Рабочая программа кружка "Ознакомление с фольклором"
рабочая программа по теме
Программа направлена на духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_2010-2011.docx | 66.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ивушка»
Утверждаю:
заведующий МБДОУ
д/с № 10 «Ивушка»
_____ Диникина Л.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Ознакомление с фольклором»
Разновозрастная группа
Руководитель:
Донская Татьяна Павловна
Ст.Нововладимировская
Актуальность.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера края, станицы, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к русскому народному творчеству к культурным традициям – это программы: «Оберег», «Истоки», «Горенка», «Гусельки». Наша Родина – это Кубань. Каждый человек должен знать, понимать и ценить свое прошлое, свою историю малой Родины, так как без прошлого нет будущего. Я решила познакомить детей глубже с историей казачьего края, нашей станицы.
В настоящее время проблема приобщения детей к культуре наших предков не получила достаточного отражения в научных исследованиях. Созданием системы изучения национально - регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении является одним из направлений совершенствования патриотического воспитания маленьких казачат.
Возрождение историко - культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. В связи с этим особенно остро встает вопрос о необходимости глубокого использования национально - региональных факторов в воспитании детей.
Появилась необходимость разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание, формы, методы и условия формирования нравственного отношения к малой Родине, ее культурным ценностям.
Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством Кубани.
Выбрав это направление в своей работе, я преследовала единственную цель: познакомить детей с историей, культурой, традициями, обрядами и фольклором Кубани и своей станицы, поставив перед собой следующие задачи:
Воспитывать добрые чувства и интерес к своей малой Родине.
Воспитывать желание познавать и возродить лучшие традиции казачества.
Познакомить с историческим прошлым родного края, станицы на материале архивов, легенд, преданий экспонатов музея, рассказов старожилов.
Познакомить с культурным наследием Кубани (языком, фольклором, обычаями, обрядами).
Знакомство с кубанским народным костюмом.
Разучить с детьми кубанские песни, на кубанском говоре и современных авторов.
Познакомить с пословицами, поговорками, загадками Кубани.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучше традиции казачества.
Знакомство детей с Кубанью, станицей строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
Формирование у детей устойчивого интереса к кубанским народным традициям, обрядам и развитие музыкальных и творческих способностей закрепляется через различные формы народного фольклора.
Собранный материал помогает воспитанию детей в духе родной кубанской культуры, а основой активного участия является совместная творческая деятельность взрослых и детей.
Пока жив кубанский народный фольклор, дети никогда не забудут своего прошлого, своей истории и свои знания передадут своим детям.
Работая в детском саду, я решила, что знакомство с фольклором будет интересно и полезно детям дошкольного возраста. Они должны знать прошлое своего народа.
Дети очень любят петь кубанские народные песни на русском языке и кубанском. Самая сложная работа – это разучивание песен на кубанском языке. Детям очень сложно выговаривать некоторые слова. Поколение меняется, стариков, которые говорят на кубанском диалекте, становится все меньше, дети такую речь слышат реже и поэтому разучивание песен затрудняется, но дети с большим интересом и желанием преодолевают это препятствие, вместе со мной радуются результатам.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями.
Духовно - нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.
Организация разнообразных форм работы по духовно – нравственному воспитанию является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа кружка ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и региональных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к кубанской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.
Задачи программы:
Образовательные:
Знакомить детей с русским народным, кубанским поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Воспитательные:
Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Методические приемы:
наглядный, словесный, практический;
беседы с детьми;
наблюдение за природой;
слушание русских народных песен, сказок;
инсценировки песен и малых фольклорных форм;
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.
Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы(2 раза в год: октябрь - промежуточный, май - итоговый);
Отчет о работе кружка на Совете педагогов (май)
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
« Детский музыкальный фольклор».
ТЕМА 1. « Потешки, приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
ТЕМА 2. « Колыбельные песни, пестушки».
Предназначение данных произведений. Постижение народно -попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.
ТЕМА 3. « Считалки, дразнилки, частушки».
Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
« Народные песни».
