Рабочая программа по ознакомлению с природой
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Рогаль Марина Григорьевна

Для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_priroda.docx31.15 КБ
Файл programma_priroda.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 19»

344016 г. Ростов-на-Дону ул. Мыльникова, 9 т. (факс) 277-51-51

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ознакомлению с природой

 подготовительной группы (группа № 5) для детей 6-7 лет  

автор О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

(в рамках УМК программы «От рождения до школы»)

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Авторы-составители:

Рогаль М.Г.

                                        Доломанова М.В.              

г. Ростов-на-Дону

2020г.                                                                                                                                                                                                           

                              Пояснительная записка

Рабочая программа основана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ознакомлению с природой.

Направленность программы – познавательное развитие

Цели: ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование экологической культуры

Задачи:

Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие,);

формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.);

формирование осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира;

ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека; формирование привычки рационально использовать природные ресурсы;

формирование умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (экологически грамотное поведение);

развитие познавательного интереса к окружающему миру;

формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности.

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.).

Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.

Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).

Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).

Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).

Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.

Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).

Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.

Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).

Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.

Привлекать к посадке семян овса для птиц.

Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).

Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.

Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.

Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».

Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.

Объем программы по ознакомлению с природой составляет 18 (академических часов), занятия проводятся 1 раз в две недели по 30 минут, 2 занятия в месяц, в год – 18 занятий;

Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми в подготовительной группе осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине организованной образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.

Формы реализации:

Система работы включает:

- ООД (организованная образовательная деятельность),

-  беседы,

-  наблюдения,

- игровые занятия,

- элементарные опыты,

- экскурсии,

- проблемно-игровые ситуации

- викторины, сочинение загадок и сказок,

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

-Экспериментальная, исследовательская деятельность.

Условия реализации:

1. Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, растения); В работе центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

  • Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
  • Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.

Методы и приемы ознакомление с природой:

Методы дифференцированного подхода.

различаются по сложности и продуктивности. Основными из них являются:

  - разноуровневое изложение материала:

  • вначале упрощенное изложение, затем усложненное;

          целостное изложение основного. Затем детализация и конкретизация по                    частям;

  • варианты лингвистического построения речи педагога в зависимости от типа восприятия ребенка (визуалы, аудиалы, кинестетики); специфической направленности на реализацию общих дидактических целей.
  • многократное повторение изложенного в течение занятия (для детей с плохой памятью)
  • использование наглядности в различных сочетаниях со словом (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);

- дифференцированные задания для детей с разным уровнем развития,               интересов детей, целевой направленности обучения;

- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровням сложности, продуктивности):

  • по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности;
  • по образцу, показанному педагогом или ребенком;
  • с комментированным управлением способом выполнения задания;
  • в паре; группе;
  • полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения;

- работа в парах, группах;

- дозированная помощь:

  • устная педагогом;
  • в виде образца;
  • алгоритм, инструкция;

           -индивидуальный опрос:

  • по предварительно отработанным с ребенком вопросам;
  • по плану, данному педагогом;
  • дозирование сложности вопросов и заданий;

          -дифференцированный контроль:

  • уровневые задания;
  • задания с выбором;
  • индивидуализация критериев оценки, индивидуализация заданий:
  • по объему;
  • по сложности;
  • по творческой направленности;
  • по срокам выполнения.

-дифференциация темпа усвоения.

2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка.

Для этого созданы следующие условия:

-условия для свободного выбора деятельности;

-условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

-не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;

  - создание разных пространств предъявления детских продуктов:

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

-праздники или иные события, как демонстрация детских достижений.

-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

3. Самостоятельная деятельность детей;

        Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий 2 раза в год.

        Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера

Планируемые результаты

  • Объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Иметь представления о различных природных объектах, о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах. Красной книге, природе родного края.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Делать элементарные выводы и заключения.
  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Определять происхождение рукотворных предметов.
  • Учить рассматривать комнатные растения, выделяя части, знать домашних животных

Содержание занятий

Ознакомление с природой

Дата

Название темы

Кол-во часов

Примечание

Сентябрь

Диагностическое занятие.

