Познавательный проект «Чудо валенки» подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательный проект «Чудо валенки» подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательный проект «Чудо валенки» подготовительная группа | 368.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Ноябрьск
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Теремок»
муниципального образования город Ноябрьск
МБДОУ «Теремок»
629828 г. Ноябрьск, мкр. «Вынгапуровский», ул.70 лет Октября 14, тел. 37-31-50, тел./факс 37-41-50
E-mail: teremok-2009@mail.ru ОКПО 52536069, ОГРН 1028900704601, ИНН/КПП 8905026754/890501001
Проект
«Чудо валенки»
подготовительная группа
Составитель:
Воспитатель МБДОУ «Теремок»
Усенко О.А.
мкр. Вынгапуровский 2021
Предметное направление |
Я познаю мир |
Возрастная категория |
Дети подготовительной группы 6-7 лет |
Название проекта |
Чудо валенки |
Цель проекта |
Выяснить, из чего и как изготавливают валенки. |
Задачи проекта |
1. Познакомить детей с историей русской обуви-валенки. 2. Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые знания. 3. Исследовать этапы производства валенок. 4. Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 5. Воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям своего народа. |
Аннотация проекта |
Проект нацелен на то, что он не только даёт представление о создании валенок, но и раскрывает историю появления традиционно-русской обуви-валенки. Этот проект способствует приобретению знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества. Актуальность проекта связана с тем, чтобы дети поняли, что изготовление валенок не только увлекательно, но и трудно и очень ответственно. Актуальность проекта связана с тем, чтобы дети узнали историю происхождения традиционно-русской обуви-валенки. |
Сроки проведения проекта |
Краткосрочный (2 недели) |
Проблема, решению которой посвящен проект |
Валенки, бесспорно, представляют собой наиболее известную за пределами России традиционную русскую зимнюю обувь, которая, несмотря на то, что на дворе прогрессивный XXI век, отнюдь не собирается сдавать свои позиции. Многие ребята носят валенки, но мало кто знает историю происхождения, материалы из которых изготавливают русские валенки. В процессе реализации данного проекта мы планируем найти ответы на возникшие вопросы. |
Этапы работы над проектом |
Подготовительный этап (01.02.2021 по 03.02.2021г.) 2. Основной этап (04.02.2021 по 16.02.2021г.) 3. Итоговый этап (17.02.2021 по 18.02.2021г.) |
Форма представления проекта |
Презентация, изготовление сувенирных валенок, музыкально-спортивное развлечение «Мы возьмём да променяем сапоги на валенки». |
Информационные ресурсы: печатный и электронный материал |
1. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир/Пособие для дошкольников, часть 3, 2015 2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис – пресс,2008 – 208 с. 3. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. 4. Рыжанкова, Е.Н. Творческие игры и упражнения с дошкольниками/ Е.Н. Рыжанкова. – М.: Сфера, 2010 – 64 с. 5. Чудакова Н. В. Я познаю мир/Детская энциклопедия: ООО «Издательство АСТ – ЛТД» 1998 – 480с 6. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. 7. «Метод проектов в дошкольном образовании» (методическое пособие). Издательство АО ИППК РО, 2011 год, г. Архангельск. 8. «Проектная деятельность старших дошкольников». Журавлева В.Н. Издательство «Учитель», 2009 года, г. Волгоград. 9. Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75. 10. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. 11. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004. 12. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 13. Развивающий мультфильм «Шерстяной мир» АБВГДейка Интернет – ресурсы: 1. http://www.o-detstve.ru/ 2.http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/Учебный_проект_!Валенки_да_валенки,_ой,_да_не_подшиты,_стареньки» 3. http://tmndetsady.ru/ 4. http://vospitateljam.ru/valenki-valenki-krasivye-da-ladnenkie/ |
Содержание
Введение ………………………………………………………………….….…….…….…….. 6
Актуальность проекта. Цели и задачи. Проблема проекта ……………….……………….... 6
Этапы работы……….. …………………………………………………….…………………… 7
Реализация проектной деятельности……………………………………….…………………. 8
Заключение ……………………………………………………………………………………. 11
Библиографический список используемых источников …………………….……………. 12
Приложение ………………………………………………………………………………..….. 14
Введение
Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера, часть русской истории и культуры. Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь, свадьбы играли. Валенки в старину были очень ценным подарком, и их носили только зажиточные крестьяне. Если в семье были хотя бы одни валенки, то она считалась богатой. Они передавались по наследству из поколения в поколение.
Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства.
2. Актуальность, цель, задачи, проблема проекта
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Валенки — это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми, независимо от чина и сословия. Валенки – часть русской истории и культуры.
