,

С рюкзаками за плечами

Нет в глазах у них печали?

        Скажите, пожалуйста, какими качествами должны обладать туристы? (Смелостью, находчивостью, ловкостью, сообразительностью, выдержкой, взаимовыручкой). Что же мы можем взять в поход? (Компас, видеокамеру, фотоаппарат, бинокль, кружку, нитки, альбом и карандаши). А ещё что?

Характер веселый

И рюкзак нетяжелый!

        Ребята, лесу очень много снега. Кто мне скажет, какой сейчас может быть снег? (Рыхлый, плотный, серый, скрипучий, сверкающий, серебристый). Значит, в поход мы отправимся на чем? Да, на лыжах! Берите рюкзаки, становимся на лыжню и вперед!

В зимний лес идут туристы

Быстро, быстро.

(Идем друг за другом)

Мы в гору пойдем с вами

(Идем приставным шагом боком)

Обогнем теперь и яму.

(Повороты влево-вправо коленями)

Ветки здесь растут так близко,

Мы пойдем друг к другу близко.

(Идем в полуприседе)

Ты, дружок, не торопись,

Иди шагом, отдышись!

(Делаем вдох - выдох).

        Ну, вот мы и дошли до леса. А он такой большой! Как бы нам не заблудиться! Кто из вас знает, как можно ориентироваться в лесу? (По зарубкам лесника на деревьях, по следу лыж лесника, по компасу, по звездам ночью). У меня с собой есть компас и сейчас я проверю, умеете ли вы по нему ориентироваться.

        Игра на определение сторон компаса.

        Ребята, Какие правила поведения в лесу вы знаете?

1.        Ветки на деревьях не ломать!

2.        Птиц и зверей не обижать!

3.        Мусор после себя не оставлять!

4.        Громко не кричать!

5.        Близко к норам не подходить!

6.        В дупла белок не заглядывать!

          Пословицы и поговорки о лесе и о природе можете вспомнить?

1.        Лес - богатство и краса, береги наши леса!

2.        Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу!

3.        Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

4.        Кто природу губит, тот свой край не любит!

        

        А мы продолжим с вами наш путь. Вместе по лесу идем, не спешим и не отстаем.

        Гимнастика для глаз.

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа - березка в шубке стоит,

Слева - елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю тихо ложатся.

        Ребята, какие деревья растут в лесу? Кто их сажает здесь? А кто ещё помогает появляться лесам? Как сейчас различить деревья друг от друга? Какие бывают леса? Молодцы, дети! Я вижу под сосной какие-то льдинки. Они такие необычные, такие красивые! А рядом записка: «Хочу, чтобы мои льдинки превратились в зимние картинки. Мороз». Только чем же нам их украсить? У меня в рюкзаке есть нитки разноцветные. Они и помогут превратить льдинки в зимние картинки. Но сначала давайте согреем наши руки.

        Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»

Мы погреемся немножко и подуем на ладошки.

(Дуем на ладони)

Вот помощники мои, их как хочешь поверни:

(Смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(Потираем руками.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

(Встряхиваем кистями.)

Постучали,

(Стучим кулачками друг о друга)

Повертели

(Круговые вращения кистью.)

И работать захотели.

        Давайте присядем на бревнышко или пенёчки и приступим к работе. (Дети на льдинках рисуют цветными нитками деревья, снежинки, снеговика, зайчика и др.)

        Положим их снова под сосну, ребята. Морозу будет приятно.

        Речёвка:

Снова в путь пора, дорогая детвора!

Кто шагает с рюкзаком?

Мы, туристы!

Кто со скукой не знаком?

Мы, туристы!

Наш девиз:

Всегда вперед, пусть никто не отстает!

        Ребята, я вижу впереди знак. (Знак - птицы на кормушке). Что это может означать? Да, это настоящая лесная птичья столовая! Каких птиц можно встретить сейчас в лесу? (Снегиря, синицу, клеста, свиристель, щегла) Какие это птицы? (Зимующие). Посмотрите на кормушку и скажите мне, как отличить воробья от синички? Клеста от снегиря? Дятла от сороки? Чем питаются птицы в лесу зимой? Давайте и мы повесим свою кормушку в лесу! Берите у меня коробочки с кормом для птиц и насыпьте в кормушки.

        Слышно стрекотание сороки. (Запись)

        Ребята, слышите, в лесу какой-то переполох. Кто это так волнуется? А ведь сорока своим стрекотанием предупреждает человека об опасности.         Слышен стук дятла. (Запись)

        А это кто стучит? Как его называют люди? А почему? Знаете, дятел тоже нам что-то простучал. Посмотрите внимательнее вокруг! (Дети видят знак: «Опасно! Дикие животные!»)

