Конспекты прогулки-похода с детьми 4-7 лет с учетом сезонов
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Екатерина Владимировна Ч.

Формирование основ экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_peshiy_pohod-progulka.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon peshiy_pohod.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ПРОГУЛКИ - ПОХОДА

ЛЕТОМ

« ТАЙНЫ

ВОДОЁМА»

ОБЩЕЕ РАССТОЯНИЕ 2км

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 1,5 ЧАСА

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Задачи:

1. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «водоем».

2. Формирование умения правильно вести себя у водоема.

3. Сформировать у детей представление о водоеме как о сообществе различных растений и животных.

4. Обобщать представления об экосистеме «водоем». Поощрять осознанное заботливое отношение к природе и соответствующее поведение у водоема. Формировать основы экологического сознания.

Методические приемы:

1. Напоминание правил поведения и их обоснование.

2. Индивидуальные наблюдения детей за животными в водоеме и рассказ о них. Загадки о животных, насекомых и растениях.

3. Решение познавательной задачи: нужны ли водоему насекомые?

4. Сбор водных растений для последующей пересадки в аквариум.

5. Запись голосов водоема на аудиокассету.

6. Фотографирование отдельных обитателей и в целом панорамы реки, водоема.

7. Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему.

8. Составление картотеки загадок и поговорок о реке, водоеме.

9. Коллективное рисование «Наш водоем». Придумывание экологических сказок о водоеме.

10. Создание макета «водоем».

11. Обобщающая беседа «Как живет водоем?»

12. Знакомство с произведениями живописи (в подлиннике либо в репродукциях) и внимательное их рассматривание, прослушивание музыкальных пьес, песен и т.д.

Движения:

Ходьба широким и мелким шагом в разных направлениях, спиной вперед, приставным, след в след, бег в разном темпе, прыжки на двух ногах, на месте, с продвижением вперед,  подлезание, перепрыгивание, метание вдаль по ориентирам.

Материалы:

Сачки водные, тазики для воды, пластмассовые бутылки, коробочки для сбора песка и камней, ведерки для поимки обитателей водоема.

Природа:

Погода, небо, солнце, река (водоем) летом, цвет воды, песка, окружающих деревьев, состояние трав, летнее цветение, насекомые, птицы, земноводные.

I. ПЕРЕХОД К МЕСТУ СТОЯНКИ

Перед выходом на прогулку детям сообщается: мы увидим много нового и интересного, нас ожидают веселые игры и приключения.

Повторить с детьми ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ У ВОДОЕМА:

не шуметь, не брать в руки жуков, не рвать растения, не толкаться, не ловить стрекоз и бабочек, не оставлять после себя мусор, не разводить костры под деревьями, не разорять муравейники и гнезда птиц, не брать домой детенышей зверей, стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

Знакомство со знаком «Нельзя загрязнять водоем» (изображение бутылки в реке перечеркнутое красной линией). Почему нужно охранять водоемы?

Проводится беседа о погоде, солнце, небе, ветре, признаках текущего времени года.

Во время перехода используются различные виды ходьбы и построения с участка по парам, в свободном построении по частному сектору, на узкой тропинке - в колонне, с горки - легкий бег.

500 м. различные виды ходьбы, 15-20 метров прыжки на 1 ноге на двух ногах, на месте в высоту, с места в длину. Кратковременный отдых у ветвистого дерева, в это время воспитатель обращает внимание детей на цвет травы, просит дотянуться рукой до нижних веток дерева, рассмотреть крону дерева через густую листву. Следующие 300 метров используется ходьба с подлезанием и перепрыгиванием «препятствий» (корни, канавки, камни).

Воспитатель обращает внимание детей на природу, лесную тишину, призывает детей послушать ее с закрытыми глазами.

Возле наиболее примечательных экологических объектов делаются небольшие стоянки.

Первым на пути встречается муравейник.

МУРАВЕЙНИК

Всем известно, что муравей - санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит лес - здоровый. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом - кто соломинку тащит, которая больше самого муравья в несколько раз, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей - труженик, муравей - защитник леса. Вот почему муравьев следует охранять.

Погляди на молодцов -

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не сможет… муравей

АПТЕКА АЙБОЛИТА

На лужайке вдоль тропинки можно найти лекарственные растения. По краям много подорожников. На незаросших высокой травой местах можно найти мать-и-мачеху. На лужайке можно найти пастушью сумку. А уж крапиву и лопух искать не надо.

ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА

Здесь можно остановиться и услышать щебет лесных птиц. Доставит удовольствие наблюдение за поведением сороки. Это очень чуткая и осторожная птица. При малейшей опасности своим трескучим криком предупреждает всех в лесу.

II. НА МЕСТЕ

На месте стоянки натягивается тент. Воспитатель просит детей подойти к водоему и понаблюдать самостоятельно за растениями и его обитателями. Затем проводится беседа.

ВОПРОСЫ О ВОДОЕМЕ:

Название водоема, где находится исток, устье, куда впадает, по какой местности течет (холмистой, плоской, лесистой, заболоченной), какие берега (высокие, низкие, песчаные, глинистые), какое течение - быстрое, медленное, как используется?

Обращается внимание на представителей флоры - кувшинка, кубышка, аир, ряска, осока, камыш, рогоз, элодея (водяная зараза), роголистник, валлиснерия, энотера, рдесты, стрелолист; фауны водоема водомерка, жук-плавунец, пиявки, улитки (катушка, прудовик), личинки стрекоз, рыбы: окуни, караси, плотва, пескари; двустворчатые моллюски. Вода необходима для размножения и развития многим животным и растениям. Условия среды изменяют строение и форму тела животных, живущих в воде (у рыб продолговатое тело, есть хвост, плавники, с помощью которых они плавают; у лягушек - задние ноги длинные с перепонками, с их помощью они «отталкиваясь», перемещаются по воде; у водомерки - специальное строение лапок, позволяющее быстро «бегать» по поверхности воды).

Решение познавательной задачи: нужны ли водоему насекомые?

Рассматривание песка на берегу через лупу. Какой он? Предложить детям собрать немного песка, камней, чтобы взять с собой (в аквариум, для птиц); измерить скорость течения воды в реке - пустить соломинку и понаблюдать, как быстро она станет удаляться; с помощью термометра измерить температуру воды у берега и на глубине, показания сравнить; бросить в воду тяжелый камень и легкий, сравнить звук всплеска. Дети садятся на берегу и слушают голоса водоема с закрытыми глазами. В это время ведется аудиозапись звуков природы.

Чем отличается река летом от реки весной? Летом река красивая - вода голубая, прозрачная, теплая, блестит на солнце, в воде много рыбы, мальков - они плещутся в воде, по поверхности воды передвигаются водомерки, будто хотят измерить ее. Цветет кубышка желтая, над ней летают стрекозы, бабочки, берега пестреют цветами.

Чем вам нравится река летом? В чем сходство и отличие реки от пруда? Какие насекомые, рыбы, растения, которых мы видели, приспособились к жизни в воде и около нее? У рыб обтекаемая форма тела, плавники; лягушки - живут и в воде и на суше, но потомство выращивают в воде.

Как будут себя чувствовать обитатели водоема, если он загрязнен?

Внимание детей привлекают яркие зеленые лягушки и черные, быстрые головастики. С помощью сачка ловится по одному из названных представителей. Дети рассматривают их, а воспитатель сообщает.

ЛЯГУШКИ

Лягушки - это корм для других животных. Ими питаются такие рыбы, как сом, щука. Не будь лягушек, нечем было бы питаться этим рыбам. Что есть у лягушки? Какая у нее кожа? Какой длины задние и передние ноги? Чем интересен язык лягушки (липкий, длинный). Какие у лягушки глаза? Рот? Какого цвета кожа? Лягушки откладывают весной яйца в воду. Они похожи ан маленькие шарики, их называют «лягушачьей икрой». Через две недели из икры появляются головастики и дышат жабрами, как рыбы. Головастики питаются подводными растениями, которые болеют, и этим очищают воду в водоеме.  Через некоторое время у хвоста появляются два бугорка, которые затем превращаются в задние лапки, потом отрастают передние ноги, а хвост укорачивается, потом исчезает. Маленькие лягушата могут выпрыгивать из воды и уже сами охотятся за насекомыми.

Почему лягушки могут жить  только вблизи водоемов?

Могут ли страдать лягушки от загрязнения воды?

Чем питаются головастики?

Почему они так называются?

Кто питается головастиками?

Кто питается лягушками?

После наблюдения лягушка и головастик отпускаются, воспитатель организует игры различной физической активности.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»

Дети метают гладыши (маленькие плоские камни) в обозначенную цель в водоеме.