Многие ребята носят валенки, но мало кто знает историю происхождения, материалы из которых изготавливают русские валенки. И, поэтому, мы считаем актуальным рассказать ребятам об истории русских валенок и процессе их изготовления.
Актуальность проекта связана с тем, чтобы дети поняли, как и из каких материалов изготавливают русские валенки.
Проект нацелен на то, что он не только даёт представление о происхождении русских валенок, но и раскрывает их историю появления.
Данный проект поможет детям узнать о традициях русского народа; познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских валенок; песенным и танцевальным творчеством.
Название проекта: Чудо валенки.
Цель проекта: выяснить, из чего и как изготавливают валенки.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с историей русской обуви-валенки.
2. Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые знания.
3. Исследовать этапы производства валенок.
4. Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать,делать выводы.
5. Воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям своего народа.
Продукты проекта:
1. Альбом «Чудо валенки».
2. Лепка: «Дизайнерские валенки».
3. Рисование «Расписные валенки» (использование различных техник).
4. Аппликация «Эх, валенки!»
5. Мастер – класс для детей: «Изготовление сувенирных валенок».
6. Презентация проекта.
7. Музыкально-спортивное развлечение «Мы возьмём да променяем сапоги на валенки».
3. Этапы работы над проектом
Подготовительный этап (01.02.2021 по 03.02.2021г.):
- поиск и накопление информации по теме;
- подбор художественной и энциклопедической литературы, чтение стихов, загадок по теме исследовательской работы;
- подбор картинок, наглядных материалов;
- подбор и изготовление дидактических игр по теме: «Угадай, чей валенок», «Найди свою пару»;
- подбор и рассматривание шерсти, шерстяных ниток;
- создание экспозиции в группе мини-музея русского валенка.
Основной этап (04.02.2021 по 16.02.2021г.):
- систематизация собранной информации;
- реализация содержания проекта по намеченному плану;
- работа с родителями;
- разработка сценария развлечения;
- организация бесед, опытов, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
Итоговый этап (17.02.2021 по 18.02.2021г.):
- подготовка продуктов деятельности к защите проекта;
- презентация проекта;
- музыкально-спортивное развлечение «Мы возьмём да променяем сапоги на валенки».
Предполагаемый результат
В процессе работы над проектом дети получат знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Для осуществления целей и решения задач нашего проекта мы изучим литературу по теме, подберём игры, проведём опыты с валенками, составим схему производства валенок.
Итогом нашего проекта будет изготовление сувенирных валенок и музыкально-спортивного развлечения «Мы возьмём да променяем сапоги на валенки».
4. Реализация проектной деятельности
№ п/п | Этапы работы | Содержание | Продукт | Срок | |||
Подготовительный этап (01.02.2021 по 03.02.2021г.) | |||||||
1. | 1. Подбор наглядного материала и литературы | 01.02.2021г. по 03.02.2021г. | |||||
2. Разработка плана достижения цели | План реализации проектной деятельности | 01.02.2021г. по 03.02.2021г. | |||||
3. Информирование родителей о предстоящем проекте | - Консультация для родителей «Откуда валенки пошли» - Консультация для родителей «О пользе валенок» - Консультация для родителей: «Как делают валенки» - Памятка для родителей: «Интересные факты про валенки» Папка- передвижка «Любят валенки в России» Приложение 1 | 01.02.2021г. по 03.02.2021г. | |||||
5. Подбор опытов для проекта | - Составление картотеки опытов и игр по тематике проекта | 01.02.2021г. по 03.02.2021г. | |||||
6. Подбор дидактических игр | Составление сборника дидактических игр по тематике проекта | 01.02.2021г. по 03.02.2021г. | |||||
7. Подбор мультфильмов, презентаций, интерактивных игр | - Интерактивная игра «Четвертый лишний» - презентации и мультфильмы по тематике проекта | 01.02.2021г. по 03.02.2021г. |
Основной этап (04.02.2021 по 16.02.2021г.) | ||||
1. | Беседы по тематике проекта | 1. Беседа «Валенки». | Беседа | 04.02.2021г. по 16.02.2021г. |
2. Познавательная беседа с презентацией «Мастера своего дела» | Беседа, презентация. | |||
3.Беседа «История мужской и женской обуви» | Беседа, презентация. | |||
4. Рассказ воспитателя о домашнем животном- овечке. | Рассказ - беседа | |||
2. | Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Дедушкин валенок», С.Гришунин «Дедушкины валенки», Антон Куприянов «Сказочка про валенки и обыкновенную принцессу», В.Новиков сказка «Теплые валенки»; Загадки, стихи. | Составление сборника стихов и загадок по тематике проекта. Приложение 2. | 04.02.2021г. по 16.02.2021г. |
3. | «Лаборатория валенок» | Проведение эксперимента: «Греет или холодит?» «Валенки теплее, чем кожаные сапожки?» | Фотоматериалы Приложение 3. | 10.02.2021г. по 16.02.2021г. |