ТЕМА 1. « Календарные песни».
Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
ТЕМА 2. « Свадебные песни».
Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.
ТЕМА 3 « Лирическая песня».
Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.
« Игровой фольклор».
Тема 1. Песенный припев.
Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.
Тема 2. « Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
« Хоровод».
Тема 1, 2 « Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
« Игра на детских музыкальных инструментах».
Тема 1. « Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
Тема 2 « Ансамблевая игра».
Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
Содержание кружка ориентировано на детей 4-7 лет. Занятия проводятся1- 2 раза в неделю во 2 - ой половине дня по 30 минут.
Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам:
4-5 лет
*Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
*Слышать и правильно интонировать в пределах кварты и квинты.
*Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица) и их традициях.
*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
*Уметь чередовать разные приёмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне.
*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию.
*Ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), идти за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них.
*Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым.
*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
5-6 лет
*Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
*Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
*Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
*Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.
*Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
*Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
*Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
*Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
*Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
*Проявлять внимание и заботу к близким.
*Передавать полученные знания малышам.
6-7 лет.
*Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать.
*Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.
*С желанием участвовать в любом виде деятельности.
*Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
*Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
*Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.
*Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,
«ниточка с иголочкой».
*Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).
*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
*Передавать полученный опыт малышам.
Взаимодействие со специалистами и родителями: Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
3. ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
Дата | № занятия | Программные задачи | Репертуар (материал, оборудование) | Приложение |
Октябрь | ||||
01.10.12 | 1. | Беседа о календарных песнях. Способствовать приобщению к пению, понимать содержание песни. Знакомство с хороводной игрой. Развивать двигательную активность. Учить играть на детских (шумовых) инструментах. | «Ой, при лужку» «Осень, осень в гости просим» «Огородник» Р.н.м. «Ах, вы сени» | Исп. Кубанский казачий хор Фонограмма |
03.10.12 | 2. | Познакомить детей с историческим прошлым родного края. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению. Познакомить с танцем «За-за» («Коза»), запоминать последовательность движений. Развивать умение быстро реагировать на смену музыки сменой движений. | «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков «Ой, при лужку» Танец-игра «За-за» Игра «Огородник» | Фонограмма Фонограмма |
08.10.12 | 3. | Знакомство с новой песней. Беседа о содержании, характере. Чисто произносить слова, передавать характер песни. Разучивание. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых образов (коза). Принимать активное участие в игре. | «Ой, да Краснодарский край» «Ой, при лужку» Танец - игра «За-за» Игра «Огородник» | |
10.10.12 | 4 | Учить детей передавать в пении настроение песни. Разучивание. Доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий. Познакомить с новой игрой. | «Ой, да Краснодарский край» «Ой, при лужку» Танец - игра «За-за» Игра «Иголка, нитка и узелок» | Фонограмма «Казачьи забавы» |
