Технологическая карта "Морские спасатели"
план-конспект занятия по окружающему миру

Для совместной деятельности подобран разнообразный дидактический демонстрационный и раздаточный материал, применяются разнообразные методы и приемы, в том числе информационно-коммуникационные средства. В процессе совместной деятельности продукт детской деятельности будет передан другим детям, и педагог, предусматривая возможное  использование в других видах детской деятельности.

Представленный материал может быть полезен как педагогам ДОУ, так и родителям воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_morskie_obitateli.docx468.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Алапаевское

Муниципальное   дошкольное образовательное учреждение

 «Костинский детский сад общеразвивающего вида» с  приоритетным

 осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

Методическая разработка

совместной образовательной деятельности

с группой детей седьмого года жизни

 « Морские спасатели»

              Выполнила:

   Гневанова Юлия Васильевна,

воспитатель первой  КК

Адрес ДОУ: ул.  Чапаева 6А

Телефон автора:  89506392226

e-mail автора:  sadkostino@yandex.ru

с.Костино, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация……………………………………………………………………………3

Совместная образовательная деятельность с группой

детей  седьмого года жизни………………………………………………………   4  

Список литературы…………………………………………………………………10

Приложения…………………………………………………………………………11

 

Аннотация

 Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.

Направление моей профессиональной деятельности - развитие познавательной активности дошкольника. Использую разнообразные формы и методы работы, для стимулирования познавательной активности моих воспитанников.

В условиях реализации Федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений  об  объектах окружающего мира.

В данной методической разработке представлен опыт одного из видов культурно-смысловых контекстов - содействие обогащению представлений об окружающем мире детей опираясь на их собственный опыт.  

Проблемный подход реализуется в течение всей совместной деятельности при формулировании вопросов детям проблемного характера. Педагог организует  практическую деятельность детей в центрах активности,  предусматривает некоторые ситуации, при возникновении которых возможно использование  разных способов их решения.  Практическая деятельность в центрах активности позволяет самостоятельно находить ответы на детские вопросы. Дети имеют возможность экспериментировать, моделировать, конструировать, узнавать много нового о жизни морских обитателей и возможность спасти их от исчезновения. Дети учатся искать информацию, проводить исследования, делать собственные выводы.

Для совместной деятельности подобран разнообразный дидактический демонстрационный и раздаточный материал, применяются разнообразные методы и приемы, в том числе информационно-коммуникационные средства. В процессе совместной деятельности продукт детской деятельности будет передан другим детям, и педагог, предусматривая возможное  использование в других видах детской деятельности.

Представленный материал может быть полезен как педагогам ДОУ, так и родителям воспитанников.

Тема: « Морские спасатели»

Возрастная группа: седьмой год жизни.

Место проведения занятия: групповая комната.

Дата проведения:  11  мая 2021 года.

Длительность: открытый временный конец

Форма организации ОД: совместная деятельность детей и взрослых в центрах активности, подгруппами

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Цель:  Расширять и обобщать представление детей о  морских обитателях  через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

Задачи психолого-педагогической работы с детьми:

Образовательные:

  • Познакомить дошкольников со средой обитания морских животных –китов.
  •  Активизировать и систематизировать имеющиеся знания у детей об обитании морских животных Камчатки.

Развивающие:

  •  Формировать представления о китах, как о живых существах, живущих в воде, с использованием электронных образовательных ресурсов.
  • Развивать познавательную активность, мышление, самостоятельность при решении проблемных ситуаций.
  • Продолжать развивать умения партнерства и сотрудничества.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию у детей,  желание прийти на помощь, находить способы решения проблем  экологического характера.
  •  Поддерживать детскую инициативу в процессе работы в подгруппах.
  •  Способствовать воспитанию умения работать в команде, прислушиваться к мнению товарища, находить общее решение.

Технологии: технология сотрудничества.

Методы:

Словесные: беседа, объяснение, диалог, повторение, разъяснение.

Наглядные: рассматривание изображений, продуктов деятельности сверстников.

Игровые: выполнение  заданий в центрах активности

Практические: выполнение опытов    по  схемам, выполнение заданий на интерактивном столе, постройка современного  очистительного оборудования для очистки воды    используя ЛЕГО-конструктор, работа в парах,  подгруппами, осуществление контроля и самоконтроля за правильностью выполнения заданий.

