Рабочая программа по ознакомлению с природой
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_priroda.docx | 31.15 КБ |
programma_priroda.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 19»
344016 г. Ростов-на-Дону ул. Мыльникова, 9 т. (факс) 277-51-51
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ознакомлению с природой
подготовительной группы (группа № 5) для детей 6-7 лет
автор О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
(в рамках УМК программы «От рождения до школы»)
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Авторы-составители:
Рогаль М.Г.
Доломанова М.В.
г. Ростов-на-Дону
2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа основана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ознакомлению с природой.
Направленность программы – познавательное развитие
Цели: ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование экологической культуры
Задачи:
Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие,);
формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.);
формирование осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира;
ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека; формирование привычки рационально использовать природные ресурсы;
формирование умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (экологически грамотное поведение);
развитие познавательного интереса к окружающему миру;
формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности.
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.).
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.
Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).
Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.
Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.
Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).
Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.
Привлекать к посадке семян овса для птиц.
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).
Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.
Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».
Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.
Объем программы по ознакомлению с природой составляет 18 (академических часов), занятия проводятся 1 раз в две недели по 30 минут, 2 занятия в месяц, в год – 18 занятий;
Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми в подготовительной группе осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине организованной образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
- ООД (организованная образовательная деятельность),
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- элементарные опыты,
- экскурсии,
- проблемно-игровые ситуации
- викторины, сочинение загадок и сказок,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
-Экспериментальная, исследовательская деятельность.
Условия реализации:
1. Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, растения); В работе центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
- Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
- Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.
Методы и приемы ознакомление с природой:
Методы дифференцированного подхода.
различаются по сложности и продуктивности. Основными из них являются:
- разноуровневое изложение материала:
- вначале упрощенное изложение, затем усложненное;
целостное изложение основного. Затем детализация и конкретизация по частям;
- варианты лингвистического построения речи педагога в зависимости от типа восприятия ребенка (визуалы, аудиалы, кинестетики); специфической направленности на реализацию общих дидактических целей.
- многократное повторение изложенного в течение занятия (для детей с плохой памятью)
- использование наглядности в различных сочетаниях со словом (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);
- дифференцированные задания для детей с разным уровнем развития, интересов детей, целевой направленности обучения;
- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровням сложности, продуктивности):
- по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности;
- по образцу, показанному педагогом или ребенком;
- с комментированным управлением способом выполнения задания;
- в паре; группе;
- полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения;
- работа в парах, группах;
- дозированная помощь:
- устная педагогом;
- в виде образца;
- алгоритм, инструкция;
-индивидуальный опрос:
- по предварительно отработанным с ребенком вопросам;
- по плану, данному педагогом;
- дозирование сложности вопросов и заданий;
-дифференцированный контроль:
- уровневые задания;
- задания с выбором;
- индивидуализация критериев оценки, индивидуализация заданий:
- по объему;
- по сложности;
- по творческой направленности;
- по срокам выполнения.
-дифференциация темпа усвоения.
2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка.
Для этого созданы следующие условия:
-условия для свободного выбора деятельности;
-условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
-не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
- создание разных пространств предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-праздники или иные события, как демонстрация детских достижений.
-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
3. Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий 2 раза в год.
Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера
Планируемые результаты
- Объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Иметь представления о различных природных объектах, о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах. Красной книге, природе родного края.
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Делать элементарные выводы и заключения.
- Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
- Определять происхождение рукотворных предметов.