15.10.12 | 5 | «Кубанская ярмарка» Расширить знания и представления детей об искусстве и этнографии Кубанского края. Продолжать знакомить детей с фольклором и играми казаков Кубани. | самовар, прялка, бублики, овощи, фрукты, вышивки, кружева, соломенные куклы, тряпичные куклы, глиняные сосуды, деревянные игрушки, свистульки, матрешки, соломенная шляпа, клубочки, деревянные ложки, мешочки, обручи | |
17.10.12 | 6 | "Малые фольклорные формы» закрепить знания детей о малых формах фольклора: русскими народными песенками, загадками, небылицами, потешками | ||
22.10.12 | 7 | «Знакомство с символикой края». Познакомить детей с государственной символикой края: гербом, флагом, гимном. | изображение флага, герба. Фонограмма гимна Краснодарского края | |
24.10.12 | 8 | Учить детей передавать в пении настроение песни. Разучивание. Доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий. Активизировать участие детей в игре. | «Ой, да Краснодарский край» «Ой, при лужку» Танец - игра «За-за» Игра «Иголка, нитка и узелок» | |
29.10.12 | 9 | Знакомить детей с кубанскими народными песнями, поговорками, с народными танцевальными движениями. Посредством музыки, песен, пословиц, поговорок, воспитывать у детей с жизнью и бытом кубанского казачества, развивать познавательный интерес к истории своего народа. | «Ой при лужку» «На Кубани мы живем» | |
31.10.12 | 10 | Исполнять песню эмоционально, соблюдая ритм и темп. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса. Развивать навыки движения под музыку. Развивать ловкость, эмоциональное отношение в игре | «Ой, да Краснодарский край» «Ой, при лужку» Танец – игра «За-за» | |
Ноябрь | ||||
05.11.12 | 1 | Беседа о предназначении потешек. Исполнять песню эмоционально, соблюдая ритм и темп. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса. Развивать навыки движения под музыку. Развивать ловкость, эмоциональное отношение в игре | «Ой, да Краснодарский край» «Ой, при лужку» Танец – игра «За-за» Игра «Иголка, нитка и узелок» | |
07.11.12 | 2 | Колыбельные. приобщать детей к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций во взаимосвязи с современностью. Дать понятие о фольклоре, истории и значении колыбельных песен – баек, научить детей видеть в нем жизнь, внутренний мир человека и красоту природы, познакомить с героями колыбельных песен и особенностями их интонации. | ||
12.11.12 | 3 | «Край, в котором ты живешь» Продолжать знакомить детей с кубанским бытом, закреплять знания о кубанских традициях. Знакомить с песенным творчеством Кубани; учить петь разнохарактерные народные песни. Развивать музыкальный вкус детей. | ||
14.11.12 | 4 | Разучивание. Повторение знакомых песен. Знакомство с частушками. Разучивание. Запоминать последовательность движений танца. Развивать умение быстро реагировать на смену музыки. | «Цвети, Кубань» «Ой, при лужку» Частушки. «Вышита сорочка» «Моргушки» | |
19.11.12 | 5 | Познакомить детей с кубанской одеждой; учить правильно называть одежду; освоить простые элементы кубанской росписи. | Комплексное занятие «Край родной, земля кубанская» | |
21.11.12 | 6 | Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани. Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда. | ||
26.11.12 | 7 | Разучивание. Повторение знакомых песен. Знакомство с частушками. Разучивание. Запоминать последовательность движений танца. Развивать умение быстро реагировать на смену музыки. | «Цвети, Кубань» «Ой, при лужку» Частушки. «Вышита сорочка» «Моргушки» | |
28.11.12 | 8 | Быт казаков. Познакомить с трудом, бытом, традициями казаков; привить любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа; воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению. | ||
Декабрь | ||||
03.12.12 | 1 | Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни. Разучивание колядок Продолжать разучивать танец. Учить играть на детских (шумовых) инструментах | «Елочка» «Вышита сорочка» Р.н.м. | |
5.12.12 | 2 | Повторение знакомых песен Разучивание рождественских колядок. Закреплять навык движения в хороводе. Разучивание слов к хороводу. Развивать двигательную активность, привлекать к игре всех детей. | «Ой, да Краснодарский край» «Цвети, Кубань» «Елочка» и др. «Ой, ты зимушка - зима» Картотека. | |