«НАЗОВИ 3 ПРЕДМЕТА»

Предлагается придумать 3 названия ягод, хвойных и лиственных деревьев, насекомых, птиц, животных и т.д., кто больше назовет, тот выиграл.

«К НАЗВАННОМУ ДЕРЕВУ БЕГИ»

Игра проводится на полянке возле деревьев. «Раз, два три, к названному дереву беги!»

«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Воспитатель или ребенок-ведущий описывает задуманное растение, играющие отгадывают, задавая наводящие вопросы.

«ПУТАНИЦА»

Найти вершки и корешки растений.

«КАКОЙ ЛИСТОК?»

Образование имен прилагательных от существительных. Лист березы - березовый.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Воспитатель помещает в мешочек различные предметы (овощи, фрукты, игрушки). Ребенок на ощупь отгадывает, что находится у него в руке.

«НЕ ЗАМОЧИ НОГИ»

Детям предлагается пройти по коряге, при этом дается указание идти, не соступая с нее на землю.

«РЕЧНАЯ ФИГУРА»

Проводится по типу «Морской фигуры»

«АИСТЫ И ЛЯГУШКИ»

Дети делятся на две команды. Аисты прыгают на одной ноге, пытаясь запятнать лягушек. Если лягушка встала на одну ногу - ее пятнать нельзя. Запятнанный ребенок становится аистом.

Детям предлагается побегать по берегу, походить по воде.    

Читается стихотворение  Г. Ладонщикова

«КТО БЫСТРЕЕ»

Видишь - семеро ребят

На лужайке встали в ряд.

Все готовы вдоль реки

Побежать вперегонки.

Если быстро бегать можешь,

Становись к ребятам тоже,

А не можешь - посмотри…

Кто быстрее? Раз, два, три!

Никуда не побегу -

Отдохну на берегу.

Тут тростник стоит высокий,

Рыба плещется в осоке,

Мотыльков веселый рой

Звонко вьется над травой,

И кузнечик маленький

Бьет по наковаленке.

Хорошо на берегу -

Никуда не побегу!

ЗАГАДКИ:

Охраняю я природу,

Санитар озер, болот.

Застоявшуюся воду

Очищаю каждый год ряска

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а над цветами летает бабочка

У болотной мягкой кочки,

под зелененьким листочком,

притаилась попрыгушка,

пучеглазая… лягушка 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик стрекоза

Плещет в речке чистой

Спинкой серебристой рыба

Глаза на рогах,

А домик на спине улитка

Из нее льется, в нее льется,

сама по земле вьется река

Рос шар бел, ветер дунул,

шар улетел одуванчик

Полюбуйтесь еще разок как красива река летом. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придете в детский сад, нарисуйте реку. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на реке.

Перед уходом собираются обитатели водоема и гербарий для уголка природы в детском саду.

III. ОБРАТНЫЙ ПУТЬ

Обратный путь преодолевается короткой дорогой. Воспитатель проводит работу над закреплением полученных знаний у детей.

Предлагаются проблемные ситуации, задачи-шутки, загадки:

- что было бы если бы было жаркое и сухое лето и водоем высох?

- что было бы если бы на муравейник упало большое дерево?

- чем отличается вода в морях, океанах, озерах и реках?

- зачем человеку нужна вода?

- придумать рифму к слову «лягушка» (квакушка, попрыгушка, поскакушка, мухоловушка, зеленушка)

- что было бы если бы все время шел дождь?

- что было бы если бы лягушки были размером с кошку?

- что между берегом И рекой?

- в воде родится, а воды боится (соль)

Последующая работа:

Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему - Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок», «В подводном лесу»; Осипов К. «В воде и у воды»; Дмитриев Ю. «Почему утонул плавунец?»; сказка шорцев «Два ручья».

Составление картотеки загадок и поговорок о реке, водоеме.

Коллективное рисование «Наш водоем». Придумывание экологических сказок о водоеме.

Создание макета «водоем».

Обобщающая беседа «Как живет водоем?»

Знакомство с произведениями живописи (в подлиннике либо в репродукциях)  и внимательное их рассматривание, прослушивание музыкальных пьес, песен и т.д.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Рыбки весело резвились

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся-разожмутся,

То зароются в песке.

Вот с насиженной гнилушки

В воду прыгнули лягушки,

Будут квакать ква-ке-ке,

Будет дождик на реке.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ПРОГУЛКИ - ПОХОДА

ЛЕТОМ

«ПРАЗДНИК НЕПТУНА»

(активный отдых )

ОБЩЕЕ РАССТОЯНИЕ 2,5км

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 2,5 ЧАСА

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Создать веселое настроение у детей и их родителей.

2. Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции.

3. Воспитывать волевые качества в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах.

Методические приемы:

объяснения, пояснения, указания, подача команд, словесные инструкции, проведение упражнений в соревновательной форме.

Движения:

Ходьба и бег с высоким подниманием колен, широким и приставным шагом; прыжки с продвижением вперед, бег с ускорением, врассыпную.

Материалы:

Рюкзаки, шест, флаг, удочки с магнитами, рыбки, веревки, пластмассовые бутылки, 2 ведра.

I. К МЕСТУ СТОЯНКИ

До выхода на улицу детям объявляют, что сегодня они отправляются в поход. Напоминаются правила поведения за пределами детского сада.

Дети выходят на площадку.

Выбегает Черт. Здоровается с детьми.

- Ой, ребята, что случилось, что случилось! Царь Нептун опечален. уж сколько лет он ждет гостей, а их все нет. Скучает царь! Шлет он вам поклон и зовет к себе в гости. Вы согласны отправиться в царство Нептуна?

Дети строятся парами и выходят из детского сада.

По пути дети идут широким и приставным шагом, выполняют ходьбу и бег с высоким подниманием колен; по извилистой дорожке бег в колонне по 1.

По пути дети совершают кратковременные остановки, на которых они рассматривают окружающие их объекты, природу, наблюдают за насекомыми, птицами.

II. НА МЕСТЕ СТОЯНКИ

На берегу реки

(Стоит шест, на котором развевается пиратский флаг).

Голос: Внимание! Внимание! Территория захвачена пиратами! Спасайтесь!

Ведущий: (к шесту прикреплен конверт). Ребята, здесь кто-то оставил послание. Может это для нас. Давайте прочтем.

«Мы веселые пираты, грабители морей, рек, озер. Владения царя Нептуна захвачены. Царь в плену. Вам нас не одолеть, хи, хи, хи» (к письму прилагается карта). Детям предлагается отправиться на поиски царя.

Станция 2

Остров «Спортивный»

1 эстаф. «Рыбаки и рыбки»

Добежать до емкости с водой, достать рыбку из воды, вернуться назад.

2 эстаф. «Водоносы»

Бег до препятствия с наполненным водой ведром, оббежать его и вернуться обратно.

3 эстаф.

«Здравствуй Водяной»

Добежать до емкости с водой, ударить ладонью по воде и вернуться назад.

Станция 3

Бухта разбойников

Выбегают разбойники:

Мы веселые ребята,

Нам простору маловато!

И боится нас не зря

Свита грозного царя.

Прост весьма приемчик наш -

Всех берем на абордаж.

Игра «Сети»

Разбойники берутся за концы веревки и ловят детей, касаясь их руками. Пойманные дети держатся за веревку одной рукой и помогают ловить других детей.

Игра «Волшебные фонтанчики»

Дети и Разбойники обливают друг друга водой, используя пластмассовые бутылки. В конце игры Разбойники разбегаются.

Станция 4

Город Нептун

Выходит царь Нептун.

Я спешил, торопился приплыть поскорей…

Вас приветствует, люди, Владыка морей!

И на берег взошла моя дружная рать,

Чтоб на Вас поглядеть и себя показать.

Я покажу вам свои владения. Дети рассматривают растения прибрежной зоны. Нептун рассказывает об этом, какие рыбы плавают в этой реке. Наблюдение за летающими вокруг птицами, бабочками.

Детям предлагается послушать звуки на реке: крик птиц, шелест трав, всплеск воды.

Станция 5

Остров «Дружба»

Дети со взрослыми садятся вокруг Нептуна и поют песню «Верный друг»:

Ветер зовет за собой облака

Вдаль! Вдаль! Вдаль!

Если ты друга не встретил пока,

Жаль! Жаль! Жаль!

Припев:

Мир похож на цветной луг, (2 хлопка)

Если рядом с тобой друг (2 хлопка)

Друга взять не забудь в путь, (2 хлопка)

Другом верным всегда будь!

Праздник не зря собирает друзей

В круг! В круг! В круг!

Сделает хмурый денек веселей

Друг! Друг! Друг!

Припев.

Друг для тебя одолеть сто преград

Рад1 Рад! Рад!

С другом любая беда - не беда,

Да! Да! Да!