- Учить рассматривать комнатные растения, выделяя части, знать домашних животных
Содержание занятий
Ознакомление с природой
Дата | Название темы | Кол-во часов | Примечание |
Сентябрь | Диагностическое занятие. | 1 | |
Тема 1. «Дары осени», стр. 33 | 1 | ||
Октябрь | Тема 3. «4 октября - Всемирный день защиты животных», стр. 37 | 1 | |
Тема 4. «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...», стр. 38 | 1 | ||
Ноябрь | Тема 5. «Птицы нашего края», стр. 40 | 1 | |
Тема 6. «Наблюдение за живым объектом (на примере морской свинки)», стр. 43 | 1 | ||
Декабрь | Тема 7. «Животные зимой», стр. 45 | 1 | |
Тема 8. «Животные водоемов, морей и океанов», стр. 48 | 1 | ||
Январь | Тема 9. «11 января — День заповедников и национальных парков», стр. 50 | 1 | |
Тема 10. «Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)», стр. 53 | 1 | ||
Февраль | Тема 11. «Служебные собаки», стр. 55 | 1 | |
Тема 12. «Огород на окне», стр. 57 | 1 | ||
Март | Тема 13. «Полюбуйся: весна наступает...», стр. 58 | 1 | |
Тема 14. «22 марта - Всемирный день водных ресурсов», стр. 61 | 1 | ||
Апрель | Тема 15. «Знатоки природы», стр. 63 | 1 | |
Тема 16. «22 апреля - Международный день Земли», стр. 65 | 1 | ||
Май | Тема 17. «Прохождение экологической тропы», стр. 66 | 1 | |
Диагностические задания | 1 |
Наглядно-дидактические пособия:
- Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Перелетные птицы»; «Зимующие птицы»; «Хищные птицы»; «Птицы жарких стран»; «Насекомые»; «Морские обитатели»; «Кто всю зиму спит»; «Погодные явления»; «Полевые цветы»; «Садовые цветы»; «Деревья и листья»; «Грибы»; «Фрукты».
- Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Перелетные птицы»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Хищные птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Деревья»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
- Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень».
- Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».
Список литературы:
1. УМК «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
2. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Подготовительная к школе группа. (для занятий с детьми детей 6-7 лет)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 19»
344016 г. Ростов-на-Дону ул. Мыльникова, 9 т. (факс) 277-51-51
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ознакомлению с природой
подготовительной группы (группа № 5) для детей 6-7 лет
автор О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
(в рамках УМК программы «От рождения до школы»)
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Авторы-составители:
Рогаль М.Г.
Доломанова М.В.
г. Ростов-на-Дону
2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа основана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ознакомлению с природой.
Направленность программы – познавательное развитие
Цели: ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование экологической культуры
Задачи:
Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие,);
формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.);
формирование осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира;
ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека; формирование привычки рационально использовать природные ресурсы;
формирование умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (экологически грамотное поведение);
развитие познавательного интереса к окружающему миру;
формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности.
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.).
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.
Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).
Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.
Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.
Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).
Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.
Привлекать к посадке семян овса для птиц.
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).
Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.
Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».
Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.
Объем программы по ознакомлению с природой составляет 18 (академических часов), занятия проводятся 1 раз в две недели по 30 минут, 2 занятия в месяц, в год – 18 занятий;
Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми в подготовительной группе осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине организованной образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
- ООД (организованная образовательная деятельность),
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- элементарные опыты,
- экскурсии,
- проблемно-игровые ситуации
- викторины, сочинение загадок и сказок,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
-Экспериментальная, исследовательская деятельность.
Условия реализации:
1. Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, растения); В работе центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
- Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
- Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.
Методы и приемы ознакомление с природой:
Методы дифференцированного подхода.
различаются по сложности и продуктивности. Основными из них являются:
- разноуровневое изложение материала:
- вначале упрощенное изложение, затем усложненное;
целостное изложение основного. Затем детализация и конкретизация по частям;
- варианты лингвистического построения речи педагога в зависимости от типа восприятия ребенка (визуалы, аудиалы, кинестетики); специфической направленности на реализацию общих дидактических целей.