3 | Слушать Рождественские колядки. Разучивание. Согласовывать движения и музыку в хороводе. Внимательно следить за сменой муз.фраз, Вовремя начинать и заканчивать движения. Подготовка к празднику «Новогодние святки» Повторить знакомый танец - игру | Гр.запись «Елочка» «Ой, ты зимушка, зима» «Вышита сорочка» «За-за» | ||
4 | Повторить Рождественские колядки. Двигаться в хороводе, согласовывая движения с музыкой и словами. Подготовка к празднику» Новогодние святки» | «Ой, ты зимушка-зима» | ||
Январь. | ||||
1 | Подготовка к празднику «Новогодние святки» | Сценарий. (Колядки, хоровод «Ой, ты зимушка-зима») | ||
2 | Праздник «Новогодние святки» | |||
3 | Беседа о колыбельных песнях. Развивать художественно-образное мышление при восприятии колыбельных песен, фантазию, творчество, развивать вокально-хоровые навыки при работе над интонацией. | Колыбельные песни. | ||
Февраль. | ||||
1 | Повторить знакомые песни (по желанию) Беседа о празднике «Масленица», о традициях, обрядах. | «Ой, при лужку» «Цвети, Кубань» и др. | ||
2 | Заучивание закличек о весне, масленице. | А мы масленицу дожидали Небылицы | ||
3 | Подготовка к празднику «Масленица». Разучивание песни. Беседа о частушках. Разучивание Принимать активное участие в игре. | «Блины» Частушки. Ловишки. | ||
4 | Беседа о приходе весны и о быте казаков, труде, связанном с этим временем года. Разучивание закличек о весне, масленице. | «Блины» Частушки А мы масленицу дожидали | ||
Март | ||||
1 | Подготовка к празднику «Масленица широкая» | |||
2 | Праздник «масленица широкая» | |||
3 | Познакомить детей с кубанским фольклором: загадками, пословицами, песнями, играми. Воспитывать интерес к произведениям народного искусства, патриотизм, гордость за свой край. | Беседа «Кубанский фольклор – потешки, загадки» «А мы просо сеяли» | ||
4 | Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда. Знакомство с плясовой. Активно участвовать в игре. | Беседа: «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани» «На зеленом, на лугу» Картотека. | ||
Апрель | ||||
1 | Познакомить детей с кубанским народным обрядовым праздником Пасхи. Дать представление о праздновании Вербного воскресенья. Развивать интерес к истории своего народа, учить быть продолжателями традиций и обычаев своих предков – жителей Кубани | Беседа о празднике «Пасха» Пасхальные песни | ||
2 | Разучивание пасхальных песен. Учить детей самостоятельно выполнять плясовые движения. Игры по желанию детей | Пасхальная песня «На зеленом, на лугу» Картотека | ||
3 | Разучивание пасхальных песен. Развивать творческие способности детей при разыгрывании театрализованного представления по мотивам русской народной сказки. | Пасхальная песня Разыгрывание пасхальной сказки. | ||
4 | Подготовка к празднику «Пасха» | |||
Май | ||||
1 | Праздник «Пасха» | |||
2 | «Краснодар в годы Великой Отечественной Войны». Дать детям знания о Великой Отечественной войне, о защитниках города Краснодара в годы войны, о жителях города, края, станицы. | |||
3 | Разучивание заклички «Дождик, дождик, поливай». Различать средства муз.выразительности (капельки дождя). игра на дет.муз.инструментах. Знакомство с новым хороводом | «Дождик, дождик, поливай» Дождик «Светит месяц» | ||
4 | Повторение знакомых песен. Вовремя начинать и заканчивать движения, согласуя их с музыкой и текстом. Игры по желанию детей. | «Светит месяц» Картотека (Ручеек, Пчелы и др.) |
5. Диагностика уровня развития детей в музыкальном фольклоре.
Диагностика выделенных показателей в ходе контрольного эксперимента проводилась в форме индивидуальных и фронтальных исследований при выполнении детьми специально разработанных заданий
Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором.
Наличие элементарных знаний о народных традициях
Знание народных инструментов
Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)
Багаж народных игр
Формирование певческих навыков
Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора
Художественно творческое развитие
Методика выявления уровня владения детьми народным музыкальным фольклором.
Определение уровня владения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.
В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждой из семи показателей владения детьми народным музыкальным фольклором.