Стимулирование и мотивация: использование сюрпризного момента, создание проблемной ситуации, требующей совместного принятия решения, постановка проблемных вопросов в течение всей совместной деятельности, эстетическое оформление дидактического демонстрационного и раздаточного материала, опора на личный опыт и умения детей, позитивная оценка деятельности детей. и др..

Методы воздействия на эмоциональную сферу:  доброжелательное и эмоциональное общение педагога с детьми, эстетично оформленная мультимедийная презентация, музыкальный фон при проведении занятия, использование ярких, красочных пособий, оборудования, рефлексия.

Материалы и оборудование:  мультимедийное оборудование, интерактивный стол, интерактивная панель, демонстрационный и раздаточный материал, конструктор «Лего», баночки, вода, воронки для опытов.

Предварительная работа : подбор дидактического, наглядного, музыкального материала; изготовление  схем для опытов, создание презентации, подбор картинок по теме занятия, изготовление интерактивной игры «

  Просмотр фрагмента познавательного фильма « Удивительный мир Камчатки»

Планируемый результат, выраженный в виде целевых ориентиров:

  • Знают и понимают среду обитания морских китов
  • Проявляют интерес к морским животным и осознают экологическое  значение  в их жизни.
  • Умеют в ходе обсуждения высказывать свою точку зрения, делиться своими открытиями, обмениваться новыми знаниями, тем чему научились, что получилось.
  • Умеют выражать словами свои чувства и мысли, понимают эмоциональное состояние других людей по внешнему виду, высказываниям.

Технологическая карта

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Фото материалы

Организационный этап

   постановка и принятие детьми цели занятия

 

  Создание благоприятного психологического настроя.

  Приветствует детей, используя художественное слово: на ковре дружбы находится место всем, кто умеет дружить, уважает других,  любит и бережет природу и мир во всем мире. Устанавливает комфортный социально-психологический климат.

Дети находятся на ковре. Отвечают на приветствие.  

Установление положительного настроя на дальнейшее взаимодействие

C:\Users\Сергей\Desktop\видео нод\20210512_101010.jpg

Сюрпризный момент –  просмотр электронного письма на почте детского сада.

Определение темы занятия  с помощью модели 3-х вопросов.

Что вы знаете о  морских обитателях Камчатки?

 В чем причина гибели    морских обитателей?

 Как можно об этом узнать?

Определение актуальной зоны развития – знание детьми о  причинах вымирания морских млекопитающих и способов решения проблемы (помощь) как человеческом качестве.

Организует диалог с детьми об    информации в данном письме:

- предлагает рассмотреть  на карте, где находится Камчатка

- спрашивает, знают ли дети, что - нибудь о морских обитателях Камчатки

- кратко рассказывает об особенностях края Камчатка, обобщает высказывания детей, подводит к заключению, что  морским жителям нужна помощь.

Записывает предложения детей, обобщает их высказывания, подводит итог беседы.

Высказывают свои мысли, суждения, вступают в диалог.

 Рассматривают  карту, глобус. Рассуждают.

Высказывают свои мысли.   Выражают  свое отношение к данной проблеме-гибели китов.   Рассуждают о том, что что можно сделать , чтобы помочь морским животным.

Выражают свое мнение о  различных причинах гибели китов.  

Просматривают содержание видеописьма, выражают свое мнение.

Отвечают на вопросы, рассуждают, ведут диалог.

Вступают во взаимодействие.

Настраиваются на совместную деятельность, проявляют интерес.

Проявление   интереса к  обитанию морских животных Камчатки, желания  узнать о  причинах вымирания.

Делятся впечатлениями.

Проявляют интерес на дальнейшую деятельность.

C:\Users\Сергей\Desktop\видео нод\20210512_101049.jpg

C:\Users\Сергей\Desktop\видео нод\20210512_101245.jpg

Основная часть

Определение с помощью   вопросов-рассуждений необходимой информации  по данной теме.

Работа в центрах активности 

  Педагог обобщает высказывания детей их предложения и нацеливает детей на дальнейшую работу - искать информацию  в центрах.