        А ведь сорока и дятел предупредили нас о том, что неподалеку находятся дикие звери. Смотрите, сколько они оставили следов! Давайте попробуем определить, кто из лесных обитателей оставил свой след. (Дети определяют животное по следу и дают объяснение чей это след: зайца, лисы, волка, кабана, белки, а также вороны.)

        Ребята, встреча с дикими животными может быть опасна! Я предлагаю вам сфотографировать понравившиеся сюжеты зимнего леса, а также снять на видеокамеру. У меня тоже с собой есть фотоаппарат, называется «Полароид». Он выдает фото сразу. Станьте паровозиком и помогите друг другу достать фотоаппараты. (Дети в разных позах фотографируют).

        Почему-то у меня сегодня фотографии не очень четкие. Может вы, ребята, сможете разглядеть, кого я успела сфотографировать. (Раздаю карточки и фломастеры. Оказывается, это зайцы прячутся за деревьями! И сколько же их? Я довольна этими фотографиями и оставлю их на память о нашем походе. Ребята, а следы каких животных в лесу мы с вами сегодня не увидели? (Ежа, медведя, крота, барсука, хомяка) Где они сейчас?

        Ну что, продолжим наш путь?

Вновь под ветками прошли,

В чащу леса мы зашли.

А в лесу среди стволов

Бурей свалено бревно!

        Устали? А не устроить ли нам привал? У меня для вас есть термос с горячим чаем. Присаживайтесь на бревно. Доставайте кружки. (Пьем чай)

        Отдохнули? Что же нас ждет впереди? (Смотрю в бинокль). А впереди я вижу дом лесника. Вот мы и дошли до него.

        Выходит лесник (логопед группы):

        «Снимайте лыжи, ребята. Заходите в мой дом, гостями будете. Присаживайтесь, пожалуйста. Понравилось вам в лесу? Ребята, а вы, когда в поход собирались, интересовались, какая будет погода? Вдруг метель или сильный мороз в пути застанут? Что тогда? Ведь вы в городе можете погоду узнать по радио, по телевизору, через Интернет. А хотите я научу вас, как определять погоду по явлениям природы? Слушайте внимательно. Утром выхожу я на улицу и вижу, если небо чистое, ясное - день будет прекрасный. А если небо серое, идет снег и воет ветер - к вечеру разыграется метель. Когда затапливаю печь и дым идет из трубы вверх столбом, будет сильный мороз. Если на деревьях много птиц, и они громко кричат - к морозу; а если поджимают лапы и долго не могут стоять на снегу - к стуже. Если ель свои ветви расправила и держит их ровно - погода будет ясная, а если ветви опустила вниз - к пасмурной погоде. Выходя на крыльцо, вижу сосульки и с них капель - к потеплению. Погода будет ясной, а вот снег в лесу рыхлый! Значит надо взять маленькие лыжи - снегоступы. Если днем было тепло, а к вечеру мороз, то деревья покрываются инеем. Как красив лес в инее! Ну что, запомнили, что я вам рассказал? А теперь попробуйте это изобразить, чтобы отнести другим ребятам в детский сад. (Дети делают зарисовки фломастерами.)

        Вы прекрасно справились с моим заданием, ребята! Вы такие молодцы! В подарок я хочу преподнести вам дары леса. Здесь орехи, мед, плоды шиповника, цветки липы, ароматные целебные травы.

        Спасибо, Вам, большое! А нам пора возвращаться в детский сад, ребята! Становимся на лыжи и домой.

Ехали, ехали, ехали, ехали

Снова в детский сад приехали.

        Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты прогулки-похода с детьми 4-7 лет с учетом сезонов

Формирование основ экологического воспитания...

Конспект туристического похода: "Здоровье дает нам природа!"

Ознакомсление детей с основами безопасного поведения на природе....

Конспект туристического похода с детьми 5-7 лет

Туристический поход по территорий детского сада....

Конспект туристического похода

туристически поход с детьми старшей группы...

Сценарий совместного мероприятия "Поход в зимний лес"

Сценарий совместного мероприятия "Поход в зимний лес"...

Туристический поход в зимний лесопарк совместно с родителями (подготовительная группа)

Цель: формирование детско-взрослого сообщества.Задачи: укрепление здоровья детей; воспитание чувства коллективизма, товарищества; развитие у детей силы воли, выносливости; закрепление знаний детей о з...

Конспект туристического похода «Путешествие по зимнему лесу» с детьми старшей группы

Цель: Оздоровление организма детей во время пешеходной прогулки, приобретение навыков ориентировки в пространстве на местности. Создание атмосферы доброжелательности у детей в период похода. Воспитыва...