1

Тема 1. «Дары осени», стр. 33

1

Октябрь

Тема 3. «4 октября - Всемирный день защиты животных», стр. 37

1

Тема 4. «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...», стр. 38

1

Ноябрь

Тема 5. «Птицы нашего края», стр. 40

1

Тема 6. «Наблюдение за живым объектом (на примере морской свинки)», стр. 43

1

Декабрь

Тема 7. «Животные зимой», стр. 45

1

Тема 8. «Животные водоемов, морей и океанов»,

 стр. 48

1

Январь

Тема 9. «11 января — День заповедников и национальных парков», стр. 50

1

Тема 10. «Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)», стр. 53

1

Февраль

Тема 11. «Служебные собаки», стр. 55

1

Тема 12. «Огород на окне», стр. 57

1

Март

Тема 13. «Полюбуйся: весна наступает...», стр. 58

1

Тема 14. «22 марта - Всемирный день водных ресурсов», стр. 61

1

Апрель

Тема 15. «Знатоки природы», стр. 63

1

Тема 16. «22 апреля - Международный день Земли», стр. 65

1

Май

Тема 17. «Прохождение экологической тропы»,

стр. 66

1

Диагностические задания

1

Наглядно-дидактические пособия:

  • Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Перелетные птицы»; «Зимующие птицы»; «Хищные птицы»; «Птицы жарких стран»;  «Насекомые»; «Морские обитатели»; «Кто всю зиму спит»; «Погодные явления»; «Полевые цветы»; «Садовые цветы»; «Деревья и листья»; «Грибы»; «Фрукты».
  • Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Перелетные птицы»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Хищные птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Деревья»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
  • Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень».
  • Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».

Список литературы:

1. УМК «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

2. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Подготовительная к школе группа. (для занятий с детьми детей 6-7 лет)



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 19»

344016 г. Ростов-на-Дону ул. Мыльникова, 9 т. (факс) 277-51-51

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ознакомлению с природой

 подготовительной группы (группа № 5) для детей 6-7 лет  

автор О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

(в рамках УМК программы «От рождения до школы»)

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Авторы-составители:

Рогаль М.Г.

                                        Доломанова М.В.              

г. Ростов-на-Дону

2020г.                                                                                                                                                                                                           

                              Пояснительная записка

Рабочая программа основана с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ознакомлению с природой.

Направленность программы – познавательное развитие

Цели: ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование экологической культуры

Задачи:

Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие,);

формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.);

формирование осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира;

ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека; формирование привычки рационально использовать природные ресурсы;

формирование умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (экологически грамотное поведение);

развитие познавательного интереса к окружающему миру;

формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности.

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.).

Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.

Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).

Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).

Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).

Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.

Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).

Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.

Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).

Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.

Привлекать к посадке семян овса для птиц.

Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).

Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.

Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.

Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».

Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.

Объем программы по ознакомлению с природой составляет 18 (академических часов), занятия проводятся 1 раз в две недели по 30 минут, 2 занятия в месяц, в год – 18 занятий;

Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми в подготовительной группе осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине организованной образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.

Формы реализации:

Система работы включает:

- ООД (организованная образовательная деятельность),

-  беседы,

-  наблюдения,

- игровые занятия,

- элементарные опыты,

- экскурсии,

- проблемно-игровые ситуации

- викторины, сочинение загадок и сказок,

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, репродукций пейзажной живописи, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

-Экспериментальная, исследовательская деятельность.

Условия реализации:

1. Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, растения); В работе центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

  • Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
  • Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.

Методы и приемы ознакомление с природой:

Методы дифференцированного подхода.