Презентует центры активности, кратко рассказывает о том, что ожидает детей в этих центрах.

Объясняет правила выполнения задания.   Обращает внимания детей на необходимость объединиться в небольшие команды, по 3 человека, чтобы как можно больше узнать по интересующей их теме. Говорит, что когда дети справятся со своей работой, они снова соберутся в круг, чтобы поделиться впечатлениями, новыми знаниями.

Обращает внимание на соблюдение правил при выполнении игрового задания.

Координирует деятельность каждого центра, направляет, поддерживает инициативу и творческий замысел воспитанников, проявляет эмоции восхищения, радости, удивления и т.п.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Уточняет  необходимость выполнения работы по алгоритму.  

Направляет действия детей, обращает внимание на   аккуратность, старание.

Отвечают на вопросы, принимают поставленную задачу, думают и решают, что еще они хотят узнать о  китах.

Предполагают, где они это могут узнать.

Говорят о своих чувствах, мыслях, стараются аргументировать их.

Распределяются в центры по разноцветным фишкам.

Слушают и воспринимают правила работы в центрах.

Знакомятся с материалами, которые имеются в центрах.

Умение внимательно слушать взрослого и друг друга.

Умение находить несколько вариантов решения проблемной ситуации.

Умение рассуждать, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Умение говорить о своих чувствах.

Умение работать в подгруппах.

 Выполнять правила.

Находить общее решение.

Проявляют старание, самостоятельность.

C:\Users\Сергей\Desktop\видео нод\20210512_101746.jpg

 Центр «Лаборатория»

Центр «Науковедение»

 

Игровой–познавательный центр

 Проводится опыт «Очищение воды». Рассматривание схем, алгоритм выполнения действий опыта.

 

 

Просмотр видеосюжета «Жизнь морских обитателей»-хорошо-плохо.  В результате просмотра сделать вывод, в чем может быть причина гибели китов. Практическая деятельность  построить из ЛЕГО водоочистительные сооружения.

Предлагает детям  интерактивную познавательную игру «Хорошо-плохо». Проверить правильность выполнения каждого задания.

Одобряет высказывания.

Контролирует деятельность детей, помогает, хвалит.

 Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Внимательно слушают, думают. Выбирают себе партнера, определяют, в каком центре будут работать.

Выполняют опыты по схемам. Делают выводы. Работают сообща.

  Ориентируются в схемах, образцах.

Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления, речи. Определяют,  что хотят смастерить из ЛЕГО. Высказывают свои мысли и желания по поводу выбора материалов для конструирования.

Обмениваются мнениями о том, из чего сделать,  по схеме или придумать самим.

 Обсуждают, договариваются

Просмотр видео сюжета.

Выполняют задания.

Мастерят. Договариваются. помогают друг другу.

Проводят взаимопроверку правильности выполнения задания.  

Принимают правила  при выполнении заданий (прислушиваться к мнению сверстника, взаимопомощь) Дети строят из лего конструктора  водоочистительные сооружения.

Знакомятся с правилами игры.

Задают вопросы.

Обсуждают последовательность действий, распределяют между собой функции.

Советуются со взрослыми, друг другом.

Проявление любознательности.

Совместное общение, высказывание своих мыслей. Делают выводы.

Умеют включаться в практическую  опытно-экспериментальную деятельность.

Высказываются.

Совершают выбор действий и стиля поведения (самостоятельность, сотрудничество, взаимодействие) при решении образовательной задачи.

Владение культурной практикой решения образовательных задач.

Воспитание самостоятельности.

Умение подчиняться игровым правилам и социальным нормам.  

Проявляют творчество, фантазию.

Проявление  инициативы и самостоятельности в коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.  

Самостоятельны. проявляют ручную умелость, умеют работать по схеме.

Проявление инициативы и творчества.

Умение обращать внимание на чувства и переживания других людей.

Умение говорить о своих чувствах.

В результате игры,   дети делают выводы и находят верные решения  данной проблемы-  делают фото  для сверстников.

Оказывает необходимую помощь, организует взаимодействие для достижения результата

C:\Users\Сергей\Desktop\видео нод\20210512_101949.jpg

C:\Users\Сергей\Desktop\видео нод\20210512_102054.jpg

C:\Users\Сергей\Desktop\видео нод\20210512_102154.jpg

Заключительный этап.