- многократное повторение изложенного в течение занятия (для детей с плохой памятью)
- использование наглядности в различных сочетаниях со словом (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);
- дифференцированные задания для детей с разным уровнем развития, интересов детей, целевой направленности обучения;
- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровням сложности, продуктивности):
- по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности;
- по образцу, показанному педагогом или ребенком;
- с комментированным управлением способом выполнения задания;
- в паре; группе;
- полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения;
- работа в парах, группах;
- дозированная помощь:
- устная педагогом;
- в виде образца;
- алгоритм, инструкция;
-индивидуальный опрос:
- по предварительно отработанным с ребенком вопросам;
- по плану, данному педагогом;
- дозирование сложности вопросов и заданий;
-дифференцированный контроль:
- уровневые задания;
- задания с выбором;
- индивидуализация критериев оценки, индивидуализация заданий:
- по объему;
- по сложности;
- по творческой направленности;
- по срокам выполнения.
-дифференциация темпа усвоения.
2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка.
Для этого созданы следующие условия:
-условия для свободного выбора деятельности;
-условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
-не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
- создание разных пространств предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-праздники или иные события, как демонстрация детских достижений.
-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
3. Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий 2 раза в год.
Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера
Планируемые результаты
- Объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Иметь представления о различных природных объектах, о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах. Красной книге, природе родного края.
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Делать элементарные выводы и заключения.
- Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
- Определять происхождение рукотворных предметов.
- Учить рассматривать комнатные растения, выделяя части, знать домашних животных
Содержание занятий
Ознакомление с природой
Дата | Название темы | Кол-во часов | Примечание |
Сентябрь | Диагностическое занятие. | 1 | |
Тема 1. «Дары осени», стр. 33 | 1 | ||
Октябрь | Тема 3. «4 октября - Всемирный день защиты животных», стр. 37 | 1 | |
Тема 4. «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...», стр. 38 | 1 | ||
Ноябрь | Тема 5. «Птицы нашего края», стр. 40 | 1 | |
Тема 6. «Наблюдение за живым объектом (на примере морской свинки)», стр. 43 | 1 | ||
Декабрь | Тема 7. «Животные зимой», стр. 45 | 1 | |
Тема 8. «Животные водоемов, морей и океанов», стр. 48 | 1 | ||
Январь | Тема 9. «11 января — День заповедников и национальных парков», стр. 50 | 1 | |
Тема 10. «Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)», стр. 53 | 1 | ||
Февраль | Тема 11. «Служебные собаки», стр. 55 | 1 | |
Тема 12. «Огород на окне», стр. 57 | 1 | ||
Март | Тема 13. «Полюбуйся: весна наступает...», стр. 58 | 1 | |
Тема 14. «22 марта - Всемирный день водных ресурсов», стр. 61 | 1 | ||
Апрель | Тема 15. «Знатоки природы», стр. 63 | 1 | |
Тема 16. «22 апреля - Международный день Земли», стр. 65 | 1 | ||
Май | Тема 17. «Прохождение экологической тропы», стр. 66 | 1 | |
Диагностические задания | 1 |
Наглядно-дидактические пособия:
- Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Перелетные птицы»; «Зимующие птицы»; «Хищные птицы»; «Птицы жарких стран»; «Насекомые»; «Морские обитатели»; «Кто всю зиму спит»; «Погодные явления»; «Полевые цветы»; «Садовые цветы»; «Деревья и листья»; «Грибы»; «Фрукты».
- Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Перелетные птицы»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Хищные птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Деревья»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
- Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень».
- Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».
Список литературы:
1. УМК «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
2. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Подготовительная к школе группа. (для занятий с детьми детей 6-7 лет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...
Рабочая программа кружка "Ознакомление с фольклором"
Программа направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями....
Рабочая программа по ознакомлению с миром природы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Познавательное развитие»Вид организованной образовательной деятельности: ознакомление с миром природы ...
Рабочая программ по ознакомлению с природой детей в средней группе ДОУ
рабочая программа...
Рабочая программа по ознакомлению детей с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии«Познаю мир» Образовательная область «Познавательное развитие»(3 –7 лет).
Презентация программы, написанной в рамках регионального проекта "Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации"...
Рабочая программа по ознакомлению с миром природы
Рабочая программа по ознакомлению с миром природы...
Презентация : " Программы по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию".
Презентация на тему : "Программы по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию"....