Показатели | Уровни | Баллы |
Эмоциональная отзывчивость при восприятии русского народного фольклора | У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание | 4 балла |
У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого. | 3 балла | |
У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия). | 2 балла | |
Наличие элементарных знаний о народных традициях | Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз.рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике | 4 балла |
Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные) | 3 балла | |
Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты ( используется зрительная наглядность) | 2 балла | |
Формирование певческих навыков | Ребёнок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит незнакомую мелодию ( по усмотрению муз.рук) | 4 балла |
Ребёнок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи | 2 балла | |
Багаж народных игр | Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры) | 4 балла |
Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесноё помощи взрослого (2-3 игры) | 3 балла | |
Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (Показ действий к игре или название игры) (1-2 игры) | 2 балла | |
Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки) | Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 5-6) | 4 балла |
Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 4-5) | 3 балла | |
Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 3-4) | 2 балла | |
Знание русских народных инструментов | Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов ( по усм. муз.рук). | 4 балла |
Ребёнок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов | 3 балла | |
Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных инструментов после оказания ему моторной помощи ( предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания) | 2 балла | |
Художественно-творческое развитие | Ребёнок свободно сочиняет или исполняет оригинальную песню или танец («свою» песню или танец) | 4 балла |
Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь) | 3 балла | |
Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после оказания моторной помощи ( предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз.рук.) | 2 балла |
Анализ и обобщение полученных результатов
(даёт возможность получить общую картину уровня развития детей фольклором)
Все данные обследования детей записываются в тетради по следующей форме.
№ | Список детей | Показатели уровня развития детей фольклором | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Общая оценка | Уровень развития | ||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 |
Уровень развития ребёнка определяется суммой развития семи основных показателей деленных на общее количество показателей-7.
Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребёнка рассчитывается по формуле
У. муз.р.= 1+2+3+4+5+6+7
7
1- эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора
2-наличие элементарных знаний о народных традициях
3- формирование певческих навыков
4- багаж народных игр
5- владение основами малого фольклора( потешки, считалки, поговорки)
6- знание русских народных инструментов
7-художественное творческое развитие
Примерные нормы оценки уровня владения детьми фольклором (в баллах)
Уровни | Итоговые показатели ( в баллах) |
Оптимальный | 3,5-4 балла |
Высокий | 2,4-3,4 |
средний | 1,3-2,3 |
Описательная характеристика уровней владения народным фольклором ребёнка дошкольного возраста
IV (Оптимальный) уровень владения народным музыкальным фольклором 3, 4-4 балла.
Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охорактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно дает жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.
III (высокий) уровень владения народным музыкальным фольклором 2,4-3, 4 балла
У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.
II (средний) уровень владения народным музыкальным фольклором, 1,3-2, 3 балла
У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторную помощи.
Заключение
Разработанная методика строилась как на целенаправленном обучении детей основам традиционной народной культуры, так и на самостоятельном её перенимании, использовании обучающих возможностей собственно детского коллектива.
Подбор репертуара основывается на опыте народной педагогики, учитывающей:
а) возрастные и индивидуальные возможности детей;
б) возможности различных жанров и конкретных произведений фольклора в обучении культуре;
в) связь музыкального фольклора с народным календарём, чредой праздников и будней, семейными событиями и т. д.
Проведённая работа позволяет сформировать следующие выводы:
Разработанная и проверенная в процессе работы педагогические условия приобщения детей к народной культуре (народная культура предоставлена во взаимосвязи духовного, музыкально-фольклороного, познавательного компонентов; осуществляется комплексный подход к освоению музыкального фольклора; реализуется атмосфера сотворчества детей и взрослых). У детей возрастает интерес к народной культуре, развиваются способности художественного восприятия, формируются основы музыкально- фольклорной деятельности, активизируется художественно-творческое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора
«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук) «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Составитель: Ладилова О.В. «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИТОРИКЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ»
Занятие по риторике – это занятия, на которых происходит обучение детей речемыслительной деятельности в определенной жизненной ситуации. Предлагаемая программа сориентирована на дет...
Рабочая программа «Развитие творческих способностей детей средней группы средствами русского фольклора Сибирского региона»
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста – актуальная проблема современной педагогики. Творческая личность всегда активна, способна к самостоятельности мышления и пре...
Рабочая программа "Чудесный мир фольклора"
Новизной и отличительной особенностью программы «Чудесный мир фольклора» является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фо...
Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста
Рабочая программа Кружок по фольклору "Ладушки". Вторая группа раннего возраста...
Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...
Комментарии
Спасибо, взяла. пригодится.
Спасибо, взяла. пригодится.