Технологическая карта НОД по познавательном развитию Тема: "Воздушный шарик"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Воробьева Мария Анатольевна

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем эспериментирования; учить детей слушать, отвечать на вопросы; формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «"Белоснежка" г. Надым

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми средней группы

Тема: «Воздушный шарик»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

                                                                                                                                                       Автор воспитатель:

                                                                                                                                                     1 квалификационной категории  

                                                                                                           Воробьёва Мария Анатольевна

                                                                                        

г. Надым, 2019 г.

Образовательная область

«Познавательное развитие (с элементами экспериментирования)»

Возраст детей, группа

4-5лет средняя группа

Тема

«Воздушный шарик»

Цель

развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования; развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление; учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Задачи

Образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами резины; учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные: воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Расширять словарный запас: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, упругий, легкий.

Материал

Материал к занятию: воздушные шары (два надутых, один сдутый),резиновые перчатки, резинка для волос,  лист бумаги размером ½ альбомного листа, салфетка фланелевая, целлофановые пакеты  по количеству детей, таз с водой, игрушка Пятачок, булавка.

Предполагаемый результат

Этапы

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

  1. Введение в ситуацию.

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

Дети стоят полукругом возле воспитателя.

В.- Ой, ребята, вы  слышите, кто-то стучит. Кто это интересно к нам пришел? Давайте отгадаем про него загадку.

Два розовых уха

И розовый хвостик

Ходил с Винни-Пухом

Он к Кролику в гости (Пятачок).

Сюрпризный момент.

В.- Дети, поздоровайтесь с Пятачком.

В.- Здравствуй. Пятачок! Дети, скажите, что собирался подарить Пятачок своему другу, ослику ИА?

В.- Правильно, воздушный шарик. Ребята, а вы помните, что случилось с подарком Пятачка?

 В.- Да, верно, шарик лопнул.

В беседе взаимодействуют с воспитателем. Осуществление практической деятельности поискового характера.

Выбор источника

информации.

Мотивация к познават. деят-ти.

Умение определять информацию и способы ее достижения.

Ответы детей. Представление  информации друг другу и воспитателю.

II.Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации.

Создание мотивационной ситуации. Постановка детской цели.

В.- Вот Пятачок просит вас, помочь ему, объяснить, почему же его шарик лопнул?

В.- Поможем, ребята?

В.- Дети, давайте вспомним с вами, из чего сделан воздушный шарик, из какого материала?

В.- Правильно, дети, из резины.

В.- Ребята, а какая резина на ощупь?(гладкая, мягкая)

 В.- А как доказать, что резина растягивается?

Дети: - Нужно надуть шарик.

В.- Молодцы, мы увидели, что шарик растянулся.

В.- Значит, резина еще и эластичная, т.е. растягивается.

Участие в диалоге. Постановка детской цели

Выбор источников передачи информации   из личного опыта.

Ответы детей.

III. Затруднение в ситуации

Фиксация затруднения. 

Тренировка мыслительных операций

В.- Дети, послушайте ещё одну загадку.

Через нос проходит в грудь         (глубокий вдох носом),

И обратный держит путь                  (выдох ртом),

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем»            (воздух)

В.- Верно ребята.

В.- А почему шарик называют воздушным?

Дети.- У него внутри воздух.

Фиксация затруднения.

Умение слушать поставленную задачу, предлагать варианты выполнения решений.

Ответы детей.

IV.

Открытие нового знания или способа действий.

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Формирование понятия, что с помощью знака можно передать различную информацию.

Воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором находятся таз с водой, полотенце, бумажная салфетка, тканевая салфетка (фланель).

Рассматривание. В.- Дети, наш шарик пока летал, запылился, давайте помоем его в воде.

Вопросы:

-Какая стала резина сверху? (мокрая)

- А если мы положим в воду бумагу, ткань, что с ними станет?

Дети: - Бумага намокает, рвется; ткань намокает, но не рвется.

В.- Верно, молодцы. Воспитатель вытирает шарик. И он становится сухим.

В.- Ребята, попала вода в шарик, когда мы его мыли? (нет, не попала).

В.- Значит, резина не пропускает воду. Она водонепроницаемая.

В.- Дети, а какие вы знаете предметы, которые не пропускают воду?

Дети: - резиновые сапоги, резиновые перчатки, плащи.

Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения.

Дети рассматривают образец.

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов. Умение формулировать простейший вывод

Наблюдение за процессом деятельности

Соблюдение правил в работе.

V. Введение новых знаний в систему знаний.

Ознакомление с моделью.

Овладение способностью построения знаковой модели по ситуации.

Закреплять новые знания и способы их применения.

В.- Дети, давайте узнаем, пропускают резиновые перчатки воду или нет?

В.-ль предлагает надеть на руку по одной перчатке и опустить руку в таз с водой.

В.-  Дети, намокла у вас рука или нет? Давайте снимем перчатку и проверим, мокрая она или сухая?

В.- Правильно, она осталась сухой. Значит, какой мы вывод сделаем в этом опыте?

В.- В резиновой перчатке рука осталась сухой.

Физкульминутка «Шарик»

В.- Ребята, а вы умеете ловить воздух? Давайте я вас научу. Я беру один пакетик и широко его открываю. При этом внутрь заходит воздух.  Я быстро завязываю пакетик.

В.- Что появилось внутри пакета? Правильно, воздух.

В- А теперь вы попробуйте поймать воздух, раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри? Это ребята в пакете – воздух? А скажите, вы видите воздух (нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный и невидимый).

- Пакет наполнился воздухом и стал похож на подушку. Каким стал пакет? (Он стал упругим и плотным). Мы смогли потрогать воздух? (Да).

В.- Дети, а что произойдет, если я булавкой проткну свой пакетик? (Воздух выйдет из пакета).

В.- Давайте проверим. Верно, воздух весь вышел, пакетик стал тонким.

Умение анализировать, сопоставлять информацию и знаки, составлять элементарные знаковые модели. Умение работать в команде

Соблюдение правил в работе по составлению моделей. Чтение знаков, моделей.

VI Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

В.- Значит, как мы объясним Пятачку, почему его шарик лопнул?

Дети: - Шарик сильно растянулся, а Пятачок на него упал.

В.- При этом шарик был упругим, надутым, поэтому он и лопнул. И мы узнали с вами, что острые предметы тоже могут продырявить надутые пакетики.

В.- Спасибо вам, ребята. Думаю, что Пятачок теперь понял, что нужно не торопиться и быть осторожным.

Похвала. Вывод. В.- Мне понравилось, как вы сегодня занимались. И все помогли Пятачку.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Эмоциональное самовыражение на достижение детской цели.

Умение оценивать свои действия, задания и результаты деятельности

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе

В занятии используются элементы ТРИЗ технологии метод дихотомии (использование игры "Да-Нет"). Дети подготовительной группы легко ориентируются на ограниченной территории (лист бумаги, учебн...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе

В занятии используются элементы ТРИЗ технологии (игра "Да-Нет"), знакомство детей с делением квадрата на равные части, обучение детей называть части целого, сравнение целого и частей. Предла...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию

Цель НОД: Формирование у дошкольников представление о здоровом образе жизни....

Технологическая карта средняя группа, познавательное развитие:"Подводный мир"

Технологическая карта средняя группа, познавательное развитие: "Подводный мир"...

Технологическая карта ООД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Воздушный океан планеты»

Формирование элементарных представлений о воздухе, для чего он нужен....