 

  Предлагает детям пройти на ковер дружбы и поделиться своими впечатлениями,   которые возникли у них в ходе деятельности в центрах активности, представить продукты своей деятельности.

Рассматривают, анализируют достижения, успехи, трудности.

 

Вывод по решению проблемной ситуации: удалось найти ответы на вопросы, поставленные в начале занятия? Все ли узнали, что хотели? О чем еще хочется узнать?

Выражает восхищение готовыми работами.

 Стимулирует речевую активность детей с помощью вопросов.

Побуждает детей вспомнить,   что они нового узнали, и кто помог им изготовить поделки. Подводит итог, обобщает высказывания детей о занятии.

 

Создает мотивацию на дальнейшую познавательно-исследовательскую деятельность.

Выслушивает мнения детей.

Записывает пожелания на дерево вопросов и ответов.

Мотивирует на дальнейшую деятельность.

Дети располагаются на ковре, делятся полученной информацией в центрах активности.

Обсуждают,  какую информацию они получили.  Делятся поделками, которые изготовили  в творческой мастерской.

 Предлагают рассмотреть фото, которые сделали в центре игры.

   Делятся информацией, полученной в лаборатории-как можно очищать воду.

  Вспоминают, кто им помог, как они добились результата.

Высказывают своё мнение о проделанной работе.  Дают ответы.

Задают вопросы.

Высказывают мнение о проделанной работе. Общаются. Проявляют самостоятельность, активность.

C:\Users\Сергей\Desktop\видео нод\20210512_102651.jpg

Литература

1.Федеральный Государственный Образовательный стандарт ДО.

2.“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

3.“Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т.М. Бондаренко.

4.“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.

5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2011

6. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8150656262405719570&p=1&parent-reqid=1620673101716724-1264275730873512175400101-production-app-host-man-web-yp-376&path=wizard&text=развивающее+видео+для+детей+морские+обитатели&wiz_type=vital

7.  Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез,2012. - 336 c.

   

Приложение1

Электронное письмо с далекой Камчатки для дошколят.

 

«Ребята, здравствуйте. Привет вам из далекой Камчатки.

Я сейчас здесь в гостях и мне очень хочется поделиться с вами впечатлениями об этом удивительном уголке нашей огромной страны. Красоту этого северного края не передать словами. Но случилась беда, стали  исчезать киты и морские млекопитающие, ведь многие из них занесены в Красную книгу и нуждаются в защите и охране. Я отправила вам видеосюжет, посмотрите, и, может, вы найдете решение этой проблемы. До встречи!»

Приложение 2

 Видео – письмо «Морские обитатели»

                                                                                                             

                                                    Приложение 3

Центр творчества

« »

Приложение 4

 

Приложение 5

 

Приложение 6

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта квест - игры «Спасатели щенячьего патруля» в подготовительной группе

Квест от англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»;  изначально - один из способов построения сюжета...

технологическая карта нод с переходом в сюжетно-ролевую игру "Спасатели"

Технологическая карта беседы  с переходом в сюжетно – ролевую игру «Поликлиника»...

Технологическая карта к игровой образовательной ситуации по трудовому воспитанию для детей 4-5 лет на тему "Спасатели игрушек"

Цель: закрепить умение мыть игрушки в групповой комнате Задачи: Обучать простейшим навыкам и умениям: мыть игрушки, вытирать насухо полотенцем, аккуратно ставить их на место.Развивать у дете...

Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Школа юного спасателя». Подготовительная группа

Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Школа юного спасателя». Подготовительная группа....

Технологическая карта НОД по ФЭМП "Юные спасатели"

Технологическая карта НОД Титульный листКонспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМПТема НОД«Юные спасатели »Воспитатель: Шлапацкая Ирина Александ...

Технологическая карта НОД «Спасатели»

Данная разработка будет полезна инструктору по физической культуре ДОУ...

Технологическая карта познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы "Спасатель - профессия героическая!"

Цель:Формирование познавательной активности детей, устойчивого интереса к миру профессий, соотнесение профессии с родом деятельности, способствующей ранней профориентации дошкольников....