Припев.

Нептун:

Нам пора в обратный путь

Сойдемся в дружеском кругу

Вновь через год - я верю в это!

До новых встреч на берегу!

До будущего лета.

Возвращение детей в детский сад.

III. КОРОТКАЯ ДОРОГА ОБРАТНО

Детям предлагается игра «Фантазия и движения»:

«Чайки ходят по песку», «Чайки летят к морю», «Летит пчела», «В уши попала вода» (дети мимикой и жестами изображают).

КОНСПЕКТ

ПРОГУЛКИ - ПОХОДА

в теплицы

Коммунального унитарного сельскохозяйственного тепличного предприятия

«ВЕСНА»

«ЦВЕТЫ ЗИМОЙ»

ОБЩЕЕ РАССТОЯНИЕ 2км

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 2 ЧАСА

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Познакомить детей с выращиванием цветов в теплицах зимой, с трудом цветовода.

2. Воспитывать интерес к этому виду труда и интерес к выращиванию растений.

3. Обогатить словарь новыми словами, связанными с трудом цветовода.

4. Расширять знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений.

5. Воспитывать желание принять посильное участие в труде.

Методические приемы:

- наблюдение;

- решение познавательных задач;

- использование художественного слова;

- обобщающая беседа;

- составление коллективного рассказа.

Движения:

Ходьба в колонне парами и по одному, ходьба и бег в разном темпе, построение, прыжки, повороты, наклоны.

Природа:

Условия, необходимые для роста растений в теплице.

Уход за растениями.

I. ПЕРЕХОД К МЕСТУ

Перед выходом на прогулку, воспитатель предлагает детям отправиться в удивительное путешествие, во время которого дети увидят много интересного, их ожидают веселые игры. Воспитатель проверяет одежду, обувь детей, напоминает о правилах поведения на маршруте. Педагог интересуется у детей, какая сейчас пора года, подводит детей к клумбам, спрашивает, почему зимой не растут цветы, рассказывает о значении снежного покрова для растений. Спрашивает, возможно ли, зимой увидеть красивые цветущие растения, живые яркие цветы и предлагает совершить экскурсию в тепличное предприятие «Весна». Маршрут выбирается по тихим улицам, где много заснеженных деревьев, бросается в глаза белизна пейзажа, отсутствие ярких красок в природе. Дети идут парами в колонне в среднем темпе, пересекают проезжую часть. По дороге закрепляются правила безопасного поведения на улице. Проходя через сквер детям можно предложить запомнить самое интересное и необычное, организуются  различные виды движений в зависимости от ширины и проторенности дорожки. Змейкой дети идут между деревьями и кустарниками, в приседе и полуприседе под ветками деревьев, подпрыгивают до веток деревьев вверх. На заснеженных участках идут «след в след» широким шагом, проводится игра.

«Что такое?»

Поочередно называются предмет и одно из его свойств (небо голубое, тропинка узкая). Кто не сможет назвать выбывает из игры.

II. НА МЕСТЕ СТОЯНКИ

Дети заходят на территорию тепличного предприятия. При осмотре теплицы воспитатель задает детям вопросы: «Почему в теплице светло? (стены и потолок стеклянные, много электрических ламп горит даже днем). Почему в теплице тепло? (обогревается с помощью паровых труб). Какие растения растут в теплице?»

Воспитатель рассказывает, что люди выращивающие цветы в теплицах называются цветоводы.

Экскурсию по теплице проводит бригадир цветоводов. Он показывает детям, как перекапывают землю, разбивают грядки, сеют семена и кустики рассады. Дети вспоминают условия, необходимые для роста и развития растений. Названия частей растений (корень, стебель, лист, бутон, цветок).

Пальчиковая игра «Цветок - бутон»

«Появился из земли маленький росток (сложить вместе две ладони)

Рос он, рос, и на нем появились листочки (прижать руки одна к другой в области запястья, а ладони развести в стороны, пальцы при этом не растопыривать)

Все больше и больше становилось растение

И вот на нем появились бутоны… (сложить вместе две скрещенные руки)

А из бутонов распустились яркие, большие цветы» (прижать руки в области запястий, ладони развести в стороны, пальцы растопырить).

Предложить детям оказать посильную помощь цветоводу (подержать рассаду, полить ее), посмотреть, как подкармливают цветы. Рассказать, как цветы из теплицы попадают в цветочный магазин. Обратить внимание на то, что труд цветовода очень важен, т.к. он приносит радость людям, что цветы в садах и парках сажают для того, чтобы сделать город красивее. А красоту надо ценить и любить. Нельзя рвать цветы на клумбах.

Педагог читает стихотворение:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все, и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Дети благодарят работников тепличного хозяйства за их нелегкий труд.

С собой в детский сад дети приносят луковицы тюльпанов и гиацинтов, для посадки в группе. Педагог проводит обобщающую беседу, интересуется, что понравилось детям и предлагает найти удобное место для игр.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. «По дорожке, на двух и одной ножке». Соревнование в беге и прыжках. Побеждает тот, чьи движения наиболее разнообразны.

2. «Жмурки с колокольчиком» (игра с бегом).

3. Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения:

За руки возьмемся, влево повернемся,

Широкими шагами по кругу мы пройдем.

Похлопаем в ладоши, потопаем немножко.

За руки возьмемся вправо повернемся.

Узкими шагами обратно мы пойдем.

После игр воспитатель предлагает детям проблемно-поисковую ситуацию:

- однажды по небу разгулялся сердитый ветер. Он все время бурчал, пыхтел и сопел. Изо всех сил разгонялся и стремительно летел, как ураган, раскачивая растения на земле так, что многие из них не выдерживали и ломались и даже совсем исчезали с земли. Как же помочь растениям?

Поисковая задача: выяснить, что нужно сделать человеку, чтобы растения не исчезали с лица земли.

III. КОРОТКАЯ ДОРОГА ОБРАТНО

Последующая работа:

1. Составление коллективного рассказа «Что мы видели в теплице».

2. Рисование или аппликация «Цветы для праздника».

3. Повторение игр на прогулке.

4. Посадка луковиц тюльпанов и гиацинтов. Уход за ними.

5. Обобщение знаний полученных на экскурсии, через беседы, чтение художественной литературы.

6. Составление описательных рассказов.

КОНСПЕКТ

ПРОГУЛКИ - ПОХОДА

ЗИМОЙ

«ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»

ОБЩЕЕ РАССТОЯНИЕ 2км

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 2 ЧАСА

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Обогащать представления о сезонных изменениях в природе.

2. Развивать познавательный интерес к миру природы в зимний период.

3. Развивать навыки ориентировки на местности, двигательные умения и навыки.

4. Развивать силу, выносливость.

5. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Методические приемы:

- наблюдения;

- пояснения;

- вопросы к детям;

- художественное слово;

- словесные инструкции;

- звуковые сигналы;

- беседа;

- объяснение правил поведения

Движения:

Ходьба приставным шагом, в парах, в колонне, высоко поднимая колени, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, бег «змейкой».

Материалы:

Рюкзаки, пластмассовые бутылки/детские ведерки (2-3 шт.), 2 пары лыж.

I. К МЕСТУ СТОЯНКИ

Перед выходом на улицу с детьми проводится беседа «Зимний лес». Дети вспоминают, какие сказки о зиме они знают. Предложить отправиться в зимнее путешествие. Напоминаются правила поведения во время похода, какую одежду необходимо надеть. Дети выходят на улицу строятся парами. Идут по тротуару парами, по тропинке друг за другом. Обледенелые участки используются для упражнений в скольжении (страховка обязательна). Можно приобщить детей. Один скользит, другой бежит по нескользкой дороге, снежные валы перепрыгивает, высоко поднимая колени. По дороге в местах кратковременной остановки обратить внимание на:

- снег (белый, голубой, фиолетовый, серый - в зависимости от освещенности; различная толщина его покрова);

- следы животных и птиц на снегу;

- специфику зимнего пейзажа.

И. у «Конькобежцы» (дети имитируют движения конькобежцев)

Блестят коньки, блестит каток,

Пушистый снег искрится.

Надень коньки свои дружок,

Попробуй прокатиться.

II. НА МЕСТЕ СТОЯНКИ

В лесу детям предлагается понаблюдать за красотой зимнего леса.

- как здесь красиво! Что вы увидели в зимнем лесу?

- давайте понюхаем, чем пахнет в лесу?

- что мы слышим в зимнем лесу?

Обратить внимание детей на снежный покров. Отметить места, где он едва припорошил землю, а где лежит сугробами. Измерить высоту снежного покрова прутиком, став в снег ногами, обратить внимание на то, как снег укрыл деревья.

Детям предлагается поиграть в лесу. И начать игры с разминки.

