Технологическая карта "Морские спасатели"
план-конспект занятия по окружающему миру
Для совместной деятельности подобран разнообразный дидактический демонстрационный и раздаточный материал, применяются разнообразные методы и приемы, в том числе информационно-коммуникационные средства. В процессе совместной деятельности продукт детской деятельности будет передан другим детям, и педагог, предусматривая возможное использование в других видах детской деятельности.
Представленный материал может быть полезен как педагогам ДОУ, так и родителям воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_morskie_obitateli.docx | 468.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Алапаевское
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Костинский детский сад общеразвивающего вида» с приоритетным
осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
Методическая разработка
совместной образовательной деятельности
с группой детей седьмого года жизни
« Морские спасатели»
Выполнила: Гневанова Юлия Васильевна, воспитатель первой КК Адрес ДОУ: ул. Чапаева 6А Телефон автора: 89506392226 e-mail автора: sadkostino@yandex.ru |
с.Костино, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………………………………………………3
Совместная образовательная деятельность с группой
детей седьмого года жизни……………………………………………………… 4
Список литературы…………………………………………………………………10
Приложения…………………………………………………………………………11
Аннотация
Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными и творческими личностями.
Направление моей профессиональной деятельности - развитие познавательной активности дошкольника. Использую разнообразные формы и методы работы, для стимулирования познавательной активности моих воспитанников.
В условиях реализации Федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
В данной методической разработке представлен опыт одного из видов культурно-смысловых контекстов - содействие обогащению представлений об окружающем мире детей опираясь на их собственный опыт.
Проблемный подход реализуется в течение всей совместной деятельности при формулировании вопросов детям проблемного характера. Педагог организует практическую деятельность детей в центрах активности, предусматривает некоторые ситуации, при возникновении которых возможно использование разных способов их решения. Практическая деятельность в центрах активности позволяет самостоятельно находить ответы на детские вопросы. Дети имеют возможность экспериментировать, моделировать, конструировать, узнавать много нового о жизни морских обитателей и возможность спасти их от исчезновения. Дети учатся искать информацию, проводить исследования, делать собственные выводы.
Для совместной деятельности подобран разнообразный дидактический демонстрационный и раздаточный материал, применяются разнообразные методы и приемы, в том числе информационно-коммуникационные средства. В процессе совместной деятельности продукт детской деятельности будет передан другим детям, и педагог, предусматривая возможное использование в других видах детской деятельности.
Представленный материал может быть полезен как педагогам ДОУ, так и родителям воспитанников.
Тема: « Морские спасатели»
Возрастная группа: седьмой год жизни.
Место проведения занятия: групповая комната.
Дата проведения: 11 мая 2021 года.
Длительность: открытый временный конец
Форма организации ОД: совместная деятельность детей и взрослых в центрах активности, подгруппами
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Цель: Расширять и обобщать представление детей о морских обитателях через организацию познавательной и продуктивной деятельности.
Задачи психолого-педагогической работы с детьми:
Образовательные:
- Познакомить дошкольников со средой обитания морских животных –китов.
- Активизировать и систематизировать имеющиеся знания у детей об обитании морских животных Камчатки.
Развивающие:
- Формировать представления о китах, как о живых существах, живущих в воде, с использованием электронных образовательных ресурсов.
- Развивать познавательную активность, мышление, самостоятельность при решении проблемных ситуаций.
- Продолжать развивать умения партнерства и сотрудничества.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию у детей, желание прийти на помощь, находить способы решения проблем экологического характера.
- Поддерживать детскую инициативу в процессе работы в подгруппах.
- Способствовать воспитанию умения работать в команде, прислушиваться к мнению товарища, находить общее решение.
Технологии: технология сотрудничества.
Методы:
Словесные: беседа, объяснение, диалог, повторение, разъяснение.
Наглядные: рассматривание изображений, продуктов деятельности сверстников.
Игровые: выполнение заданий в центрах активности
Практические: выполнение опытов по схемам, выполнение заданий на интерактивном столе, постройка современного очистительного оборудования для очистки воды используя ЛЕГО-конструктор, работа в парах, подгруппами, осуществление контроля и самоконтроля за правильностью выполнения заданий.
Стимулирование и мотивация: использование сюрпризного момента, создание проблемной ситуации, требующей совместного принятия решения, постановка проблемных вопросов в течение всей совместной деятельности, эстетическое оформление дидактического демонстрационного и раздаточного материала, опора на личный опыт и умения детей, позитивная оценка деятельности детей. и др..
Методы воздействия на эмоциональную сферу: доброжелательное и эмоциональное общение педагога с детьми, эстетично оформленная мультимедийная презентация, музыкальный фон при проведении занятия, использование ярких, красочных пособий, оборудования, рефлексия.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивный стол, интерактивная панель, демонстрационный и раздаточный материал, конструктор «Лего», баночки, вода, воронки для опытов.
