Рабочая программа по ознакомлению с миром природы
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: ознакомление с миром природы
Возрастная группа: 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_oznakomleniyu_s_mirom_prirody.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: ознакомление с миром природы
Возрастная группа: 5-7 лет
Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче¬ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Рабочая программа по ознакомлению с миром природы у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно учебному плану Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Солнышко».
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
• Конституция РФ
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.
Возрастные особенности развития детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст)
Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
Цель программы: формирование элементарных экологических представлений, понятия взаимосвязи «природа – человек», первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, природных явлениях.
Основные задачи по программе
- Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
- Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
- Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных.
- Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.
- Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи - в муравейниках, пчелы - в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов.
- Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
- Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
- Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
- Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
- Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
- Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Сезонные наблюдения
Осень.
- Закреплять знания детей о том, что сентябрь - первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
- Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима.
- Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе ( самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
- Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т.д.). Объяснить, что это корм для птиц.
- Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).
- Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце,
- то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
- Рассказать, что 22 декабря - самый короткий день в году. Привлекать к посадке семен овса для птиц.
Весна.
- Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают под снежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
- Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится - в тени или на солнце).
- Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.).
Лето.
- Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
- Рассказать о том, что 22 июня - день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
- Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.
Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной бразовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Физическое развитие» | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, через понимание взаимосвязи отношений «человек-природа». |
“Художественно-эстетическое развитие” | Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности для обогащения содержания области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы). |
“Социально-коммуникативное развитие” | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы. |
“Речевое развитие» | Формирование целостной картины мира природы через чтение художественных произведений. |
Целевые ориентиры
- Имеет расширенные представления о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса, различает их, классифицирует.
- Конкретизирует представления об условиях жизни комнатных растений.
- Различает и называет домашних, зимующих и перелетных птиц; домашних животных, диких животных, млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, насекомых. Сформированы представления об особенностях их жизни, приспособления к окружающей среде.
- Проявляет интерес к родному краю, уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
- Обобщает и систематизирует представления о временах года.
- Сформированы представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
- Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
- Сформированы представления о том, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
- Умеет правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).
Сезонные наблюдения
Осень.
- Знает названия осенних месяцев.
- Имеет представления о сезонных изменениях в природе.
Зима.
- Знает названия зимних месяцев.
- Имеет представления о сезонных изменениях в природе ( самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
- Сформированы представления о свойствах снега.
Весна.
- Знает названия весенних месяцев.
- Имеет представления о сезонных изменениях в природе
- Замечает изменения в уголке природы.
Лето.
- Знает названия летних месяцев.
- Имеет представления о сезонных изменениях в природе.
- Сформированы представления о труде людей на полях, в садах и огородах.
- Проявляет желание помогать взрослым.
Режим реализации программы
Общее количество организованной образовательной деятельности (занятий) в год | Количество организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю | Длительность организованной образовательной деятельности (занятий) | Форма организации образовательного процесса |
16 | 0,5 | до 30 минут | групповая |
Педагогическая диагностика
Реализация программы по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Продолжительность диагностического периода;
Стартовая диагностика:
01.09.2015г – 13.09.2015г
Итоговая диагностика:
16.05.2016г – 31.05.2016г
Тематический план
№ п/п | Программное содержание | Количество занятий |
1. | Природа и человек | 5 |
2. | Растения | 4 |
3. | Животные | 5 |
4. | Времена года | 2 |
Итого | 16 |
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с миром природы
№ | Дата | Организованная образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | |||
| Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | ||||
1 | план | факт | 3 | 4 | 5 | 6 |
Дары осени | Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов, систематизировать знания о труде людей осенью, воспитывать бережное отношение к природе, уважение к сельскохозяйственному труду людей. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 41 Р/тетрадь дошкольника «Природа» Стр. 2-5 | Д/и «Дары осени" | |||
Путешествие в осенний лес | Закрепить обобщающие понятия «грибы», «ягоды», характерные особенности, систематизировать знания о деревьях, кустарниках, воспитывать бережное отношение к природе, формировать экологически грамотное поведение в природной среде. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 70 Р/тетрадь дошкольника «Природа» Стр. 6-7,12-13 | Работа по мнемотаблице «Осень». Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр. 185 | |||
Шестиногие малыши | Продолжать расширять знания о многообразии насекомых, учить различать их по внешнему виду, сравнивая, находить отличия, выделять характерные особенности. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 135 Р/тетрадь дошкольника «Природа» Стр. 30-31 | О.М. Наумова Мир вокруг тебя. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. Стр.17-20 | |||
Природа и человек | Углублять и систематизировать представление о взаимотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 31,285 Р/тетрадь дошкольника «Природа» Стр. 32 | Просмотр мультфильма «Старый дуб» | |||
Ферма | Познакомить с понятием «ферма», расширить представления о труде сельских жителей, закрепить знания о домашних животных и их детенышах, воспитывать бережное отношение к животным. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 130,236 Р/тетрадь дошкольника «Природа» Стр. 14-15,26-27 | Викторина «Домашние животные» | |||
Встреча зимы | Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; учить сравнивать ветреную погоду с тихой, замечать красоту природы. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 158 | Работа по мнемотаблице «Зима». Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр. 186 | |||
Покормите птиц зимой | Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. | Конспекты занятий в старшей группе. Экология. В.Н.Волчкова Стр.66 Р/тетрадь дошкольника «Природа» Стр. 24-25 | Изготовление кормушек | |||
Растения рядом с нами | Расширить и уточнить представление о комнатных растениях; закреплять представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей, цветов; с некоторыми способами вегетативного размножения и ухода за растениями; воспитывать желание ухаживать за растениями. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 130,236 | Опыт «Растения пьют воду» Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр. 185 | |||
Животные жарких стран. Австралия. | Продолжать знакомить с животными жарких стран, расширять представление о материках, познакомить с климатическими условиями и представителями животного мира. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 209 Р/тетрадь дошкольника «Природа» Стр. 20-21 | Чтение рассказа «Для чего жирафу пятна» Рыжова Н.А. «Сказка – ложь, дав ней намек». Стр. 14 | |||
Уголок планеты, где мы живем | Формирование целостного представления о родном крае, стране, её географическом положении, растительном и животном мире, воспитывать любовь к родному краю, развивать чувство патриотизма. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 227 | Чтение рассказа «Инопланетян О.М. Наумова Мир вокруг тебя. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. Стр.62 | |||
Царство растений: цветы | Закрепить и обобщить знания о том, что на планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения, учить детей классифицировать цветы на полевые, садовые, лекарственные, развивать эстетическое восприятие. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 328 Р/тетрадь дошкольника «Природа» Стр. 8-9 | Посев семян «Огород на подоконнике» | |||
Русская береза | Уточнять и углублять знания о взаимосвязи человека и природы, формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родине. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 368 | Работа по мнемотаблице «Весна». Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр. 187 | |||
Рыбье царство в реке Битюг | Дать понять, что в водоеме, так же как и на земле, обитают животные, растения, рыбы; познакомить с пресноводными рыбами, воспитывать бережное отношение к водным обитателям. | Конспекты занятий в старшей группе. Экология. В.Н.Волчкова Стр.78 Р/тетрадь дошкольника «Природа» Стр. 28-29 | О.М. Наумова Мир вокруг тебя. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. Стр.15 Оригами «Рыбка» | |||
Мы все жители планеты Земля | Обобщать и систематизировать представление о временах года, частях суток; продолжать знакомить с космосом, солнцем, звездами, Солнечной системой. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 266 | Коллективная аппликация «Космос» | |||
Времена года | Закрепить знания о временах года, о сезонных изменениях в природе, о последовательности месяцев в году, о труде людей в природе; воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 358 | Д/и «Времена года» | |||
Красная книга-сигнал опасности. | Познакомить детей с Красной книгой. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. | Конспекты занятий в старшей группе. Экология. В.Н.Волчкова Стр.78 Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр. 122 | Чтение рассказа Природа – наше богатство» Рыжова Н.А. «Сказка – ложь, дав ней намек». Стр. 23 |
Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ
Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:
• системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений;
• раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции;
• организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития;
• наблюдение за динамикой психоречевого развития;
• сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы;
• тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с миром природы:
Основная цель – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.