Мы шагаем, мы шагаем                    ходьба с движениями рук вверх, в стороны, вниз

Кверху руки поднимаем,

В стороны их разведем,

Вниз опустим и пойдем.

Поднимай повыше ногу,               ходьба с высоким подъемом колена

Проложи себе дорогу.

На коньках мы заскользим           легкий бег

Друг за другом побежим.

Не боимся мы пороши -                руки в стороны, хлопок перед собой

Ловим снег, хлопок в ладоши.

Руки в стороны!

По швам!

Снега хватит нам и вам!                      слепить снежный комок

Вверх подбрось ты свой снежок        подбросить и поймать

И поймай его дружок.

Выше ногу подними                            переложить комок под поднятой ногой

И снежок переложи.                             из одной руки в другую

Размахнись рукой - бросок!                

Прямо вдаль летит снежок!

А теперь скорей за дело -                 разные виды прыжков

Будем прыгать мы умело.

Носиком сейчас вдохни

И дыханье задержи.

Выдыхаем воздух ртом,                     дыхательные упражнения.

«Пых» мы говорим потом.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«След в след»

Ходьба приставным шагом боком; приставлять пятку к носку.

«Снежные дорожки»

Дети протаптывают дорожки разной ширины, длины, формы, выполняют на дорожках движения. Задача - придумать как можно больше движений.

«Меткий стрелок»

Скатать несколько небольших комьев, бросать в них снежками - посчитать количество попаданий.

Проводятся игры:

«Слалом»

На ровном месте размечают простейшую трассу: на расстоянии 2 м. ставят веточки, флажки и т.п. Задача игроков пробежать между ними на лыжах (или просто пробежать) змейкой, совершая повороты и огибая предметы. Можно разделить детей на 2 подгруппы. 1-я выполняет упражнения на лыжах, 2-я бежит «змейкой».

«Два Мороза»

На 2-х противоположных сторонах обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становятся водящие - Мороз - Красный нос и Мороз - Синий нос (взрослые). Они произносят:

Я Мороз - Красный но!

Я Мороз - Синий нос!

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!» После этого они бегут на другую сторону, а водящие стараются из запятнать. «Замороженные» останавливаются на месте, где их настиг мороз и стоит так до окончания перебежки.

Игры малой подвижности:

«Заморожу»

Дети встают в круг и вытягивают руки вперед. В середине круга стоит взрослый. Он старается дотронуться до рук детей. Кто не успел спрятать руки - тот заморожен.

«Нос, нос, рот»

Ведущий проговаривает данные слова и одновременно их показывает касанием ладони, дети повторяют. Ведущий моет указать на другую часть тела - дети должны выполнить без ошибок.

Детям предлагается наполнить снегом несколько бутылок или ведер снегом для дальнейшего наблюдения.

III. КОРОТКАЯ ДОРОГА ОБРАТНО

Детям предлагается отгадать загадки:

Мы - проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

В дождь - лежим,

В снег бежим

Уж такой у нас режим (лыжи)

Ой! Насыпало снежка!

Вывожу коня - дружка.

За веревочку - узду

Через двор его веду,

С горки вниз на нем лечу,

А назад - сама тащу (санки)

Мои новые подружки

И блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся

И мороза не боятся (коньки)

Последующая работа:

1. Сравнить талую воду из снега, принесенного из леса и взятого там где ходит транспорт.

2. Рисование на тему «Много, много снега».

КОНСПЕКТ

ПРОГУЛКИ - ПОХОДА

ЛЕТОМ

«ПРАЗДНИК ОЛИМПИЙСКИХ ИГР»

(активный отдых )

ОБЩЕЕ РАССТОЯНИЕ 1,3км

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 1,5 ЧАСА

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Развивать навыки владения мячом.

2. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта; сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

3. Развивать творчество, инициативу в двигательной деятельности, ловкость, силу, выносливость.

4. Создать атмосферу доброжелательности у детей во время похода.

5. Воспитывать дружелюбие, настойчивость, целеустремленность.

Методические приемы:

- наблюдение;

- обращение к опыту детей;

- обращение к художественному слову;

- использование зрительных ориентиров;

- пояснения;

- указания, подача сигналов;

- словесные инструкции;

- проведение упражнений в соревновательной форме.

Движения:

Обычная ходьба в чередовании с ходьбой широким и скрестным шагом, подскоки, прыжки, бег врассыпную, перебрасывание и прокатывание мяча.

Материалы:

Мячи, обручи, воланы, магнитофон с аудиозаписью, факел, эмблемы, медали, грамоты.

За день до похода проводится открытие Олимпийских игр на территории детского сада. Вечером накануне детям сообщается о том, что завтра в наш город прибудет Олимпийский огонь. Детям предлагается принять участие в походе на стадион «Динамо» и принять участие в соревнованиях.

I. НА МЕСТЕ СТОЯНКИ

Перед выходом на улицу с детьми проводится беседа «Олимпийские победы» с показом иллюстраций.

На площадке детского сада звучат фанфары, ведущий объявляет: «Внимание! Внимание! Олимпийский огонь прибыл на стадион «Динамо». Приглашаю вас отправиться туда. С собой вы должны взять: улыбки и смех, сноровку и смелость, а также выносливость».

Дети парами выходят их детского сада. По тротуару идут парами. Обычная ходьба чередуется с ходьбой широким шагом, подскоками. По тропинке дети перестраиваются в колонну по 1-му. Дети выполняют прыжки - ноги врозь, ноги вместе. Через 10 минут детям предлагается отдохнуть.

 и вспомнить на какой горе был зажжен первый Олимпийский огонь, в каком городе, каким образом был зажжен огонь (от солнечных лучей). Дети вспоминают имена греческих богов.

II. НА МЕСТЕ СТОЯНКИ

Дети спортивным шагом в колонне по 1 заходят на территорию стадиона, выстраиваются в две шеренги.

 1Ведущий:

Над стадионом реют флаги,

Выходит молодость и сила на парад

Во славу юных на всех трибунах

Приветствие и вымпелы горят…

2 Ведущий:

О, спорт! В наши дни забот

И тревог ты всегда бросаешь

Яркий луч, ты порождаешь надежды,

Ты обещаешь победы.

5 колец на твоем флаге

Объединяют молодых, внушая им высший закон -

Закон чести,

Добра и справедливости.

Дети выполняют комплекс ритмической гимнастики с султанчиками.

Предлагается немного отдохнуть и посмотреть, что находится на стадионе.

Ведущий рассказывает исторические сведения и показывает спортивные объекты.

Стадион «Динамо» был построен в 1937 году. Это один из самых крупных стадионов в Витебской области.

Здесь имеются: центральное и запасное футбольные поля; беговая дорожка (предлагается побегать по ней); сектора для прыжков и метания; теннисные корты, зал для бокса.

- Ребята, какие игры проводятся на нашем стадионе?

- Из каких городов к нам приезжают спортсмены?

- Как вы думаете, где готовят будущих спортсменов? (спортивные школы).

Детям предлагаются игры.

«Салки» (с элементами футбола)

Дети разбегаются по площадке. Назначаются 2-3 водящих, которые ловят их. Игроки убегают от водящего с увертыванием, применяя обманные движения телом. Смена водящего проводится по сигналу.

«Во встречных колоннах» (с элементами футбола)

Дети выстраиваются в 2 встречные колонны. По сигналу игрок, у которого мяч передает мяч в противоположную колонну, и сам устремляется в сторону этой колонны и встает там последним. Из второй команды игрок останавливает мяч и передает обратно. Передача продолжается пока колонны не поменяются местами.

«Поймай мяч» (с элементами баскетбола)

Дети делятся по трое. Двое из них становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м. Третий находится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если ему это удается, он меняется местами с тем ребенком, который бросил мяч.

Игра-эстафета «Бадминтон»

Дети по одному бегут к определенному ориентиру с воланом. Оттуда они должны бросить волан в обруч (расст. 2,5 - 3 м.). Дается 3 попытки. Если попал с 1-й попытки, игрок бежит к обручу, берет волан и возвращается к своей команде, передает эстафету. Если не попал, выполняет бег вокруг обруча, передает эстафету (со штрафным очком).

«Сбей кеглю» (гандбол)

Игроки команд за линиями площадки. У каждого в руках мяч. В центре расставлены кегли. После сигнала игроки 1 команды выполняют броски, стараясь попасть в кегли. Команды меняются. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Затем командам предлагается построиться. Дается команда: «Смирно!»

Ведущий:

- Кто с ветром проворным может сразиться?

- Мы - олимпийцы!

- Кто верит в победу, преград не боится?

- Мы - олимпийцы!

- Кто к новым вершинам в спорте стремится?

- Мы - олимпийцы!