4. | Дидактические игры | «Угадай, чей валенок», «Найди свою пару», «Составь узор», «Из чего это сделано?», «Отгадай, о ком я говорю?» Настольно-печатная игра «Лото, профессии». | Дидактические игры | 04.02.2021г. по 16.02.2021г. |
5. | ИКТ | Интерактивная игра «Четвертый лишний» | Игра | 12.02.2021г. по 16.02.2021г. |
Просмотр развивающего мультфильма «Шерстяной мир», «История появления валенка на Руси, технология изготовления» | Мультфильм Презинтация | 04.02.2021г. по 16.02.2021г. | ||
Презентации «История валенок» | Презентация | 12.02.2021г. |
6. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Изготовление атрибутов | Атрибуты к игре | 04.02.2021г. по 11.02.2021г. |
7. | Моделирование | ЛЕГО - постройки «Строим магазин обуви» | ЛЕГО-постройки - фотоматериал | 08.02.2021г. по 16.02.2021г. |
Создание модели - схемы производства валенок | Модель Схема «Валенки» | 04.02.2021г. по 16.02.2021г. | ||
8. | Мастерская овечки | Раскраски по тематике проекта |
Выставка творчества детей | 04.02.2021г. по 16.02.2021г. |
Рисование «Расписные валенки» (использование различных техник). | 09.02.2021г. | |||
Аппликация «Эх, валенки!» | 11.02.2021г. | |||
Лепка «Дизайнерские валенки». | 15.02.2021г. | |||
9. | Подвижные игры Физминутки | «Передай валенок», «Заморожу» «Хоровод», «Собери снежинки». «В валенках вокруг сугроба», «Городки», «Валенкобол» | 04.02.2021г. по 16.02.2021г. | |
10. | Работа с родителями | - Консультация для родителей «Откуда валенки пошли» - Консультация для родителей «О пользе валенок» - Консультация для родителей: «Как делают валенки» - Памятка для родителей: «Интересные факты про валенки» Папка- передвижка «Любят валенки в России» | 04.02.2021г. по 16.02.2021г. | |
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин обуви» | Атрибуты | 04.02.2021г. по 11.02.2021г. |
Итоговый этап (17.02.2021 по 18.02.2021г.) | |
Подготовка продукта деятельности к защите проекта | до 18.02.2021г. |
Создание модели - схемы производства валенок | |
Презентация проекта | |
Музыкально-спортивное развлечение «Мы возьмём да променяем сапоги на валенки». |
5. Заключение
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов. Повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам. Сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления и их лечебных свойствах. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Пение частушек, русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей. Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.
Библиографический список используемых источников:
1. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир/Пособие для дошкольников, часть 3, 2015
2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис – пресс,2008 – 208 с.
3. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников.
4. Рыжанкова, Е.Н. Творческие игры и упражнения с дошкольниками/ Е.Н. Рыжанкова. – М.: Сфера, 2010 – 64 с.
5. Чудакова Н. В. Я познаю мир/Детская энциклопедия: ООО «Издательство АСТ – ЛТД» 1998 – 480с
6. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
7. «Метод проектов в дошкольном образовании» (методическое пособие). Издательство АО ИППК РО, 2011 год, г. Архангельск.
8. «Проектная деятельность старших дошкольников». Журавлева В.Н. Издательство «Учитель», 2009 года, г. Волгоград.
9. Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.
10. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
11. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
12. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
13. Развивающий мультфильм «Шерстяной мир» АБВГДейка
Интернет – ресурсы:
http://vospitateljam.ru/valenki-valenki-krasivye-da-ladnenkie/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Чудо - огород" (средняя группа)
Проект по экологическому образованию в средней группе "Чудо огород" (выращивание лука на подоконнике)...
Проект "Чудо - деревья" младшая группа
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Чудо деревья»...
Исследовательско - познавательный проект "Чудо фасолинка"
Дети испытывают затруднения в установлении взаимосвязей в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников...
ПРОЕКТ «Чудо-Тыква» (подготовительная группа)
Участие детей – дошкольника в проекте «Чудо-тыква» даёт возможность этому ребёнку максимально систематизировать знания и представления о тыкве, её свойствах и применении...
Проект "Чудо фантики" (средняя группа 29.01. 2020 год)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19268162","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по реализации ОО «Познавательное развитие» «Чудо дерево» (Младшая группа «Карапузики»)
Конспект занятия по математике в младщей группе...
Исследовательско - познавательный проект "Чудо фасолинка"2022 год
Дети испытывают затруднения в установлении взаимосвязей в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого &nda...