Соответственно выдвигаются следующие задачи:
- ввести ребёнка в мир природы;
- формировать реалистические представления об её объектах и явлениях;
-формировать у детей систему знаний о живой и неживой природе как среде жизни растений, животных и человека;
- формировать исследовательскую деятельность детей;
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- формировать у детей целостное восприятие о природе;
- учить видеть и понимать причинно-следственные связи (в живой и неживой природе);
- воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к окружающей среде;
- формировать бережное и заботливое отношение и ответственное отношение к миру природы.
Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, особенно с теми, для кого трудно выполнять задания.
План работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы с семьей по направлению «Ознакомление с миром природы»
Месяц | Формы работы | Цель |
Сентябрь | Анкетирование «Насколько вы компетентны в вопросах экологии» | Выявление экологической компетентности родителей. |
Октябрь | Праздник «Здравствуй, осень золотая» Выставка «Осенний букет» (совместное творчество педагогов, родителей и детей) | Развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей. Привлечение родителей к сотрудничеству. |
Ноябрь | Буклет «А знаете ли вы, что…» (как долго разлагается пластик…) | Повышение экологической грамотности родителей. |
Декабрь | Акция «Поможем нашим друзьям». Изготовление кормушек. | Привлечение внимания к проблемам выживания птиц, оставшихся на зимовку. |
Январь | Консультация «Роль природы в развитии ребенка дошкольного возраста» | Просвещение родителей, вовлечение в реализацию задач экологического содержания. |
Февраль | Консультация «Игра и развлечение как средство воспитания у детей любви к природе». | Расширение знаний родителей о формах работы по ознакомлению дошкольников с миром природы. |
Март | Экологическая акция «Встречай с любовью птичьи стаи». Совместное творчество по изготовлению и распространению листовок «Берегите птиц». | Привлечение внимания общественности к проблемам охраны птиц и окружающей среды. |
Апрель | Фотовыставка семейных фотографий «Природа и мы» | Привлечение внимания родителей к проблеме загрязнения окружающей среды. |
Май | Размещение информации для родителей на сайте организации. | Обеспечение открытости и доступности информации по ознакомлению дошкольников с миром природы. |
Учебно-методическое сопровождение
1. Дидактические игры.
2. Дидактические и занимательные материалы.
3. Рабочие тетради.
Развивающая предметно-пространственная среда
Рабочее пространство
уголок творчества
уголок природы
Центры развития
центр экспериментирования
Список используемой литературы
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-Ноябрь. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 311с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-Февраль. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 351с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Март-Май. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
- Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-131 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
- «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Сборник текстов для чтения по экологии для детей младшего возраста) Рыжова Н.А. – Тамбов, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ознакомлению детей с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии«Познаю мир» Образовательная область «Познавательное развитие»(3 –7 лет).
Презентация программы, написанной в рамках регионального проекта "Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации"...
Рабочая программа по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. Первая младшая группа.
Рабочая программа...
Рабочая программа по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. Средняя группа.
Рабочая программа...
Рабочая программа по ознакомлению с миром природы
Рабочая программа по ознакомлению с миром природы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА "Приобщение к миру природы"
Программа разработана для детей 3 -7летСодержание программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, ознакомление с природой вообще и природой родного края...
Рабочая программа «Ознакомление с миром природы» образовательной области «Познавательное развитие»
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составл...