Клянемся мы честно к победе стремиться,

Высших рекордов сумеем добиться!

Награждение игроков памятными грамотами и медалями.

III. КОРОТКАЯ ДОРОГА В ДЕТСКИЙ САД

На обратном пути детям предлагается отгадать спортивные загадки:

Кинешь в речку - не тонет,

Бьешь о стенку - не стонет,

Будешь о землю кидать -

Станет кверху летать (мяч)

Эта птица - не синица,

Не орел и не баклан.

Эта маленькая птица

Называется… (волан)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «к»

И мяч, и шайбу клюшкой бей.

А называюсь я… (хоккей)

Во второй половине дня детям предлагается тема для рисования цветными мелками на асфальте «Олимпийские воспоминания».

КОНСПЕКТ

ПРОГУЛКИ - ПОХОДА

ВЕСНОЙ

«ВЕСЕНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛЕСУ»

ОБЩЕЕ РАССТОЯНИЕ 2км

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 1 ЧАС 50 МИНУТ

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Содействовать оздоровлению детей во время пешеходного похода.

2. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «лес».

3. Предоставить детям возможность применять двигательные навыки и умения, приобретенные на занятиях по физической культуре.

4. Развивать физические качества: силу, выносливость, быстроту реакции.

5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ее объектам.

Методические приемы:

- наблюдение за объектами леса;

- пояснения;

- вопросы к детям;

- художественное слово;

- загадывание загадок;

- словесные инструкции;

- беседа;

- использование зрительных ориентиров;

- объяснение правил поведения

Движения:

Ходьба обычным шагом, в приседе, полуприседе, широким и приставным шагом, в парах, в колонне, бег «змейкой», на носках, в разном темпе, прыжки на двух ногах, подпрыгивание вверх.

Материалы:

Фишки, природный материал.

I. ПЕРЕХОД К МЕСТУ СТОЯНКИ

После завтрака детям предлагается отправиться в путешествие.

Ведущий:

- Добрый день ребята! Оставьте позади грусть и печаль и приготовьтесь отдохнуть.

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи и лес оденется листвою.

Все лица весело глядят

«Весна!» читаешь в каждом зове.

Нам не видать сегодня горя,

Но резвых деток звонкий смех и беззаботных птичек пенье

Мне говорят кто больше всех природы любит обновленье.

Сегодня мы с вами отправляемся в весенний лес. Мы увидим много интересного, нас ожидают веселые игры. Дети идут парами. Выполняется ходьба в полуприседе, в приседе, широким и приставным шагом, бег на носках, «змейкой», подпрыгивание до веток деревьев, прыжки через ручейки, спуск с возвышенности, быстрым шагом. По пути используются для упражнений движения естественные природные условия: ручейки и узкие канавки для прыжков, небольшие лужи для ходьбы и в беге змейкой, перешагивание. В лесу дети идут в приседе под ветками деревьев, подпрыгивают до веток, бег с возвышенности.

До места стоянки детям предлагается 2 остановки, во время которых они рассматривают окружающие объекты, растения.

Детям предлагаются описательные загадки:

Я расту не только на лугу, но и возле дорог

Если вы в пути натерли ножки или поранились, приложите к больному месту, мой чистый молодой литок и боль утихнет (подорожник).

У меня листья похожи на ручки, зеленые бутончики превращаются в мелкие цветки - корзинки с веселой желтой шапочкой, особенно люблю расцветать весной (одуванчик).

Я жужжу и собираю нектар с цветов из которых затем получается вкусный мед (пчела).

2. остановка И. у «Паровоз»

Дети встают друг за другом паровозиком, кладут друг другу на плечи ладони: чух-чух-пых-пыхчу-ворчу, стоять на месте не хочу! Похлопывают по спине ладонями.

Чух-чух-пых-пыхчу-ворчу, стоять на месте не хочу, поворачиваются на 180 градусов и поколачивют кулачками.

Колесами стучу, стучу, колесами стучу, стучу, поворачиваются на 180 градусов и постукивают пальцами.

Колесами стучу, стучу, садись скорее прокачу, поворачиваются на 180 градусов, поглаживают ладонями.

Чу-чу-чу! Руки опустить вниз.

II. НА МЕСТЕ СТОЯНКИ

Детям предлагается посмотреть, как изменился весенний лес после зимы. Обратить внимание на характерные признаки весеннего леса. Отметить, как выделяется своей белизной гладкий шелковистый ствол березы; на ветках осины висят толстые мохнатые сережки, похожие на гусениц, что произошло в природе с приходом весны? Какие цветы расцвели первыми? Что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес? Как ведут себя настоящие друзья леса? Как называется лес, в который мы пришли?

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Угадай»

Детям предлагается послушать к какому дереву относятся признаки (описание) и назвать это дерево. Затем предлагается найти это дерево и подарить ему красивое доброе слово, загадку, пословицу. За участие и правильный ответ - фишка. В конце игры можно подсчитать количество фишек.

Можно предложить детям отгадать загадки:

Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина)

Стройная и прекрасная на ней ягода красная, осенью горька, в мороз сладка (рябина)

Что же это за девица - не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год (ель, сосна)

Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается, а цветок - не медок, лечит от гриппа, кашля и бронхита (липа)

Игра «К названному дереву беги»

При повторении используются прыжки, различные виды ходьбы, детям предлагается вспомнить какие птицы  прилетают первыми из теплых стран.  

- Ребята, слышите, птицы возвращаются из теплых краев, пробуждается и ликует природа, в это время разговорчив лес, и небо льется синевою, оживают воды. В эти дни прилетают 40 разных птиц, а первыми летят жаворонки, давайте их позовем:

Жаворонки, прилетите,

Студеную зиму уведите

Теплую Весну приведите!

Жаворонок, жаворонок!

На тебе Зиму, нам принеси Лето!

Игра «Не замочи ног»

Дети из прутиков, шишек, камешков - палочек, выкладывают «ручей» шириной 50 - 80 см. Делятся на 2 команды. Одна стоит вдоль «ручья» и по сигналу второй перепрыгивает его (тот кто не смог преодолеть препятствие, выбывает из игры).

Игра «С горки на горку»

Дети по сигналу поднимаются на горку и спускаются с нее, подбирая то движение, которое соответствует образному заданию. На горку - лошадки, с горки - зайчата, на гору - медвежата, с горы стрекозы, в гору - козы.

Игра «Послушаем тишину»

Дети закрывают глаза, вслушиваются в звуки леса. Они должны подобрать подходящие слова для описания звуков.

В заключении детям предлагается пройтись по лесу и найти что-нибудь необычное (подарок леса).

Ведущий читает стихотворение:

Теплый ветер гладит лица

Лес шумит густой листвой

Дуб нам хочет поклониться

Клен кивает головой,

А кудрявая березка

Провожает всех ребят

До свиданья лес зеленый,

Мы уходим в детский сад!

III. КОРОТКАЯ ДОРОГА ДОМОЙ.

Проводится игра «Умники и умницы»

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. У какого дерева ствол белый? Какое дерево люди наряжают на веселый зимний праздник? Каким деревом называют подделку, обман? Какое дерево самый первый медонос? (ива) Какое дерево называют долгожителем? Какие вкусные блюда можно приготовить из плодов яблони?

Домашнее задание: предложить детям нарисовать весенний лес дома, вместе с родителями.

КОНСПЕКТ

ПРОГУЛКИ - ПОХОДА

 

ИЮНЬ

(посёлок Тулово)

«ЛЕТО НА ЛУГУ»

ОБЩЕЕ РАССТОЯНИЕ 4,5 км

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 3 ЧАСА

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи: наступило лето - солнце греет сильнее, зацвели растения - появились насекомые - прилетели птицы.

2. Продолжать знакомство с природой родного края.

3. Уточнить представления о птицах, населяющих луг летом, а также насекомых и животных.

4. Воспитывать интерес к природе родного края, развивать чувство прекрасного.

Методические приемы:

- напоминание правил поведения на лугу и их обоснование

- наблюдение;

- решение познавательных задач

- вопросы к детям;

- использование художественного слова;

- обобщающая беседа;

- рисование по заданной теме.

Движения:

Ходьба и бег в разном темпе, построение, наклоны вправо, влево, подлезание, ползание.

Природа:

Жизнь и красота летнего луга.

Материалы:

Рюкзаки, сачки, аптечка.

I. ДОРОГА ДО МЕСТА СТОЯНКИ

В группу приходит незнайка, который узнал, что дети собираются в поход на луг поселка

Тулово и захотел пойти вместе с детьми.

Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что такое луг, как он выглядит в начале лета, какие на нем есть травы, цветы, насекомые, птицы.