Предварительная работа : подбор дидактического, наглядного, музыкального материала; изготовление схем для опытов, создание презентации, подбор картинок по теме занятия, изготовление интерактивной игры «
Просмотр фрагмента познавательного фильма « Удивительный мир Камчатки»
Планируемый результат, выраженный в виде целевых ориентиров:
- Знают и понимают среду обитания морских китов
- Проявляют интерес к морским животным и осознают экологическое значение в их жизни.
- Умеют в ходе обсуждения высказывать свою точку зрения, делиться своими открытиями, обмениваться новыми знаниями, тем чему научились, что получилось.
- Умеют выражать словами свои чувства и мысли, понимают эмоциональное состояние других людей по внешнему виду, высказываниям.
Технологическая карта
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат | Фото материалы |
Организационный этап постановка и принятие детьми цели занятия
| Создание благоприятного психологического настроя. | Приветствует детей, используя художественное слово: на ковре дружбы находится место всем, кто умеет дружить, уважает других, любит и бережет природу и мир во всем мире. Устанавливает комфортный социально-психологический климат. | Дети находятся на ковре. Отвечают на приветствие. | Установление положительного настроя на дальнейшее взаимодействие | |
Сюрпризный момент – просмотр электронного письма на почте детского сада. Определение темы занятия с помощью модели 3-х вопросов. Что вы знаете о морских обитателях Камчатки? В чем причина гибели морских обитателей? Как можно об этом узнать? Определение актуальной зоны развития – знание детьми о причинах вымирания морских млекопитающих и способов решения проблемы (помощь) как человеческом качестве. | Организует диалог с детьми об информации в данном письме: - предлагает рассмотреть на карте, где находится Камчатка - спрашивает, знают ли дети, что - нибудь о морских обитателях Камчатки - кратко рассказывает об особенностях края Камчатка, обобщает высказывания детей, подводит к заключению, что морским жителям нужна помощь. Записывает предложения детей, обобщает их высказывания, подводит итог беседы. | Высказывают свои мысли, суждения, вступают в диалог. Рассматривают карту, глобус. Рассуждают. Высказывают свои мысли. Выражают свое отношение к данной проблеме-гибели китов. Рассуждают о том, что что можно сделать , чтобы помочь морским животным. Выражают свое мнение о различных причинах гибели китов. Просматривают содержание видеописьма, выражают свое мнение. Отвечают на вопросы, рассуждают, ведут диалог. | Вступают во взаимодействие. Настраиваются на совместную деятельность, проявляют интерес. Проявление интереса к обитанию морских животных Камчатки, желания узнать о причинах вымирания. Делятся впечатлениями. Проявляют интерес на дальнейшую деятельность. | ||
Основная часть | Определение с помощью вопросов-рассуждений необходимой информации по данной теме. Работа в центрах активности | Педагог обобщает высказывания детей их предложения и нацеливает детей на дальнейшую работу - искать информацию в центрах. Презентует центры активности, кратко рассказывает о том, что ожидает детей в этих центрах. Объясняет правила выполнения задания. Обращает внимания детей на необходимость объединиться в небольшие команды, по 3 человека, чтобы как можно больше узнать по интересующей их теме. Говорит, что когда дети справятся со своей работой, они снова соберутся в круг, чтобы поделиться впечатлениями, новыми знаниями. Обращает внимание на соблюдение правил при выполнении игрового задания. Координирует деятельность каждого центра, направляет, поддерживает инициативу и творческий замысел воспитанников, проявляет эмоции восхищения, радости, удивления и т.п. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Уточняет необходимость выполнения работы по алгоритму. Направляет действия детей, обращает внимание на аккуратность, старание. | Отвечают на вопросы, принимают поставленную задачу, думают и решают, что еще они хотят узнать о китах. Предполагают, где они это могут узнать. Говорят о своих чувствах, мыслях, стараются аргументировать их. Распределяются в центры по разноцветным фишкам. Слушают и воспринимают правила работы в центрах. Знакомятся с материалами, которые имеются в центрах. | Умение внимательно слушать взрослого и друг друга. Умение находить несколько вариантов решения проблемной ситуации. Умение рассуждать, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. Умение говорить о своих чувствах. Умение работать в подгруппах. Выполнять правила. Находить общее решение. Проявляют старание, самостоятельность. | |
Центр «Лаборатория» Центр «Науковедение»
Игровой–познавательный центр | Проводится опыт «Очищение воды». Рассматривание схем, алгоритм выполнения действий опыта.