различаются по сложности и продуктивности. Основными из них являются:

  - разноуровневое изложение материала:

  • вначале упрощенное изложение, затем усложненное;

          целостное изложение основного. Затем детализация и конкретизация по                    частям;

  • варианты лингвистического построения речи педагога в зависимости от типа восприятия ребенка (визуалы, аудиалы, кинестетики); специфической направленности на реализацию общих дидактических целей.
  • многократное повторение изложенного в течение занятия (для детей с плохой памятью)
  • использование наглядности в различных сочетаниях со словом (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);

- дифференцированные задания для детей с разным уровнем развития,               интересов детей, целевой направленности обучения;

- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровням сложности, продуктивности):

  • по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности;
  • по образцу, показанному педагогом или ребенком;
  • с комментированным управлением способом выполнения задания;
  • в паре; группе;
  • полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения;

- работа в парах, группах;

- дозированная помощь:

  • устная педагогом;
  • в виде образца;
  • алгоритм, инструкция;

           -индивидуальный опрос:

  • по предварительно отработанным с ребенком вопросам;
  • по плану, данному педагогом;
  • дозирование сложности вопросов и заданий;

          -дифференцированный контроль:

  • уровневые задания;
  • задания с выбором;
  • индивидуализация критериев оценки, индивидуализация заданий:
  • по объему;
  • по сложности;
  • по творческой направленности;
  • по срокам выполнения.

-дифференциация темпа усвоения.

2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка.

Для этого созданы следующие условия:

-условия для свободного выбора деятельности;

-условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

-не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;

  - создание разных пространств предъявления детских продуктов:

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

-праздники или иные события, как демонстрация детских достижений.

-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

3. Самостоятельная деятельность детей;

        Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий 2 раза в год.

        Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера

Планируемые результаты

  • Объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Иметь представления о различных природных объектах, о растительности леса, луга, сада, поля, домашних и диких животных, птицах. Красной книге, природе родного края.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Делать элементарные выводы и заключения.
  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Определять происхождение рукотворных предметов.
  • Учить рассматривать комнатные растения, выделяя части, знать домашних животных

Содержание занятий

Ознакомление с природой

Дата

Название темы

Кол-во часов

Примечание

Сентябрь

Диагностическое занятие.

1

Тема 1. «Дары осени», стр. 33

1

Октябрь

Тема 3. «4 октября - Всемирный день защиты животных», стр. 37

1

Тема 4. «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...», стр. 38

1

Ноябрь

Тема 5. «Птицы нашего края», стр. 40

1

Тема 6. «Наблюдение за живым объектом (на примере морской свинки)», стр. 43

1

Декабрь

Тема 7. «Животные зимой», стр. 45

1

Тема 8. «Животные водоемов, морей и океанов»,

 стр. 48

1

Январь

Тема 9. «11 января — День заповедников и национальных парков», стр. 50

1

Тема 10. «Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)», стр. 53

1

Февраль

Тема 11. «Служебные собаки», стр. 55

1

Тема 12. «Огород на окне», стр. 57

1

Март

Тема 13. «Полюбуйся: весна наступает...», стр. 58

1

Тема 14. «22 марта - Всемирный день водных ресурсов», стр. 61

1

Апрель

Тема 15. «Знатоки природы», стр. 63

1

Тема 16. «22 апреля - Международный день Земли», стр. 65

1

Май

Тема 17. «Прохождение экологической тропы»,

стр. 66

1

Диагностические задания

1

Наглядно-дидактические пособия:

  • Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Перелетные птицы»; «Зимующие птицы»; «Хищные птицы»; «Птицы жарких стран»;  «Насекомые»; «Морские обитатели»; «Кто всю зиму спит»; «Погодные явления»; «Полевые цветы»; «Садовые цветы»; «Деревья и листья»; «Грибы»; «Фрукты».
  • Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Перелетные птицы»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Хищные птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и помощники»; «Фрукты»; «Цветы»; «Деревья»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
  • Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень».
  • Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».

Список литературы:

1. УМК «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

2. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Подготовительная к школе группа. (для занятий с детьми детей 6-7 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа кружка "Ознакомление с фольклором"

Программа направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями....

Рабочая программа по ознакомлению с миром природы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Познавательное развитие»Вид организованной образовательной деятельности: ознакомление с миром природы           ...

Рабочая программа по ознакомлению детей с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии«Познаю мир» Образовательная область «Познавательное развитие»(3 –7 лет).

Презентация программы, написанной  в рамках регионального проекта "Внедрение   модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации"...

Рабочая программа по ознакомлению с миром природы

Рабочая программа по  ознакомлению с миром природы...

Презентация : " Программы по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию".

Презентация на тему : "Программы по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию"....