Незнайка вместе с детьми рассматривает маршрутную план-карту. Дети передвигаются парами, по узкой тропинке идут в колонне по одному, используют естественные препятствия (деревья, ветки) для подлезания.

Остановка для отдыха (5-7 минут) в тени ветвистого дерева.

Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова

Бежит тропинка через луг,

ныряет вправо, влево.

Куда ни глянь - цветы вокруг да по колено травы.

Зеленый луг как чудный сад,

пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов на нем

разбросаны букеты.

Дети любуются открывающейся панорамой луга.

Последние 15-20 м перед стоянкой дети преодолевают бегом.

II. МЕСТО СТОЯНКИ. ОТДЫХ. ИГРЫ

Дети складывают рюкзачки в тени кустарников. Предлагается вместе с незнайкой разойтись по лугу, полежать в траве, чтобы понаблюдать за удивительной жизнью, которая кипит на лугу.

- Давайте расскажем Незнайке на что похож луг?

- Какого цвета луг?

- Какие насекомые, животные живут на этом волшебном ковре?

Загадать загадку:

Стоит в поле кудряшка,

Сердечко золотое

Что это такое?

- О каком цветке эта загадка?

- Давайте найдем на лугу ромашку (дать установку - цветы не срывать!!!)

- На что похожи листья ромашки?

- С чем можно сравнить её лепестки?

Игра «Кто быстрее найдет ромашку?»

Подбежать к цветку, бережно потрогать его рукой, понюхать.

- Какие еще растения растут на лугу?

Беседа с детьми о растениях луга?

Обратить внимание на земляные кучки на лугу.

- Кто здесь поработал? Землекоп?

- А как его зовут?

- Кто еще живет под землей? (мыши)

Подвижная игра «Мышеловка»

Выбрав место для отдыха воспитатель и Незнайка предлагают тихо посидеть и прислушаться, чтобы потом каждый мог описать то, что слышал.

Развивающая игра «Ассоциации»

- Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слова «летний луг»?

Если будут слышны птичьи голоса, предложить детям различить их. Обобщить знания детей об этих птицах.

Рассказать детям, что на лугу обитают аист, журавль, жаворонок.

- Откуда появляются эти птицы?

- Чем они питаются?

Наблюдение за прожорливыми птенцами, как они высовывают головы, широко раскрывают клювы - ждут, когда родители угостят их вкусным червяком или мошкой.

- Кто еще живет на лугу?

Народная пословица: «Где цветок - там и медок»

- Для чего бабочки, пчелы, шмели пьют нектар из душистых цветков?

- Для чего червяки рыхлят влажную землю?

- Что было бы, если бы не было насекомых, улиток?

Дидактическая игра «Кто спрятался на лугу?»

Воспитатель показывает картинки, Незнайка загадывает загадки:

- Кто на себе свой дом носит? (улитка)

- Ни зверь не птица,

А нос, как спица

Летит - кричит,

Сядет - молчит

Кто его убьет

Свою кровь прольет (комар)

- Спал цветок и вдруг проснулся -

больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел (бабочка)

- Чемпион по прыжкам

скачет, скачет по лужкам (кузнечик)

- Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик (стрекоза)

- Волосата, зелена

В листьях прячется она

Хоть и много ножек,

Бегать она не может (гусеница)

- Я на дереве сижу

И жужжу, жужжу, жужжу (жук)

Психогимнастика «Пчелка мешает спать»

Незнайка предлагает детям представить, что они маленькие медвежата, спят. Прилетела пчелка. Решила сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро сжали зубы, сделали губы трубочкой, быстро стали вращать ими в разные стороны.

Пчелка обиделась и улетела, медвежата снова слегка открыли рот, язык отдыхает. Выглянуло яркое солнышко и медвежата зажмурились.

Логоритмическое упражнение «Цветы»

1-2-3, выросли цветы                     Дети присели, имитируют нераскрывшиеся бутоны

К солнцу потянулись высоко

Стало им приятно и тепло.         Медленно поднимаются

Ветерок пролетал,                            Раскрывают ладони с растопыренными пальцами

Стебелечки качал                            Тянутся на носочках вверх

Влево качнулись,                              Ребенок - ветер пролетает среди детей

Вправо качнулись,                           Наклоны

Низко пригнулись.

Ветерок убегай,                                 Ветерок убегает

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут.                  Дети грозят пальчиком

Детям радость принесут.

Перед уходом со стоянки дети вместе с воспитателем выкапывают несколько растений (ромашку, клевер, чабрец), чтобы посадить на участке в детском саду.

Собирается материал для гербария.

III. КОРОТКАЯ ДОРОГА ОБРАТНО

Минуты познания удивительной жизни луга.

- Кто слушает крыльями? (кузнечики)

- Быстро ли летают стрекозы? (размах крыльев 12 см, они могут летать со скоростью до 58 км/ч)

- Закрывает ли пчела глаза, когда спит? (нет, спит с открытыми глазами)

- Как пчела собирает нектар? (сначала она разыскивает цветы, затем собирает с них нектар, который потом переносит в специальном мешочке, находящемся на брюшке)

- Зачем мухе и комару жужжание? (муха жужжит с помощью спец. органов - жужжалец, находящихся позади крыльев, у мух и комаров эти органы выполняют роль органа равновесия и координации, они позволяют насекомым быстро ориентироваться в пространстве)

- Могут ли растения предсказывать погоду?

Если полевой вьюнок, одуванчик, фиалка закрыли венчики своих цветов, а у акации и клевера поникли листочки, значит скоро пойдет дождь.

- Для чего растения закрывают цветки в ненастную погоду? (чтобы защитить цветы от переохлаждения каплями дождя; сохранить пыльцу и нектар, которые могут смыться дождем и сильно намокнуть; спрятать в цветке во время дождя насекомых - опылителей.

Дети поют песню В. Шаинского «Вместе весело шагать»

Последующая работа:

1. Высадка в грунт принесенных растений.

2. Изготовление гербария

3. Словесные игры в кругу:

«Что мы видели на лугу?»

4. Составление описательных рассказов о луге.

5. Рисование на тему «Кто спрятался на лугу?»

КОНСПЕКТ

ПРОГУЛКИ - ПОХОДА

ВЕСНОЙ

«СТАНЦИЯ ЮННАТОВ»

ОБЩЕЕ РАССТОЯНИЕ 1,5км

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 1,5 ЧАСА

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Уточнять и систематизировать знания о характерных признаках весны (изменился цвет неба, сильнее греет солнце, появляется трава, набухают почки).

2. Расширять знания детей об образе жизни зверей, интерес к жизни животных.

3. Учить ребят видеть своеобразие внешнего вида попугаев и канареек, вызывать интерес к птицам, желание ухаживать за ними, наблюдать.

4. Закреплять представления детей о том, что для роста растения нужны тепло, вода, солнечный свет, хорошая почва, уход.

5. Воспитывать уважение к труду взрослых, чувство радости от общения с природой.

Методические приемы:

- напоминание правил поведения и их обоснование;

- индивидуальные наблюдения за животными и рассказ о них;

- загадки о животных, фотографирование отдельных обитателей;

- чтение стихов на данную тему;

- запись голосов птиц.

Движения:

Ходьба в колонне, в парах; бег друг за другом, змейкой, широким шагом, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, в длину с места, в длину с разбега, лазанье по гимнастической лестнице.

Материалы:

Емкости для рассады, совочки, лейки, ведерки, фотоаппарат.

Природа:

Погода, небо, деревья, животные, птицы, растения в весенний период.

I. ПЕРЕХОД К МЕСТУ СТОЯНКИ

Перед выходом на прогулку сказать детям: «Сегодня мы отправимся в свое первое путешествие на Станцию Юннатов. Мы увидим много нового и интересного, нас ожидают веселые игры». Воспитатель проверяет одежду и обувь детей, поправляет рюкзаки, напоминает о правилах поведения на маршруте. Проводит краткую беседу о состоянии погоды.

Во время перехода до места стоянки используются разные виды построения: выход с участка дошкольного учреждения парами, на узких дорожках перестраиваются в колонну. В зависимости от рельефа меняются движения: обычная ходьба, бег друг за другом, «змейкой», прыжки в длину с разбега.

Через 15-20 минут проводится беседа с детьми. Что изменилось в природе? Почему можно считать, что весна пришла? Какой цвет неба? Таким ли оно было зимой? Что изменилось? Дети самостоятельно отыскивают приметы весны и рассматривают вместе с воспитателем ростки травы, распускающиеся почки, цветущие первоцветы.

На физкультурной площадке, которая находится на пути следования, предложить детям разнообразные виды движений: бег в лабиринтах, лазанье по гимнастической лестнице (страховка обязательна), бег на перегонки, подвижные игры.