Просмотр видеосюжета «Жизнь морских обитателей»-хорошо-плохо. В результате просмотра сделать вывод, в чем может быть причина гибели китов. Практическая деятельность построить из ЛЕГО водоочистительные сооружения. Предлагает детям интерактивную познавательную игру «Хорошо-плохо». Проверить правильность выполнения каждого задания. Одобряет высказывания. Контролирует деятельность детей, помогает, хвалит. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Внимательно слушают, думают. Выбирают себе партнера, определяют, в каком центре будут работать. Выполняют опыты по схемам. Делают выводы. Работают сообща. Ориентируются в схемах, образцах. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления, речи. Определяют, что хотят смастерить из ЛЕГО. Высказывают свои мысли и желания по поводу выбора материалов для конструирования. Обмениваются мнениями о том, из чего сделать, по схеме или придумать самим. Обсуждают, договариваются Просмотр видео сюжета. Выполняют задания. Мастерят. Договариваются. помогают друг другу. Проводят взаимопроверку правильности выполнения задания. Принимают правила при выполнении заданий (прислушиваться к мнению сверстника, взаимопомощь) Дети строят из лего конструктора водоочистительные сооружения. Знакомятся с правилами игры. Задают вопросы. Обсуждают последовательность действий, распределяют между собой функции. Советуются со взрослыми, друг другом. | Проявление любознательности. Совместное общение, высказывание своих мыслей. Делают выводы. Умеют включаться в практическую опытно-экспериментальную деятельность. Высказываются. Совершают выбор действий и стиля поведения (самостоятельность, сотрудничество, взаимодействие) при решении образовательной задачи. Владение культурной практикой решения образовательных задач. Воспитание самостоятельности. Умение подчиняться игровым правилам и социальным нормам. Проявляют творчество, фантазию. Проявление инициативы и самостоятельности в коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности, конструировании. Самостоятельны. проявляют ручную умелость, умеют работать по схеме. Проявление инициативы и творчества. Умение обращать внимание на чувства и переживания других людей. Умение говорить о своих чувствах. В результате игры, дети делают выводы и находят верные решения данной проблемы- делают фото для сверстников. Оказывает необходимую помощь, организует взаимодействие для достижения результата | ||
Заключительный этап.
| Предлагает детям пройти на ковер дружбы и поделиться своими впечатлениями, которые возникли у них в ходе деятельности в центрах активности, представить продукты своей деятельности. Рассматривают, анализируют достижения, успехи, трудности.
Вывод по решению проблемной ситуации: удалось найти ответы на вопросы, поставленные в начале занятия? Все ли узнали, что хотели? О чем еще хочется узнать? | Выражает восхищение готовыми работами. Стимулирует речевую активность детей с помощью вопросов. Побуждает детей вспомнить, что они нового узнали, и кто помог им изготовить поделки. Подводит итог, обобщает высказывания детей о занятии.
Создает мотивацию на дальнейшую познавательно-исследовательскую деятельность. Выслушивает мнения детей. Записывает пожелания на дерево вопросов и ответов. Мотивирует на дальнейшую деятельность. | Дети располагаются на ковре, делятся полученной информацией в центрах активности. Обсуждают, какую информацию они получили. Делятся поделками, которые изготовили в творческой мастерской. Предлагают рассмотреть фото, которые сделали в центре игры. Делятся информацией, полученной в лаборатории-как можно очищать воду. Вспоминают, кто им помог, как они добились результата. Высказывают своё мнение о проделанной работе. Дают ответы. Задают вопросы. | Высказывают мнение о проделанной работе. Общаются. Проявляют самостоятельность, активность. |
Литература
1.Федеральный Государственный Образовательный стандарт ДО.
2.“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
3.“Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т.М. Бондаренко.
4.“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.
5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2011
7. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез,2012. - 336 c.
Приложение1
Электронное письмо с далекой Камчатки для дошколят.
«Ребята, здравствуйте. Привет вам из далекой Камчатки.
Я сейчас здесь в гостях и мне очень хочется поделиться с вами впечатлениями об этом удивительном уголке нашей огромной страны. Красоту этого северного края не передать словами. Но случилась беда, стали исчезать киты и морские млекопитающие, ведь многие из них занесены в Красную книгу и нуждаются в защите и охране. Я отправила вам видеосюжет, посмотрите, и, может, вы найдете решение этой проблемы. До встречи!»
Приложение 2
Видео – письмо «Морские обитатели»
Приложение 3
Центр творчества
« »
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта квест - игры «Спасатели щенячьего патруля» в подготовительной группе
Квест от англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета...
технологическая карта нод с переходом в сюжетно-ролевую игру "Спасатели"
Технологическая карта беседы с переходом в сюжетно – ролевую игру «Поликлиника»...
Технологическая карта к игровой образовательной ситуации по трудовому воспитанию для детей 4-5 лет на тему "Спасатели игрушек"
Цель: закрепить умение мыть игрушки в групповой комнате Задачи: Обучать простейшим навыкам и умениям: мыть игрушки, вытирать насухо полотенцем, аккуратно ставить их на место.Развивать у дете...
Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Школа юного спасателя». Подготовительная группа
Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Школа юного спасателя». Подготовительная группа....
Технологическая карта НОД по ФЭМП "Юные спасатели"
Технологическая карта НОД Титульный листКонспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМПТема НОД«Юные спасатели »Воспитатель: Шлапацкая Ирина Александ...
Технологическая карта НОД «Спасатели»
Данная разработка будет полезна инструктору по физической культуре ДОУ...
Технологическая карта познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы "Спасатель - профессия героическая!"
Цель:Формирование познавательной активности детей, устойчивого интереса к миру профессий, соотнесение профессии с родом деятельности, способствующей ранней профориентации дошкольников....