«Не попадись»

Играющие располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре - двое водящих. По сигналу дети прыгают на двух ногах и выпрыгивают по мере приближения ловишек.

«Светофор»

Две команды выстраиваются в 2 шеренги: когда воспитатель показывает карточку с зеленым цветом, дети маршируют на месте, с кранным - стоят неподвижно, с желтым - хлопают в ладоши. Игрок перепутавший сигнал делает шаг назад.

«Бездомный заяц»

Выбираются охотник и заяц, остальные играющие - зайцы; они чертят себе кружочки, и каждый встает в свой домик. Бездомный заяц убегает, а охотник догоняет его. Спасаясь, заяц может забежать в любой кружок, стоявший в нем ребенок должен занять себе другое место, потому что он становится бездомным и охотник будет его ловить. Как только охотник поймает зайца, роли меняются.

«Стадо»

Для игры выбирают пастуха и волка. Остальные дети - овцы. Их дом - на одной стороне площадки. Логово волка - на противоположной стороне площадки. В стороне находится пастух. Овцы вместе с педагогом зовут пастуха:

Пастушок, пастушок!

Заиграй в рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг. Они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - овцы убегают в дом. Волк - за ними. Его задача - как можно больше поймать овец. Пастух должен защитить овец, не задерживая волка руками.

Оставшийся путь идут в свободном темпе.

II. НА МЕСТЕ СТОЯНКИ.

Детям предлагается совершить экскурсию по Станции Юннатов со следующими остановками.

1-я остановка «Диорама летнего леса»

Предложить детям внимательно рассмотреть диораму. обратить внимание на зайца - русака и провести познавательную беседу об этом зверьке.

- Какой мех, окраска у зверька?

- Где предостерегает опасность зайца-русака?

- Его враги, как он спасается?

- Чем питается летом?

При рассматривании использовать минутки познания: масса тела зайца-русака доходит до 6 кг, линяет он 2 раза в год: весной и осенью. Он очень плодовит - за сезон зайчиха приносит 2-3 приплода.

А почему зайца в народе называют Косым? (глаза не в центре мордочки, а по бокам и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади).

В летнем лесу можно встретить красивого зверька.

Загадка:

- Кто по елкам быстро скачет,

Кто в дупле грибочки прячет

И несет туда орешек

Это.. (белочка) конечно.

Проводится беседа об этом звере:

- Внешний вид?

- Чем питается?

- Какие запасы готовит на зиму?

- Где живет, чем утепляет на зиму свое жилище?

Минута познания:

А знаете ли вы, что белка, как правило, строит несколько гнезд в различных местах своего участка. Это вызвано тем, что в гнездах заводится много паразитов и зверёк вынужден время от времени менять обжитые «квартиры».

Игра

«Закончи предложение»

- Заяц зимой белый, а летом…

- У зайца хвост короткий, а уши…

- У зайца (белки) задние ноги длинные, а передние...

- Белка зимой серая, а летом…

2-я остановка «Диорама с изображением зимнего леса»

Воспитатель предлагает ее рассмотреть. Обращает внимание на зайца-беляка. Сравнение зайца в зимнее и летнее время.

- Что общего?

- Чем отличается?

- Как заяц готовится к зиме?

- Почему сменяет окраску на зиму?

Игра «Четвертый лишний»

Выделить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- Лиса, волк, заяц, белка.

- Медведь, заяц, лиса, волк.

При рассматривании диорамы обращается внимание на лису с сопровождением художественного слова.

Замер лес, кругом ни звука,

Но лисица чутким слухом

Слышит: возятся, пищат

В норке выводки мышат

И плутовка быстро-быстро

Разрывает снег пушистый,

А мышата - наутек,

Раз… и спрятались под ствол.

Проводится познавательная беседа о лисе.

- Как выглядит лиса?

- Как меняется лисий наряд к зиме?

- Как называется жилище лисицы?

- Чей дом может занять лиса?

- Чем питается (на кого охотится) летом, зимой?

Предложить детям вспомнить стихи, песни, сказки, загадки о лисе.

Чтение стихотворения.

Подойди поближе к ней -

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Предложить рассмотреть диораму на которой изображены снегири

Беседа с детьми о птицах (снегирях)

- Как выглядят (какого цвета грудка, у самца и самки)

- Где живут летом, весной и осенью?

- Когда прилетают в наши края?

- Чем питаются?

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее снегирю.

словарь: маленький, курлычет, летает, перелетная птица, серая, зимующая птица, красногрудый, белобока…

3-я остановка «Диорама лесной полянки»

Воспитатель предлагает полюбоваться красотой лесной полянки, используя при этом загадки:

Растут в лесу сестрички

рыжие… (лисички)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

ядовитый… (мухомор)

Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу

Называют их… (опята)

Проводится беседа о грибах.

- Любите ли вы собирать грибы?

- В каких местах, около каких деревьев какие грибы растут?

- Какие знаете съедобные грибы?

- Какие несъедобные? Их отличия?

Обращается внимание на лесные ягоды. Проводится познавательная беседа о лесных ягодах.

- А знаете ли вы, что лесные ягоды не только очень вкусны, но и очень полезны. Благодаря содержанию сахаров, кислот, витаминов и др. ценных веществ, ягоды имеют большое профилактическое значение в борьбе со всеми болезнями. По своим вкусовым качествам многие дикорастущие ягоды превосходят культурные.

Уголок живой природы

Предложить детям рассмотреть птиц (попугаев, канареек). Обращается внимание на внешний вид. Проводится обобщающая беседа о птицах.

Запись на аудиокассету голосов птиц.

Теплицы

Предложить детям посетить теплицы. Воспитатель обращает внимание на обилие зелени, температуру воздуха, рассказывает о растениях - где растут в природе, как о них заботятся в теплице. Знакомит детей со способом посадки. Предложить детям рассадить некоторые растения на клумбы экологического центра.

Перед уходом сотрудники предлагают детям взять рассаду растений и посадить на клумбах детского сада.

III. ОБРАТНЫЙ ПУТЬ

Преодолевается короткой дорогой.

Проблемные ситуации:

- Что было бы, если бы заяц на зиму не менял цвет шубки?

- Что было бы, если температура в теплицах была бы как на улице?

Последующая работа:

1. Чтение и заучивание стихотворений о весне.

2. Рисование на тему: «Весенний пейзаж».

3. Составление описательных рассказов о природе в весенний период.

4. Обобщающая беседа «Что интересного мы видели на Станции Юннатов?»

5. Оформление газеты «Путешествие в экологический Центр».

6. Посадка рассады на территории детского сада.

7. Составление картотеки загадок, поговорок о жителях экологического Центра.

8. продуктивные виды деятельности детей с природным материалом.

КОНСПЕКТ

ПРОГУЛКИ - ПОХОДА

 

«ВСЕ ИДЁМ МЫ В ГОСТИ К ЛЕТУ»

ОБЩЕЕ РАССТОЯНИЕ  4 км

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  2 ЧАСА 45 МИНУТ

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Продолжать формировать у детей представление о том, что луг - это сообщество травянистых растений

2. Развивать умение замечать и правильно называть цветы луга летом - уточнить, где они произрастают и каково их значение в природе.

3. Формировать познавательный интерес к миру растений и насекомых, учить обращаться с природой как с живым существом.

5. Развивать наблюдательность, интерес, формировать умение правильно вести себя на лугу, воспитывать эстетическое восприятие природы.

6. Обогащать словарный запас.

Методические приемы:

- сообщение темы;

- закрепление правил поведения на лугу;

- решение познавательных задач;

- наблюдения;

- фотосъемка отдельных моментов;

- чтение стихов, загадок;

- решение логических задач

Движения:

Ходьба на носках, пятках, с высоким подниманием коленей, широким шагом, бег «галопом», прыжки вверх, в длину, с разбега.

Материалы:

Мешочки полиэтиленовые, рюкзачки, бутылки с водой, бинокли, фотоаппарат, лупы, корзиночки и коробочки для сбора интересных находок, индивидуальные коврики, сачки для ловли насекомых

Природа:

Трава, цветы, насекомые луга, деревья, небо, воздух.

I. ПЕРЕХОД К МЕСТУ СТОЯНКИ

Вводная беседа о том, что сегодня отправимся в гости к травам и насекомым. Вспомнить луговые «нельзя»:

- нельзя рвать травы и цветы без особой необходимости, нельзя шуметь и кричать, потому что в близлежащих кустарниках птицы высиживают и выкармливают птенцов; ловить и брать домой насекомых.

От детского сада дети идут парами. По дороге обратить внимание на изменения, которые произошли в природе летом: ярче светит солнце, дует теплый ветер, небо голубое, много травы, листья на деревьях и кустарниках - зеленые, много насекомых.

Уточнить какой сегодня день (ясный, ветреный). Как вы догадались, что сегодня ясная погода? (светит солнце, облака не закрывает небо).

Дети проходят ходьбой широким шагом, к тенистому дереву - бегом. Остановка для кратковременного отдыха 7 - 10 минут под тенистым деревом.

Дети здороваются с ним, дарят приветливое слово, каждый свое. Дотянуться на носках до ветки дерева, допрыгнуть до нее.

Игра «Что за чем»

Выбрать из двух предложений правильное. Взошло солнце, потому что стало тепло, стало тепло, потому что взошло солнце.

Ребята пошли купаться, потому что был жаркий день, день был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

«Что было бы, если бы...»

Будем загадывать загадки об отношениях к природе. Воспитатель начинает, дети продолжают.

Что было бы, если бы все дети стали рвать траву, цветы, рвать цветочки на деревьях, рвать и ломать ветки?

А что было бы, если бы дети берегли травку, цветы?

Что было бы, если бы исчезли все насекомые?

Что было бы, если исчезли все птицы?

Что было бы, если бы начали помогать птичкам, подкармливая их зимой.

К лугу дети идут по узкой тропинке в колонне (на носках, пятках, с высоким подниманием коленей, галопом)

II. НА МЕСТЕ СТОЯНКИ

При подходе к лугу читается стихотворение.

Очень добрым, очень светлым, золотистым ясным днем,

Все идем мы в гости к лету, в гости к солнышку идем.

Ярко солнце светит в воздухе тепло

И куда ни взглянешь, все кругом светло.

НА лугу пестреют яркие цветы

Золотом облиты темные кусты.

Общий обзор луга:

Всмотреться вдаль отметить деревья, кустарники, обратить внимание на разноцветье луга. На что похож луг? (на ковер)

Дети любуются лугом, если бы эта картина была нарисована художником, как бы ее можно было назвать?

Игра «Путешественники»

Представьте, что мы - путешественники, а луг - это целый мир и мы отправимся по миру в поисках волшебных чудес.

Что такое волшебные чудеса? (это чудеса природы) Ими могут стать травы, цветы, камни, насекомые, если мы смотрим на них радостно, приятно.

Отправимся на поиски? Дети расходятся по лугу, ищут удобное место для себя.

Каждый решает сам, за чем будет наблюдать, по сигналу возвращается к воспитателю (кто больше увидел). Сидя на ковриках дети по очереди рассказывают что они видели на лугу - зеленую траву, птиц, насекомых.

Дети закрывают глаза по сигналу воспитателя прислушиваются к звукам луга (щебетание птичек, жужжание шмеля, стрекоту кузнечиков, шелест трав  в близлежащих кустарниках).

Проводится познавательная беседа о цветах луга (загадываются загадки, в процессе беседы уточняется, что наряду с яркими цветущими растениями на лугу растут и лекарственные).

Подвижная игра «Цветы»

Выбирают место, где нет высокой травы для игры, чтобы не помять.

Ребенок:

- Я иду сорвать цветок, из цветков сплету венок. Дети цветы: «Не хотим, чтоб нас сорвали и венки из нас сплели, мы хотим вот ту остаться, будут нами любоваться!»

Дети - цветы разбегаются - водящий их ловит.

Упражнение на восстановление дыхания:

«Сдуй лепесток с ладони»

Воспитатель обращает внимание на насекомых на цветах, как вы думаете, если бы не было насекомых, то был бы луг красивым и ярким, почему вы так думаете? (насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок, помогают цветам разлетаться, цветов становится больше), наблюдают с помощью лупы за насекомыми (кузнечиками, жуками, гусеницами). Почему кузнечика не видно в траве? Он зеленого цвета, как трава  и когда трава стареет, желтеет, то и кузнечики меняют свой цвет: становятся серыми, почему кузнечик так хорошо прыгает? У него очень сильные ноги, На чем «играет» кузнечик? Он трет крыльями по перепонкам на ножках и издается такое звонкое стрекотание. Чем слушает кузнечик? Крыльями.

Наблюдение за пчелами.

Что пчелы делают на цветах. Почему они не сидят подолгу на цветах, перелетают с цветка на цветок? Пчелы собирают нектар. Куда они его несут? В соты. Как называется домик пчел? (дупло, улей) Что получается из нектара? (мед) Чтобы получить ложку меда 200 пчел с утра до вечера собирают нектар. Как люди называют пчел? (трудолюбивые) какой мед? (сладкий, вкусный, ароматный) Если пчелы летают на разных полянах, то получается и разный мед (гречишный, липовый) Что нужно знать при общении с пчелами? (не махать руками, не ловить) Решение познавательной задачи: закрывает  ли глаза пчела, когда спит?

Чтение стихотворения ребенком:

Домовитая хозяйка полетела над лужком

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

Подвижная игра «Пчелы и цветы»

Дети договариваются, кто будет цветком, а кто пчелой. Все бегают по площадке луга, по удару в бубен дети - цветы встают на коленки, корточки. Пчелы бегают вокруг них останавливаются, нюхают, складывают руки трубочкой (делают вид, что собирают нектар), подносят ко рту (втягивают воздух). Они перелетают с цветка на цветок, подражая жужжанию пчел. При новом сигнале все меняются ролями.

Игра-упражнение «Кузнечики»

Двое игроков садятся на землю друг на против друга и упираются ногами. Остальные играющие прыгают через их ноги поочередно, стараясь прыгнуть как можно дальше.

Те игроки, чьи прыжки окажутся маленькими заменяют сидящих на земле.

Игра на восстановление дыхания.

Перед уходом с луга собираются лекарственные травы для гербария (подорожник, тысячелистник, зверобой). Вспомнить правила сбора трав, в сухую погоду срезать ножницами или ножом, нельзя рвать на одном месте сразу много растений.

III. КОРОТКАЯ ДОРОГА ОБРАТНО

Ходьба в полуприседе и приседе.

Игра «Путаница»

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха

Муха съела паука

А Алешенька дружок

Комариный ел медок,

Но а бабочки подружки

Паутину ткут для мушки.

Где здесь правда, а где нет,

Дайте правильный ответ.

Игра «Хитрые вопросы»

Почему бабочка летает? (по небу)

Зачем пауку крылья? (у паука нет крыльев)

Кто выше прыгнет муха или комар? (эти насекомые не прыгают)

Кто быстрее летает кузнечик или муравей? (они не летают)

Последующая работа:

1. Засушивание трав, игры на запоминание названий цветов «Кто больше назовет», «Назови и расскажи», беседы о лекарственных травах (правила сбора их и засушивания), приготовление чая из лекарственных трав, купленных в аптеке.

2. Повторение стихов, загадок, игр.

3. Коллективная аппликация «Цветы на лугу».

4. Составление фантастических рассказов, в которых увиденное в природе одушевляется, разговаривает, двигается.

5. Составление письма цветку.

6. Рисование на тему: «Волшебный ковер из луговых цветов»

7. Рассказывание родителям о походе на луг.

8. Игра «Экологический светофор».

9. Постановка сказки для родителей «Как поспорили растения».

10. Оформление выставки рисунков в которых дети отразили свое впечатление о луге (походе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки-походы в природу в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формой экологической работы с детьми, которая  позволит в полной мере и объеме обеспечить удовлетворе­ние всего спектра когнитивных, аффективных и поведенческих по­требностей ребенка являются про...

«Конспект прогулки-похода с приложением карты-схемы маршрута.»

Туристический поход по детскому саду проводится для того, чтобы:·         Закреплять расширенное представление детей о сохранении здоровья через активный...

План-конспект прогулки – похода осенью.

Конспект похода в лес в осеннее время года для старшей группы. Конспект содержит цели, задачи и описание краткого хода прогулки-похода....

План-конспект туристической прогулки — похода родителей с детьми 5 го года жизни

План-конспект туристической прогулки — похода родителей с детьми 5 го года жизниЦель: Сформировать устойчивые и доброжелательные отношения к здоровому образу жизни через познания окружающего мир...

Конспект прогулки - похода " Здравствуй,солнце! Здравствуй, лес!"

Конспект оздоровительной прогулки похода в подготовительной группе...

Конспект туристической прогулки - похода с детьми старшего дошкольного возраста «Необыкновенное путешествие туристов».

Задачи:-расширить знания детей о туризме.-закрепить знания детей о растениях и животных родного края.-познакомить с правилами безопасного поведения на природе и в экстремальных ситуациях в лесу.-воспи...

Конспект туристической прогулки – похода с детьми подготовительной группы «Колокольчики» на «Лебединое озеро - Круглое»

           Горячий Ключ, один из самых экологически чистых городов России. Он стоит у подножия гор, в окружении лесов — зеленая зона тут занимает больше поло...